Журналистское творчество как профессиональная деятельность
Рутинная (от опыта) или уникальная, идущая от интуиции творческая деятельность в журналистике подразделяется на редакторскую (обеспечение идейной направленности издания, тематики, проблематики, правка материалов и т. д.) и авторскую (тексты, макетирование газетных страниц, создание сюжетов телерадиопередач и т. д.). Авторская деятельность помогает читателю, радиослушателю, телезрителю сформировать мнение или позицию по обсуждаемой проблеме {публицистический тип творчества), представить образную картину мира, обогащая миросозерцание {художественный тип), получить научные знания, связанные с мировоззрением {научный тип творчества).
Характер творческого процесса (выбор темы произведения — разработка темы — литературное оформление) определяется методологической культурой журналиста, связанной с умением познавать социальные явления, реализовывать знания о журналистике, получать эмпирическую информацию и интерпретировать ее.
Обладая глубокими знаниями об обществе и мире явлений, умея раскрывать источники противоречий и суть конфликтов (социальных, трудовых, нравственных), журналист ведет анализ социальной действительности. При этом некоторые исследователи выделяют следующие виды анализа.
1. Политический анализ: анализируя состояние политических сил в обществе, установки политических лидеров, действия партий, властей, силовых структур, пути решения социальных проблем в обществе, журналист выясняет причины явлений, процессов, ситуаций, вырабатывает прогноз их развития, определяет систему требований к различным политическим институтам и социальным силам с целью изменить доминирующую политическую линию, предлагает практические решения
Теория и методика журналистского творчества
по улучшению ситуации в соответствии со своей социальной позицией, защитой интересов тех групп, на платформе которых он стоит.
2. Экономический анализ, представленный такими его видами, как общеэкономический (анализ экономики региона, отрасли, страны, отдельных видов бизнеса, призванный формировать рыночное сознание, пропагандировать цивилизованное предпринимательство, способствовать социальной ориентированности российского бизнеса, сбалансированности экономических интересов разных общественных групп, социальных слоев), финансовый (анализ работы банков, выявление их рейтинга, определение надежности), производственно-технический (анализ роли техники и технологии, организации труда в выполнении производственных задач отрасли или коллектива предприятия), коммерческий (анализ рентабельности, состояния оборотных средств предприятия, взаимоотношение с банками и т.п.).
3. Экологический (в центре анализа — проблема выживания человечества в постиндустриальном обществе, реализуемая через решения множества относительно частных вопросов).
4. Юридический (изучение состояния законности в обществе, соблюдение правовых норм).
5. Военный (выявление, оценка военных стратегических или тактических преимуществ или недостатков, которые несут Вооруженным силам страны, стране в целом те или иные явления).
6. Спортивный (исследование проблем подготовки спортсменов, реализации потенциала, созданного в ходе тренировок, составление прогноза дальнейших спортивных достижений).
7. Искусствоведческий (анализ произведений различных видов искусства: живописи, литературы, театра, кино и др.).
8. Исторический (изучение генезиса явлений, процессов, анализ исторических событий).
9. Нравственный (изучение состояния нравственности в обществе, оценка явлений и поступков людей).
10. Социологический (публикации, содержащие социологический анализ — особенно анализ общественного мнения в период выборных кампаний — способны сильно влиять на позицию аудитории).
11. Статистический: данные статистики — средние и относительные величины, итоговые сводки, индексы, статистические таблицы, графики, балансы — отличное подспорье при подготовке журналистских материалов.
12. Психологический (рассматривается поведение от дельной личности, социальной группы, общества в целом).
13. Художественный {фоновый — случайные художественные фрагменты в тексте, а также образные слова, тропы; полный — полнота создаваемого образа, яркость конкретных деталей сюжета и композиции демонстрируют стремление автора к художественной типизации; «портретный» — создание портрета героя с акцентом на его оригинальность и необычность) [2].
Процесс создания журналистского произведения по своему характеру есть процесс трансформации фактов текущей жизни общества в авторские высказывания, описания, сделанные с определенных позиций. Немало времени журналист
Глава 5
тратит на запись полученной информации, обработку цифрового материала, систематизацию итоговых данных, вычитку оригиналов, официальную переписку и т.д. Однако присутствие в журналистике отдельных элементов стандартизированной, технической работы не меняет в целом ее творческой, публицистической направленности, те или иные технические операции являются предварительными, вспомогательными моментами в ходе публицистического постижения действительности.
