Агентства в сфере общественных связей
Недооценка важности института PR, сквозившая ранее в отдельных исследовательских работах, в недавнем времени наблюдалась порой и в российской практике. Отдельные организации, фирмы, предприятия предпочитали обращаться с заказами в рекламные агентства, а не в службы паблик рилейшнз.
В крупных информационных и рекламных агентствах Санкт-Петербурга были созданы отделы PR, но, как правило, малочисленные. В «Русской пресс-службе», редакции Северо-Западного отделения «Радио России-Ностальжи», газет «Телеменю», «Все для вас», «Товары и услуги», «Ярмарка», «Реклама-максимум» работает большой отряд рекламных агентов, но общественными связями занимается лишь один
Глава 3
человек — недавняя выпускница вуза. Вооруженная автомобилем, пейджером, радиотелефоном, с утра до вечера она готовит выставки, ищет спонсоров, устраивает пресс-конференции... И всегда в одиночестве, хотя и называется ее должность «директор по связям с общественностью».
В рекламных и информационных службах на PR порой смотрят как на дань моде, а на пиарменов, как на специалистов второго плана. Иногда это приводит к конфликтам. Так, на специалистов PR и рекламистов распался коллектив агентства «Экополис», Восемь пиарменов во главе с В. В. Петровым, журналистом по первой профессии, основали агентство «Смак Би». Будучи узкопрофильным, оно выполняет долгосрочные заказы с целью повышения спроса на продукцию той или иной фирмы, формирования ее имиджа. С фирмой «Аквафор» «Смак Би» заключил, например, договор на популяризацию одноименного бытового водоочистителя. С помощью спонсора («Баш Кредит Банк») была приобретена партия приборов «аквафор», которые затем пиармены передали нескольким детсадам и семьям, имеющим детей с ослабленным здоровьем. Дважды — перед началом эксплуатации «аквафора» и спустя два месяца — врачи по просьбе агентства провели медицинское обследование малышей в детских садах. Когда выяснилось (на основе «врачебного замера»), что здоровье детей существенно улучшилось (помог «аквафор»!), сотрудники «Смак Би» провели пресс-конференцию с участием медиков, отчет о которой был опубликован в нескольких петербургских газетах.
Тому же агентству удалось повысить спрос на тасол и автомобильное масло петербургского завода имени Степана Шаумяна. Высокое качество его продукции было доказано наглядно на пресс-конференции сопоставлением итогов лабораторных исследований масел — заводского и того, что продают на рынке частные торговцы (последнее оказалось засоренным вредными для автомобильного двигателя примесями). Пресс-релиз под заголовком «Завод Степана Шаумяна объявляет войну автомобильной мафии» напечатали уже не только газеты, но и специализированные журналы.
По сравнению с другими структурами агентство «Смак Би», сделало удачный выбор. Выполнение крупных заказов приносит результаты весьма ощутимые, помогает сотрудникам реализовать свой творческий потенциал. В более сложных условиях находятся агентства, специализирующихся на выполнении большого числа PR-мероприятий: мелкие операции, на которые уходит уйма времени, малоэффективны.
Так, PR-агентство в Петрозаводске, созданное, выпускниками факультета журналистики Санкт-Петербургского университета А.Чекшиным и А.Шаровым и названное ими «Объединением общественных коммуникаций», предлагает десятки услуг, среди которых: первичный маркетинг — исследование рынка, анализ полученной информации и выработка рекомендаций, разработка конкретных предложений, проведение социологических исследований и т.д.; организационные услуги: разработка программы визитов и встреч, контакты по телефону, визиты и личные встречи для выяснения интересов; представительские и информационные услуги: составление списка потребителей и программы прямой почтовой рассылки («директ-мейл»), написание пресс-релизов, рассылка писем; проведение встреч: составление программы отдыха, обеспечение персоналом (секретарь-референт, охрана и т.д.), составле-
Массовая информация и ее роль в современном мире
ние на основе данных первичного маркетинга программы работы с общественным мнением, конкурентами, властями, разработка рекламно-имиджевой кампании, проведение общественно-значимых событий; работа с прессой: проведение пресс-конференций, семинаров, презентаций, шоу-программ, написание сценария, литературное редактирование, подготовка коммерческих материалов, еженедельный обзор и отслеживание материалов в СМИ и т.д. Расценки дифференцированы в зависимости от трудоемкости той или иной услуги. Опыт работы агентства пока не внушает оптимизма: доходы оказались ниже ожидаемых.
