Теории массовой коммуникации и концепции прессы

В спорах родились гуманитарно-демократическое и марксистское идейно-те­оретические направления. Представители гуманитарно-демократическое направ­ления, зародившегося в эпоху Просвещения, выступали за свободу разума и духов­ного творчества, против клерикального или светского вмешательства в журналис­тику, которую рассматривали как средство честного познания обществом самого себя. В то же время они полагали, что свобода печати не может быть безграничной, она должна сочетаться с ответственностью перед народом. Это направление воз­никло под влиянием идей просветителей — философов и писателей-гуманистов, духовно подготовивших Великую Французскую революцию.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) в «Персидских письмах» и трактате «О духе законов» резко критиковал феодализм как форму управления, несовместимую с «естественными правами» человека. Несмотря на эзопов язык, читатель «Персид­ских писем» сразу узнавал в литературном образе «персидского двора» знакомые ему приметы и обычаи — феодальные нравы французского высшего света, произ­вол абсолютной монархии.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) в философских повестях «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный» и других обрушивается на феодально-монархи­ческие устои, на религиозный фанатизм современного феодального общества. В Рос­сии тех лет «вольтерианство» ассоциировалось с покушением на устои крепостни­чества, но в то же время стало символом интеллектуальной моды: даже сама Екатерина II ради престижа завязала переписку с Вольтером.

Трактаты Жан Жака Руссо (1712-1778) «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми», «Об общественном договоре» идейно вооружили бу­дущих французских якобинцев.

А энциклопедисты во главе с Дени Дидро (1713-1784) издавали «Энциклопе­дию, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Это был источник не толь­ко научных знаний, но и революционных идей эпохи буржуазного Просвещения. Не случайно издатели «Энциклопедии» подверглись преследованиям со стороны церкви и светской власти: трактат Гельвеция «Об уме» был осужден Сорбонной и Папой римским, отдельные тома издания публично сжигали.

Марксистская теория журналистики, возникшая в условиях нарастания со­циально-классовых противоречий, поддерживала тезис о непримиримой классо-

Массовая информация и ее роль в современном мире



вой борьбе с участием печати и в самой печати, о защите интересов трудящихся с по­мощью различных, в том числе, и радикальных средств.

В то же время мировой опыт журналистики привел к возникновению различ­ных концепций массовой коммуникации.

Существующие концепции места и роли массовой коммуникации в обществе многообразны.

Так, согласно теорий волшебной пули и подкожных инъекций, те, кто управляет средствами информации, управляет обществом, поскольку средства информации имеют прямое, непосредственное и мощное воздействие на тех, кто обращает вни­мание на их содержание. Воздействие СМИ на людей подобно пуле или подкожно­му вспрыскиванию лекарства. Теория селективной экспозиции утверждала, что ауди­торию нельзя представлять как послушную массу, некритически воспринимающую любую информацию. Каждый человек (как личность, индивидуальность) имеет соб­ственные вкусы, предпочтения и интересы, в соответствии с которыми осуществля­ет выборочное потребление информации, предлагаемой СМИ. В 1940 г. П. Лазарс-фельд, Б. Берельсон и Г. Годэ установили наличие двуопупенчатого потока инфор­мации: сообщение, посланное аудитории, достигает сначала «лидера мнения» (наиболее авторитетного члена группы) внутри группы, а затем уже через него дру­гих членов данной группы, то есть лидеры, формирующие мнение в таком «двух­ступенчатом» потоке, действуют как «привратники». Теория, получившая назва­ние «спираль тишины/молчания», развитая Э. Ноэлль-Норманн, напоминает о «па­радоксе голосования», согласно которому многие не участвуют в выборах, поскольку полагают, что их «голос» не является решающим. Так и в массовых коммуникаци­ях: «популярным экспрессом» новостей и мнений становятся те, кто полагает, что они таковыми являются, в то время как другие, не имеющие подобного предубеж­дения, «отмалчиваются». В такого рода ситуации возникает угроза изоляции друг от друга общественного мнения и «политического класса». Поэтому возрастает роль средств массовой информации как связующего их звена. В политических исследо­ваниях, маркетинге, социологии, антропологии нашла применение теория диффи-зии, разрабатывавшая в 1960-е гг. Роджерсом, когда диффузия понимается как про­цесс, при котором новшество распространяется в обществе через коммуникацион­ные каналы в течение определенного времени. Распространение инноваций с помощью СМИ приводит к социальным изменениям. По теории культивирова­ния, выдвинутой в те же годы Дж. Гербнером, масс-медиа рассматриваются как сред­ства, культивирующие (укрепляющие) установки и ценности, существующие в культуре. При этом телевидение рассматривалось как средство, нацеленное на дол­госрочный эффект, как опережающее другие способы и средства информации. К. Левин, разрабатывающий теорию информационных барьеров, предложил новые термины: «контролер», «привратник». В основе теории лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от нали­чия в них «ворот» (аналог цензуры), которые, в свою очередь, управляются некими «контролерами». Это предположение также нашло отражение в теории искажения новостей, первоначально сформулированной У. Липпманном, согласно которой об­щественность откликается не на фактические события в окружающем мире, а на события в псевдомире, так как изображения внешнего мира в человеческом созна-





