Журналистика как фактор развития общественного сознания

В доперестроечное время основой деятельности журналистов была коммуни­стическая идеология: пропаганда марксистско-ленинских идей, социалистическо­го образа жизни, воспитание нового человека, критика ценностей Запада. Эти ус­тановки определяли не только содержание газетной и эфирной публицистики, но и их структуру, направленность, способы общения с аудиторией. Современная ду­ховная и материальная жизнь российского общества пронизана разнообразными идеями, концепциями, программами. Но теоретическое осмысление его идеологи­ческой жизни отстает от требований практики. В девяностые годы у нас не появи­лось крупных специальных работ, посвященных идеологии, хотя она и рассматрива­ется в ряде учебников и учебных пособий по философии [5]. Раньше содержание социалистической идеологии определяли как совокупность философских, эконо­мических, политических, правовых, нравственных, художественных и других взгля­дов и идей рабочего класса, всех трудящихся, выражающих их условия и образ их жизни, их коренные интересы [6].

В современном российской обществе существуют разнообразные идеологии — в соответствии со статьей 13 Конституции Российской Федерации («Никакая идео­логия не может устанавливается в качестве государственной или обязательной») не допускается приоритет государственной или иной идеологии. И потому идеологией можно назвать систематизированное и концептуально-теоретическое знание, в ко­тором обосновываются интересы, ценности и положение в обществе конкретных субъектов и на этой основе объясняется динамика и перспективы социального раз­вития. Всякая идеология — это прямое или косвенное выражение коренных интере­сов какой-либо социальной группы, а поскольку нет достаточно высокой степени обобщения интересов граждан и уровня их жизни, идеология не может выступать как общенациональная. Правда, примирить концепции монизма и плюрализма мог­ла бы идея гуманизма как идея для человечества: «чтобы выжить, решая глобальные проблемы, сохраняя Землю как общий дом, соблюдая права человека» [7].

К сожалению, у нас сложилось довольно критическое отношение к идеологии, идущее из-за отрицания какой-либо положительной роли идеологии советского пе­риода.

Как естественный и необходимый элемент сознания людей и как явление ду­ховной жизни идеология включает в себя не только теоретико-концептуальные зна-

Результативность журналистики



ния, но и систему ценностей, идеологические отношения, совокупность конкретных действий субъектов, соотносится с наукой, искусством, религией, атеизмом, инфор­мационными процессами и другими элементами содержания духовной жизни.

Средства массовой информации, как один из субъектов идеологии, воздейству­ют на идеологические процессы. С одной стороны, они способствуют распростра­нению идеологической информации, утверждают свободу слова; с другой — для них характерна ведомственность, декларативность многих идеологических меро­приятий, негативность в ущерб национальному согласию, манипулирование обще­ственным мнением и сознанием граждан.

В последние годы в отечественной литературе избегали употреблять в прямом значении не только слово «идеология», но и «пропаганда». Но пропаганда всегда со­храняет свое значение. Разрушение идеологического пространства не означает ис­чезновения пропаганды. Напротив, она заметно активизируется во время экономи­ческой, политической и идеологической нестабильности и социальных потрясений. Смысл пропаганды в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровня политического сознания, идеологии и массовой психологии, в обеспечении единства рационального и эмоционального моментов в поведении людей. Идеоло­гия всегда эффективна, когда она мобилизует национальное сознание и учитывает политические реалии своего времени. С идеологией и общественным сознанием были связаны ведущие несколько лет назад дискуссии о высшей цели журналистики.