А находящееся в Санкт-Петербурге агентство «СПН-Гранат» занято не только пресс-конференциями, презентациями, брифингами, но и предоставлением рекламных услуг. Образованное как филиал шведского агентства Public relations «Флорман Информэйшн АВ», оно насчитывает почти сто сотрудников (в основном это молодые люди с высшим образованием). «Гранат» начал с организации издания «Leningrad News» (распространяется на авиалиниях Пулкова), с 1996 г. стал издавать журнал «Nord Express» — для Октябрьской железной дороги, а в 1997 г. вышел первый номер туристического журнала Where St.Petersburg». В дизайн-студии «Граната» дизайнеры разрабатывают элементы фирменного стиля, отдел комплексного рекламного обслуживания проводит рекламные кампании, а отдел директ-маркетинга занят продвижением торговых марок (дегустации чая и майонеза на Дворцовой площади, лотереи, опросы, анкетирование и т.д.). Наконец, на счету агентства свыше тысячи пресс-конференций и презентаций.
В советское время о визите на предприятие журналист должен был договариваться с расположенным на его территории парткомом КПСС. С ликвидацией последних стали создаваться пресс-службы. В Санкт-Петербурге уже в 1999 г. их насчитывалось свыше двухсот, сегодня — значительно больше. Появилась армия пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью или со СМИ. Неведомые раньше должности возникли везде: во властных структурах, политических партиях, коммерческих фирмах, банках, творческих союзах, конфессиях, государственных предприятиях. Разговор о них — более подробный — пойдет в десятой главе.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ
Производство печатного издания, ежедневно из номера в номер — главная забота редакции газеты. Ее возглавляет главный редактор, отвечающий перед учредителем за выход газеты и реализующий через цепочку «редактор — заместитель редактора — заведующий отделом — корреспондент» принцип единоначалия. Редактор принимает решение по содержанию текущего номера газеты, прочитывает его важнейшие материалы^ контролирует выпуск номера, подписывает в печать вычитанные полосы, в то же время помимо творческих функций выполняет и административные — организует экономическую политику редакции, руководит финансово-хозяйственной деятельностью; по согласованию с редколлегией и учредителем определяет размер зарплаты и гонорара; руководит подготовкой организационно-массовых мероприятий (праздников газеты, торжественных собраний коллектива и т.п.); представляет редакционный коллектив в других организациях и учреждениях. В крупных газетах заместитель главного редактора курирует ра-
Глава 3
боту ряда отделов, руководит заседаниями редколлегии, поочередно с редактором или другими заместителями ведет номера газеты. При редакторе существует такой совещательный орган, как редколлегия, призванная руководить планированием деятельности редакции (оперативным — на номер или неделю, среднесрочным — на месяц, перспективным — на полгода, год), рассматривать текущие вопросы редакционной жизни, обсуждать содержание газетных номеров, контролировать работу по выпуску текущего номера, назначая для этого дежурного члена редколлегии. А организационно-техническая работа по выпуску газетных номеров, разработка редакционных планов возлагается на «штаб газеты» — секретариат. В его составе ответственный секретарь (планирование, курирование ряда отделов, разметка гонорара и т.д.), заместитель ответственного секретаря (составление макета, подбор и редактирование текстов и иллюстраций, контроль верстки полос и их корректуры), выпускающий, обеспечивающий прохождение газеты через типографию, отвечающий за работу верстальщиков, точное соблюдение графика выпуска номера, за отправку сверстанных полос на корректуру, в секретариат, в отделы, редактору и т.п. Выпускающий подписывает сигнальный экземпляр номера («в свет»). Ответственному секретарю подчинен отдел иллюстраций, в состав которого входят фотокорреспонденты, художники и бильдредактор, призванный отбирать иллюстрации, компоновать их по полосам, обеспечивать единый стиль иллюстративного оформления газеты. Сами же редакционные отделы формируются по принципам: отраслевому (политика, культура, спорт и т.д.), функциональному (отдел писем, отдел иллюстраций, отдел информации), жанровому (отдел фельетона, отдел очерка), региональному (в крупных изданиях раньше были отделы Европы, Азии, Африки, Америки). Вне отделов находятся обозреватели, готовящие аналитические материалы, собственные корреспонденты, работающие в корпунктах общероссийских или крупных региональных газет, специальные корреспонденты, которые по заданию редакции выезжают на места важнейших событий для их оперативного и квалифицированного освещения.