Глава 3

теории массовой коммуникации и концепции прессы - student2.ru нии, ошибки и ограниченность журналистов создают ложный образ мира. Вслед за этим была выдвинута теория урегулирования повестки дня, популяризировавшая­ся М. Маккомбсом и Д. Шоу, согласно которой средства массовой коммуникации не столько заставляют людей думать, сколько формируют их отношение к событи­ям. «Повестка дня» — это проблемы или события, которые прежде чем стать досто­янием массовой аудитории подвергаются средствами массовой информации тща­тельному отсеву по степени важности. Если здесь масс-медиа отводится активная роль, а аудитории — роль пассивного приемника информации, то по теории обре­тения пользы и удовлетворения, представленной в конце 1950-х гг., члены аудито­рии далеко не пассивны: они активно отбирают сообщения, исходя из своих инте­ресов и потребностей. Теория зависимости устанавливает существование сильной зависимости потребностей и целей людей от деятельности СМИ, показывает нали­чие сложной системы взаимодействия между реципиентами, средствами инфор­мации и социальной системой [1].

Коммуникационный процесс — это процесс передачи информации от одного человека к другому или между группами людей по разным каналам и при помощи различных коммуникационных средств (вербальных, невербальных). И здесь мы встречаемся с различными моделями этого процесса. Первая из них — это модель Аристотеля: оратор — речь — слушатель [2]. В 1948 г. американский ученый Г. Лас-суэлл предложил свою модель коммуникации, когда коммуникационное действие раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

• кто?

• сообщает что?

• по какому каналу?

• кому?

• с к&кям эффектом?

При этом исследуются управление процессами коммуникации, содержание передаваемых сообщений, средства и каналы их передачи, аудитория, результаты. В 1968 г. Лассуэлл пишет уже о более подробной версии модели, которая предпо­лагает изучение процессов коммуникации с помощью ответов на следующие воп­росы: Кто? С каким намерением? В какой ситуации? С какими ресурсами? Ис­пользуя какую стратегию? Оказывает влияние на какую аудиторию? С каким ре­зультатом? [3]. Модель Шеннона-Уивера представляет собой графическое подобие предыдущей и основано по аналогии с телефонной связью: источник (тот, кто де­лает звонок); сообщение; телефонный передатчик — кодирующее устройство; те­лефонный провод — канал; телефонный приемник, второй аппарат — декодер; при­емник — человек, которому адресовано сообщение. Основной недостаток этой мо­дели — отсутствие обратной связи был учтен М. де Флером, который предложил такую цепочку: первоначальная идея («значение») трансформируется в «сообще­ние», которое отправитель затем переводит в «информацию», посылаемую по ка­налу получателю; последний декодирует «информацию» в «сообщение», которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в идею («значение»). И далее повторяется весь путь в обратном направлении. Обратная связь делает коммуни­кацию двусторонним процессом (диалогом), когда «источник» и «получатель» по­очередно меняются ролями, обмениваясь сообщениями (сигналами) — такова суть

Массовая информация и ее роль в современном мире_______________________________ 95

