России в постсоветский период

Тема 3. Политическое и социально-экономическое развитие

1. Политическое развитие России.

1.1. Становление политической системы Российской Федерации в 1991-2000 гг.

1.2. Политическое развитие РФ в 2000-2008 гг.

2. Национальный вопрос в современной России.

3. Экономическое развитие России в постсоветский период.

4. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI вв.

************************

2. После распада СССР в декабре 1991 г. перед руководством России в сфере государственного строительства важнейшим явля­лось решение вопроса о сохранении территориальной целостности страны. Уже с 1990 г. автономные республики в составе РСФСР повысили свой статус до уровня союзных, что значительно расши­рило их суверенные полномочия. В условиях экономического кри­зиса между регионами России усилились центробежные тенденции, налицо было разрушение традиционных хозяйственных связей. Это создавало для России реальную угрозу повторения судьбы Союза ССР. Сохранение Российского государства как единой многонацио­нальной державы, основанной на принципах федеративного уст­ройства, зависело теперь от быстрого и успешного проведения радикальных социально-экономических преобразований, от единства и взаимодействия федеральных и местных органов власти и решимости высших исполнительных, органов России в отстаивании территориальной целостности всего государства.

После длительных переговоров и дискуссий 31 марта 1992 г. большинство субъектов Российской Федерации подписали в Крем­ле Федеративный Договор. Данный документ разграничивал пред­меты ведения и полномочия между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. К числу субъектов Феде­рации были отнесены: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, 1 автономная область и города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург. От подписания Федеративного Договора воздержались лидеры Татар­стана и Чеченской республики, заявившие о своем полном суверенитете и независимости от федеральных властей. Сохранялись сепаратистские настроения в Башкортостане, Якутии, на Урале.

К концу 1994 обострилась ситуация в Чечне. 30 ноября 1994 президент Ельцин подписал указ «О мероприятиях по восстановлению конституционности и правопорядка на территории Чеченской Республики». 11 декабря 1994 года российские войска пересекли границу Чечни, начались кровопролитные бои за Грозный. Лишь к марту 1995 российским войскам удалось вытеснить из него чеченских боевиков. Военные действия продолжились. Война выявила недостаточную боеспособность российской армии и требовала все больших бюджетных вложений. В глазах мировой общественности авторитет России падал.

Гибель Д. Дудаева (чеченского лидера) в апреле 1996 года ситуации не изменила. В августе 1996 года чеченские формирования фактически захватили Грозный. В этих условиях Ельцин принял решение о проведении мирных переговоров, которые поручил вести секретарю Совета Безопасности А. И. Лебедю. 30 августа 1996 года в г. Хасавюрте (Дагестан) были подписаны мирные соглашения, по которым предусматривались полный вывод российских войск с территории Чечни. По некоторым данным, число погибших во время войны составило 80 тыс. человек (в основном мирных жителей), раненых – 240 тыс.

В августе 1999 в юго-западные районы Дагестана вторглись чеченские бандформирования под командованием Ш. Басаева и Хаттаба под предлогом создания «Исламского государства Дагестан». В конце августа федеральным войскам удалось вытеснить их за административную границу Чечни. Но конфликт стал разрастаться. В сентябре 1999 сразу в нескольких городах (Буйнакске, Москве и Волгодонске) прогремели взрывы в жилых домах, потрясшие всю Россию.

Федеральными властями было принято решение о проведении войсковой контртеррористической операции (КТО) в Чечне, которая началась 1 октября 1999 г. К марту-апрелю 2000 г. завершились полномасштабные военные действия, и территория Чечни в основном стала контролироваться федеральными войсками. При этом режим КТО действовал до апреля 2009 г. Потери только силовых ведомств к 2010 г. составили около 6000 тыс. человек погибшими.

Распространение исламского фундаментализма (ваххабиты, салафиты) в качестве идеологической базы сепаратизма и терроризма характерно не только для Чечни, но и граничащих с ней, а также в основном мусульманских регионов РФ: Ингушетии, Северной Осетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, республики Адыгеи, Татарстана. На территории данных субъектов федерации совершаются террористические акты, похищения людей, не прекращаются убийства и угрозы в отношении представителей власти, духовенства, правоохранительных органов и спецслужб, журналистов. В некоторых из этих республик периодически также объявлялся режим КТО.

Таким образом, национальный вопрос в России имеет ярко выраженный религиозный оттенок. Однако данная проблема имеет и экономическую подоплеку и связана с неравномерностью развития различных регионов РФ. Подобная ситуация наблюдается и на международном уровне в рамках всего СНГ. Это в свою очередь является причиной внутренней и внешней миграции. Например, легальной и нелегальной иммиграции населения из некоторых среднеазиатских республик в Россию. Поэтому национальный вопрос зачастую сводится к противостоянию пришлого и коренного населения. Он неразрывно связан с проблемами организованной преступности и незаконного бизнеса.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что разрешение межнациональных и этнических конфликтов возможно не только при пропорциональном применении силовых методов, но и взвешенной административной, экономической, культурной, миграционной политике. Целью, которой будет построение правового, социально-справедливого, веротерпимого, толерантного, мультикультурного общества.

