Законодательное обеспечение свободы слова и информации в постсоветский период
Известность, доступность для широкого ознакомления и обсуждения; максимальная открытость и правдивость в деятельности государственных и общественных организаций, действенная и активная форма общественного мнения в демократическом решении важнейших проблем страны; политика государства, которая при смене руководителя или под влиянием социально-экономических условий может измениться, — так обычно понимают гласность. Развитие гласности ведет к росту политической культуры граждан, расширению их участия в делах государства, вызывает необходимую психологическую перестройку должностных лиц. В атмосфере гласности журналистика лучше сможет реализовывать свои функции, роли. Если гласность характеризует качество социального климата в государстве, то свободное функционирование прессы зависит от качества демократии, характера взаимоотношений властных структур с населением, уровня социальной ответственности редакций и журналистов.
Гласность, открытость может дать дорогу свободе печати, когда законодательными актами, Конституцией страны упраздняется предварительная цензура, и власть ни при каких ссылках на временную необходимость не может административными мерами ограничивать деятельность средств массовой информации.
Представители прогрессивных типов журналистики, возникавшие в ходе социальных преобразований оппозиционные силы постоянно вели борьбу за гласность. «Задача печати, — писал К. Маркс, — превратить государство из таинственного жреческого дела в ясное, всем доступное и всех касающееся мирское дело...» [58]. В революционные периоды общественность привлекали проблемы свободы печати, защиты ее от светского или религиозного вмешательства. Свобода печати, например, была зафиксирована, наряду с правами на свободу слова и вероисповедания, на собрания и петиции, в двух важнейших документах XVIII в. — Декларации прав человека и гражданина, принятой во Франции (1789 г.), и Билле о правах (поправках к Конституции США, принятой в 1787 г.). В ходе дискуссий о свободе печати наблюдались различные подходы — революционно-демократический, классово-политический, предпринимательский, правовой.
В качестве доказательства революционно-демократического подхода исследователи неизменно ссылаются на первую публикацию К. Маркса в массовой прессе «Дебаты шестого Рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания» (1842 г.). Называя прессу «зорким оком народного
Глава 2
духа», «духовным зеркалом, служащим для познания народом самого себя», Маркс призывает устранить главное препятствие на пути к этому идеалу — цензуру и сделать прессу независимой от власти. Он полагает, что свобода печати революционна по настроению и целям, что революции народов совершаются сначала не в материальной, а духовной сфере, идейно готовятся при участии прессы, которую называет «самым свободным в наши дни проявлением духа».
Классово-политический подход к свободе печати проявляется в моменты острых социальных потрясений, когда на первый план ставятся привилегии одной социальной группы в ущерб другим, выдвигаются политические интересы и приобретает актуальность ленинский лозунг «Какая свобода печати? Для чего? Для какого класса?» [59].
Согласно предпринимательскому подходу, журналистика должна приносить прибыль. Именно способность газеты давать доход ее владельцу или редакции свидетельствует о свободе печати. Но это может быть только экономической свободой, а Маркс в своей статье выступал за идейное раскрепощение журналистов и выдвигал тезис, что «главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом».
Конституция страны, а также законодательные и нормативные акты, регулирующие взаимоотношения журналистики и журналистов с государством и массовой аудиторией, — такова суть правового подхода к свободе печати.
Не всегда и далеко не везде борьба за гласность и свободу печати была успешной. Так, во Франции официально предварительная цензура была введена в 1629 г. Людовиком XIII. Согласно ее предписаниям, «ничто не могло быть напечатано» без санкции полиции и цензора, категорически запрещалась печатная продукция, «враждебная религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц». За совершение «преступлений печати» в 1660-1756 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографщиков, книгопродавцов и «газетье»; смертная казнь практиковалась до конца XVIII столетия. Начиная с XVI в. власти Великобритании ввели строгий контроль за печатным делом. Все было в руках так называемой Звездной палаты. В 1641 г. она была упразднена, но законодательство о печати продолжало ужесточаться: были запрещены публикации о палате общин, в 1643 г. введена предварительная цензура [60]. Становление печати Швеции проходило в условиях большей свободы. Изданное в 1766 г. и уточненное в 1812 г. правительственное распоряжение о «Свободе печати» входит в Конституцию страны, определяя объем прав печати, деятельность цензуры. Согласно ему, запрещалась предварительная цензура, но предоставлялось право суду определять нарушения закона о печати, особенно с точки зрения интересов государства и военной тайны. На этом основании в годы Второй мировой войны цензура нередко вмешивалась в дела антифашистски настроенной прессы, запрещая публикации антигитлеровского содержания.