циркулярной или циклической модели У. Шрамма и Ч. Осгуда. Отечественный психолог В. П. Морозов предложил двухканальную модель речевой коммуника­ции, которая исходит из того, что левое полушарие мозга обеспечивает вербальную функцию психики, а правое — в переработке невербальной. Между вербальным и невербальным каналами наблюдается теснейшее взаимодействие и взаимовлияние: например, приветливые слова, произнесенные язвительным тоном, теряют привет­ливый смысл [4]. П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном и Г. Годэ была разработана модель двуступенчатой коммуникации, согласно которой информация, распрост­раняемая массмедиа, достигает целевой аудитории не напрямую, а в два этапа: на первом этапе информация достигает «лидеров мнений» (особой категории влиятель­ных и активных людей), а на втором — лидеры передают послание дальше посредством прямого контакта с членами своей группы, т. е. в межличностном общении. В 1960 г. американский специалист в области коммуникации Д. Берло предложил модель «ИСКП» (SMCR), называемую также (по месту ее создания) Станфордской моде­лью коммуникации. Модель должна содержать подробный анализ каждого из эле­ментов коммуникативного процесса. Источник и получатель анализируются с точ­ки зрения имеющихся у них коммуникационных навыков, знаний, их социальной принадлежности, культурных характеристик, аттитюдов (социально-психологичес­ких установок); сообщение рассматривается с позиции его элементов и структуры, содержания и способа кодирования; а каналами коммуникации при этом являются пять органов чувств, по которым поступает информация. Однако данная модель не учитывает ни обратную связь, ни результат коммуникации [5].

Особый интерес представляют, однако, теории печати, связанные с развитием демократии в обществе. В 1956 г. в США была опубликована книга Ф. С. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсона «Четыре теории прессы».

Авторитарная теория оформилась в XVI-XVII вв., но и сегодня практикует­ся в отдельных странах. Она возникла из философии абсолютной власти монар­хии. Согласно этой теории, печать находится в руках государства или частных лиц, получивших королевский патент, обязана поддерживать правительство и служить властям, государству. В связи с этим введена цензура, запрещена в печати критика лиц, находящихся у власти.

Либертарианская, или теория, основанная на признании свободы воли, приня­тая в Англии (после 1688 г.) и в США, распространенная и в других странах, разви­валась на трудах Мильтона, Локка, Милля, на философии рационализма и есте­ственных прав человека. По этой теории печать является инструментом контроля за правительством и удовлетворения других нужд общества, призвана информи­ровать, развлекать, продавать информацию, но главным образом «открывать прав­ду», бесспорно, с определенных позиций. Газету может учреждать любой гражда­нин с экономическими возможностями и средствами. Она контролируется само­произвольным процессом установления правды на «свободном рынке идей», а также судами. В прессе запрещены клевета, непристойности, измена в военное время.

Теория социальной ответственности возникла в XX веке в США на основе практики журналистики, ее этического кодекса, а также трудов Комиссии по сво­боде печати, созванной в 1942 г. Особенности этой теории: цель печати — инфор­мировать, развлекать, продавать информацию, но главным образом переводить



Глава 3

теории массовой коммуникации и концепции прессы - student2.ru конфликт в дискуссию. С этой целью новости необходимо отделять от мнений и редакционных статей, необходимо предоставляться место различным точкам зре­ния, давать полную картину различных социальных групп общества, разъяснять его цели и ценности. Пресса принадлежит частным лицам, использовать ее может вся­кий, у кого есть что сказать, она контролируется мнением общества, действиями потребителей, профессиональной этикой. СМИ берут на себя обязательства по со­циальной ответственности.

Согласно советской концепции, пресса находилась в руках господствующей партии и государства, была органом пропаганды марксистско-ленинского учения [6].

К этим четырем теориям прессы автор книги «Теория массовых коммуника­ций» Денис Макуэйл прибавляет еще две — модель развивающихся стран и модель демократического участия.

Главу о советской модели в книге «Четыре теории прессы» написал Уилбур Шрамм. Его подходу обычно противопоставляют классификацию британского уче­ного Раймонда Уильямса, полагающего, что система СМИ может быть авторитар­ной, патерналистской, коммерческой и демократической.