В шестидесятые годы была выдвинута точка зрения, согласно которой генераль­ная функция публицистики состоит в формировании общественного мнения [8]. Эта точка зрения развивалась, варьировалась, обогащалась, но при всех различиях ос­тавалась краеугольным камнем целого направления в теории публицистики [9]. Одни исследователи подчеркивали воздействие публицистики не только на обще­ственное мнение, но и на общественное сознание; другие, относя к ее задачам орга­низацию общественного мнения, утверждали далее, что публицистика «в конеч­ном счете оказывает влияние в целом на общественное сознание»; третьи писали о правомерности трех вариантов воздействия: 1) на сознание и поведение аудитории через формирование общественного мнения; 2) на мнение и поведение аудитории через преимущественное обращение к фундаментальным мировоззренческим цен­ностям аудитории; 3) на общественное мнение и сознание широких слоев аудито­рии через воздействие на социальное поведение конкретного круга лиц [10].

Но и сегодня бытует мнение, что главная задача идеологической деятельности журналистики — «способствовать росту сознательности масс путем акцентирова­ния внимания на задачах по развитию общественного мнения» [11].

Между тем общественное мнение — лишь одно из состояний общественного со­знания, заключающее в себе отношение людей к событиям и фактам социальной дей­ствительности, к деятельности различных групп и отдельных людей [ 12]. Не мнение воздействует на сознание, а, наоборот, зрелость общественного сознания делает об­щественное мнение компетентным и истинным. Мнение — элемент сознания, его слепок. Общественное сознание с присущей ему творческой активностью — база об­щественного мнения, оно значительно шире, более емкое. Пресса в первую очередь воздействует именно на общественное сознания, причем некоторые сформирован­ные публицистикой убеждения людей, переплавленные в практические действия,



Глава 7

не находят отражения в общественном мнении. Во-первых, потому, что обществен­ное мнение высказывается не по всякому поводу, а по фактам и событиям, вызываю­щим общественный интерес, отличающимся значимостью и актуальностью пробле­мы [13]. Во-вторых, за рамками общественного мнения остаются подчас такие ду­ховные образования, как новые нравственные и социально-психологические качества людей, их стремление к более активному участию в политической или экономичес­кой жизни страны, возникшее под воздействием теоретических знаний или показа примера, достойного подражания, впечатляющего положительного опыта россиян.

Работника печати можно рассматривать как своего рода источник формирова­ния читательской психологии, включающей в себя мысли и чувства, потребности, установки, ожидания, вкусы и т.д., возникающие по поводу прочитанного на уров­не обыденного сознания [14].

Из истинной роли общественного сознания и общественного мнения и следу­ет исходить при определении основного назначения публицистики. В задачах жур­налистики проблема формирования мнения должна идти вторым планом, как про­изводная от главной — развития общественного сознания. Таким образом, генераль­ная функция современной публицистики состоит в формировании и развитии общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убежде­ний в практические результаты в области материальной и духовной жизни России. Однако интегрировать индивидуальное сознание разных людей в общественное — задача весьма сложная. Во-первых, важнейшим условием формирования и разви­тия нового сознания прежде всего на обыденном уровне выступают социально-эко­номические потребности и интересы. Во-вторых, плюрализм мнений и многопар­тийность привели к раздробленности политического сознания в российском обще­стве: отдельные исследователи выделяют западников и патриотов; обновленцев и государственников; обывателей, для которых главное — доступность товаров в ма­газинах, и зеленых, цель которых — чистота окружающей среды [15].

Итак, своими публицистическими текстами, телевизионными и радиосюжета­ми журналистика призвана содействовать развитию общественного сознания, ко­торое проявляется в таких формах, как политика, экономика, мораль, искусство, наука, право, философия, религия.

Рассмотрим подробнее проблемы журналистики, связанные с формировани­ем экономического (рыночного) сознания. Если экономическое мышление есть «интеллектуальная способность человека... осмысливать экономические явления, познавать их, усваивать экономические понятия, категории, теории, соотносить их с практикой и соответствующим образом ориентироваться в экономической жиз­ни», то экономическое сознание трактуется как «продукт отражения людьми эко­номических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей, взглядов, теорий, концепций и других духовных образований, общих для... соци­альных групп, всего общества и выражающих свое отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент» [16].