В России со времен Ивана Грозного как главное орудие борьбы с гласностью цензура также стремилась не сдавать своих позиций. Она особенно затрагивала свободу российской прессы. До екатерининского времени в России не было частных типографий, книги и периодические издания подвергались цензуре тех учреждений, при которых состояли соответствующие типографии (сенат, академия наук, университет). В 1783 г. было разрешено свободное устройство частных типогра-
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке
фий, но вместе с тем печать, в том числе и периодическая, была отдана под предварительную цензуру так называемых управлений благочиния. В последний год своего царствования Екатерина II закрыла все частные типографии, а цензура была сосредоточена в специальных учреждениях в Петербурге и Москве [61]. В начале своего царствования Александр I разрешил ввозить из-за границы книги и периодические издания, «распечатал» закрытые в 1796 г. частные типографии, но в 1804 г. ввел в действие первый в России Цензурный устав: допуская обсуждение в печати общественно-политических вопросов, он запрещал печатать произведения, «противные правительству, нравственности, закону божию и личной чести граждан».
А во второй половине XIX века был принят ряд законов, позволяющих запрещать розничную продажу газет, публикацию в них частных объявлений. Юридически положение прессы определялось Временными правилами о печати 1865 г., которые заменили все предшествующие законы и распоряжения. По этим^грави-лам под предварительной цензурой находилась вся провинциальная печать, иллюстрированные, сатирические журналы, но освобождались столичные ежедневные газеты и журналы (правда, для них сохранялась цензура наблюдения). После третьего предостережения министра внутренних дел издание могло быть приостановлено на срок до полугода. Возможно было и судебное преследование издателя. Но полностью запретить издание мог только суд. Эти послабления в цензурной политике Александра II сменились годами «закручивания гаек» Александром III: Временными правилами о печати 1882 года контроль над прессой был усилен, право прекратить выпуск издания было предоставлено совещанию четырех министров.
Временными правилами о печати 24 ноября 1905 г. предварительная цензура была отменена, но печать оставалась бесправной. С 1907г. к периодическим изданиям стала применяться система административных взысканий (штраф, арест редактора). Общая сумма штрафов в первый же год составила полмиллиона рублей, только газета «Русские ведомости» выплатила 25 тысяч рублей [62].
Что же касается советского времени, то, по мнению Г. В. Жиркова, можно выделить пять периодов цензурной истории:
• 1917-1919 гг. — период комиссародержавия (первые декреты о печати, институт комиссаров печати, военная цензура «красной и белой» прессы;
• 1919-1922 гг. — Госиздат как основной центр цензуры (попытка централизовать цензуру в общегосударственном масштабе, что вызвало протесты частных издательств, пытавшихся отстоять свою автономию);
• 1922- 1927 гг. — период цензуры Главлита, ставшего новым государственным учреждением цензуры (постепенный переход Главлита в подчинение партийным структурам);
• 1928-1980 гг. — период полного господства партийной цензуры (в нем можно выделить начальный этап — до 1940 г., военный, послевоенный, время оттепели и время застоя — 1970-1980 гг.). Партийные структуры, органами которых являлось подавляющее большинство средств массовой информации использовали не только государственную, но и другие виды цензуры — общественное, экономическое давление, опираясь в этом на такие общественные организации, как Союз журналистов, Союз писателей и др.
• 1990-е гг. — цензура на современном этапе с ее неопределенным характером [63].
Глава 2
Главлит — маленькое учреждение с крохотным штатом — уже к 1930 г. разросся до непомерных размеров и стал контролировать все — даже надписи на визитных карточках. В 80-е гг. XX в. термин «цензура» не применялся. Но Главное управление по литературе (Главлит) действовало весьма активно, в регионах же функции цензурного комитета осуществляло Управление по охране государственных тайн в печати при облгорисполкомах (Горлит). Помимо сведений, представляющих действительно государственную тайну (например, о дислокации воинских частей или о новейших вооружениях), существовал целый пласт «тайн», которые, по сути, представляли собой информацию, закрытую какими-либо ведомствами, министерствами и ЦК партии (например, уровень смертности по регионам от тех или иных болезней, уровень неграмотности народов Севера и т.д.).
