Агентства в сфере общественных связей

Недооценка важности института PR, сквозившая ранее в отдельных исследо­вательских работах, в недавнем времени наблюдалась порой и в российской прак­тике. Отдельные организации, фирмы, предприятия предпочитали обращаться с заказами в рекламные агентства, а не в службы паблик рилейшнз.

В крупных информационных и рекламных агентствах Санкт-Петербурга были созданы отделы PR, но, как правило, малочисленные. В «Русской пресс-службе», редакции Северо-Западного отделения «Радио России-Ностальжи», газет «Телеме­ню», «Все для вас», «Товары и услуги», «Ярмарка», «Реклама-максимум» работает большой отряд рекламных агентов, но общественными связями занимается лишь один



Глава 3

человек — недавняя выпускница вуза. Вооруженная автомобилем, пейджером, радио­телефоном, с утра до вечера она готовит выставки, ищет спонсоров, устраивает пресс-конференции... И всегда в одиночестве, хотя и называется ее должность «ди­ректор по связям с общественностью».

В рекламных и информационных службах на PR порой смотрят как на дань моде, а на пиарменов, как на специалистов второго плана. Иногда это приводит к конфликтам. Так, на специалистов PR и рекламистов распался коллектив агент­ства «Экополис», Восемь пиарменов во главе с В. В. Петровым, журналистом по первой профессии, основали агентство «Смак Би». Будучи узкопрофильным, оно выполняет долгосрочные заказы с целью повышения спроса на продукцию той или иной фирмы, формирования ее имиджа. С фирмой «Аквафор» «Смак Би» заклю­чил, например, договор на популяризацию одноименного бытового водоочистите­ля. С помощью спонсора («Баш Кредит Банк») была приобретена партия прибо­ров «аквафор», которые затем пиармены передали нескольким детсадам и семьям, имеющим детей с ослабленным здоровьем. Дважды — перед началом эксплуата­ции «аквафора» и спустя два месяца — врачи по просьбе агентства провели меди­цинское обследование малышей в детских садах. Когда выяснилось (на основе «вра­чебного замера»), что здоровье детей существенно улучшилось (помог «аквафор»!), сотрудники «Смак Би» провели пресс-конференцию с участием медиков, отчет о которой был опубликован в нескольких петербургских газетах.

Тому же агентству удалось повысить спрос на тасол и автомобильное масло петербургского завода имени Степана Шаумяна. Высокое качество его продукции было доказано наглядно на пресс-конференции сопоставлением итогов лаборатор­ных исследований масел — заводского и того, что продают на рынке частные тор­говцы (последнее оказалось засоренным вредными для автомобильного двигателя примесями). Пресс-релиз под заголовком «Завод Степана Шаумяна объявляет вой­ну автомобильной мафии» напечатали уже не только газеты, но и специализиро­ванные журналы.

По сравнению с другими структурами агентство «Смак Би», сделало удачный выбор. Выполнение крупных заказов приносит результаты весьма ощутимые, по­могает сотрудникам реализовать свой творческий потенциал. В более сложных ус­ловиях находятся агентства, специализирующихся на выполнении большого чис­ла PR-мероприятий: мелкие операции, на которые уходит уйма времени, малоэф­фективны.

Так, PR-агентство в Петрозаводске, созданное, выпускниками факультета жур­налистики Санкт-Петербургского университета А.Чекшиным и А.Шаровым и на­званное ими «Объединением общественных коммуникаций», предлагает десятки услуг, среди которых: первичный маркетинг — исследование рынка, анализ получен­ной информации и выработка рекомендаций, разработка конкретных предложений, проведение социологических исследований и т.д.; организационные услуги: разработка программы визитов и встреч, контакты по телефону, визиты и личные встречи для выяснения интересов; представительские и информационные услуги: составление списка потребителей и программы прямой почтовой рассылки («директ-мейл»), написание пресс-релизов, рассылка писем; проведение встреч: составление програм­мы отдыха, обеспечение персоналом (секретарь-референт, охрана и т.д.), составле-

Массовая информация и ее роль в современном мире



ние на основе данных первичного маркетинга программы работы с общественным мнением, конкурентами, властями, разработка рекламно-имиджевой кампании, проведение общественно-значимых событий; работа с прессой: проведение пресс-конференций, семинаров, презентаций, шоу-программ, написание сценария, лите­ратурное редактирование, подготовка коммерческих материалов, еженедельный обзор и отслеживание материалов в СМИ и т.д. Расценки дифференцированы в зависимости от трудоемкости той или иной услуги. Опыт работы агентства пока не внушает оптимизма: доходы оказались ниже ожидаемых.