Авторитарной является такая система СМИ, в которой «основной задачей ком­муникации является передача инструкций, идей и подходов правящей группы». Патерналистская система — это авторитарная модель, в которой, однако, у правя­щей группы сохраняется ответственность перед обществом, т.е. «ценности и цели, выходящие за рамки удержания власти». По Уильямсу, советская модель прессы была либо авторитарной, либо патерналистской, т.е. предполагающей наличие мень­шинства, управляющего меньшинством. Коммерческая система отличается боль­шей степенью внутренней свободы, «у нее есть свои ограничения, проистекающие из трудностей получения прибыли от некоторых форм коммуникации. Уильяме также представлял себе четвертую возможную модель СМИ — демократическую (совпадающую с моделью демократического участия Макуэйла), однако, как и Макуэйлу, ему не удалось найти реального примера такой модели СМИ, поэтому для него она стала скорее системой принципов, которыми следует руководство­ваться [7]. А модель СМИ развивающихся стран, предполагающая активное учас­тие прессы в деле государственного строительства, по Уильямсу, это один из вари­антов патерналистской модели (что подчеркивает ее органическое родство с «со­ветской теорией») [8].

Отечественные исследователи массовой коммуникации выделяют шесть мо­делей развития СМИ — кроме моделей авторитарной, социальной ответственности и советской добавляют модель независимой прессы или свободного рынка идей (цензуры нет, журналисты независимы внутри организации СМК); модель «раз­вития» (применяется в развивающихся странах, свобода СМИ ограничена в связи с потребностями развития общества и приоритетами в экономике и национальной культуре) и модель демократического представительства (группы, организации, местные общины, меньшинства должны иметь собственные СМИ, а содержание ма­териалов не подчиняется политическому или государственному контролю). По мне­нию А. А. Грабельникова, современные российские издания на информационном поле действуют в широком диапазоне — от модели прессы свободного рынка идей до ав-

Массовая информация и ее роль в современном мире



торитарной модели. «Существуют все концептуальные подходы к функционирова­нию, но нет ни одного преобладающего, который бы мог удовлетворить большин­ство журналистских коллективов и аудиторных групп, нет объединяющей идеоло­гии, ясной концепции будущего развития России» [9].

Свою точку зрения высказывает и проф. Я. Н. Засурский. Рассматривая совре­менные СМИ России, он пишет о таких моделях журналистики, как перестроечная, инструментальная; «четвертой власти» и свободы печати; корпоративно-авторитар­ная; смешанная модель, основанная на власти корпораций и свободе печати; общена­циональная, подконтрольная государству и местная муниципально-государственная. Параллельно этим шести моделям развивается седьмая — модель коммерциализи­рованных средств массовой информации, высокорентабельная, включающая в себя, кроме массовой, и откровенно бульварную, «желтую» журналистику [10].

В семидесятые годы в США активно занимались разработкой методов журна­листики. Можно выделить три направления — расследующая журналистика, пре­цизионная (точная) и новый журнализм.

Особенное!ъюрасследующей журналистики является обличение злоупотреб­лений должностных лиц. Она возникла в ходе Уотергейского скандала (1972-1974 гг.) и выхода книги двух репортеров «Вся королевская рать». Прецизионная журналистика (возникла после выхода в 1973 г, книга Мейера «Прецизионная жур­налистика») требует широко использовать для сбора и обработки информации при­емы и методы социологии и других гуманитарных наук. Тем самым можно избе­жать таких ошибок традиционной журналистики, как оценки на глазок, неумение разглядеть важное социальное явление, стремление освещать сенсации и сканда­лы, неспособность анализировать ситуацию в широкой исторической, политичес­кой и социально-экономической перспективе. Если прецизионная журналистика выступает за точность и объективность, то у теоретиков и практиков нового журна­лизма иное кредо — субъективизм, включение в публикацию авторского мнения, настроения, элементов художественного вымысла. Это направление иногда назы­вают политическим импрессионизмом. Последний в современной российской прак­тике иногда сочетается с расследующей журналистикой: в материалах рубрики «журналистское расследование» попытка раскрыть причину возникновения той или иной ситуации порой заканчивается выдвижением авторских версий.