Журналистская рукопись проходит следующие операции: с паспортом (бланк, в котором указаны заголовок, объем, имя автора и стоят подписи ответственных лиц редакции) она попадает в секретариат, где после вычитки и технической обработки превращается в оригинал или оригинал-макет (вид и размеры которого переносятся на страницу номера газеты без изменения), затем начинается процесс макетирования газеты; макеты полос сдаются в типографию или компьютерный центр на набор и верстку. Готовые полосы выводятся на печать и наступает весьма ответственный этап выпуска газеты — корректура — типографская (техническая) и редакционная. Выделяют три способа чтения текста: чтение-сличение (с рукописью), сквозное смысловое чтение (выявление стилистических ошибок) и чтение-сверка (просмотр свежего оттиска с внесенными после первых корректур исправлениями). При этом используют один из двух методов: при чтении в одиночку корректор держит на столе одновременно оттиск материала и оригинал; при чтении в подчитку участвуют два человека — подчитчик читает вслух текст оригинала, а корректор проверяет услышанное по оттиск}'.
Высшим органом телерадиокомпании, если она — АО, является собрание акционеров, которое избирает Совет директоров и его председателя, а также генерального директора компании. Такая схема, однако, применима к вещательной компании (например, к Первому каналу); в производящей телекомпании (ВиД или МАК внутри Первого) управление выглядит менее сложным.
Массовая информация и ее роль в современном мире___________________ _________ 127
Творческую работу ведет директор программ, отвечающий за создание, изменение и уточнение долгосрочной концепции вещания, разработку календарно-те-матического плана телевидения (радиовещания) и контролирующий его выполне-• ние. Режиссер в процессе создания теле-радиопередач руководит съемочной группой, разрабатывает режиссерский (рабочий) сценарий, график производства, смету затрат, проводит репетиции, съемки, монтаж передач, выдачу их в эфир: режиссер -ассистент телевидения самостоятельно в качестве режиссера готовит несложные телепередачи, а ассистент режиссера выполняет задания режиссера, составляет схему работы телекамер, проводит за видеопультом репетиции и передачи в прямом эфире; примерно такие же обязанности и у ассистента режиссера радио. Важными фигурами являются редактор (участвует в формировании концепции вещания, разработке планов, заказывает сценарии, организует их рецензирование, сам редактирует авторов), музыкальный редактор (монтирует музыкальные фонограммы, привлекает к участию в передачах композиторов, музыковедов, музыкантов-исполнителей), ведущий программы (готовит текст, проверяет факты, работает в прямом эфире), звукорежиссер и его помощник ассистент звукорежиссера (отвечают за высокое художественное и техническое качество звука телерадиопередачи). Не менее ответственна работа и других работников телерадиокомпании, таких как комментатор, телеоператор, фотокорреспондент, директор съемочной группы (распорядитель кредитов, отвечающий за разумный расход материальных и денежных средств), диктор и репетитор по технике речи, а также целый отряд художников: главный художник телевидения, художник-постановщик, гирифтовик, график, декоратор, оформитель игровых кукол, художник-кукловод. Свои специалисты — от начальников аппаратно-студииного, декоративного-постановочного и других комплексов до заведующего видеотекой — есть в техническом телецентре.