А находящееся в Санкт-Петербурге агентство «СПН-Гранат» занято не толь­ко пресс-конференциями, презентациями, брифингами, но и предоставлением рек­ламных услуг. Образованное как филиал шведского агентства Public relations «Флорман Информэйшн АВ», оно насчитывает почти сто сотрудников (в основ­ном это молодые люди с высшим образованием). «Гранат» начал с организации издания «Leningrad News» (распространяется на авиалиниях Пулкова), с 1996 г. стал издавать журнал «Nord Express» — для Октябрьской железной дороги, а в 1997 г. вышел первый номер туристического журнала Where St.Petersburg». В дизайн-сту­дии «Граната» дизайнеры разрабатывают элементы фирменного стиля, отдел комп­лексного рекламного обслуживания проводит рекламные кампании, а отдел директ-маркетинга занят продвижением торговых марок (дегустации чая и майонеза на Двор­цовой площади, лотереи, опросы, анкетирование и т.д.). Наконец, на счету агентства свыше тысячи пресс-конференций и презентаций.

В советское время о визите на предприятие журналист должен был договари­ваться с расположенным на его территории парткомом КПСС. С ликвидацией по­следних стали создаваться пресс-службы. В Санкт-Петербурге уже в 1999 г. их на­считывалось свыше двухсот, сегодня — значительно больше. Появилась армия пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью или со СМИ. Неведомые раньше должности возникли везде: во властных структурах, политических партиях, коммерческих фирмах, банках, творческих союзах, конфессиях, государственных предприятиях. Разговор о них — более подробный — пойдет в десятой главе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ

Производство печатного издания, ежедневно из номера в номер — главная за­бота редакции газеты. Ее возглавляет главный редактор, отвечающий перед учре­дителем за выход газеты и реализующий через цепочку «редактор — заместитель редактора — заведующий отделом — корреспондент» принцип единоначалия. Ре­дактор принимает решение по содержанию текущего номера газеты, прочитывает его важнейшие материалы^ контролирует выпуск номера, подписывает в печать вычитанные полосы, в то же время помимо творческих функций выполняет и ад­министративные — организует экономическую политику редакции, руководит финансово-хозяйственной деятельностью; по согласованию с редколлегией и уч­редителем определяет размер зарплаты и гонорара; руководит подготовкой орга­низационно-массовых мероприятий (праздников газеты, торжественных собраний коллектива и т.п.); представляет редакционный коллектив в других организациях и учреждениях. В крупных газетах заместитель главного редактора курирует ра-



Глава 3

боту ряда отделов, руководит заседаниями редколлегии, поочередно с редактором или другими заместителями ведет номера газеты. При редакторе существует такой сове­щательный орган, как редколлегия, призванная руководить планированием деятель­ности редакции (оперативным — на номер или неделю, среднесрочным — на месяц, перспективным — на полгода, год), рассматривать текущие вопросы редакционной жиз­ни, обсуждать содержание газетных номеров, контролировать работу по выпуску те­кущего номера, назначая для этого дежурного члена редколлегии. А организационно-техническая работа по выпуску газетных номеров, разработка редакционных планов возлагается на «штаб газеты» — секретариат. В его составе ответственный секре­тарь (планирование, курирование ряда отделов, разметка гонорара и т.д.), заме­ститель ответственного секретаря (составление макета, подбор и редактирование текстов и иллюстраций, контроль верстки полос и их корректуры), выпускающий, обеспечивающий прохождение газеты через типографию, отвечающий за работу вер­стальщиков, точное соблюдение графика выпуска номера, за отправку сверстанных полос на корректуру, в секретариат, в отделы, редактору и т.п. Выпускающий подпи­сывает сигнальный экземпляр номера («в свет»). Ответственному секретарю подчи­нен отдел иллюстраций, в состав которого входят фотокорреспонденты, художники и бильдредактор, призванный отбирать иллюстрации, компоновать их по полосам, обеспечивать единый стиль иллюстративного оформления газеты. Сами же редак­ционные отделы формируются по принципам: отраслевому (политика, культура, спорт и т.д.), функциональному (отдел писем, отдел иллюстраций, отдел информа­ции), жанровому (отдел фельетона, отдел очерка), региональному (в крупных изда­ниях раньше были отделы Европы, Азии, Африки, Америки). Вне отделов находятся обозреватели, готовящие аналитические материалы, собственные корреспонденты, работающие в корпунктах общероссийских или крупных региональных газет, специ­альные корреспонденты, которые по заданию редакции выезжают на места важней­ших событий для их оперативного и квалифицированного освещения.