3. 28 октября 1991 г. на V Съезде народных депутатов Б.Н. Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Данные реформы получили название «шоковой терапии».

Для построения рыночной экономики, согласно принятой программе заместителя председателя правительства Е.Т. Гайдара, планировалось осуществить:

- либерализацию цен;

- либерализацию торговли:

- приватизацию.

2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Т.е. государство отказалось от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами и преодолеть дефицит.

Правительство полагало, что цены вырастут в 3 раза. Однако дефицит был настолько острыми, что цены на многие товары выросли в 10-12 раз. Инфляция обесценила денежные вклады и привела к серьезному снижению жизненного уровня населения.

Резко возросло количество товаров широкого спроса, ввозимых из-за рубежа. Импорт позволил быстрее справиться с дефицитом, но он привел к спаду не выдержавшего конкуренции отечественного производства, к закрытию предприятий. Безработица приобрела массовый характер. Особенно сложная ситуация сложилась в легкой промышленности и военно-промышленном комплексе, в котором были заняты миллионы россиян.

Сокращение производства привело в свою очередь к снижению налоговых поступлений в бюджет и его дефициту. Что ставило под угрозу выполнение государством социальных гарантий (выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетникам). Более других от резкого снижения финансирования пострадали наука, культура, образование, здравоохранение. Поэтому правительство вынуждено было решалась эту проблему в основном за счет внешних займов предоставляемых Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международным банком реконструкции и развития. Это способствовало росту внешнего долга и инфляции.

Либерализация торговли, начатая так же в 1992 г., привела к спекулятивным сделкам в области государственных закупок (импорт) и экспорта ресурсов. Кроме инфляции и угрозы отечественной промышленности этот процесс способствовал так же концентрации огромных наличных средств в руках отдельных монополистов. Значительная денежная масса была фактически изъята из оборота, не подлежала налогообложению и вывозилась за границу.

Либерализация цен и торговли привели к нехватке оборотных средств в сфере производства. Предприятия вынуждены были переходить на бартер. Им же выплачивались зарплаты.

Приватизация началась летом 1992 г. Правительство решило выдать каждому гражданину приватизационный чек (ваучер).Ваучер можно было обменять на определенное количество акций приватизируемых предприятий. Номинальная стоимость ваучера – 10 тыс. российских рублей. Именно ваучерная привати­зация, согласно концепции преобразований, должна была нейтра­лизовать негативные стороны радикальных реформ и создать «средний класс» – класс собственников-акционеров. Однако население в большинстве своем не знало, как распоряжаться ценными бумагами. Спекуляции с ваучерами и отсутствие положительных результатов для экономики привели к тому, что с 1994 г. правительство прибегло к денежной приватизации. В ходе проведенных залоговых аукционов были допущены массовые нарушения законности, продажа госсобственности по заниженным ценам. В итоге к 1998 г. за 145 тыс. государственных предприятий было выручено всего около 1 млрд. долларов. Сформировался класса олигархов, что способствовало усилению социальной напряженности в обществе.

Рост социального недовольства привел к корректировке первоначального плана реформ уже в декабре 1992 г. Правительству В.С. Черномырдина удалось снизить темпы инфляции, обеспечить относительную стабильность цен и курса рубля. Что было положительно встречено населением. Однако все это было достигнуто за счет продажи госсобственности и вмешательства в политику олигархов, внешних займов, выпуска государственных облигаций. Назревал финансовый кризис. 17 августа 1998 г. правительство объявило о техническом дефолте – прекращении выплат по государственным облигациям. Фактически государство отказалось платить по долгам. В результате курс рубля рухнул и снизился по отношению к доллару в 4 раза. Денежные вклады населения снова обесценились, доверие к банкам и правительству было утрачено. Банковская система страны оказалась сильно подорванной. Международный валютный фонд и Всемирный банк объявили о замораживании всех программ помощи России. Сократился импорт, временно вновь возникла нехватка отдельных товаров.

Правительствам Е. М. Примакова и сменившего его С. В. Степашина за 1998-1999 гг. удалось вдвое снизить государственные расходы и бюджетный дефицит. Удешевление вследствие дефолта рубля, привело к сокращению импорта и повышению спроса и конкурентоспособности отечественных товаров. Что в свою очередь позволило наполнить бюджет.

Последствия реформ 1990-х гг. оцениваются противоречиво. К положительным результатам относятся:

- создание многоукладной рыночной экономики;

- появление класса собственников-предпринимателей;

- ликвидацию проблемы товарного дефицита и зависимости от импорта зерновых;

- включение России в систему мировой экономики.