Что же касается информационных технологий, то надо назвать еще несколько западных концепций журналистики. Среди них массово-коммуникационная, воз­никшая в период Первой мировой войны, когда нужно было объединить людей на основе патриотических чувств и неприязни к врагу; теория индивидуальных разли­чий (информация стала направляться дифференцированно, с учетом разных типов читателей, слушателей, зрителей); теория социальных категорий, когда информа­ционная политика строится уже на знании и учете социально-демографических характеристик (возраст, пол, доход, образование, религия и т.д.), определяющих поведение граждан в индустриально-урбанизированном обществе; теория культур­ных и социальных норм поведения, принятых в массовом обществе (так, под влия­нием прессы может меняться отношение людей к тем ими иным ценностям и исто­рическим реалиям) [11].

А Зек, 649



Глава 3

3.2. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ПЕЧАТЬ, РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Существующая система СМИ складывалась постепенно: вначале были только газеты и журналы, в XIX в. добавились информационные службы, а в XX в. — сна­чала радиостанции, а потом и студии телевидения. Сегодня только в Санкт-Петер­бурге действуют свыше десяти телеканалов и телекомпаний. Средства массовой информации — самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование обще­ственного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образ­ной и музыкальной информации. Каждая форма СМИ имеет свою знаковую сис­тему: печать или пресса — письменное слово или визуальный образ; радио — уст­ное слово, музыку; телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображе­ние и музыку на общем фоне симфонии красок.

Типология — это метод научного познания системного объекта с помощью обоб­щенной, идеализированной модели. Для типологии журналистики характерно вы­явление специфических закономерностей, качеств и свойств, присущих отдельным группам изданий. Рассматривая структуру медиаполитической системы России с учетом взаимодействия власти и СМИ, воздействия на прессу финансово-промыш­ленных группировок и политических кяанов, И. И. Засурский выделяет три ее уров­ня: первый состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующие единое информационное пространство (как правило, пресса контролируется политизирован­ным капиталом или находится в собственности государства); второй — это печатные и электронные СМИ всероссийскою, межрегионального и регионального охвата, коммер­ческие издания, теле- и радиокомпании (привлекательны для рекламодателей); третий уровень — региональные электронные и печатные СМИ. Правда, утверждает Засур­ский, есть и четвертый уровень — Интернет. Глобальная коммуникационная Среда представляет собой огромный набор коммуникационных каналов, которые тоже мо­гут пользоваться медиаполитической системой, например для выброса компромата, который затем может подхватываться на любом уровне информационной системы, тиражироваться в коммерческих и политизированных медиа [12].

3.2.1. Газеты на любой вкус

Вместо однородной партийно-советской печати, имевшей различия в основ­ном по своему иерархическому строению, не отличавшейся по содержанию и оформ­лению, появилась пресса самого разнообразного толка с чертами, свойственными СМИ рыночного общества. Печать разделилась на качественную и массовую; го­сударственную и коммерческую; официозную, отражающую точку зрения прави­тельства, и независимую, выражающую мнение своего издателя, учредителя, ре­дакционного коллектива; правящую (рупор властных структур) и оппозиционную; политизированную и деполитизированную, далекую от политических вопросов и баталий; деловую и развлекательную; легитимную и нелегитимную (официально не зарегистрированную); национальную и транснациональную, выходящую в гра­ницах ближнего и дальнего зарубежья. Появились и новые формы печатных изда-

Массовая информация и ее роль в современном мире



ний — дайджесты, журналы-ревю, журналы на дискетах, электронные версии газет и журналов, продолжающие тематику телевизионных программ, русские версии известных западных журналов.

Газеты различаются: по периодичности выхода — ежедневные, еженедельные, ежемесячные; по остальным издательским характеристикам — формату, объему издания; по масштабам аудитории, или региону распространения — общенацио­нальные, региональные, местные (городские, районные, многотиражные); по целе­вому назначению, — общеполитические, ведомственные, корпоративные, профес­сиональные; по характеру аудитории — развлекательные, рекламные, коммерчес­кие, по типу учредителя — частное лицо, редакция, коммерческая или властная структуры, политическая партия. Абсолютное большинство изданий проходят ре­гистрацию в соответствующих государственных инстанциях и вполне законны, но отдельные газеты считаются нелегитимными потому, что имеют тираж менее тыся­чи экземпляров (свидетельство о регистрации получать не нужно) или отказыва­ются от регистрации по иным причинам, предпочитая выходить полулегально.