Журналистская рукопись проходит следующие операции: с паспортом (бланк, в котором указаны заголовок, объем, имя автора и стоят подписи ответственных лиц редакции) она попадает в секретариат, где после вычитки и технической обработки превращается в оригинал или оригинал-макет (вид и размеры которого переносятся на страницу номера газеты без изменения), затем начинается процесс макетирования га­зеты; макеты полос сдаются в типографию или компьютерный центр на набор и верст­ку. Готовые полосы выводятся на печать и наступает весьма ответственный этап вы­пуска газеты — корректура — типографская (техническая) и редакционная. Выделяют три способа чтения текста: чтение-сличение (с рукописью), сквозное смысловое чте­ние (выявление стилистических ошибок) и чтение-сверка (просмотр свежего оттиска с внесенными после первых корректур исправлениями). При этом используют один из двух методов: при чтении в одиночку корректор держит на столе одновременно от­тиск материала и оригинал; при чтении в подчитку участвуют два человека — подчит­чик читает вслух текст оригинала, а корректор проверяет услышанное по оттиск}'.

Высшим органом телерадиокомпании, если она — АО, является собрание ак­ционеров, которое избирает Совет директоров и его председателя, а также гене­рального директора компании. Такая схема, однако, применима к вещательной ком­пании (например, к Первому каналу); в производящей телекомпании (ВиД или МАК внутри Первого) управление выглядит менее сложным.

Массовая информация и ее роль в современном мире___________________ _________ 127

Творческую работу ведет директор программ, отвечающий за создание, изме­нение и уточнение долгосрочной концепции вещания, разработку календарно-те-матического плана телевидения (радиовещания) и контролирующий его выполне-• ние. Режиссер в процессе создания теле-радиопередач руководит съемочной груп­пой, разрабатывает режиссерский (рабочий) сценарий, график производства, смету затрат, проводит репетиции, съемки, монтаж передач, выдачу их в эфир: режиссер -ассистент телевидения самостоятельно в качестве режиссера готовит несложные телепередачи, а ассистент режиссера выполняет задания режиссера, составляет схему работы телекамер, проводит за видеопультом репетиции и передачи в пря­мом эфире; примерно такие же обязанности и у ассистента режиссера радио. Важ­ными фигурами являются редактор (участвует в формировании концепции веща­ния, разработке планов, заказывает сценарии, организует их рецензирование, сам редактирует авторов), музыкальный редактор (монтирует музыкальные фонограм­мы, привлекает к участию в передачах композиторов, музыковедов, музыкантов-исполнителей), ведущий программы (готовит текст, проверяет факты, работает в прямом эфире), звукорежиссер и его помощник ассистент звукорежиссера (отве­чают за высокое художественное и техническое качество звука телерадиопереда­чи). Не менее ответственна работа и других работников телерадиокомпании, таких как комментатор, телеоператор, фотокорреспондент, директор съемочной груп­пы (распорядитель кредитов, отвечающий за разумный расход материальных и де­нежных средств), диктор и репетитор по технике речи, а также целый отряд ху­дожников: главный художник телевидения, художник-постановщик, гирифтовик, график, декоратор, оформитель игровых кукол, художник-кукловод. Свои специа­листы — от начальников аппаратно-студииного, декоративного-постановочного и других комплексов до заведующего видеотекой — есть в техническом телецентре.

