И возникновение журналистики
Процесс постоянного возрастания роли и увеличения информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, в конце XX в. шел параллельно с процессом развития и совершенствования технологий накопления и распространения информации. Это привело к информационной революции. В истории развития цивилизации было несколько таких революций, когда кардинальные изменения в сфере обработки информации вели к преобразованию общественных отношений.
Первая революция связана с изобретением письменности, она дала возможность передавать знания из поколения к поколениям.
Вторая обусловлена изобретением книгопечатания в 1450 г., которое радикально изменило индустриальное общество и его культуру.
Третья (конец XIX в.) вызвана изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, возможность оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая революция (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
РЕФОРМЫ ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ РОЖДЕНИЯ ПРЕССЫ
Первая революция привела к пражурналистским явлениям, вторая — к возникновению газет, третья — к появлению радиовещания и телевидения.
Зарождение журналистики было вызвано тремя актуальными потребностями: политической — была нужда в средстве управления обществом и государством; идеологической — в эффективном инструменте идеологической борьбы, экономической — в источнике коммерческой информации. Но материально-технические предпосылки к возникновению масс-медиа появились только после изобретения книгопечатания (в 1450 г. Иоганн Гутенберг в Германии предложил наборный шрифт вместо традиционной доски, на которой вырезали буквы).
Первыми европейскими газетами были «Nieuwe Tijdingen», основанная в 1605 г. в Антверпене типографщиком Абрагамом Феогувеном, и вышедшие в 1609 г. такие издания, как «Relation Adler» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аутсбург). В 1631 г. врач Теофраст Ренодо при поддержке кардинала Ришелье стал выпускать в Париже еженедельник «Gazette» [1]. Первая ежедневная газета начала издаваться в Лондоне только в 1702 г. («Daily Courant»), хотя, по утверждению К. Бюхера, первая ежедневная газета возникла в 1666 г. («Leipziger Zeitung») [2]. Само слово «газета» —
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики13
итальянское. «Gazzetta» называлась мелкая монета, составляющая цену письменного сообщения о какой-либо торговой новости. В Венеции, городе, который в XVI в. был одним из центров мировой торговли, собирались известия со всех сторон света. Предприимчивые писцы размножали от руки эти сообщения и продавали их деловым людям, требуя за каждый экземпляр «gazzetta». Рубеж XVI-XVII вв. был временем формирования капиталистических отношений, роста международной торговли, развития науки и культуры, распространения грамотности, развития сети коммуникаций, централизации почты. Важность прессы признавалась повсеместно. «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал Наполеон [3]. В каждой из завоеванных стран он немедля основывал официальный рупор: «Газетт де Мадрид», «Газетт де Берлин», «Журналь дю Капи-толь» (Рим) и др. «Завладейте газетами и управлением» — твердит Наполеон Мю-рату в начальный период завоевания Пиренейского полуострова.
Пражурналистские явления
Потребность в обмене информацией между людьми возникла еще в глубокой древности. Особенно она усилилась после изобретения письменности — могущественного средства общения на дальние расстояния (считается, что первый письменный текст появился в различных странах 8-6 тысячелетий до н. э.). Обращение к новому типу общения — знаковому письму, связанное с нарастанием сложности в экономических и политических отношениях родоплеменных сообществ, усилилось в период формирования государственности, когда надо было фиксировать товары, налоги, учетные и обменные операции. С образованием государства развиваются устные формы распространения информации, огромную роль играют ораторы, воздействующие на мнение и поведение слушателей. Например, весьма разнились стили выступлений грека Демосфена и римлянина Цицерона. Когда выступал Цицерон, народ ликовал: «Как красиво говорит Марк Тулий!». А когда слышал «филиппики» Демосфена, речи, направленные против македонского царя Филиппа, то кричал: «Войну — Филиппу!». Информацию распространяли и правительственные гонцы, глашатаи, герольды, дьяки, зачитывая послания, реляции, рескрипты, буллы. О пражурналистских явлениях древности ныне напоминают слова «форум» (площадь в Риме), «трибуна» (выборная должность, а затем место произнесения речи), «вече» (собрание у славян, от старославянского вет — совет), и следы этих явлений можно найти в названиях или частях названий газет — «трибун», «курьер», «почта» и т.д. К примеру, в кратком справочнике «Зарубежная печать», изданном в 1986 г., можно найти 19 газет, в названии которых есть слово «трибуна». Газеты «Трибуна» издаются в Гондурасе, Парагвае, Чехии и т.д.
Но в чрезвычайно больших государствах древности устные формы распространения сведений, актуальных сообщений были малоэффективны, потому всегда шел поиск лучших способов письменного информирования. Античная Греция заимствовала алфавит у финикийцев — торгового народа древнего Средиземноморья [4]. Финикийские купцы передали и опыт монументальной пропаганды: на каменных стелах высекались рассказы о делах правителей, на металле гравировались своды законов. Персидский царь Дарий, как сообщает Геродот, начиная поход на Грецию, поставил «два столба из белого камня, из коих на одном ассирийскими, а на другом
Глава 1
эллинскими буквами вырезаны были имена всех народов, коих вел он с собою, а вел он всех, над коими властвовал» [5]. Уже с образованием государства стали писать на покрытых гипсом досках, которые вывешивались на видных местах, использовались папирусные свитки, а также на специально обработанной коже животных — пергаменте, названном в честь города Пергама в Малой Азии, где его впервые начали изготовлять во II в. до н. э. Первые рукописи создавались и хранились так: «остриями типа шила выцарапывали силлабограммы и другие знаки на глиняных табличках, которые затем сушили на солнце. В тех случаях, когда табличек набиралось много, как, например, во дворцах, их хранили, подобрав по сериям. Иногда их складывали в корзины или перевязывали в пачки, иногда же складывали в деревянные ящички» [6].