Все эти проблемы затрагивают не только газеты, но и электронные средства массовой информации. В телевидении произошло разделение на «вещателей» и «производителей», от редакционной структуры перешли к сотрудничеству с независимыми творческими объединениями и продюсерскими группами. В новых структурах творческие и экономические интересы вызвали необходимость совмещения должностных и профессиональных задач. Порой журналисты сами начинают снимать или выступать в роли продюсеров. В связи с этим жизнь вносит существенные коррективы в традиционные должностные обязанности руководителя продю-серской группы или творческого объединения, который становится менеджером, редактора (литературное редактирование совмещает с авторской работой), сценариста (эта функция часто выполняется самим журналистом телевидения, особенно если он умеет мыслить телевизионными образами и ориентируется в жанровых требованиях), корреспондента, часто совмещающего сбор информации и запись интервью с режиссурой, ведущего (в больших студийных программах, передачах прямого эфира от ведущего требуется эрудиция и мастерство общения с людьми, навыки актерского мастерства и сценической речи). От диктора, поставленным голосом зачитывающего информацию, ведущий новостей прошел путь до комментатора, который не только выбирает информацию, но и осмысливает ее, включает в тот или иной контекст. Изменилась и форма подачи информации. Вместо строгого сценария выпуска 1960-1980-х гг., когда друг за другом следовали политические, экономические, культурные и спортивные новости, современное информационное телевидение, нарушая последовательность событий, акцентирует внимание на сенсационность.
Отсутствие цензуры и возросшие возможности (в том числе и чисто технические) для оперативной работы журналистов позволили телевидению шагнуть на более высокий профессиональный уровень. Проблемные репортажи стали основой информационных и информационно-аналитических программ. Сами же эти программы сегодня существуют в условиях «информационной войны» различных ТВ-каналов, и позиция того или иного автора сюжета обязательно созвучна установке автора-комментатора программы, для которой журналист готовит свой материал. А именитые комментаторы — те же С. Доренко, Н. Сванидзе и Е. Киселев — стали восприниматься как рупоры определенных финансово-политических группировок, владеющих солидными пакетами акций телеканалов. Репортажи собственных корреспондентов и мини-интервью об актуальных событиях минувшей недели объединяются развернутым комментарием ведущего — такова композиция аналитических программ «Время», «Зеркало», «Итоги». Публицистические программы в форме студийных теледискуссий, пройдя путь от «круглых столов» до программ прямого эфира типа «12 этаж» (первый канал), «Лицом к городу» (пятый канал), всевозможных телемостов и теледебатов, трансформировались в популярные ток-
Теория и методика журналистского творчества
шоу. «Ток» (англ.: «разговор») порой на злободневные темы общественной жизни нередко затевается только ради «шоу» — развлекательного действа, сопровождаемого аплодисментами присутствующей в студии публики. В таких «ток-шоу» нет . ни попыток анализа, ни логического финала, да и участники дискуссий не могут привести убедительных аргументов. Популярные программы середины 80-х, выстроенные по форме «ведущие в прямом эфире + видеосюжеты» — «Взгляд» и «До и после полуночи» назывались «информационно-развлекательными, но в них присутствовало ярко выраженное публицистическое начало. Сменившие их программы типа «Времечко» и «Сегоднячко» претендуют на большую публицистичность и именуют себя «народными новостями», хотя в подобных телепрограммах доминирует развлекательно-игровой элемент и очевидны такие просчеты, как небрежность в обращении с фактами, легковесность импровизированных комментариев ведущих, увлечение сенсационностью и криминальной тематикой. А вот очерк — жанр, занимавший ранее прочные позиции в художественной телепублицистике, исчез из сетки вещания.
Региональное телевидение представляет собой совокупность вещания государственного телевидения, а также коммерческих («независимых») телеканалов и воспринимается как разные голоса на едином информационном поле. Телезритель выбирает из общего потока вещания ту программу, которая отличается высоким качеством. Перестройка региональной системы телекоммуникаций отражается не только на содержании телесообщений, изменении их политической направленности, форм обращения к телезрителям, но и на всей структуре телевизионной программы дня. Вытеснение монологических телевизионных жанров диалогическими, усиление роли ведущего, преобладание информационно-развлекательного телевещания, поиски различных форм обратной связи с телевизионной аудиторией — таковы некоторые перемены в региональном телевидении. Из трех основных потоков вещания (информационных выпусков новостей, анализа событий, развлекательных телепрограмм) и складывается телевизионный день в целом.