Планирование той или иной рубрики, подбор авторов сбор материала — это первый (подготовительный, или редакторский) этап в технологической схеме под­готовки передачи на телевидении или на радио, который заканчивается подготов­кой сценария (сценарной заявкой). Вместе со сценаристом редактор включает в сценарий важнейшие компоненты: ремарку; действие, реализуемое в развитии сю­жета; синхронные выступления и закадровый текст. Ремарка (в теленовостях — левый ряд) — описание изобразительной стороны передачи — действия персона­жа, пейзаж, детали, атмосфера эпизодов — все то, что не передается на экране сло­вами. Отредактированный литературный сценарий поступает к режиссеру, кото­рый вместе с редактором работает на первом и на втором этапе — постановочном и на третьем — монтажном. В работе редактора на радио и ТВ может быть еще один этап — эфирное редактирование. При прямых репортажах и других передачах без предварительной записи редактор при необходимости сокращает текст ведущего, вносит коррективы в текст, вставляет в программу информацию последних минут.

3.3.1. Источники информации

Эмпирическую информацию журналист черпает из трех источников: индиви­дуального (человек), коллективного (коллектив) и документального (официаль­ные и личные документы, материалы СМИ). Помогают не только интервью, опро­сы, позволяющие получить объективные данные, провести наблюдение, определить



Глава 3

факты, которые оцениваются людьми по-разному в одних и тех же обстоятельствах, но и библиотечные источники, словари по праву, своды законов, статистические и информационные бюллетени, справочники, издаваемые администрацией, материа­лы, поступающие по каналам паблик рилейшнз, наконец, внутриредакционные вспо­могательные материалы (система вырезок, тематические подборки, энциклопедии...).

Исследование основывается на множестве источников информации: люди, документы, личное наблюдение.

Работа по расследованию облегчается, если журналист знает законы о свобод­ном допуске к информации; умеет устанавливать контакты. При сборе фактов важ­ны тщательность, аккуратность и осмотрительность, поскольку публикации порож­дают противников, готовых зацепиться за малейшую фактическую неточность, что­бы дискредитировать все расследование. К тому же если окажется, что журналист дезинформировал общественность и нанес ущерб репутации людей, то возвра­титься к теме в дальнейшем будет весьма сложно. При этом, согласно статье 49 Закона «О средствах массовой информации», журналист обязан сохранять кон­фиденциальность информации и (или) ее источник. Если сотрудник СМИ раскрыл источник информации, который пообещал держать в секрете, то доверие к нему будет подорвано навсегда.

Некоторые расследования начинаются с документов, а затем проходят в форме опроса людей. Другие начинаются с людей, а затем в работу включаются документы.

Но практически ни одно расследование в СМИ не обходится без личного об­щения с участниками конфликтной ситуации, должностными лицами. Если в обыч­ном интервью журналист имеет дело с собеседниками, которые охотно и открыто говорят, не опасаясь неприятностей или даже возмездия, то в случае журналист­ского расследования ставки слишком высоки. Темой расследования могут быть зло­употребления, должностные нарушения, т.е. нечто укрываемое от общественности. И у интервьюируемого, который должен знать какие-то подробности, есть множе­ство причин не откровенничать с журналистом. Как правило, он чем-то рискует, а это вызывает страх перед журналистом, задающим каверзные вопросы, и перед последствиями появления интервью в печати. Интервью в процессе расследова­ния могут принимать различные формы. Одни длятся несколько минут, другие — несколько часов. Одни планируются и готовятся за несколько дней, другие - экс­промтом, если этого требуют обстоятельства. Обычно интервью такого рода под­разделяются на две категории: первая — в целях получения информации, вторая — для выяснения позиции лиц. являющихся объектом расследования.

Перед беседой журналист должен хотя бы в общих чертах знать не только про­блемы, но и различные пути их решения. Беседа помогает скорректировать его точ­ку зрения, оснастить будущую публикацию убедительными доводами, насытить ее не только фактами, но и живым разговором с собеседниками, заострить ее полеми­чески. Публикация без привлечения мнений различных людей, спора с ними, со­ставленная только на основании оценок автора, существенно проигрывает во мне­нии читателей. Чтобы хорошо начать и провести интервью, лучше всего действо­вать честно, открыто, просто. Журналист не может заставить собеседника говорить, тем более — выкладывать всю правду.

Массовая информация и ее роль в современном мире_____________________________ 129

В беседе с участниками конфликтной ситуации корреспондент — не фиксатор всего того, что он услышит: он спорит, приводит собственные аргументы для опро­вержения доводов оппонента. Техника такой убеждающей беседы следующая.

1. Важно оперировать простыми, ясными и точными понятиями.