Экономическая практика постоянно вводит в сферу познания все новые фак­ты и явления действительности, которые осознаются одновременно посредством как эмпирического, так и теоретического мышления, формируя одновременно оба

Результативность журналистики



уровня сознания: обыденный и теоретически. На обыденном уровне сознания, при отражении отношений, ограниченном житейским опытом, людям, замыкающимся на личных будничных заботах и стремлениях, трудно подняться до понимания об­щественных интересов, всесторонне взглянуть на жизнь общества, отделить су­щественный факт действительности от второстепенного, выявить закономерности экономического развития. Часто стихийно, эмпирически складывается и социальная психология — эмоциональная сторона общественного сознания. Все это может при­вести к неправильным выводам, искаженной оценке тех или иных жизненных яв­лений, преувеличению или недооценке происходящих экономических процессов. Отсюда неадекватность общественно-экономического сознания как совокупности прогрессивных идей, взглядов, настроений, принятых большинством людей, эко­номическому сознанию отдельных граждан. Поэтому важно, чтобы в область эко­номической психологии и обыденного сознания все больше проникали научные взгляды, повышался теоретический уровень сознания. И здесь средства массовой информации должны сыграть важную роль. Экономические идеи, факт, явление (знание о нем), доведенные СМИ до массовой аудитории, перерабатываются мыш­лением читателей, радиослушателей, телезрителей, закрепляются в сознании, под влиянием стимулирующих экономических потребностей и интересов психически преобразовываются в убеждения — сплав рационального (знание), эмоционально­го (чувства) и волевого (волеустремление); убеждения становятся основой мораль­ных норм общества. Убеждения материализуются в поступках и поведении людей, а изменения в сознании дают толчок к возникновению мнения — стремления вы­сказать свое отношение к тиражируемой СМИ идее. Отклики, заметки, корреспон­денции читателей, телезрителей, радиослушателей как чуткий барометр обществен­ного мнения наряду с другими журналистскими материалами в процессе повтор­ной апелляции СМИ к той же идее привносят в сознание массовой аудитории новые знания и новый импульс развития. Идея, поддержанная мнением уже принявших ее людей, вербует себе новых сторонников и приверженцев. Но как надстройка, воздействуя на базис, остается зависимой от него, так и общественное мнение, оп­ределенным образом влияя на общественное сознание, детерминировано последним. Речь идет, однако, о диалектической связи: общественное мнение — не только ре­зультат общественного сознания, но и предпосылка его возможного изменения.

Мерилом эффективности публицистики являются изменения, происходящие в сознании представителей массовой аудитории, эмоциональных состояниях, во­левых усилиях, в системе знаний, убеждений.

Пожалуй, ни один аспект исследования журналистики не был так привлекате­лен для теоретиков, как анализ социальных функций массовой коммуникации. Долгое время ориентировались на ленинское: «газета — не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Но уже в 70-80 гг. XX в. началось расширение круга функций СМИ. Список их выг­лядел так: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, ге­донистическая функции (1969, Г. И. Хмара,); политико-воспитательная, пропаган­дистская, управленческая, организаторская функции (1975, В. Г. Афанасьев,); интег-ративная, регулятивная, воспитательная, перераспределения духовных ценностей, социализации, ориентационная, идентификации, престижная, тонизирующая (1983, Г. В. И. Дрюпин); распространение знаний о действительности, информирование;



Глава 7

интеграция общества и его саморегуляция; формирование общественного мнения; идейно-воспитательная функция; реализация социальной активности членов об­щества; функция распространения культуры; функция развлечения (разные авто­ры 80-х) [17].

Подобный поиск ведется и на Западе. К примеру. У. Липманн в своей книге «Общественное мнение» отдает приоритет манипуляторской (управленческой) функции прессы, а Е. Мэйо (в труде «Социальные проблемы индустриальной ци­вилизации») — коммуникационной, позволяющей осуществлять связи по верти­кали (от управляющих к управляемым и обратно) и по горизонтали (на различных уровнях управления и социальных срезах общества).