Существенные перемены мы видим и в радиожурналистике. Заметно изменились или исчезли вовсе некоторые традиционные типы радиопрограмм. На смену программам журнального типа пришли программы клубного типа — сборные передачи с ведущим, постоянными местом в эфире и объемом звучания. Стали доминировать разговорные, диалоговые жанры: интервью, беседы, обсуждения, ответы на вопросы слушателей, а корреспонденция, радиоочерки, радиокомпозиция звучат в эфире все реже. Появляются новые формы передач, ставшие гибридами разных жанров. К примеру, на студии «Радио России» о многих проблемах ведутся аналитические беседы ведущего с известными людьми — политиками, учеными, писатели и т.д. — так строится передача «Персона грата», своеобразный автопортрет героя, созданный средствами радио — без описания, с помощью самораскрытия. По ходу передачи для героя звучат (в его честь) любимые музыкальные произведения, дается краткое, но емкое досье о его карьере и успехах. В конце передачи звучат блиц-вопросы, раскрывающие не только оценки героем тех или иных проблем, но и его реакцию на неожиданную ситуацию, умение найти из нее достойный выход. Это передача частично несет в себе родовые черты радиоочерка. Диалогизация в эфире — перспективный фактор повышения эффективности новой радиожурна-
Глава 5
листики. Она идет по двум основным направлениям: прямой диалог со слушателем (интервью, беседы, дискуссии и ответы на вопросы) и диалог воображаемый, в котором учитываются ожидаемые интересы слушателей, раскрываемые всем информационным содержанием передачи. Однако неизменными остаются такие выразительные средства радиожурналистики, как формообразующие (слово, музыка, шумы) и стилеобразующие (монтаж, голосовой грим, звуковая мизансцена и т.д.).
В публицистическом произведении особенно заметны такие приемы, как оптимальное соотношение понятийного и образного, чувственного (эмпирического) и рационального, монологической и диалогической форм изложения. Следует отметить, что сочетание логического и образного мышления в известной мере свойственно любому виду творчества (как и человеку вообще), и речь может идти лишь об их взаимоотношениях. И в художественных произведениях, где идея раскрывается преимущественно в системе образов, выступают элементы логического мышления. Своеобразие художественно-публицистического отражения жизни особенно ярко проявляется в жанре очерка. Призванный оперативно откликаться на волнующие проблемы времени, очерк только тогда достигает цели, когда сообщаемые сведения, авторские раздумья, наблюдения над жизнью найдут соответствующее выражение. Соединение образной и логической сторон неизбежно в процессе очерковой типизации.
Однако единство понятийного и образного сулит немалый эффект и в аналитических жанрах — в частности, в корреспонденции или статье. Вот как раскрывает социально-экономическую ситуацию в России политический обозреватель «Комсомольской правды» Евгений Анисимов: 17 августа 1998г. «гигантская опухоль государственного долга была удалена хирургическим путем правительством С. Кириенко... Опухоль была вырезана. Страна потеряла много крови, ей надо было отлежаться и набраться сил. На должность лечащего врача был назначен Е. Примаков, который начал собирать консилиум за консилиумом в поисках методики лечения. Будь у больного чуть меньше запас жизненных сил — он точно отдал бы концы в ожидании, пока врач что-нибудь надумает. На наше счастье, организм выдержал. Кровь (то есть деньги) стала поступать в те органы, куда доступ ранее был закрыт той самой злокачественной опухолью. Промышленность и сельское хозяйство стали захватывать секторы рынка, которые были заняты импортными товарами. До Нового года дотянули, зиму пережили, а потом вдруг началось никем не предвиденное повышение мировых цен на нефть. Это можно сравнить с переливанием крови больному. Все, мы были спасены».
