Журналистское творчество как профессиональная деятельность

Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от интуиции творческая дея­тельность в журналистике подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т. д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадио­передач и т. д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, те­лезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме {публи­цистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая ми­росозерцание {художественный тип), получить научные знания, связанные с мировоззрением {научный тип творчества).

Характер творческого процесса (выбор темы произведения — разработка темы — литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста, связанной с умением познавать социальные явления, реализовывать знания о жур­налистике, получать эмпирическую информацию и интерпретировать ее.

Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравствен­ных), журналист ведет анализ социальной действительности. При этом некоторые исследователи выделяют следующие виды анализа.

1. Политический анализ: анализируя состояние политических сил в обществе, установки политических лидеров, действия партий, властей, силовых структур, пути решения социальных проблем в обществе, журналист выясняет причины явлений, процессов, ситуаций, вырабатывает прогноз их развития, определяет систему тре­бований к различным политическим институтам и социальным силам с целью из­менить доминирующую политическую линию, предлагает практические решения

Теория и методика журналистского творчества



по улучшению ситуации в соответствии со своей социальной позицией, защитой интересов тех групп, на платформе которых он стоит.

2. Экономический анализ, представленный такими его видами, как общеэконо­мический (анализ экономики региона, отрасли, страны, отдельных видов бизнеса, призванный формировать рыночное сознание, пропагандировать цивилизованное предпринимательство, способствовать социальной ориентированности российского бизнеса, сбалансированности экономических интересов разных общественных групп, социальных слоев), финансовый (анализ работы банков, выявление их рей­тинга, определение надежности), производственно-технический (анализ роли тех­ники и технологии, организации труда в выполнении производственных задач от­расли или коллектива предприятия), коммерческий (анализ рентабельности, состо­яния оборотных средств предприятия, взаимоотношение с банками и т.п.).

3. Экологический (в центре анализа — проблема выживания человечества в по­стиндустриальном обществе, реализуемая через решения множества относительно частных вопросов).

4. Юридический (изучение состояния законности в обществе, соблюдение пра­вовых норм).

5. Военный (выявление, оценка военных стратегических или тактических пре­имуществ или недостатков, которые несут Вооруженным силам страны, стране в целом те или иные явления).

6. Спортивный (исследование проблем подготовки спортсменов, реализации потенциала, созданного в ходе тренировок, составление прогноза дальнейших спортивных достижений).

7. Искусствоведческий (анализ произведений различных видов искусства: жи­вописи, литературы, театра, кино и др.).

8. Исторический (изучение генезиса явлений, процессов, анализ исторических событий).

9. Нравственный (изучение состояния нравственности в обществе, оценка яв­лений и поступков людей).

10. Социологический (публикации, содержащие социологический анализ — осо­бенно анализ общественного мнения в период выборных кампаний — способны сильно влиять на позицию аудитории).

11. Статистический: данные статистики — средние и относительные величи­ны, итоговые сводки, индексы, статистические таблицы, графики, балансы — от­личное подспорье при подготовке журналистских материалов.

12. Психологический (рассматривается поведение от дельной личности, соци­альной группы, общества в целом).

13. Художественный {фоновый — случайные художественные фрагменты в тексте, а также образные слова, тропы; полный — полнота создаваемого образа, яркость конкретных деталей сюжета и композиции демонстрируют стремление автора к художественной типизации; «портретный» — создание портрета героя с акцентом на его оригинальность и необычность) [2].

Процесс создания журналистского произведения по своему характеру есть процесс трансформации фактов текущей жизни общества в авторские высказыва­ния, описания, сделанные с определенных позиций. Немало времени журналист



Глава 5

журналистское творчество как профессиональная деятельность - student2.ru тратит на запись полученной информации, обработку цифрового материала, систе­матизацию итоговых данных, вычитку оригиналов, официальную переписку и т.д. Однако присутствие в журналистике отдельных элементов стандартизированной, технической работы не меняет в целом ее творческой, публицистической направлен­ности, те или иные технические операции являются предварительными, вспомога­тельными моментами в ходе публицистического постижения действительности.