Работа советской цензуры состояла из предварительного контроля издаваемой литературы и последующего контроля поступающих в Горлит контрольных экземпляров всей полиграфической продукции. При этом цензоры руководствовались рядом нормативных документов, среди которых были: «Перечень сведений, не подлежащих к открытой публикации», «Единые правила печатания» и, наконец, «Тетрадь оперативных указаний» (например, указания — не допускать в печати упоминаний фамилий артистов, писателей, деятелей науки, культуры и искусства, выехавших на постоянное место жительства за границу и т.д.). В ленинградском Горлите 70 сотрудников работали в пяти отделах.
I отдел — предварительный контроль научно-технической литературы, мате
риалов выставок и т.п.
II отдел - предварительный контроль художественной, общественно-публи
цистической литературы.
III отдел — предварительный контроль газет, журналов, телевидения, радио, последующий контроль многотиражных газет предприятий.
IV отдел — последующий контроль, контроль фондов библиотек; предварительный контроль мелкопечатной литературы (листовки, проспекты и т.п.), проверка полиграфических предприятий.
V отдел — контроль за иностранной литературой, пересылаемой из-за рубежа
советским гражданам [64].
В конце 80-х годов в результате начавшейся перестройки органы Главлита сменили принцип предварительного контроля на последующий контроль.
Таким образом, до августа 1990 г. продолжался непрерывный процесс развития однопартийной советской журналистики, превратившейся в единый пропагандистский комплекс КПСС. Так, в 1938 г. политико-идеологическому контролю по всему Советскому Союзу подвергались 8850 газет, 1762 журнала, 74 вещательных радиостанции, 1200 радиоузлов, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек [65]. Наконец, в июне 1990 г. был принят первый в истории отечественных СМИ Закон «О печати и других средствах массовой информации». А 27 декабря 1991 г. на смену ему пришел Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации». С той поры в нашей стране началась реализация правового подхода к свободе печати.
Но и сегодня, в пору гласности, плюрализма мнений, свободы слова, существует несколько специфических видов цензуры: 1) ограничения на свободу информации, связанные с государственными, военными, медицинскими, коммерческими тайна-
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 85
ми, этическими нормами; как и во всякой демократической стране, доля таких ограничений незначительна; 2) запрещения, связанные с тем, что через контроль над информацией над зависимым СМИ можно скрыть ошибки или отложить решение той или иной проблемы до благоприятного времени; 3) ведомственная цензура из-за боязни того, что выявится некомпетентность представителей управленческого аппарата.
Ни одно из прав, пожалуй, не защищено с такой юридической основательностью, как право на информацию, восходящее к естественным правам человека, гражданским свободам, свободе слова. Свобода искать, получать и распространять информацию и идеи, любыми способами и независимо от государственных границ, закреплена во Всеобщей декларации прав человека (статья 19) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 10). Заметим, что в Швеции еще в 1766 г. был принят закон «О свободе печати», по которому стали доступны гражданам все документы правительства и парламента, правосудия, архивов [66]. В других государствах право на информацию как результат гласности документов было законодательно закреплено позднее: в Финляндии — 1951 г., США — 1966 г., Норвегии и Дании — 1971 г., Голландии и Франции — 1978 г., Австралии и Канаде — 1982 г. [67].
В 1948 г. Организация Объединенных наций приняла «Хартию прав человека: Всеобщую декларацию прав человека», которой подчеркивается право каждого собирать информацию и передавать ее, минуя государственные границы. Через два года Совет Европы в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод» уточняет, что свобода информации должна сопрягаться с необходимостью заботиться о государственной безопасности и нравственности общества, тайне частной жизни. Это требование было учтено и ООН — в принятом в 1968 г.«Между-народном пакте о гражданских и политических правах»
Конституция Российской Федерации провозгласила свободу каждого на высказывание мнений, в ней также подчеркнуто, что «цензура запрещается, и каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным образом» (ст. 29 ч. 1). Наконец, в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» (1991) сказано: «В Российской Федерации поиск получение, производство и распространение массовой информации не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации, а в ст. 3 говорится о недопущении цензуры массовой информации, т. е. требования от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым) и о том, что не допускается наложение запрета на распространение сообщений и материалов их отдельных частей.