2. Вести аргументацию по отношению к собеседнику корректно:

а) открыто признавать правоту собеседника, если он прав;

б) продолжать оперировать только теми аргументами, которые приняты со­
беседником;

в) сначала отвечать на доводы собеседника, а потом приводить собственные
суждения;

г) проявлять вежливость и такт.

3. Учитывать сложность восприятия новой для собеседника информации:

а) избегать простого перечисления фактов, показывать значение того или
иного события;

б) соизмерять темп аргументации с особенностями темперамента собеседника.

4. Не забывать, что «излишняя» убедительность вызывает отпор со стороны со­беседника, а 1-2 ярких довода достигают большего эффекта.

5. Использовать специальные приемы аргументации:

а) метод перелицовки — подведение собеседника к изменению точки зрения
путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним;

б) метод «салями» — подведение собеседника к согласию с вами путем по­
лучения единства мнений сначала в главном, а затем в необходимых для
полного согласия частностях;

в) метод расчленения — разделение аргументов собеседника на верные, со­
мнительные и ошибочные с последующим доказательством несостоятель­
ности его общей позиции;

г) метод положительных ответов — такое построение разговора, когда собе­
седник на ваши первые вопросы отвечает «Да, да, да», а потом продолжа­
ет соглашаться с вами уже и по более существенным вопросам;

д) метод классической риторики — вы соглашаетесь с высказываниями со­
беседника, а потом внезапно опровергаете все его построения с помощью
одного сильного аргумента (применяется в случае излишней агрессивно­
сти партнера);

е) метод замедления темпа — умышленно медленное проговаривание слабых
мест в аргументации партнера;

ж) метод двусторонней аргументации — указание как преимуществ, так и сла­
бых сторон предлагаемого вами решения.

6. Необходимо своевременно делать обобщения и выводы по проведенному об­
суждению аргументов.

Опытным журналистам известны технические приемы, рассчитанные на то, чтобы заставить упрямых собеседников разговориться. Среди них:

1) использование паузы (журналист задает вопрос и получает ответ; вместо того чтобы тут же выпалить следующий вопрос, надо повременить, чтобы создать

5 Зак. 649



Глава 3

впечатление, что он хочет услышать больше; собеседник не выдерживает наступившей паузы и продолжает говорить, сообщая нечто, что журналист хотел бы услышать); 2) поддразнивание (мимоходом упоминаются какие-то мелкие факты, ставшие известные журналисту в ходе расследования; они небезразличны для интер­вьюируемого, который хотел бы знать, что еще известно журналисту; в этой ситуации собеседник скорее скажет правду, опасаясь быть пойманным за руку, если он даст ложную информацию).

Когда журналист перебивает партнера, дает ему негативную оценку, ускоряет темп беседы, избегает посмотреть ему в глаза, то для корреспондента разговор, на­верняка, станет напряженным, трудным. Как снять, выровнять напряженность? Надо предоставить партнеру возможность высказаться, проявить интерес к его про­блемам, подчеркнуть значимость собеседника и его мнения в ваших глазах. В случае вашей неправоты немедленно признать ее, обращаться к фактам, предложить кон­кретный выход из сложившейся ситуации.

Пример забвения этой техники показывал порой Андрей Караулов в передаче «Моменте истины», долгое время существовавшей на российском телеканале. Так, с заместителем министра сельского хозяйства разговор идет о рыбодобыче, и бесе­да напоминает допрос следователя. Напряженно-деловитое лицо ведущего и пер­вые его слова, произносимые с гримасой начальственного сарказма, угрозы («Ну, куда вы всю рыбу дели?»). На каждую язвительную реплику журналиста следует вполне логичная и убедительная тирада «подследственного чиновника»: причины снижения добычи рыбы — в нарушении связи с переработчиками, сокращении тра­лового флота, в Антарктиду «за «ледяной рыбой» ходить нет денег»... [24]. И теле­зритель начинает сочувствовать заместителю министра, возмущаться Карауловым, а само решение проблемы для них уходит на второй план.

Итак, журналист должен знать, не только какие вопросы задать, но и какой психологический подход лучше использовать, чтобы добиться расположения ин­тервьюируемого.