«Сейчас на страну, похожую на еле вставшего с постели больного, — пишет далее журналист, — напал бандит с лицом Басаева (или Хаттаба — фамилия в данном случае непринципиальна). Врач районной поликлиники, под попечение которого был передан больной (я имею в виду Владимира Путина, разумеется), к счастью для больного, был обучен кое-каким приемам обороны и, вместо того чтобы суетиться рядом с дерущимися и уговаривать их помириться, не постеснялся применить их к бандиту. И до тех пор, пока бандит не будет связан и сдан в милицию, говорить о тех или иных методах лечения больного — издевательство. Да, он теряет кровь — война стоит дорого. Да, прохожие (страны Запада), к которым больной обращается за помощью, не разобравшись, решили, что это больной с врачом нэпа-
Теория и методика журналистского творчества
ли на бандита и вдруг прониклись к нему симпатией... Ему же больно, вон, у него уже синяки появляются! Больной, ослабьте захват и отпустите человека, начните с ним политические переговоры... Естественно, что и больной, и врач посылают их на три буквы и продолжают борьбу. А прохожие, обидевшись на то, что их не послушались, начинают угрожать: ужо погодите, мы вам не только крови больше не дадим (то есть кредитов), но и вообще весь кислород перекроем!» Можно указать еще на ряд методов построения текста:
а) в небольших сообщениях описать результаты деятельности человека, орга
низации, фирмы, партии;
б) с целью демонстрации аудитории взаимосвязей явлений подать текст как
совокупность описания элементов познания, например цели и результата,
цели и метода, результата познания и его оценки;
в) описать каждый шаг своего исследования, что может придать тексту репор-
тажный характер, но может и усложнить структуру материала.
Но при всех методах основными остаются две задачи: осмыслить явление, ситуацию или реальную проблему социальной жизни и предложить программу разрешения проблемной ситуации. Поэтому в журналистском произведении основными композиционными моментами являются: а) экспозиция, или ввод в проблему; б) постановка проблемы, предусматривающая сопоставление по крайней мере двух противоположных точек зрения на описываемое событие (аналог завязки сюжета); в) аргументация, доказывающая истинность «тезиса» и опровергающая «антитезис» (эквивалент развития действия); г) рекомендация, своего рода «синте-зис» — производное от сопоставления «тезиса» и «антитезиса» (как эквивалент «кульминации»); д) обобщенная оценка (как эквивалент «развязки»).
Повышение аналитических основ отображения действительности, комплексность и всесторонность подхода к изучению и освещению вопросов — таковы требования к содержанию продукции СМИ. Можно говорить о двух сторонах журналистского творчества — познавательном и управляющем: оперативном отображении происходящих событий и оперативном влиянии на событие. Прежде всего журналист прибегает к документалистике — достоверной фиксации предметов и фактов социальной жизни. И документализм взаимодействует в творческом процессе с социальной позицией журналиста. Освещая какое-либо событие, публицист стремится повлиять своим сообщением на тех, кто его воспринимает: вызвать их интерес или негодование, чувство восхищения или активное размышление. В талантливом произведении документальное отображение фактов порой достигает яркой выразительности. Вот сообщение из герценовского «Колокола» после слов «Нам пишут»: «В Тираспольском уезде опять ужасное происшествие: помещица Власова, у которой бежала горничная, призвала мать бежавшей и секла ее три дня, чтобы та сказала, куда девалась дочь. На третий день женщина повесилась. Барыня сама сняла ее с веревки...» [3].
Документ используется не как отвлечение от эмоциональной выразительности, но как ее нагнетание и концентрация — за счет того контекста, в котором передается документальный факт. Взаимодействие последнего с концепцией автора в зависимости от его мастерства способно вызвать к жизни целую гамму эмоциональных
Глава 5
впечатлений. Одним из сильных приемов здесь может быть сопоставление нескольких документов, тогда достоверность отдельных фактов умножается. Однако стремление к точности отображения вступает в диалектическую взаимосвязь со стремлением произвести на читателей наибольшее впечатление. Поиски их гармоничного синтеза — проблема многих журналистов. Сила воздействия публицистики зависит от конкретности «адресов» критических замечаний, точности и глубины показа назревших проблем. В отличие от писателя журналист лишен свободы экспериментирования с объектом отображения. Поскольку оперативность документального отклика на злободневные события сопряжена с глубиной их политического анализа и эмоционально-выразительным способом воплощения, постольку и журналист должен не только превосходно владеть словом, но и иметь как политическое мышление, так и художественное.
Точность отображения действительности и эмоциональность этого отображения — в этом одна из тонкостей журналистского мастерства.
В структуре журналистского произведения можно обнаружить три основных элемента: факт, авторское мнение и авторскую концепцию. Не всегда эти элементы одинаково высвечены — все зависит от цели публикации и ее жанра. Концепция проявляется в анализе проблемы, противоречий, конфликтов, она складывается из фактов, аргументов, мнений, выводов. Качественный глубинный анализ усиливается, когда учитываются количественные данные конкретной социологии; а сама публикация становится убедительней, когда насыщается элементами дискуссионное™, а автор взвешивает аргументы «за» и «против».