В последнее время пишут о идеологических, непосредственно-организаторских, культурно-просветительских, рекреативных (развлекательных), рекламно-справоч-ных функциях [18]. Но можно посмотреть на социальные роли журналистики: ду­ховно-идеологическую, информационно-коммуникативную, регулирующую, про­изводственно-экономическую (эту последнюю роль средства массовой информа­ции получили только в условиях рынка, став коммерческими предприятиями). Опираясь на социально-ролевую характеристику журналистики, С. Г. Корконосен-ко предлагает субъектный подход к системе функций. Среди субъектов, использую­щих прессу в своих интересах, генеральным является общество, социальная систе­ма: здесь важны интеграционные и познавательные функции журналистики. Для другого субъекта — социальной структуры внутри общества — агитационно-про­пагандистская и организаторская; для третьего — личности — ориентации и мораль­но-психологического удовлетворения. Особо выделяется такой специфический вид социальных субъектов, как журн&тисты. Для них пресса выполняет профессиональ­ную функцию (реализация знаний и навыков, исполнение должностных обязанно­стей и общественного долга, обеспечение средствами к существованию) и творчес­кую (самопознание, самореализация и саморазвитие в процессе создания журна­листских произведений) [19].

Сохраняет свою ценность и такая функция журналистики, как прогностическая, которая, на наш взгляд, вытекает из такого метода публицистики как анализ про­тиворечий, когда поиск путей их разрешения позволяет в большей долей вероят­ности рассчитать точный вариант будущего. Представляют интерес эвристическая функция и особенно повернутая к человеку заступительная функция [20].

Не всегда «расширение» функций СМИ имеет теоретическое обоснование. Если газетный материала снимает у читателя напряжение (тонизирующая функ­ция) или даже вызывает наслаждение (гедонистическая), то это отнюдь не означа­ет, что данная публикация лишена агитационного или пропагандистского заряда. Поскольку журналистика как надстроечный элемент, действующий в структуре общественного сознания, является фактором развития последнего, то с функция­ми сознания и следует относить цели и задачи публицистики, тематическую на­правленность выступлений СМИ.

Через выполняемые общественным сознанием функции как раз и проявляет­ся его активность. Исследователи называют различное число функций, в которые нередко вкладывается различное содержание: называют такие группы функций общественного сознания, как познавательно-отражательные, интегративно-объе-диняющие, ориентирующе-мобилизующие, идеологической и психологической за-

Результативность журналистики



щиты общества; пишут о социальных функциях обыденного сознания: познаватель­ной, эстетической, оценочной [21].

Что касается экономического сознания, то к его функциям можно отнести по­знавательную, регулятивную, социально-преобразующую, воспитательную, клас-сово-ориентирующую, управленческую, оценочную, аналитическую, контрольную, конструкторскую, консультативную, информативную и др. [22]. Первые четыре функции представляют интерес с точки зрения экономической публицистики.

Становление рыночных отношений, усложнение экономических саязейуси-ливают значение процесса познания объективных экономических законов, позна­вательную функцию экономического сознания — своеобразного генератора эко­номических идей, теорий, взглядов. Важно добиться единства в познании людьми экономической теории, экономической политики и хозяйственной практики с це­лью получения реальной отдачи. Причем, обращаясь к аудитории, необходимо воз­вращаться к высказанной СМИ идеи, обогащая ее новым опытом и новым знани­ем. Регулятивная функция экономического сознания заключается в установлении норм и правил экономических отношений. Если, к примеру, правовое сознание осу­ществляет регулятивную функцию с помощью юридических законов, нравствен­ное — посредством моральных норм, то экономическое сознание — через законы, принимаемые Государственной Думой, указы Президента и правительственные постановления. Способствовать их подготовке выступлениями в СМИ, критичес­ки анализировать деятельность рыночных структур, контролировать соблюдение установленных норм и правил экономических отношений — таков подход журна­листики к регулятивной функции экономического сознания. Показывая опыт уча­стников рыночных отношений, достижения предпринимателей, активизируя тем самым участников экономической жизни, средства массовой информации обога­щают социально-преобразующую функцию экономического сознания. Воспитатель­ная функция последнего направлена на формирование у людей социально-психо­логических экономических качеств — бережливости, деловитости, организованно­сти, причем базовым качеством следует считать экономность — личностную установку на достижение наилучших результатов с наименьшими затратами.