В древнем Риме для передачи оперативных сведений и новостей использовались стены общественных зданий, которые покрывались белой краской; на площади около дома верховного жреца выставлялись специально обработанные белые прочные доски: на них писали о правительственных распоряжениях, важных государственных новостях, о благоприятных и неблагоприятных днях, об итогах гаданий по полету птиц и т.д. Далее эти дощатые щиты-таблицы складывались в архив. При Гае Юлии Цезаре с помощью выбеленных досок, выставляемых для всеобщего обозрения, оперативно сообщали о решениях сената. При императоре Августе на досках стали публиковать и светскую хронику [7]. Были и рукописные издания, которые выходили ежедневно и содержали сведения о жизни государства, общественных событиях, войнах, играх и т.д. Созданный по распоряжению Цезаря еженедельник «Комментариус рерум новарум» («Записки о новых событиях») переписывали 300 рабов.
Античная культура вплотную подошла к созданию института журналистики, т.е. регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Но и стены, и камни, и появившиеся папирусные свитки, и дорогостоящий пергамент — всё это были лишь протогазеты, пражурналистские явления, то есть первичные формы обмена информацией (слишком узкий круг читателей и ограниченность распространения «изданий»). На рубеже I и II вв. н. э. переживает расцвет римская сатира (Ювенал, Марциал, Лукиан). В раннем Средневековье (V-X вв. н. э.) на сознание и поведение аудитории воздействуют нравоучительные трактаты и проповеди.
Тем временем победное шествие начинает бумага (от итальянского — хлопок): впервые полученная в Китае еще в I—II вв. н. э., она оказалась сначала в Японии (VI в.), затем уже в X в. через арабских купцов попала в Европу, сменив там пергамент, а на Руси — бересту.
В1320 году возле Майнца (Германия) была основана первая бумажная фабрика, что способствовало широкому распространению искусства гравюры (на дереве вырезался рисунок или текст, потом с деревянной плоскости отпечатывали до сотни экземпляров на отдельных листах). Средневековые рукописи украшают заставки, орнаменты, миниатюры. В ходе Столетней войны (1337-1453) возникают агитационно-пропагандистские воззвания, прокламации, стихотворные и прозаические памфлеты.
Развитие производства, рост товарооборота требовали оперативной передачи новостей, и в крупных городах создаются информационные бюро. Одно из первых
Социально-политические реформы общества и возникновение журналистики 15
было создано в 1530 г. в Венеции, откуда, как уже отмечалось, и пошло в обиход название «газета». «В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех «scrittori d avise» (переписчики новостей), такие же вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti» [8].Подобные бюро создаются в и других европейских городах.
Но только с изобретением Гутенбергом печатного станка стало возможным обеспечить оперативность передачи информации и давать ее населению в необходимом объеме. Вторая половина XV в. ознаменована повсеместным появлением типографий: Италия — 1465 г., Швейцария — 1468 г, Франция — 1470 г., Бельгия, Венгрия, Польша — 1473г., Чехия и Англия — 1482 г., Австрия и Дания — 1482 г., Швеция — 1483 г., Португалия — 1487 г. [9].
На Руси первыми письменными документами стали летописи, а эпос бытовал в форме былин и исторических песен. На рубеже XV-XVI вв. творчеством дипломатов Ивана IIIутверждается светская публицистика. В1564 г. первопечатник Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпускает первую печатную русскую книгу «Апостол». С печатным станком возникло мощное оружие идеологической и политической борьбы. Иван Грозный борется против мятежного боярства не только с помощью опричников, но и широко используя могущество слова. Книгопечатное дело особенно поддерживали Борис Годунов и патриарх Иов. В отличие от западных стран, где господствовала частная инициатива, издание книг в России было государственной монополией, причем все книгопечатание сконцентрировалось на московском Печатном дворе. Правда, недолго существовала еще и Верхняя типография в Кремле (1678-1783 гг.), организованная для печатания литературных трудов Симеона Потоцкого — наставника детей царя Алексея Михайловича. Первыми печатными изданиями были книги религиозного содержания, но в последней четверти XVIв. начинают появляться и светские издания. Конечно, они не могли заменить собой газету или журнал, призванные освещать важнейшие вопросы современной жизни.
Между первой печатной книгой и первой русской газетой особое место занимают так называемые «Вестовые письма», или «Куранты» (от французского слова «courant» — текущий). «Курантами» обычно назывались голландские периодические органы XVII в.(«Amsterdamische Courant» и др.), откуда и было заимствовано называние русских рукописных газет.
Из донесений заграничных агентов в Московском Посольском приказе составлялись для царя извлечения, которые с 1621 г. стали именоваться «Курантами». Ас 1731г. начали делать выписки из иностранных газет. Известия о сражениях, взятии городов, появлении комет, приемах послов и т. п. в русском переводе заносились на узкие длинные листы бумаги — «столбцы», которые подклеивались один к другому (получался свиток в несколько саженей). Составлялись «Куранты» два-четыре раза в месяц в двух-трех экземплярах, прочитывались царю и его ближайшим боярам, а затем отправлялись в приказ Тайных дел, так как считались секретными
Глава 1
материалами [10]. Не только отсутствие газеты, но и закрытость, недоступность такого протоиздания, как «Куранты», вело к созданию информационного вакуума, который заполнялся молвой, переносимой странниками, юродивыми, сказителями былин.