Все эти проблемы затрагивают не только газеты, но и электронные средства массовой информации. В телевидении произошло разделение на «вещателей» и «производителей», от редакционной структуры перешли к сотрудничеству с неза­висимыми творческими объединениями и продюсерскими группами. В новых струк­турах творческие и экономические интересы вызвали необходимость совмещения должностных и профессиональных задач. Порой журналисты сами начинают сни­мать или выступать в роли продюсеров. В связи с этим жизнь вносит существен­ные коррективы в традиционные должностные обязанности руководителя продю-серской группы или творческого объединения, который становится менеджером, редактора (литературное редактирование совмещает с авторской работой), сцена­риста (эта функция часто выполняется самим журналистом телевидения, особен­но если он умеет мыслить телевизионными образами и ориентируется в жанровых требованиях), корреспондента, часто совмещающего сбор информации и запись интервью с режиссурой, ведущего (в больших студийных программах, передачах прямого эфира от ведущего требуется эрудиция и мастерство общения с людьми, навыки актерского мастерства и сценической речи). От диктора, поставленным го­лосом зачитывающего информацию, ведущий новостей прошел путь до коммента­тора, который не только выбирает информацию, но и осмысливает ее, включает в тот или иной контекст. Изменилась и форма подачи информации. Вместо строгого сценария выпуска 1960-1980-х гг., когда друг за другом следовали политические, экономические, культурные и спортивные новости, современное информационное телевидение, нарушая последовательность событий, акцентирует внимание на сен­сационность.

Отсутствие цензуры и возросшие возможности (в том числе и чисто техничес­кие) для оперативной работы журналистов позволили телевидению шагнуть на более высокий профессиональный уровень. Проблемные репортажи стали осно­вой информационных и информационно-аналитических программ. Сами же эти программы сегодня существуют в условиях «информационной войны» различных ТВ-каналов, и позиция того или иного автора сюжета обязательно созвучна уста­новке автора-комментатора программы, для которой журналист готовит свой ма­териал. А именитые комментаторы — те же С. Доренко, Н. Сванидзе и Е. Киселев — стали восприниматься как рупоры определенных финансово-политических груп­пировок, владеющих солидными пакетами акций телеканалов. Репортажи собствен­ных корреспондентов и мини-интервью об актуальных событиях минувшей неде­ли объединяются развернутым комментарием ведущего — такова композиция ана­литических программ «Время», «Зеркало», «Итоги». Публицистические программы в форме студийных теледискуссий, пройдя путь от «круглых столов» до программ прямого эфира типа «12 этаж» (первый канал), «Лицом к городу» (пятый канал), всевозможных телемостов и теледебатов, трансформировались в популярные ток-

Теория и методика журналистского творчества



шоу. «Ток» (англ.: «разговор») порой на злободневные темы общественной жизни нередко затевается только ради «шоу» — развлекательного действа, сопровождае­мого аплодисментами присутствующей в студии публики. В таких «ток-шоу» нет . ни попыток анализа, ни логического финала, да и участники дискуссий не могут привести убедительных аргументов. Популярные программы середины 80-х, выс­троенные по форме «ведущие в прямом эфире + видеосюжеты» — «Взгляд» и «До и после полуночи» назывались «информационно-развлекательными, но в них при­сутствовало ярко выраженное публицистическое начало. Сменившие их про­граммы типа «Времечко» и «Сегоднячко» претендуют на большую публицистич­ность и именуют себя «народными новостями», хотя в подобных телепрограммах доминирует развлекательно-игровой элемент и очевидны такие просчеты, как не­брежность в обращении с фактами, легковесность импровизированных коммента­риев ведущих, увлечение сенсационностью и криминальной тематикой. А вот очерк — жанр, занимавший ранее прочные позиции в художественной телепубли­цистике, исчез из сетки вещания.

Региональное телевидение представляет собой совокупность вещания государ­ственного телевидения, а также коммерческих («независимых») телеканалов и вос­принимается как разные голоса на едином информационном поле. Телезритель выбирает из общего потока вещания ту программу, которая отличается высоким качеством. Перестройка региональной системы телекоммуникаций отражается не только на содержании телесообщений, изменении их политической направленности, форм обращения к телезрителям, но и на всей структуре телевизионной програм­мы дня. Вытеснение монологических телевизионных жанров диалогическими, уси­ление роли ведущего, преобладание информационно-развлекательного телевеща­ния, поиски различных форм обратной связи с телевизионной аудиторией — тако­вы некоторые перемены в региональном телевидении. Из трех основных потоков вещания (информационных выпусков новостей, анализа событий, развлекатель­ных телепрограмм) и складывается телевизионный день в целом.