Отрицательными результатами реформ являются:

- снижение уровня жизни населения и значительная имущественная дифференциация как следствие «олигархического капитализма»;

- демографический кризис (смертность превышала рождаемость в среднем в 1,5 раза);

- криминализация экономики и общества;

- хронический дефицит бюджета за счет недополучения налогов и утечки капиталов. Рост внешнего долга;

- глубокий кризис в машиностроении, промышленном строительстве, легкой, пищевой, обороной отраслях. Сокращение финансирования и свертывание наукоемких технологий.

Деятельность В.В. Путина как главы правительства и государства связана с проведением ряда экономических реформ:

- налоговой – введение единой ставки налогообложения, принятие Налогового Кодекса;

- банковской – укрупнение банковского капитала, создание благоприятных условий работы;

- земельной – принятие Земельного Кодекса, закрепившего частную собственность на землю;

- бюджетной – принят Бюджетный Кодекс, по которому четко регламентирован механизм расходования бюджетных средств и контроль за ними. Разграничены роли федерального и региональных бюджетов. За счет доходов от продажи энергоресурсов создан Стабилизационный фонд.

Государство вкладывает значительные средства в энергетическую, оборонную, транспортную отрасли, сельское хозяйство, развитие наукоемких технологий. В 2005 г. стартовали национальные проекты: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса».

Стремясь преодолеть негативные социальные последствия реформ 1990-х гг. и демографический кризис, внимание уделяется поддержке семьи. В результате с 2011 г. рождаемость превысила смертность, т.е. наблюдается естественный прирост населения.

В целом российская экономика с началом 2000-х гг. вступила в период относительной стабильности. Достаточно легко преодолев первый этап мирового экономического кризиса (2007-2009 гг.). Динамика внешнего долга и инфляция не превышали запланированных показателей. Реальный рост ВВП в среднем составлял 6% и к 2007 г. достиг уровня 1990 г. Сохраняется положительный внешнеторговый баланс.

По размерам экономики Россия занимает 8-9 место в мире. Доля в мировой экономике около 4%. Но по ВВП на душу населения РФ находится на среднемировом уровне, занимая примерно 45 место.

Следует отметить, что 50 % доходов федерального бюджета 2008 года были получены от продажи нефти и газа. В структуре экспорта энергоресурсы составляли около 45%. Положительно на экономике РФ сказалось повышение мировых цен на нефть, начавшееся с 2006 г. и достигшие уровня 1981 г. (около 100 долларов за баррель).

4. Изменения в мировой политике после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене.

Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений – ОСНВ-2. Согласно Договору, к 2003 г. должно было быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3. Следующим шагом в том же направлении стал договор ОСНВ-3, заключенный в 2010 г. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия.

С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы, в 1993 г. российское руководство столкнулось с новой проблемой – расширением НАТО на Восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в Североатлантический альянс. Однако, к лету 1994 г. программу НАТО «Партнерство во имя мира» подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. В 1999-2008 гг. большинство стран Восточной и Южной Европы стали полноправными членами Североатлантического альянса. В ходе Коссовского кризиса и бомбардировок Югославии 1998-1999 гг. США и их союзники по НАТО фактически игнорировали Россию и ее усилия в разрешении кризиса.

В 1994 г. было принято решение о расширении «семерки» ведущих западных стран за счет России (состояла в «большой восьмерке» до 2014 г.). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским союзом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходился 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, в 1990-е гг. 40% российской внешней торговли приходилось на ЕС – главного партнера по модернизации страны, в то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических связях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%.

Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии).

В сферу стратегических интересов России входят суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. Однако первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с конца 1995 г. (с приходом в МИД нового министра иностранных дел Е.В. Примакова) наметились некоторые изменения во внешнеполитических ориентирах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В отношениях России со многими бывшими республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это качается вопроса о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В 1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным. В отношениях с Украиной существовала проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота.

Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Беларуси (2 апрель 1996 г.). 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и Беларуси, после чего в обеих странах развернулась дискуссия по «Уставу союза России и Беларуси». Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было подтверждено Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности стран СНГ. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.

Таким образом, к началу 2000-х гг. были определены основные приоритетные направления внешней политики России:

- создание новой системы взаимоотношений с бывшими социалистическими странами;

- вхождение в европейское и мировое сообщество;

- разработка новых принципов межгосударственных отношений с бывшими республиками СССР;

- разработка новой военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;

- активизация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;

- равноправное развитие отношений с США;

- противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
участие в миротворческих акциях прекращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

На современном этапе Россия – один из ключевых участников международных отношений. В качестве одного из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН Россия несёт особую ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Россия является членом значительного числа других международных организаций, включая Совет Европы, ОБСЕ, ВТО (с августа 2012 г.), БРИКС. Особое место занимают организации, созданные на пространстве бывшего СССР в основном при ведущей роли России: СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС.

Наши рекомендации