Чтобы избежать проблем, могущих возникнуть при отказе собеседника от сво­их слов после публикации материала, хорошо бы пользоваться магнитофоном. Ко­нечно, иного собеседника раздражает и сковывает то, что при нем делаются записи; но если он согласился на беседу, то смущение быстро проходит, и он забывает о магнитофоне. Если нет возможности включить технику, а беседа важна, то непло­хо бы пригласить еще одного журналиста, чтобы продублировать записи в блокно­те для дальнейшей сверки.

Бывает так, что кто-то желает поговорить, но боится. Тогда надо выбрать мо­мент, чтобы встретиться с ним по дороге домой, в магазине, в гостях, у него дома. Может быть, понадобится несколько встреч, пока он не станет доверять вам, пере­станет бояться или пока ваша настойчивость не убедит его, что лучше заговорить, чем все время отказываться. О трудностях этой проблемы пишет спецкор «Извес­тий» И. Корольков: «Когда я пришел к руководителю одной из федеральных служб, чтобы задать несколько вопросов, касающихся мэра, человек в своем кабинете пе­решел на шепот: "Вы не представляете, какие у него возможности. Мне известно, что его служба безопасности закупила современное подслушивающее оборудова-

Массовая информация и ее роль в современном мире



ние получше, чем в ФСБ. Я не буду лукавить перед вами: я боюсь. У меня дети, и мне страшно за них. Я готов с вами встретиться и ответить на ваши вопросы, но не здесь. Позвоните мне и представьтесь условным именем, я назову время встречи и машину, на которой буду...". На встречу этот человек так и не решился» [24].

Иногда в первой беседе с должностным лицом журналист не приводит соб­ственных аргументов, принимая на веру все, что ему говорят. Чтобы избежать это­го и ускорить расследование или застраховаться от однобокого, тем самым тенден­циозного или ошибочного освещения проблемы, нужна определенная подготови­тельная работа. Прежде всего, следует ознакомиться с документами. Перед тем как отправиться по конкретному адресу, неплохо заглянуть в комитет по статистике, куда стекаются отчеты фирм, предприятий, организаций, учреждений по многим параметрам деятельности. В налоговой инспекции можно узнать о величине годо­вого дохода интересующего вас лица, о масштабе деятельности фирмы (в самой фир­ме этого не скажут, ссылаясь на коммерческую тайну). Если нельзя узнать данные в инспекции, тогда может помочь метод аналогии. К примеру, в свое время певец Иосиф Кобзон в налоговой декларации указал, что в 1996 году заработал 2,5 млрд недено­минированных рублей, а его коллега Филипп Киркоров через своего коммерческо­го директора сообщил о доходе в том же году... 10 млн рублей. Можно сопоставить концертную деятельность обоих артистов, но для большего обоснования фальши­вости последней цифры достаточно было тогда заглянуть в некоторые газеты. Так, «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили, что Киркоров только за один кон­церт требует с его организаторов 25 тыс. долларов, или почти 150 млн рублей (в ценах 1997 г.) [25].

К интересным результатам может привести сравнение цен (в разных местно­стях) на различные виды товаров или услуг, результатов экзаменов в различных школах, статистика вылеченных пациентов в разных клиниках города и т. д.

Источником информации служит и наблюдение, которое при грамотном пост­роении дает возможность изучить явление, а не отдельные его аспекты. Наблюде­ние — давно освоенный метод журналистики. Чтобы провести его результативней, известные журналисты Михаил Кольцов, Лариса Рейснер, Иван Гудимов и другие на время меняли профессию (такое наблюдение называется включенным). Извес­тинец В. Надеин, например, торговал на рынке, чтобы подготовить фельетон «Как я продавал барана»; Алла Трубникова поступила послушницей в монастырь, что­бы описать жизнь обители изнутри, и опубликовала очерк «Путешествие в XIII век»

Указанные выше источники информации желательно дополнить еще одним, самым надежным с точки зрения доказательности — документом. Им может быть оригинал или копия деловой бумаги, магнитофонная пленка или видеокассета, фотография или публикация из подшивки вчерашних газет.