Существенные перемены мы видим и в радиожурналистике. Заметно измени­лись или исчезли вовсе некоторые традиционные типы радиопрограмм. На смену программам журнального типа пришли программы клубного типа — сборные пе­редачи с ведущим, постоянными местом в эфире и объемом звучания. Стали доми­нировать разговорные, диалоговые жанры: интервью, беседы, обсуждения, ответы на вопросы слушателей, а корреспонденция, радиоочерки, радиокомпозиция зву­чат в эфире все реже. Появляются новые формы передач, ставшие гибридами раз­ных жанров. К примеру, на студии «Радио России» о многих проблемах ведутся аналитические беседы ведущего с известными людьми — политиками, учеными, писатели и т.д. — так строится передача «Персона грата», своеобразный автопорт­рет героя, созданный средствами радио — без описания, с помощью самораскрытия. По ходу передачи для героя звучат (в его честь) любимые музыкальные произведе­ния, дается краткое, но емкое досье о его карьере и успехах. В конце передачи звучат блиц-вопросы, раскрывающие не только оценки героем тех или иных проблем, но и его реакцию на неожиданную ситуацию, умение найти из нее достойный выход. Это передача частично несет в себе родовые черты радиоочерка. Диалогизация в эфире — перспективный фактор повышения эффективности новой радиожурна-



Глава 5

листики. Она идет по двум основным направлениям: прямой диалог со слушателем (интервью, беседы, дискуссии и ответы на вопросы) и диалог воображаемый, в кото­ром учитываются ожидаемые интересы слушателей, раскрываемые всем информа­ционным содержанием передачи. Однако неизменными остаются такие выразитель­ные средства радиожурналистики, как формообразующие (слово, музыка, шумы) и стилеобразующие (монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена и т.д.).

В публицистическом произведении особенно заметны такие приемы, как оп­тимальное соотношение понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения. Следует от­метить, что сочетание логического и образного мышления в известной мере свой­ственно любому виду творчества (как и человеку вообще), и речь может идти лишь об их взаимоотношениях. И в художественных произведениях, где идея раскрыва­ется преимущественно в системе образов, выступают элементы логического мыш­ления. Своеобразие художественно-публицистического отражения жизни особен­но ярко проявляется в жанре очерка. Призванный оперативно откликаться на вол­нующие проблемы времени, очерк только тогда достигает цели, когда сообщаемые сведения, авторские раздумья, наблюдения над жизнью найдут соответствующее выражение. Соединение образной и логической сторон неизбежно в процессе очер­ковой типизации.

Однако единство понятийного и образного сулит немалый эффект и в аналити­ческих жанрах — в частности, в корреспонденции или статье. Вот как раскрывает социально-экономическую ситуацию в России политический обозреватель «Комсо­мольской правды» Евгений Анисимов: 17 августа 1998г. «гигантская опухоль госу­дарственного долга была удалена хирургическим путем правительством С. Кириен­ко... Опухоль была вырезана. Страна потеряла много крови, ей надо было отлежаться и набраться сил. На должность лечащего врача был назначен Е. Примаков, кото­рый начал собирать консилиум за консилиумом в поисках методики лечения. Будь у больного чуть меньше запас жизненных сил — он точно отдал бы концы в ожида­нии, пока врач что-нибудь надумает. На наше счастье, организм выдержал. Кровь (то есть деньги) стала поступать в те органы, куда доступ ранее был закрыт той самой злокачественной опухолью. Промышленность и сельское хозяйство стали захватывать секторы рынка, которые были заняты импортными товарами. До Но­вого года дотянули, зиму пережили, а потом вдруг началось никем не предвиден­ное повышение мировых цен на нефть. Это можно сравнить с переливанием крови больному. Все, мы были спасены».

«Сейчас на страну, похожую на еле вставшего с постели больного, — пишет далее журналист, — напал бандит с лицом Басаева (или Хаттаба — фамилия в дан­ном случае непринципиальна). Врач районной поликлиники, под попечение кото­рого был передан больной (я имею в виду Владимира Путина, разумеется), к счас­тью для больного, был обучен кое-каким приемам обороны и, вместо того чтобы суетиться рядом с дерущимися и уговаривать их помириться, не постеснялся при­менить их к бандиту. И до тех пор, пока бандит не будет связан и сдан в милицию, говорить о тех или иных методах лечения больного — издевательство. Да, он теря­ет кровь — война стоит дорого. Да, прохожие (страны Запада), к которым больной обращается за помощью, не разобравшись, решили, что это больной с врачом нэпа-

