Возникновение и развитие транснациональных корпораций.
Здесь, товарищи, общей информации почти нет, так что будем отвечать на конкретном примере акулы капитализма Мэрдока (даром он, что ли самую крупную ТНК сотворил!?).
Компания Мэрдока — крупнейшая в мире транснациональная корпорация, вторгшаяся на американский рынок. Хотя она остается зарегистрированной в Австралии, хозяин ее принял американское подданство и руководит своим глобальным бизнесом из Нью-Йорка. Владения в США дают Мэрдоку более половины всех доходов, а местное отделение корпорации, "Ньюс Америка", числится среди крупнейших информационно-пропагандистских корпораций страны.
Мэрдок начинал не на пустом месте. Его отец был издателем, но, когда в 1952 г. сэр Кэйт умер, он оставил в наследство сыну, студенту Оксфорда, только две газеты: вечернюю "Ньюс" в Аделаиде и воскресную в том же городе. Спустя несколько лет сын занялся телевидением, в конце 50-х купил еще одну газету "Сидней дейли миррор", а в 1964 г. основал первую общенациональную австралийскую газету "Острэлиэн". В середине 60-х он проник в средства массовой информации соседней Новой Зеландии, а в конце десятилетия - Великобритании.
Его появление на американском континенте в 1973 г. ознаменовалось покупкой двух газет в Техасе, "Сан-Антино экспресс" и "Ньюс", которые он объединил. Годом позже он начал выпускать общенациональную еженедельную газету "Стар",спустя еще два года приобрел одну из старейших и крупнейших американских газет "Нью-Йорк пост", а в 1977 г. присоединил к ним еженедельную газету "Вилледж войс" и журнал "Нью Уэст". 80-е гг. были ознаменованы масштабным проникновением в теле- и кинобизнес, а также в книгоиздательское и журнальное дело. В Соединенных Штатах практически нет такой сферы массовой информации, где бы не присутствовал Мэрдок. В 1985 г. он принял американское гражданство, поскольку по закону США иностранец не может быть владельцем телевизионных станций.
В 80-е гг. он вновь расширяет свои владения в Европе, очень существенно - в Австралии, а также продвигается в Азию, в Гонконг. Он покупает убыточные предприятия и делает их прибыльными.
В Соединенных Штатах Мэрдок играет заметную роль в книгоиздательском и журнальном бизнесе, но особенно в телевидении. Мэрдок поставил перед собой цель создать четвертую общенациональную телесеть, которая бы конкурировала с Эй-би-си, Эн-би-си и Си-би-эс.
В основе плана Мэрдока лежало два главных компонента: покупка кинокомпании "ХХ век - Фокс" и шести телевизионных станций группы "Метромедиа" в крупных городах - Нью-Йорке, Чикаго, Лос-Анджелесе и т.д. - к которым он присоединил еще одну, в Бостоне.
В 80-е годы позиции трех гигантов несколько колебались в связи с диверсификацией телевизионного вещания: получило широкое развитие множество каналов и программ кабельного телевидения, платное, подписное, новые независимые станции, и в связи с этим возможность выбора для зрителей многократно расширилась. Но увеличение числа каналов и возросший спрос породил и дефицит программ. В то же время на телесетях несколько осложнилось и положение с рекламой. Многие считали, что в этой ситуации, когда три сети испытывают отток и зрителей, и рекламы, затевать создание четвертой - бессмысленно. Но у Мэрдока на этот счет было другое мнение: "Люди все меньше и меньше испытывают привязанность к существующим станциям и сетям. У нас есть возможность утвердиться и завоевать аудиторию".
Главную ставку Мэрдок делал на то, что с увеличением числа независимых станций обострился спрос на телепрограммы. Для независимых станций заполнение эфира - это проблема, особенно если учесть возросшую конкуренцию. Так что в этом плане рассчет Мэрдока был правильным: программная компания "Фокс" нашла своих подписчиков.
Формально станции-филиалы "Фокс" охватывают 80% всей телеаудитории. Но из-за слабого сигнала многих из них эта цифра ниже. В сеть вложили 150 млн. долл. и, по рассчетам, она начнет окупаться через три-пять лет. По оценкам информированных источников в самой индустрии, только за каждый воскресный вечер компания теряет от 1 до 1,5 млн. долл. Но убытки не пугают Мэрдока. Даже если сеть убыточна, то те семь станций, которые принадлежат "Фокс", прибыльны, многие их программы имеют достаточно высокие рейтинги. Перераспределяя стоимость программирования с собственных станций на сеть и одновременно повышая рейтинги передач, компания существенно повышает норму прибыли.
Как бесплатные программы привлекают к "Фокс" независимые станции, так 20%-ая, по сравнению со ставками сетей, скидка влечет рекламодателей, а чтобы компенсировать потери от низких тарифов, компания ежечасно отводит рекламе дополнительную минуту. Формальное отсутствие статуса сети даже удобно, поскольку освобождает от некоторых ограничений, налагаемых на сети.
При всем ее самостоятельном значении четвертая сеть — это только элемент, хотя и весьма важный, транснациональной телевизионной системы Мэрдока. Ведь если программы "Фокса" завоюют популярность, то их смогут увидеть во многих странах мира - во всяком случае, технические возможности для этого существуют. Программы, которые делает "ХХ век - Фокс", могут передаваться прямо из голливудских студий компании станциям "Фокс" в Соединенных Штатах и одновременно через спутники связи на систему "Скай чэннел" для распространения в Европе и в Австралии.