Рассмотрим подробнее некоторые типы печати. С целью информационного обслуживания рынка, анализа его проблем и динамики возникли деловые газеты, отличающиеся друг от друга тематическими и аудиторными особенностями. Если «Коммерсантъ» ориентирован на деловые круга, связанные с западным бизнесом, то «Биржевые новости» (учредитель — Всероссийский биржевой банк) удовлетво­ряют интересы тех бизнесменов, которых волнуют проблемы сотрудничества с Ки­таем и Юго-Восточной Азией. «Деловой Петербург» и «Деловое обозрение» рассчи­таны на широкий круг предпринимательства, а «Санкт-Петербургское Эхо» стре­мится к экономическому и правовому просвещению граждан, публикуя документы администрации губернатора и Федерального правительства. В то же время «Эхо» сознательно отказывается от высказывания политической позиции и критического анализа ситуаций, явлений, а также публикуемых нормативных актов. То есть в раз­вернувшейся в начале 90-х гг. дискуссии среди журналистов о том, какой должна быть пресса в эпоху многопартийности — «газетой мнений» или «газетой новостей», редакция «Санкт-Петербургского эха» твердо стало на позиции сугубо новостного направления в журналистике. В числе важнейших функций деловой прессы:

• анализ главных событий в стране и их влияния на деловую жизнь;

• информирование о международных экономических новостях;

• анализ социальных проблем, связанных с изменениями в сфере экономики;

• распространение делового опыта, расширение делового кругозора;

• обеспечение аудитории оперативной коммерческой информацией;

• анализ влияния коммерческой информации на экономику;

• формирование идеологии бизнеса.

У каждого типа прессы своя специализация. Так, в деловой прессе можно выде­лить качественные газеты и журналы («Коммерсантъ», «Коммерсантъ-Деньги», «Де­ловой мир», «Экономика и жизнь», «Эксперт» и др.), деловые издания коммерческих организаций («Вестник ФКЦБ» — Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, «Книжный бизнес», «Маркетинг» и др.), популярные информационно-коммерческие еженедельники (самостоятельные издания — «Деловая женщина», «Человек и карье-



Глава 3

теории массовой коммуникации и концепции прессы - student2.ru pa», «Бизнес для всех», «Компания», «Профиль»; региональные — «Деловой Петер­бург», «Деловая Пенза», «Деловая Москва» и др.). Политическая пресса представлена изданиями коммунистической направленности («Правда», «Слово», «Правда-пять», «Народная правда», «Молния» и т.д.); газетами национально-патриотических партий и движений («Отечество», «Русский вестник», «Наше время», «Память», ЛДПР, «Рус­ский собор» и др.) и изданиями демократического направления («Демократическая Россия», «Демократическая газета», «Альтернатива», «Речь»). После резкого повы­шения издательских расходов многие издания стали убыточны.

В отряде религиозных СМИ — столичные газеты и журналы «Жизнь вечная», «Радонеж», «Русь державная», «Путь православная», «Православное чтение» и др., многочисленные провинциальные издания — «Пензенские епархиальные ведомо­сти», «Православная Тверь», «Православный голос Кубани», «Православный Санкт-Петербург», «Благодатные лучи» (Псков) и т.д. Многие рассчитаны на раз­ные читательские группы — возрастные, социальные: предназначены для семьи («Семейная православная газета»), для военнослужащих («Благовест»), для заклю­ченных («Утоли мои печати»), для студентов («Татьянин День»), На российском информационном рынке можно найти прессу и других конфессий (например, жур­нал «Лютеранский Петербург» и др.). Заметим, что и в общеполитических издани­ях выпускаются религиозные приложения: в «Советской России» — «Русь право­славная», в «Независимой газете» — «НГ-религия».