Планирование той или иной рубрики, подбор авторов сбор материала — это первый (подготовительный, или редакторский) этап в технологической схеме подготовки передачи на телевидении или на радио, который заканчивается подготовкой сценария (сценарной заявкой). Вместе со сценаристом редактор включает в сценарий важнейшие компоненты: ремарку; действие, реализуемое в развитии сюжета; синхронные выступления и закадровый текст. Ремарка (в теленовостях — левый ряд) — описание изобразительной стороны передачи — действия персонажа, пейзаж, детали, атмосфера эпизодов — все то, что не передается на экране словами. Отредактированный литературный сценарий поступает к режиссеру, который вместе с редактором работает на первом и на втором этапе — постановочном и на третьем — монтажном. В работе редактора на радио и ТВ может быть еще один этап — эфирное редактирование. При прямых репортажах и других передачах без предварительной записи редактор при необходимости сокращает текст ведущего, вносит коррективы в текст, вставляет в программу информацию последних минут.
3.3.1. Источники информации
Эмпирическую информацию журналист черпает из трех источников: индивидуального (человек), коллективного (коллектив) и документального (официальные и личные документы, материалы СМИ). Помогают не только интервью, опросы, позволяющие получить объективные данные, провести наблюдение, определить
Глава 3
факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах, но и библиотечные источники, словари по праву, своды законов, статистические и информационные бюллетени, справочники, издаваемые администрацией, материалы, поступающие по каналам паблик рилейшнз, наконец, внутриредакционные вспомогательные материалы (система вырезок, тематические подборки, энциклопедии...).
Исследование основывается на множестве источников информации: люди, документы, личное наблюдение.
Работа по расследованию облегчается, если журналист знает законы о свободном допуске к информации; умеет устанавливать контакты. При сборе фактов важны тщательность, аккуратность и осмотрительность, поскольку публикации порождают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, чтобы дискредитировать все расследование. К тому же если окажется, что журналист дезинформировал общественность и нанес ущерб репутации людей, то возвратиться к теме в дальнейшем будет весьма сложно. При этом, согласно статье 49 Закона «О средствах массовой информации», журналист обязан сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источник. Если сотрудник СМИ раскрыл источник информации, который пообещал держать в секрете, то доверие к нему будет подорвано навсегда.
Некоторые расследования начинаются с документов, а затем проходят в форме опроса людей. Другие начинаются с людей, а затем в работу включаются документы.
Но практически ни одно расследование в СМИ не обходится без личного общения с участниками конфликтной ситуации, должностными лицами. Если в обычном интервью журналист имеет дело с собеседниками, которые охотно и открыто говорят, не опасаясь неприятностей или даже возмездия, то в случае журналистского расследования ставки слишком высоки. Темой расследования могут быть злоупотребления, должностные нарушения, т.е. нечто укрываемое от общественности. И у интервьюируемого, который должен знать какие-то подробности, есть множество причин не откровенничать с журналистом. Как правило, он чем-то рискует, а это вызывает страх перед журналистом, задающим каверзные вопросы, и перед последствиями появления интервью в печати. Интервью в процессе расследования могут принимать различные формы. Одни длятся несколько минут, другие — несколько часов. Одни планируются и готовятся за несколько дней, другие - экспромтом, если этого требуют обстоятельства. Обычно интервью такого рода подразделяются на две категории: первая — в целях получения информации, вторая — для выяснения позиции лиц. являющихся объектом расследования.
Перед беседой журналист должен хотя бы в общих чертах знать не только проблемы, но и различные пути их решения. Беседа помогает скорректировать его точку зрения, оснастить будущую публикацию убедительными доводами, насытить ее не только фактами, но и живым разговором с собеседниками, заострить ее полемически. Публикация без привлечения мнений различных людей, спора с ними, составленная только на основании оценок автора, существенно проигрывает во мнении читателей. Чтобы хорошо начать и провести интервью, лучше всего действовать честно, открыто, просто. Журналист не может заставить собеседника говорить, тем более — выкладывать всю правду.