В последние годы законодательная база журналистики заметно усилилась: в 1993 г. начали действовать федеральные законы «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г.), «О государственной тайне» (от 21 июля 1993 г.); в 1995-ом — «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (от 13 января 1995 г.); «О связи» (от 16 февраля 1995 г.); «Об информации, информатизации и защите инфор-
Глава 2
мации» (от 20 февраля 1995 г.); «О рекламе» (от 18 июля 1995 г.); «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (от 24 ноября 1995 г.), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (от 1 декабря 1995 г.). Внесены поправки в кодексы Гражданский, Уголовный, Об административных нарушениях. Однако главный документ — закон «О средствах массовой информации» — вступил в силу 27 декабря 1991 г., и хотя в 1995-2001 гг. в текст четырежды вносились некоторые изменения и дополнения, он явно устарел и нуждается в существенной корректировке в соответствии с реалиями российской действительности. Следует определить финансовые условия самостоятельности и экономический статус СМИ, права редакций на приватизацию зданий, земельных участков, имущества; дифференцировать налоговые льготы; дать твердые гарантии на доступ журналистов к информации и в то же время усилить ответственность СМИ за недостоверность информации, вызывающую негативные последствия; предоставить журналисту статус неприкосновенности (подобно депутатскому), чтобы защитить его от шантажа и насилья. Предлагают также выработать механизм реализации закона «О средствах массовой информации» и устранить нестыковку его отдельных статей с другими законами, особенно с процессуально уголовным и процессуально гражданским кодексами Российской Федерации.
ЖУРНАЛИСТИКА XXI ВЕКА
Основная тенденция развития средств массовой информации в мире — движение к информационному обществу, что связано прежде всего с появлением новых революционных технологий. Российская и западная журналистика — накануне перехода на принципиально новый уровень: цифровое телевидение позволит любому составить программу телевизионного вечера, исходя из своих интересов и желаний. Спутники, выведенные сегодня на орбиту, располагают 150 тысячами лучших мировых фильмов и 200 тысячами программ различной направленности. Являясь одним из самых перспективных направлений в развитии средств массовой коммуникации, спутниковое телевидение позволяет мгновенно получать и передавать информацию, объединяя не только страны, но и континенты. Мы вплотную подошли к появлению интерактивного телевидения. Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», растет стремительно и становится основой глобальной информационной инфраструктуры.
В России цифровые технологии стали широко внедряться в сферу печатных СМИ; редакции уже многих газет создают электронные версии своих изданий, осваивая тем самым виртуальное пространство Интернета.
В информационном обществе, в которое стремится преобразоваться сегодняшнее индустриальное, большая часть населения будет занята в сфере производства, обработки, управления и обмена информацией. В настоящее время информация порой представляет собой основанные на образах и мифах пропагандистские комплексы, а глобализация процессов в масс-медиа ведет к росту потока субъективной информации, созданной в интересах отдельной личности или организации.
Другими тенденциями журналистики является, с одной стороны, дифференциация и расширения многообразия печатных изданий и электронных СМИ, с дру-
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке______________________ 87
той, интеграция средств массовой информации, вызываемая стремлением к экономической выживаемости.
ВЫВОДЫ
Двадцатый век неоднократно круто менял социально-политическую обстановку в России. Это непосредственно сказывалось на ее журналистике: от демократического этапа она пришла к тоталитарному, а затем вновь вернулась к демократическому. Бурно развивалась масс-медиа европейских стран и США, а в некоторых развивающихся странах Азии и Африки она только зародилась, поскольку в них начался период становления государственности — результат успешной освободительной борьбы.
Если первые периодические издания были универсальными и информационными, сначала в виде еженедельника, затем ежедневной газеты, журнала, то вскоре пресса разделилась на серьезную и развлекательную, качественную и массовую, возникли таблоиды, бульварная периодика. В то же время велся поиск методов более активного вмешательства в общественную жизнь, который приводил к возникновению различных движений в прессе (макрекерство, новый журнализм, концептуальная журналистика).
Великие изобретения — радио, телевидение, а в конце XX в. Интернет — обогатили журналистику, сделали ее неузнаваемой.
В ходе функционирования журналистика испытывала постоянное давление цензуры. Свобода печати, слова и информации стала реальностью в России только с принятием в 1991 г. Закона «О средствах массовой информации» и Конституции страны 1993 г.
Сегодня определяется облик мировой журналистики XXI века. Два фактора могут повлиять на него весьма существенно: массовая культура и новые информационные технологии (Интернет, интерактивные и цифровые медиа). При этом журналистика каждой страны останется самобытной с учетом традиций и менталитета того народа, который она обслуживает.