В Санкт-Петербурге в 2006 г. помимо прессы общего типа («Санкт-Петербур­гские ведомости», «Смена», «Петербургский час пик», «Вечерний Петербург», об­ластные «Вести» и др.) выходило 128 газет, тяготеющих к той или иной тематике. Специализированные издания распределились тогда следующим образом:

1. Деловые и финансовые газеты — 22 изданий

2. Рекламные (в том числе и бесплатные) — 56

3. Литературно-художественные и на темы культуры — 9 I. Юридические и официальные — 8

5. Медицинской тематики — 17

6. Спортивной тематики — 8

7. Педагогической тематики — 3

8. Криминальной тематики — 4

9. Компьютерной тематики — 7

10. На темы строительства и недвижимости — 8

11. О НЛО и непознанном — 4

12. Религиозной тематики — 5

13. Для любителей юмора — 9

14. Для сельских жителей и садоводов — 1

15. Военной тематики — 3

16. Для автолюбителей — 4

17. Для туристов — 3

18. Молодежная пресса — 5

19. Газеты для женщин — 8

20. Пресса для детей — 4

21. Газеты на иностранных языках — 8 изданий.

Массовая информация и ее роль в современном мире



Каждое издание имеет собственную целевую аудиторию в соответствии с про­фессиональным назначением, возрастом, наклонностями, предпочтениями, соци­альным происхождением и другими социально-политическими и демографичес­кими признаками.

У станций метрополитена каждый день раздают бесплатно «Асток-пресс», «Привет, Петербург». «Утро Петербурга», «Метро», «Рекламу-плюс», «Экстра-Балт». Наконец, по субботам каждая семья вынимает из почтового ящика очеред­ной номер бесплатной газеты «Центр-плюс».

Кстати, предтечей бесплатных газет в свое время была знаменитая «Копейка», основанная в 1907 г. в Петербурге, имевшая ничтожный номинал (1 коп.) и огром­ный тираж, распространяемый по всей России. Здесь уместно вспомнить и другой дореволюционный опыт. После того как царским манифестом 17 октября 1905 г. была отменена предварительная цензура, появились не только новые обществен­но-политические массовые газеты, но и деловая пресса, научно-просветительские, профессиональные, музыкальные, художественные, театральные, детские, женские, семейные издания. Для крестьянского читателя Министерство внутренних дел из­давало газету «Сельский вестник», которую в обязательном порядке выписывали 14 тысяч волостных управлений.

В общем потоке сегодняшней массовой, популярной прессы можно встретить издания, нацеленные на сравнительно узкую аудиторию, которым свойственны аналитичность в подходе к событиям, взвешенность оценок, спокойный тон публи­каций, фотографии в них вытеснены авторскими комментариями, Такие газеты называют качественными. Они стали необходимы с того времени, как пресса стала влиятельным социально-политическим институтом. Обществу были нужны не только — и не столько — крикливые и развязные бульварные листки, будоражащие публику своей большей или меньшей желтизной, но и солидные, серьезные издания, которым можно было доверять. При этом спрос на периодическое издание, его ти­раж еще не определяют качественный уровень. Главное — в другом. В духовном на­чале, в интеллектуальном соучастии с читателями и стремлении глубоко, серьезно и беспристрастно проанализировать события. Компетентность авторов, профессио­нальные приоритеты в области аналитической интерпретации событий, чувство меры и ответственности, сдержанный стиль, скупость иллюстративного материала, солид­ный объем (обязательно больше 8-10 полос), стандартный формат (А2), независи­мость по отношению к государственным и финансово-монополистическим инсти­тутам (что достигается экономической устойчивостью издателей-акционерных обществ) - таковы особенности качественной прессы, воплощающей тот тип пе­риодического издания, который характерен для стабильного демократического общества, где царит дух национального согласия, утверждаются принципы чело­веческого достоинства, а социальные институты функционируют устойчиво. Ка­чественная пресса стремится к диалогу со своим читателем, в ней четко разделе­ны факт, анализ и комментарий. Для такой газеты неприемлема ангажированность. Качественными можно, к примеру, назвать «Известия», «Коммерсантъ», «Труд». «Независимую». Здесь надо отметить, что после ухода в 2001 г. В. Третьякова с поста главного редактора «Независимой газеты», в издании произошли перемены, из логотипа исчезло слово газета», появилось много фотографий, возрос объем ин-



Глава 3

формационных материалов. А между тем, в 1990 г. в первом номере газеты Третья­ков ставил перед изданием такие задачи:

1. Полная информация (без изъятия тех или иных событий или фигур).