Массовая информация и ее роль в современном мире_____________________________ 129
В беседе с участниками конфликтной ситуации корреспондент — не фиксатор всего того, что он услышит: он спорит, приводит собственные аргументы для опровержения доводов оппонента. Техника такой убеждающей беседы следующая.
1. Важно оперировать простыми, ясными и точными понятиями.
2. Вести аргументацию по отношению к собеседнику корректно:
а) открыто признавать правоту собеседника, если он прав;
б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты со
беседником;
в) сначала отвечать на доводы собеседника, а потом приводить собственные
суждения;
г) проявлять вежливость и такт.
3. Учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации:
а) избегать простого перечисления фактов, показывать значение того или
иного события;
б) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.
4. Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны собеседника, а 1-2 ярких довода достигают большего эффекта.
5. Использовать специальные приемы аргументации:
а) метод перелицовки — подведение собеседника к изменению точки зрения
путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним;
б) метод «салями» — подведение собеседника к согласию с вами путем по
лучения единства мнений сначала в главном, а затем в необходимых для
полного согласия частностях;
в) метод расчленения — разделение аргументов собеседника на верные, со
мнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятель
ности его общей позиции;
г) метод положительных ответов — такое построение разговора, когда собе
седник на ваши первые вопросы отвечает «Да, да, да», а потом продолжа
ет соглашаться с вами уже и по более существенным вопросам;
д) метод классической риторики — вы соглашаетесь с высказываниями со
беседника, а потом внезапно опровергаете все его построения с помощью
одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивно
сти партнера);
е) метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых
мест в аргументации партнера;
ж) метод двусторонней аргументации — указание как преимуществ, так и сла
бых сторон предлагаемого вами решения.
6. Необходимо своевременно делать обобщения и выводы по проведенному об
суждению аргументов.
Опытным журналистам известны технические приемы, рассчитанные на то, чтобы заставить упрямых собеседников разговориться. Среди них:
1) использование паузы (журналист задает вопрос и получает ответ; вместо того чтобы тут же выпалить следующий вопрос, надо повременить, чтобы создать
5 Зак. 649
Глава 3
впечатление, что он хочет услышать больше; собеседник не выдерживает наступившей паузы и продолжает говорить, сообщая нечто, что журналист хотел бы услышать); 2) поддразнивание (мимоходом упоминаются какие-то мелкие факты, ставшие известные журналисту в ходе расследования; они небезразличны для интервьюируемого, который хотел бы знать, что еще известно журналисту; в этой ситуации собеседник скорее скажет правду, опасаясь быть пойманным за руку, если он даст ложную информацию).
Когда журналист перебивает партнера, дает ему негативную оценку, ускоряет темп беседы, избегает посмотреть ему в глаза, то для корреспондента разговор, наверняка, станет напряженным, трудным. Как снять, выровнять напряженность? Надо предоставить партнеру возможность высказаться, проявить интерес к его проблемам, подчеркнуть значимость собеседника и его мнения в ваших глазах. В случае вашей неправоты немедленно признать ее, обращаться к фактам, предложить конкретный выход из сложившейся ситуации.
Пример забвения этой техники показывал порой Андрей Караулов в передаче «Моменте истины», долгое время существовавшей на российском телеканале. Так, с заместителем министра сельского хозяйства разговор идет о рыбодобыче, и беседа напоминает допрос следователя. Напряженно-деловитое лицо ведущего и первые его слова, произносимые с гримасой начальственного сарказма, угрозы («Ну, куда вы всю рыбу дели?»). На каждую язвительную реплику журналиста следует вполне логичная и убедительная тирада «подследственного чиновника»: причины снижения добычи рыбы — в нарушении связи с переработчиками, сокращении тралового флота, в Антарктиду «за «ледяной рыбой» ходить нет денег»... [24]. И телезритель начинает сочувствовать заместителю министра, возмущаться Карауловым, а само решение проблемы для них уходит на второй план.
Итак, журналист должен знать, не только какие вопросы задать, но и какой психологический подход лучше использовать, чтобы добиться расположения интервьюируемого.