Глава 2
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Сравните журналистику Х!Х века с журналистикой XX столетия.
2. Какие исторические типы журналистики вы знаете?
3. Когда появилось понятие «пропаганда»?
4. Ваш прогноз развития журналистики XXI столетия.
5. Проанализируйте на примере отдельных стран или континентов эволюцию журналистики.
6. Приведите примеры качественной и массовой зарубежной прессы.
7. Когда и где появились первые таблоиды?
8. Каковы перемены в журналистике бывших социалистических стран (пример Польши, Монголии и т.д.)?
9. Когда появились первые радиостанции и телестудии?
10. Что такое «макрекерство»?
11. В чем особенности «нового журнализма»?
12. Что такое «концептуальная журналистика»?
13. Сделайте краткий обзор развития журналистики Африки (Азии).
14. Каковы перемены в журналистике Южно-Африканской республики?
15. В чем вы видите феномен Беннета, Пулитцера, Херста, Мэрдока?
16. Какова роль инфраструктуры зарубежной журналистики в процессе международного обмена информацией?
17. Как влияет на журналистику массовая культура?
18. Научно-техническая революция и новая технология СМИ, рынок и конкуренция. Как это влияет на стабильность газет и журналов, радиовещания и телевидения? Какой вам видится журналистика XXI века?
19. В чем отличие свободы печати от плюрализма и гласности? Есть ли цензура в современной России, существует ли полная свобода печати?
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Макашина Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (1703-1918). — Екатеринбург, 1995. - С. 16.
2. Ясинский И. И. Роман моей жизни. — М., 1926. — С. 297.
3. Дегтярев А. М. Печать молча, или эпизод из истории одного московского интеллигентного общества начала XX века // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. — 1*1.-С. 71.
4. Декреты Советской власти. — М, 1957. Т. 1. — С. 24-25.
5. Ленин В. И. Т. 36. - С. 149.
6. Печать СССР за 40 лет: 1917-1957. Статистические материалы. — М., 1957.— С. 107,123.
7. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году / Засурский Я. Н., Беглов С. И., Шарончикова Л. В., Качалина Е. К., Урина Н. В.,
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке _____________ ______ 89
Евсеева Л. П., Нечаева И. Ю. // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. — № 4. - С. 48-49.
8. Times.-1997.-2 Jan.
9. Любимов Б. И. Средства массовой информации Великобритании // Вестник Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - № 5. - С. 60-61
10. Засурский Я. Н. Основные тенденции развития зарубежной журналистики // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. — № 4. — С. 47.
11. Зарубежная печать: Краткий справочник. Газеты. Журналы. Информационные агентства / Редкол.: С. А. Л осев и др. - М., 1986. - С. 125-133.
12. Шарончикова JI.B.CMVI Франции./Средства массовой информации США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Испании, ЮАР в 2000 году. // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 5. — С. 64.
13. Media Perspektiven. - 1994. - № 4. - S. 207.
14. SchuetzWalter].DeutscheTagespresse 1993//MediaPerspektiven.- 1994.-№4. -S. 169.
15. Вороненкова Г. Ф. СМИ Германии: из опыта диверсификации // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2001.-С. 70-71.
16. Котенок Р. Я. Телевидение ФРГ в конце 90-х годов // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. - 1998. - № 4. - С. 49.
17. Der Spiegel. - 1998. - № 7. - S. 172.
18. Журналистика западноевропейских стран. — С. 55.
19. Урина Н. В., Вороненкова Г. Ф. Средспза массовой информащш Италии, ФРГ в 1994 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1995. — № 5. — С. 38.
20. Урина Н. В. Италия-2001: политический выбор или медиагипноз? // Вестник Моск. унта. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - № 5. - С. 39
21. Пашков Г. Я., Огородникова О. В., Ткачева Н..В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году // Вестник Моск. ун-та. Сер. X, Журналистика. - 1999. - № 4. - С. 53-54.
22. Пашков Г. Н. Журналистика Испании // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2001. - № 5. - С. 69-70.
23. La Vanduardia. - 1999. - 11 de enero. - P. 26.
24. Виноградова С. М., Мисонжников Б. Я. Профессиональное сознание журналиста; особенности мировосприятия //Журналистика и социология у95. — СПб., Новгород, 1996. — С. 55.
25. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 году.-С. 87.
26. Журналистика социалистических стран (1975-1980-е годы. Учеб. пособ./ Отв. ред.