Вполне возможна корреспонденция, построенная только на документах. Так, «Из­вестия» выступили с публикацией «Организованная казачья группировка». В текст врезаны фотокопии трех развернутых удостоверений, как выяснилось — фальши­вых. Согласно одному из них, некий А. Демин — академик Международной акаде­мии информатизации, по другому он — генерал-полковники начальник штаба Сою­за казачьих формирований. В доказательство его криминального прошлого газета приводит выдержку из судебного приговора. Другой герой публикации, — Н. Ры-



Глава 3

женков, имеющий два класса образования, изображен на фото в генеральской фор­ме. Он не только «генерал», но и «советник по разведке и контрразведке базы спе­циальной подготовки президентской гвардии». Именно Рыженков в одной из част­ных фирм заказал бланки и печати с оттиском «Служба безопасности Российской Федерации», и в каждом удостоверении было указано право ношения огнестрель­ного оружия [26].

В подобных публикациях преобладает информационный подход. Более впе­чатляют материалы, где демонстрируется журналистский поиск, в результате ко­торого идет развенчание героя, превращение его в антигероя. Для «Российской га­зеты» таким антигероем стал генерал-майор милиции В. Позняк, о некоторых фак­тах биографии которого газета рассказала 30 ноября 2001 г. Журналист расследует прежде всего три факта. Первый — награждение Позняка орденом Мужества (ав­тор обратился в ГУВД, где ему показали заключение о том, что кандидатура По­зняка рассматривалась на собрании коллектива, протокол № 57; протокола, одна­ко, не нашли; о наградном деле сотрудник газеты спрашивает самых разных чинов­ников, прежде чем заявить — «Позняк наградил себя сам»). Второй факт — присвоение генеральского звания (появившись однажды на работе в генеральских погонах, Позняк заявил, что Президент подписал указ; журналист просмотрел все президентские указы и приказы министерства и пришел к выводу: выписка из ука­за, представленная Позняком, липовая). Третий — об окончании Академии МВД (сняв копии с диплома, журналист пришел с ней в архив академии, и фамилии сво­его героя нигде не обнаружил). На основе тщательного анализа документов и рас­спросов компетентных лиц газета убеждает своих читателей в достоверности под­логов по этим трем фактам и в обоснованности выводов. Остальные факты в пуб­ликации лишь названы и не столь доказательны (вина в гибели подольского ОМОНа в Чечне в марте 2000 г.; две квартиры в элитных домах и иномарка «Тойо­та», свой человек в администрации Президента, где Позняк намерен работать и уже готовит документы.

Когда документы отсутствуют, необходима информация, как правило, от трех разных независимых источников. Это важно даже при подготовке небольших кри­тических выступлений. Игнорирование данного требования может привести к тен­денциозности и смещению акцентов в материале.

Сотрудница «Санкт-Петербургских ведомостей» опубликовала информацию о том, что молодой ученый филиала Института российской истории украл цен­нейшие рукописи XVII века и пытался продать их на Сенном рынке за 2 тыс. дол­ларов — в сотни раз дешевле их настоящей стоимости. На допросе задержанный заявил следователям, что он бедствует и ему надо кормить семью. Это заявление журналистка приняла безоговорочно: «Он хотел прокормиться, а не нажиться. Иначе чем объяснить тот факт, что, имея возможность получить огромные день­ги, задержанный готов был довольствоваться малым?». Той же точки зрения при­держивается и газета «"Московский комсомолец" в Питере», которая заметку о краже снабдила даже таким заголовком: «Ученый украл рукописи Петра I, чтобы прокормить семью».

Оба издания, как бы оправдывая вора, переключают внимание читателей на бедственное положение ученых. Конечно, проблема уровня жизни научных работ-

Массовая информация и ее роль в современном мире



ников остается острой, но некорректно обращаться к ней, опираясь на сомнитель­ный факт. Ведь журналисты даже не удосужились перепроверить показания за­держанного. Это сделал лишь собкор «Российской газеты» С. Алехин. В коррес­понденции «Ученый вором обернулся» он рассуждает: «Быть может, кто-то поду­мает, что молодого ученого толкнула на этот чудовищный поступок невыносимая нужда, нищенская зарплата? Нет, не таким уж и бедным он был». Далее раскрываются доходы задержанного: как участник двух грантов тот получал надбавку к зарплате, подрабатывал в университете и, кроме того, имел от Фонда Форда ежемесячную стипендию в тысячу долларов. То есть при среднемесячной заработной плате в стра­не в 800 тыс. неденоминированных рублей стипендия вора составляла почти 6 млн рублей (согласно тогдашнему курсу доллара) [27].