Чтобы избежать проблем, могущих возникнуть при отказе собеседника от своих слов после публикации материала, хорошо бы пользоваться магнитофоном. Конечно, иного собеседника раздражает и сковывает то, что при нем делаются записи; но если он согласился на беседу, то смущение быстро проходит, и он забывает о магнитофоне. Если нет возможности включить технику, а беседа важна, то неплохо бы пригласить еще одного журналиста, чтобы продублировать записи в блокноте для дальнейшей сверки.
Бывает так, что кто-то желает поговорить, но боится. Тогда надо выбрать момент, чтобы встретиться с ним по дороге домой, в магазине, в гостях, у него дома. Может быть, понадобится несколько встреч, пока он не станет доверять вам, перестанет бояться или пока ваша настойчивость не убедит его, что лучше заговорить, чем все время отказываться. О трудностях этой проблемы пишет спецкор «Известий» И. Корольков: «Когда я пришел к руководителю одной из федеральных служб, чтобы задать несколько вопросов, касающихся мэра, человек в своем кабинете перешел на шепот: "Вы не представляете, какие у него возможности. Мне известно, что его служба безопасности закупила современное подслушивающее оборудова-
Массовая информация и ее роль в современном мире
ние получше, чем в ФСБ. Я не буду лукавить перед вами: я боюсь. У меня дети, и мне страшно за них. Я готов с вами встретиться и ответить на ваши вопросы, но не здесь. Позвоните мне и представьтесь условным именем, я назову время встречи и машину, на которой буду...". На встречу этот человек так и не решился» [24].
Иногда в первой беседе с должностным лицом журналист не приводит собственных аргументов, принимая на веру все, что ему говорят. Чтобы избежать этого и ускорить расследование или застраховаться от однобокого, тем самым тенденциозного или ошибочного освещения проблемы, нужна определенная подготовительная работа. Прежде всего, следует ознакомиться с документами. Перед тем как отправиться по конкретному адресу, неплохо заглянуть в комитет по статистике, куда стекаются отчеты фирм, предприятий, организаций, учреждений по многим параметрам деятельности. В налоговой инспекции можно узнать о величине годового дохода интересующего вас лица, о масштабе деятельности фирмы (в самой фирме этого не скажут, ссылаясь на коммерческую тайну). Если нельзя узнать данные в инспекции, тогда может помочь метод аналогии. К примеру, в свое время певец Иосиф Кобзон в налоговой декларации указал, что в 1996 году заработал 2,5 млрд неденоминированных рублей, а его коллега Филипп Киркоров через своего коммерческого директора сообщил о доходе в том же году... 10 млн рублей. Можно сопоставить концертную деятельность обоих артистов, но для большего обоснования фальшивости последней цифры достаточно было тогда заглянуть в некоторые газеты. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что Киркоров только за один концерт требует с его организаторов 25 тыс. долларов, или почти 150 млн рублей (в ценах 1997 г.) [25].
К интересным результатам может привести сравнение цен (в разных местностях) на различные виды товаров или услуг, результатов экзаменов в различных школах, статистика вылеченных пациентов в разных клиниках города и т. д.
Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном построении дает возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Наблюдение — давно освоенный метод журналистики. Чтобы провести его результативней, известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включенным). Известинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, чтобы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в XIII век»
Указанные выше источники информации желательно дополнить еще одним, самым надежным с точки зрения доказательности — документом. Им может быть оригинал или копия деловой бумаги, магнитофонная пленка или видеокассета, фотография или публикация из подшивки вчерашних газет.
Вполне возможна корреспонденция, построенная только на документах. Так, «Известия» выступили с публикацией «Организованная казачья группировка». В текст врезаны фотокопии трех развернутых удостоверений, как выяснилось — фальшивых. Согласно одному из них, некий А. Демин — академик Международной академии информатизации, по другому он — генерал-полковники начальник штаба Союза казачьих формирований. В доказательство его криминального прошлого газета приводит выдержку из судебного приговора. Другой герой публикации, — Н. Ры-
Глава 3
женков, имеющий два класса образования, изображен на фото в генеральской форме. Он не только «генерал», но и «советник по разведке и контрразведке базы специальной подготовки президентской гвардии». Именно Рыженков в одной из частных фирм заказал бланки и печати с оттиском «Служба безопасности Российской Федерации», и в каждом удостоверении было указано право ношения огнестрельного оружия [26].