Теория и методика журналистского творчества



ли на бандита и вдруг прониклись к нему симпатией... Ему же больно, вон, у него уже синяки появляются! Больной, ослабьте захват и отпустите человека, начните с ним политические переговоры... Естественно, что и больной, и врач посылают их на три буквы и продолжают борьбу. А прохожие, обидевшись на то, что их не по­слушались, начинают угрожать: ужо погодите, мы вам не только крови больше не дадим (то есть кредитов), но и вообще весь кислород перекроем!» Можно указать еще на ряд методов построения текста:

а) в небольших сообщениях описать результаты деятельности человека, орга­
низации, фирмы, партии;

б) с целью демонстрации аудитории взаимосвязей явлений подать текст как
совокупность описания элементов познания, например цели и результата,
цели и метода, результата познания и его оценки;

в) описать каждый шаг своего исследования, что может придать тексту репор-
тажный характер, но может и усложнить структуру материала.

Но при всех методах основными остаются две задачи: осмыслить явление, си­туацию или реальную проблему социальной жизни и предложить программу раз­решения проблемной ситуации. Поэтому в журналистском произведении основ­ными композиционными моментами являются: а) экспозиция, или ввод в пробле­му; б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сю­жета); в) аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и опровергающая «ан­титезис» (эквивалент развития действия); г) рекомендация, своего рода «синте-зис» — производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» (как эквивалент «кульминации»); д) обобщенная оценка (как эквивалент «развязки»).

Повышение аналитических основ отображения действительности, комплекс­ность и всесторонность подхода к изучению и освещению вопросов — таковы тре­бования к содержанию продукции СМИ. Можно говорить о двух сторонах журна­листского творчества — познавательном и управляющем: оперативном отображе­нии происходящих событий и оперативном влиянии на событие. Прежде всего журналист прибегает к документалистике — достоверной фиксации предметов и фактов социальной жизни. И документализм взаимодействует в творческом про­цессе с социальной позицией журналиста. Освещая какое-либо событие, публицист стремится повлиять своим сообщением на тех, кто его воспринимает: вызвать их интерес или негодование, чувство восхищения или активное размышление. В та­лантливом произведении документальное отображение фактов порой достигает яркой выразительности. Вот сообщение из герценовского «Колокола» после слов «Нам пишут»: «В Тираспольском уезде опять ужасное происшествие: помещица Власова, у которой бежала горничная, призвала мать бежавшей и секла ее три дня, чтобы та сказала, куда девалась дочь. На третий день женщина повесилась. Барыня сама сняла ее с веревки...» [3].

Документ используется не как отвлечение от эмоциональной выразительности, но как ее нагнетание и концентрация — за счет того контекста, в котором передает­ся документальный факт. Взаимодействие последнего с концепцией автора в зави­симости от его мастерства способно вызвать к жизни целую гамму эмоциональных



Глава 5

впечатлений. Одним из сильных приемов здесь может быть сопоставление несколь­ких документов, тогда достоверность отдельных фактов умножается. Однако стрем­ление к точности отображения вступает в диалектическую взаимосвязь со стрем­лением произвести на читателей наибольшее впечатление. Поиски их гармонично­го синтеза — проблема многих журналистов. Сила воздействия публицистики зависит от конкретности «адресов» критических замечаний, точности и глубины показа назревших проблем. В отличие от писателя журналист лишен свободы эк­спериментирования с объектом отображения. Поскольку оперативность докумен­тального отклика на злободневные события сопряжена с глубиной их политичес­кого анализа и эмоционально-выразительным способом воплощения, постольку и журналист должен не только превосходно владеть словом, но и иметь как полити­ческое мышление, так и художественное.

Точность отображения действительности и эмоциональность этого отображе­ния — в этом одна из тонкостей журналистского мастерства.

В структуре журналистского произведения можно обнаружить три основных элемента: факт, авторское мнение и авторскую концепцию. Не всегда эти элементы одинаково высвечены — все зависит от цели публикации и ее жанра. Концепция проявляется в анализе проблемы, противоречий, конфликтов, она складывается из фактов, аргументов, мнений, выводов. Качественный глубинный анализ усилива­ется, когда учитываются количественные данные конкретной социологии; а сама публикация становится убедительней, когда насыщается элементами дискуссион­ное™, а автор взвешивает аргументы «за» и «против».

Наши рекомендации