Иногда та или иная редакция прибегает и к такому приему: в погоне за попу­лярностью высказывает по конкретному конфликту версию, прямо противополож­ную той, которую изложили ранее другие издания, публикует материал, в котором описываемые добродетель и порок меняются местами. И это, конечно, становится сенсацией. В трех номерах «Известия» писали о том, как по ложному доносу был арестован мэр Владивостока В. Черепков, который в итоге выиграл дело в суде, а причастные к наветам работники милиции оказались на скамье подсудимых. О произ­воле, допущенном в отношении мэра, стали забывать, как вдруг издающаяся в Санкт-Петербурге «Полицейская газета» публикует целый разворот, автор кото­рого обвиняет Генеральную прокуратуру страны в «развале дела Черепкова», а в доказательство его виновности приводит такие факты: до избрания мэром Череп­ков по подложному паспорту моряка привез из Японии 9 автомобилей; будучи во­еннослужащим занимался под видом благотворительности коммерцией, практи­ковал как целитель и гипнотизер; став мэром, принял часы «Омега» от внедренно­го в администрацию секретного милицейского работника. Наконец, приводится убийственный факт: мэр жил на своем рабочем месте, также как и его молодой со­трудник, — тут дело нечистое [28]. Сбалансированность оценок необходима и при подготовке положительных выступлений. К примеру, из телепередачи ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), которую показывало Общественное российское телевидение, было трудно выяснить, чем же замечательна жизнь героев. Вот что писала по этому поводу «Общая газета»: «В ЖЗЛ избран метод долгого наблюде­ния, и вот уже человек в кадре расслабился, стал рыхлым, разжиженным, а каме­ра ловит хаос бытия, отбирая в окончательный монтаж не «мощь художеств», а лишь то, что нанизывается на шампур нехитрой истины: «слаб человек!» В филь­ме о поэтессе Белле Ахмадулиной поэзия видится бесконечным, как дурной сон, шизом. Возникает больной, галлюцинированный, беззвучный, заторможенный мир, по которому бесконечно блуждает, неумело позируя, эксцентричный силуэт поэтессы с мертвой маской вместо лица, с наркотически сонными глазами. Зре­лище страшноватое при всей изысканности экранных композиций; его унылость подчеркивается космическим гулом и электронными подвываниями, переплетен­ными с неразборчивым поэтическим бормотанием. Обещанной «жизни», как и «замечательных людей» в фильме уже нет вовсе, несмотря на скопище неприб-ранных, опять же «застигнутых» врасплох знаменитостей, слегка пьяных и оче­видно опустошенных» [29].



Глава 3

Корреспондентская сеть

Корреспонденты — рядовой состав редакции. Они собирают информацию и готовят публикации, практически полностью заняты творчеством, за исключени­ем дежурства по номеру газеты. В ежедневном издании наиболее опытный коррес­пондент один-два раза в месяц выступает с анализом предстоящего выпуска на планерке, вместе с заместителем главного редактора, выпускающим, корректора­ми дежурный по номеру готовит очередной номер.

Кроме штатных журналистов отделов редакции во многих газетах есть обозре­ватели, собственные и специальные корреспонденты. Они подчиняются ответствен­ному секретарю или редактору газеты.

Собственный корреспондент — это штатный сотрудник, постоянно проживающий в каком-либо ином городе или регионе и снабжающий редакцию информацией о про­исходящих в этом регионе событиях. Рабочим местом собкора является специально оборудованный корпункт, в котором проходит прием посетителей, есть рабочий архив и технические средства, необходимые для работы. Штат сотрудников корпункта мо­жет состоять из нескольких человек: помощников собкора, технических работников, водителя машины, уборщиц и т. п., однако сегодня, когда редакции вынуждены вся­чески экономить средства на издание газеты, лишь немногие из них могут позволить себе роскошь содержать собственные корпункты. Чаще всего рабочим местом собко­ра является его собственная квартира, редакция оплачивает собкору накладные рас­ходы, а также начисляет зарплату и гонорар за опубликованные материалы.

Специальный корреспондент, напротив, постоянно проживает в том городе, где выходит газета и находится штаб-квартира редакции. Его рабочим местом является один из редакционных кабинетов, однако обязанности существенно отличаются от обязанностей других корреспондентов. Спецкор должен быть готов в любое время по специальному заданию редакции выехать на место, где прои<

Наши рекомендации