В подобных публикациях преобладает информационный подход. Более впечатляют материалы, где демонстрируется журналистский поиск, в результате которого идет развенчание героя, превращение его в антигероя. Для «Российской газеты» таким антигероем стал генерал-майор милиции В. Позняк, о некоторых фактах биографии которого газета рассказала 30 ноября 2001 г. Журналист расследует прежде всего три факта. Первый — награждение Позняка орденом Мужества (автор обратился в ГУВД, где ему показали заключение о том, что кандидатура Позняка рассматривалась на собрании коллектива, протокол № 57; протокола, однако, не нашли; о наградном деле сотрудник газеты спрашивает самых разных чиновников, прежде чем заявить — «Позняк наградил себя сам»). Второй факт — присвоение генеральского звания (появившись однажды на работе в генеральских погонах, Позняк заявил, что Президент подписал указ; журналист просмотрел все президентские указы и приказы министерства и пришел к выводу: выписка из указа, представленная Позняком, липовая). Третий — об окончании Академии МВД (сняв копии с диплома, журналист пришел с ней в архив академии, и фамилии своего героя нигде не обнаружил). На основе тщательного анализа документов и расспросов компетентных лиц газета убеждает своих читателей в достоверности подлогов по этим трем фактам и в обоснованности выводов. Остальные факты в публикации лишь названы и не столь доказательны (вина в гибели подольского ОМОНа в Чечне в марте 2000 г.; две квартиры в элитных домах и иномарка «Тойота», свой человек в администрации Президента, где Позняк намерен работать и уже готовит документы.
Когда документы отсутствуют, необходима информация, как правило, от трех разных независимых источников. Это важно даже при подготовке небольших критических выступлений. Игнорирование данного требования может привести к тенденциозности и смещению акцентов в материале.
Сотрудница «Санкт-Петербургских ведомостей» опубликовала информацию о том, что молодой ученый филиала Института российской истории украл ценнейшие рукописи XVII века и пытался продать их на Сенном рынке за 2 тыс. долларов — в сотни раз дешевле их настоящей стоимости. На допросе задержанный заявил следователям, что он бедствует и ему надо кормить семью. Это заявление журналистка приняла безоговорочно: «Он хотел прокормиться, а не нажиться. Иначе чем объяснить тот факт, что, имея возможность получить огромные деньги, задержанный готов был довольствоваться малым?». Той же точки зрения придерживается и газета «"Московский комсомолец" в Питере», которая заметку о краже снабдила даже таким заголовком: «Ученый украл рукописи Петра I, чтобы прокормить семью».
Оба издания, как бы оправдывая вора, переключают внимание читателей на бедственное положение ученых. Конечно, проблема уровня жизни научных работ-
Массовая информация и ее роль в современном мире
ников остается острой, но некорректно обращаться к ней, опираясь на сомнительный факт. Ведь журналисты даже не удосужились перепроверить показания задержанного. Это сделал лишь собкор «Российской газеты» С. Алехин. В корреспонденции «Ученый вором обернулся» он рассуждает: «Быть может, кто-то подумает, что молодого ученого толкнула на этот чудовищный поступок невыносимая нужда, нищенская зарплата? Нет, не таким уж и бедным он был». Далее раскрываются доходы задержанного: как участник двух грантов тот получал надбавку к зарплате, подрабатывал в университете и, кроме того, имел от Фонда Форда ежемесячную стипендию в тысячу долларов. То есть при среднемесячной заработной плате в стране в 800 тыс. неденоминированных рублей стипендия вора составляла почти 6 млн рублей (согласно тогдашнему курсу доллара) [27].