В силу органической связи экономики и политики, экономики и права, эконо­мики и морали, экономическое сознание взаимодействует с политическим, право­вым, нравственным сознанием. Актуальность проблемы нравственного сознания обусловлена расширением сферы действия морали как регулятора поведения лич­ности за счет сокращения сферы административного регулирования. Журналистам целесообразно включиться в решение самой злободневной проблемы страны, свя­занной с восстановлением здоровой экономической морали, воспитанием нрав­ственности. Очерки и фельетоны в рубриках «Экономика и нравственность», «Ры­нок и мораль» обязаны стать важнейшим компонентом содержания газет, радио­телепередач. В условиях рынка резко возрастает роль предприимчивости, поскольку на смену социалистическому соревнованию пришла жесткая конкуренция, эконо­мическое соперничество, борьба за хозяйственную выживаемость, и показ опыта их работы в СМИ имеет немаловажное значение [23].

Таким образом, применительно к социальной структуре внутри общества и ее экономической жизни журналистика своими агитационно-пропагандистскими и организаторской функциями воздействует на экономическую психологию, теоре-



Глава 7

тическую и обыденную сферы экономического сознания. Под влиянием СМИ эко­номическое сознание получает определенное развитие, проявляя свою активность через собственные функции — познавательную, регулятивную, социально-преоб­разующую, воспитательную и др. Эта активность сознания ведет к лучшему ис­пользованию объективных экономических законов.

Конечно, конкретное журналистское произведение чаще всего обогащает од­новременно не одну, а две, три, четыре функции в их взаимосвязи. Сила взаимо­действия экономической пропаганды и агитации с компонентами экономического сознания зависит от уровня отражения журналистикой экономических отношений, хозяйственной деятельности, составляющих вместе с экономическим сознанием суть понятия «экономическая жизнь».

—В своей практической деятельности журналистика опирается на фундамен­тальные основания — принципы. «Ядром» принципа являются знания об объек­тивном законе, а «оболочкой» — основанный на их применении метод подхода к пониманию и оценке явлений жизни [24]. Подход, понимание путей наилучшего использования объективного закона могут быть у разных журналистов различны­ми в зависимости от того, интересы каких социальных слоев, партий они представ­ляют. Поэтому в условиях многопартийности резко возросло значение принципа партийности, который должен сопрягаться, однако, с принципом гуманизма (при­знанием человека величайшей ценностью, требованием при освещении всех во­просов жизни общества исходить из интересов развития личности), а также с прин­ципом правдивости и объективности (достоверностью анализа социальных явле­ний, добросовестной фиксацией фактов). Журналист рассматривает мир с учетом существования множества наций, избегая националистических и шовинистичес­ких подходов к решению проблем развития страны и мира (принципы националь­ной гордости и интернационализма); он гордится своей Родиной, но и уважает все то позитивное, что вносят другие страны в копилку цивилизации (принципы пат­риотизма и космополитизма). Как институт демократии и трибуна внепарламент­ского участия людей в управлении общественными делами журналистика призва­на помогать своей аудитории становится активной силой в государстве (принцип демократизма); защищать интересы основной массы населения, стремиться к тому, чтобы народ осознал свои истинные цели и действовал как сплоченная сила (прин­цип народности); добиваться эффективной обратной связи, расширения авторско­го актива, увеличения потока читательских откликов (принцип массовости).

Но если мы говорим о необходимости влиять на мировоззрение аудитории, то следует ввести в оборот и такой принцип, как научность. На наш взгляд, научность публицистики тесно связана с ее методом, основанном на анализе противоречий.

Наши рекомендации