Глава 7 результативность журналистики

Результативность деятельности средств массовой информации как мера реа­лизации журналистской идеи, степень достижения целей, соответствующих потреб­ностям общества, складывается из действенности (под влиянием выступлений СМИ социальные институты принимают конкретные меры) и эффективности, когда речь идет о воздействии на читателя, телезрителя, радиослушателя, о формировании их убеждений. Мы называем результативность функциональной, когда достигнуто максимальное влияние по отношению как к социальному институту, так и к массо­вой аудитории; дисфункциональной, если результат оказывается противоположным желаемому; афункциональной — при нулевом итоге. Есть еще и нефункциональная результативность, когда после выступления СМИ возникает неожиданный побоч­ный эффект, не связанный с целями журналиста [1].

Проблема эффективности, как пишет Е. П. Прохоров, это, прежде всего, про­блема прагматичной адекватности, то есть расчета каждого шага журналистской деятельности на конечный результат. По его мнению, массово-информационная деятельность включает три этапа: первый — отражение действительности, второй — создание текста произведения, третий — освоение произведения аудиторией [2]. Создание журналистского произведения и процесс его восприятия, осмысления со стороны массовой аудитории, изменение ее социального поведения под воздействи­ем СМИ — таковы узловые проблемы эффективности журналистики. Конечный ре­зультат деятельности СМИ можно оценивать по следующим параметрам: 1) акту­альность и новизна выступлений СМИ; 2) соответствие содержания и формы жур­налистских текстов, методов работы творческих сотрудников СМИ и самих средств информации нормам и ценностям, присущим аудитории; 3) глубина анализа соци­альной действительности; 4) опережающая постановка средствами информации общественно значимых актуальных проблем; 5) наличие идеалов и социально-по­литических ориентиров как в конкретных журналистских текстах, так и в их сово­купности; 6) художественная выразительность подачи материалов [3]. Но кроме этого текстового метода важны и иные уже организационные действия редакции: изучение общественного мнения и настроений аудитории издания, работа с пись­мами и активом редакции, другие журналистские акции.

Результативность связана с рядом факторов, она зависит от четкого действия функций журналистики, точного соблюдения ее принципов, неукоснительного сле­дования в журналистской практике правовым и этическим нормам, наконец, от уровня мастерства работников СМИ.

Средства массовой информации играют большую роль в познании мира, в обес­печении динамичного общения, в поддержании социального равновесия, но в то же время они обладают разрушительной силой, становятся порой инструментом манипуляции сознанием.

На характер современной отечественной журналистики воздействуют и реа­лии рынка (борьба за выживаемость, конкуренция), и глобализация информацион-

Результативность журналистики



ных процессов, когда под влиянием мощной информационной индустрии Запада утрачивается национальная самобытность, привычными и обыденными становят­ся делячество, аморальность, сенсационность, беспринципность, и массовая куль­тура (искусство понятного, тривиального), когда размываются границы между ре­альным и идеальным, допустимым и вседозволенным.

Взаимовлияние и взаимодействие массовой культуры и массовой коммуника­ции и создает мощный поток мифологизированной информации. Наряду с обыч­ным реальным человеком на экране телевизора зритель все больше видит маски, имиджи ведущих, политиков и публицистов, звезд кино, театра, спорта, конкурсов красоты. Время эфира все больше захватывается развлекательными, игровыми, рекламными передачами, конкурсами, продукцией массовой культуры [4]. Неслу­чайно, когда в декабре 1996 г. на форуме «Телевызов-97» разгорелись яростные споры о взаимовлиянии конкретных СМИ и культуры, то наметились две линии в оценке телевидения. Одна определяла телевидение как шоу-бизнес, как область рекламы; вторая отстаивала позицию, что телевидение — это мощный источник формирования общественного сознания, нравственного, духовного воспитания общества. Отмечалось, что если длительное время (в советский период) телевиде­ние формировало утопическое общественного сознание (построение коммунизма и иные мессианские устремления), то в настоящее время оно, как и другие СМИ, развивает мифологическое сознание (миф катастрофизма, всеобщей продажности, всеобщего страха, безнадежности, политической апатии, отсутствия целей разви­тия, провала всех реформ и т.п.). Если на телевидении в зарубежных фильмах по­лицейский выступает, как правило, защитником вдов и сирот, а напарником у него часто лицо негритянского происхождения, женщина (этим воспитываются весьма важные гуманистические ценности), то в российских телепередачах показывают только отрицательные черты сотрудников правоохранительных органов.

В последние годы сформировался тип развлекательной прессы, которая отлича­ется особым оформлением полос, подчеркнутой легкостью изложения, сенсацион­ностью материалов, отсутствием глубины в разработке социальных, политических и экономических тем. Используя интервью, заметки, информационные корреспонден­ции редакции подобных газет и журналов стремятся заполнить досуг читателя.

Качественная журналистика противостоит информационному журналисту, предлагая читателю в общеполитическом или деловом издании, как уже отмеча­лось, развернутый анализ причин и возможных последствий ситуаций, событий, явлений. Важно добиться сбалансированности двух направлений — массовой и качественной прессы.

На радио и телевидении идут, в основном, три потока вещания: 1) информаци­онные выпуски новостей, диалоги (беседы, интервью, дискуссии с привлечением профессионалов, экспертов по самым разным вопросам экономической, полити­ческой, социальной и культурной жизни); 2) развлекательные программы; 3) по­литический и социально-экономический анализ актуальных событий. Основные перемены в содержании электронных СМИ выразились в том, что повысился ана­литический уровень телерадиопрограмм, но одновременно увеличилась доля ин­формационно-развлекательного вещания, которое к тому же часто прерывается рекламой; повысилась роль журналиста-ведущего; расширился диапазон непосред-



Глава 7

ственных форм общения с аудиторией, поскольку передачи, идущие в прямом эфире, повышают эффектиЕ юсть воздействия на разные группы телезрителей и радио­слушателей.

Однако в средствах массовой информации меньше стали говорить о достиже­ниях в стране, больше — о жизни политической элиты, о горячих точках, различ­ных катастрофах, происшествиях, скандалах. В связи с этим весьма актуальной становится проблема определения главной роли журналистики, генеральной функ­ции публицистики — совокупности актуальных общественно-политических тек­стов, радио- и телепередач.

Наши рекомендации