Иногда та или иная редакция прибегает и к такому приему: в погоне за популярностью высказывает по конкретному конфликту версию, прямо противоположную той, которую изложили ранее другие издания, публикует материал, в котором описываемые добродетель и порок меняются местами. И это, конечно, становится сенсацией. В трех номерах «Известия» писали о том, как по ложному доносу был арестован мэр Владивостока В. Черепков, который в итоге выиграл дело в суде, а причастные к наветам работники милиции оказались на скамье подсудимых. О произволе, допущенном в отношении мэра, стали забывать, как вдруг издающаяся в Санкт-Петербурге «Полицейская газета» публикует целый разворот, автор которого обвиняет Генеральную прокуратуру страны в «развале дела Черепкова», а в доказательство его виновности приводит такие факты: до избрания мэром Черепков по подложному паспорту моряка привез из Японии 9 автомобилей; будучи военнослужащим занимался под видом благотворительности коммерцией, практиковал как целитель и гипнотизер; став мэром, принял часы «Омега» от внедренного в администрацию секретного милицейского работника. Наконец, приводится убийственный факт: мэр жил на своем рабочем месте, также как и его молодой сотрудник, — тут дело нечистое [28]. Сбалансированность оценок необходима и при подготовке положительных выступлений. К примеру, из телепередачи ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), которую показывало Общественное российское телевидение, было трудно выяснить, чем же замечательна жизнь героев. Вот что писала по этому поводу «Общая газета»: «В ЖЗЛ избран метод долгого наблюдения, и вот уже человек в кадре расслабился, стал рыхлым, разжиженным, а камера ловит хаос бытия, отбирая в окончательный монтаж не «мощь художеств», а лишь то, что нанизывается на шампур нехитрой истины: «слаб человек!» В фильме о поэтессе Белле Ахмадулиной поэзия видится бесконечным, как дурной сон, шизом. Возникает больной, галлюцинированный, беззвучный, заторможенный мир, по которому бесконечно блуждает, неумело позируя, эксцентричный силуэт поэтессы с мертвой маской вместо лица, с наркотически сонными глазами. Зрелище страшноватое при всей изысканности экранных композиций; его унылость подчеркивается космическим гулом и электронными подвываниями, переплетенными с неразборчивым поэтическим бормотанием. Обещанной «жизни», как и «замечательных людей» в фильме уже нет вовсе, несмотря на скопище неприб-ранных, опять же «застигнутых» врасплох знаменитостей, слегка пьяных и очевидно опустошенных» [29].
Глава 3
Корреспондентская сеть
Корреспонденты — рядовой состав редакции. Они собирают информацию и готовят публикации, практически полностью заняты творчеством, за исключением дежурства по номеру газеты. В ежедневном издании наиболее опытный корреспондент один-два раза в месяц выступает с анализом предстоящего выпуска на планерке, вместе с заместителем главного редактора, выпускающим, корректорами дежурный по номеру готовит очередной номер.
Кроме штатных журналистов отделов редакции во многих газетах есть обозреватели, собственные и специальные корреспонденты. Они подчиняются ответственному секретарю или редактору газеты.
Собственный корреспондент — это штатный сотрудник, постоянно проживающий в каком-либо ином городе или регионе и снабжающий редакцию информацией о происходящих в этом регионе событиях. Рабочим местом собкора является специально оборудованный корпункт, в котором проходит прием посетителей, есть рабочий архив и технические средства, необходимые для работы. Штат сотрудников корпункта может состоять из нескольких человек: помощников собкора, технических работников, водителя машины, уборщиц и т. п., однако сегодня, когда редакции вынуждены всячески экономить средства на издание газеты, лишь немногие из них могут позволить себе роскошь содержать собственные корпункты. Чаще всего рабочим местом собкора является его собственная квартира, редакция оплачивает собкору накладные расходы, а также начисляет зарплату и гонорар за опубликованные материалы.
Специальный корреспондент, напротив, постоянно проживает в том городе, где выходит газета и находится штаб-квартира редакции. Его рабочим местом является один из редакционных кабинетов, однако обязанности существенно отличаются от обязанностей других корреспондентов. Спецкор должен быть готов в любое время по специальному заданию редакции выехать на место, где прои<