2. Свобода комментария и представление всех точек зрения (давать разные мне­ния по одному поводу в виде специальной рубрики не как исключение, а как правило, то есть постоянно).

3. «Нет» редакционным статьям с «единым мнением» (газета постарается при­водить в первую очередь мнения очевидцев и специалистов и не будет, кро­ме исключительных случаев, заявлять о каком-то едином общередакционном мнении).

4. Независимость не только от власти (независимость только от официальной власти — это не независимость, а всего лишь оппозиционность; настоящая не­зависимость независима и от оппозиции).

Эта обязательная для качественной прессы программа реализуется сегодня в «Независимой» не полностью.

Черты качественной прессы можно заметить в «Московских новостях», «Об­щей газете», «Литературной газете». Как на предшественника современной каче­ственной прессы некоторые исследователи указывают на элитарную печать конца XIX в. По мнению Дениса Макуэйля, у нее были такие особенности: формальная независимость от государства и от иных структур, преследующих свои цели; при­знание важнейшей роли газеты в политической и социальной жизни общества; высокоразвитое чувство социальной и этической ответственности; рождение про­фессии журналиста, под которой понимается объективное информирование, ре­портаж; осознание в то же время своей роли в создании и формировании точек зре­ния; часто — стремление идентифицировать себя с национальными интересами [13].

При анализе прессы важно учитывать также их идейную позицию и репута­цию. Под репутацией обычно понимаются авторитетность, влиятельность, ответ­ственность, взвешенность взгляда, респектабельность издания. Все это присуще изданиям «серьезным», а не скандальным, вульгарным, «желтым».

3.2.2. Плюрализм радиоволн

Радио располагает комплексом поистине уникальных свойств, делающих его вездесущим и общедоступным. Люди слушают радио, занимаясь другими делами, и при этом получают исчерпывающую информацию обо всех событиях — это и но­вости, и развлекательные программы, и театр, и рынок. В отличие от газеты и жур­нала радио приходит к нам в дом живым человеческим голосом, способным пере­дать информацию одновременно с мест происходящих событий. Радио позволяет консервировать информацию на магнитной пленке с тем, чтобы при необходимос­ти вернуться к достоверным фактам, полюбившимся программам.

В условиях развития телекоммуникаций радио не только не потеряло аудито­рию, но и увеличило ее благодаря оперативному использованию информации и по­пулярности многих программ. Радиоэфир формируется по временному принципу, дифференцируется по программам. Доходчивость, простота и в то же время эмоцио-

Массовая информация и ее роль в современном мире



нальность живого слова до сегодняшнего дня позволяют радио пользоваться неиз­менной признательностью слушателей.

В любом крупном культурном и промышленном центре России наблюдается плюрализм (множественность) радиоволн. До 90-х гг. XX в. в Петербурге было три радиоточки: ленинфадское городское радио ГТС, «Маяк», «Радио России». Ныне появилось негосударственных радиоволн. В 1990 г. в России возникает понятие FM-диапазона, а вместе с ним и первые коммерческие музыкальные радиостанции — «Европа Плюс» и «Радио Роке», среди учредителей которых были зарубежные парт­неры — французская «Кисе ФМ» и норвежская «Радио Роке».

Сегодня в Петербурге 16 радиостанций различных форматов (формат — это совокупность стилевых и тематических направлений). В ультракоротковолновом диапазоне работают «Радио-1», «Радио Роке», «Северная столица», «Радио Бал­тика». «Радио Реконд». «Радио Maximum», «Радио Гардарика»; городскую радио­трансляционную сеть в определенные часы занимают радиостанции «Открытый город», «Нест», «Европа-плюс». Некоторые радиостанции работают совместно с зарубежными продюсерами. В то время как «Европа-плюс» — российско-француз­ское предприятие, «Радио Maximun» -- российско-американское. Содружество помогает решать многие проблемы, в том числе и вопросы авторского права.

Немало негос<

Наши рекомендации