B. С. Соколов, Ю. Н. Солонин. - Л., 1989. - С. 57-62.
27. Katalog mediow polskich. — Krakow, 1995.
28. Болотова Л. Д. Американские массовые журналы конца XIX — начала XX в. и движение «разгребателей грязи» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1970. — № 1. - С. 70-83.
29. Кугелъ В. Р. Очерки издательского и полиграфического дела. — М.: Л., 1931. — С. 229.
30. Стирлинг К. Краткий очерк электронных СМИ в Америке. Рестон (Вирджиния). — 1992. - С. 1-2.
31. Emery M., Emery E. The press and America: An interpretive history of the mass media. — P. 402.
32. Соколов В. С, Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных штатов Америки. —
C. 81-82.
33. Там же. — С. 85.
34. Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991. — С.85-86.
Глава 2
35. Соколов В. С. Американский «новый журнализм» — концепция социальной мифологии //Демократический журналист. — 1977. — № 4.
36. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. — М., 1966.
37. Ibid.-1996.3June.-P. 15.
38. Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1996. — № 6. — С. 20-30.
39. Editor and Publisher. — 1997. — 4 Jan. (Сведения получены по сети Интернет без указания страниц).
40. CJR.- 1996. - Jan./ Febr.; Журналист. 1997. № 1; Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. - 1997. - № 4. - С. 40.
41. Любимов Б. И. Пресса СШ А // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. — 2001. — № 5. - С. 57-58.
42. Зарубежная печать: Краткий справочник. - С. 246-254,171-181,194-201.
43. Пашков Г. Я., Огородникова О. В., Ткачева Н. В. Средства массовой информации Испании, Финляндии, Монголии в 1998 году. — С. 69.
44. http://www.un-mongolia.mn
45. Пульс планеты. — 1998. — 10 апр. — С. 8.
46. http://gopb.er. nsrc.Org
47. История зарубежной журналистики (Программа курса и методические указания)/ Сост. В. С. Соколов. - СПб., 1993. - С. 24.
48. Зарубежная печать. Краткий справочник. — С. 257-260,441-442.
49. South African Constitution. Pretoria, 1995.
50. Нечаева И. Ю. Законодательство ЮАР в области СМИ // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. - 1999. - № 4. - С. 82.
51. Independent Newspapers. 1998. — March.
52. Ibid. - 1996. - 20 - Apr. 17, 26.
53. New Zealand Official Vearbook. - 1995. - P. 273.
54. Любимов Б. И. Коммерциализация телевидения и радиовещания Новой Зеландии в 90-е годы // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. — 1997. — № 4. — С. 81.
55. Тенденции мировой прессы: газетный рост продолжается // Журналист. — 2001. — № 2. - С. 64-65.
56. Беглов СИ. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики. — М., 1984. — С. 35.
57. Там же. — С. 36.
58. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. — С. 166.
59. Ленин В.И. Поли. Собр. Соч. Т.44. - С. 78.
60. Журналистика западноевропейский стран. Учеб. пособ. — Л., 1990. — С. 5, 36,94.
61. Энциклопедический словарь Гранат. — С. 576.
62. Там же.-С. 585.
63. Жирков Г.В. История цензуры. — СПб., 1997.
64. Никулин А. В. Из истории цензуры периода «застоя» // Средства массовой информации в современном мире: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2001. — С. 156-157.
65. Исключить всякие упоминания // Очерки советской цензуры. — М., 1995. — С. 310.
66. Корзунов Ю. В. Принцип гласности и «общественный документ»: шведский опыт и некоторые проблемы проекта закона «О печати и других средствах массовой информации в СССР» // Советское государство и право. — 1990. — № 3. — С. 127-133.
Особенности и основные этапы развития журналистики в XX веке 91
67. Белых А. Г., Водовозова Т. В. Конституционно-правовые основы деятельности средств массовой информации // Правовые и социально-экономические аспекты деятельности средств массовой информации. — СПб., 1996. — С. 95.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. — М., 1991.
2. Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. — М., 1997.-135 с.
3. Жирков Г. В. История цензуры. — СПб., 1997.
4. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. — М., 1993.
5. История мировой журналистики / Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 432 с.
6. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы. Учеб. пособ. - СПб., 1998. - 113 с.
7. Соколов В. С, Михайлов С. А. Периодическая печать Соединенных штатов Америки. Учеб. пособ. - СПб., 1998. - 144 с.
Глава 3
МАССОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