Транснациональная система телевизионной информации Мэрдока дополняется широко развитой сетью газет. Он контролирует 67% процентов разового тиража. В Англии это несколько крупных газет разных типов, как серьезные, так и бульварные: "Таймс", "Санди таймс", "Стар", "Ньюс оф зе уорлд", "Сан", "Тудэй". В Гонконге он издает крупнейшую ежедневную газету региона "Саут Чайна морнинг пост", в США -"Бостон геральд" и "Сан-Антонио экспресс-ньюс".
Обращает на себя внимание многочисленность переплетений капиталов Мэрдока с капиталами предпринимателей из других стран. Иногда покупка небольшого (для начала) пакета акций может означать создание плацдарма для последующего захвата компании целиком, но и в тех случаях, когда собственность остается совместной, это чрезвычайно важная тенденция развития, означающего создание транснациональной системы СМИ стран в ГМК.
Большинство изданий, попадавшие в руки Мэрдока, желтели. Типичной желтой газетой он сделал либеральную, респектабельную "Нью-Йорк пост". Лондонская "Таймс" также потеряла свою репутацию самой уважаемой английской газеты, и тираж ее, который сначала увеличился на половину, затем упал, поскольку серьезных читателей она перестала удовлетворять. То же самое можно сказать и о большинстве австралийских изданий.
Как вообще строится финансовая деятельность корпорации, за счет чего обеспечивается такой быстрый рост?
Хотя Мэрдок управляет своими владениями из Нью-Йорка, "Ньюс корпорейшн" как деловое предприятие остается зарегистрированной в Австралии. Стандарты ведения отчетности, которыми пользуются австралийские компании, гораздо более либеральны, чем те, которым подчиняются фирмы США, и потому первые имеют возможность выше оценивать свои активы. Это позволяет "Ньюс корпорешйшн" получать более крупные займы и легче поглощать новую собственность.
Мэрдок контролирует через частный семейный трест и лично около половины акций компании, что позволяет ему единолично руководить ею, отвечая, главным образом, перед собой и перед своими кредиторами. Небольшое количество акций продается на биржах Сиднея и Лондона, а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Транснациональный характер корпорации отражается не только в ее географии, но и в том, что в годовом финансовом отчете все данные приводятся в трех видах валюты: австралийских и американских долларах и английских фунтах.
Финансовый гений Мэрдока проявляется не только в том, что и как он покупает, но и в его операциях по продаже, когда он разгружает свою империю от того, что ей не очень нужно, и выручает средства для финансирования других сделок. Ради приобретения газетной группы "Геральд энд Уикли тамс" (ГУТ), в результате которого он становился практически монополистом на газетном рынке Австралии, он продал свои две телевизионные станции в этой стране за очень высокую цену (1,4 млрд. долл.).
Мэрдок финансирует свои приобретения путем краткосрочных и среднесрочных кредитов, которые он берет в банках по всему миру. Банки охотно предоставляют Мэрдоку эти кредиты, поскольку обеспечение их более чем солидное - предприятия "Ньюс корпорейшн". В Австралии для финансирования поглощения ГУТ он занял на короткое время у банков 710 млн. долл., а для погашения этого долга продал телестанции.
"Ньюс корпорейшн" принадлежит более 150 предприятий в средствах массовой информации на четырех континентах. Ее интересы простираются практически во все сферы информационнопропагандистской индустрии, но на первом месте по прибылям остаются газеты: 43% в середине 80-х годов, производство и распространение фильмов - 20%, телевидение - 14%, журналы - 12%, коммерческая печать - 2%, другая деятельность - 9%. По географическим регионам прибыли распределяются так: США - 47%, Великобритания - 40%, Австралия и Тихоокеанский регион - 13%.
Мэрдок в той или иной мере вмешивается в политику повсюду, где присутствует его компания, а особенно у себя на родине в Австралии. В свою очередь политики, как правило, идут ему навстречу, не желая ссориться с человеком, который чуть ли не единолично контролирует общественное мнение целой страны (ведь в Австралии предельно концентрирована печать, и компания Мэрдока является там безусловным лидером в этой области).
У Мэрдока немало совместных предприятий во многих странах мира, в том числе и с крупнейшими информационными монополиями. На паях с Си-би-эс он выпускает видеозаписи, с "Доу Джонс энд К" - журнал "Фар истерн экономик ревью", с французским трестом "Ашетт" - молодежный журнал "Скай" и т.д. Выпуски одного и того же журнала в разных странах не аналогичны, потому что простой перевод издающегося за границей журнала обычно не привлекает читателей. Остается, как правило, общая идея издания, его статей, но, в целом, это оригинальная публикация, приспособленная к местному рынку. Точно так же не "идут" в США австралийские телепрограммы: их приходится редактировать в соответствии с местными требованиями.
"Ньюс корпорейшн" заключила соглашения с правительством КНР о строительстве в Пекине делового центра, часть которого будет отдана для международного сотрудничества. Эти контакты Мэрдока с правительством КНР могут быть частью более широкого плана. В Гонконге корпорация уже издает четвертую по тиражу газету "Саут Чайна морнинг пост". Хотя газета англоязычная, 74% ее читателей - китайцы (при тираже 80 тыс. экз. ее читают 300 тыс. чел.). Мэрдок расценивал ее приобретение как долговременное стратегическое капиталовложение. Газета играет ключевую роль в важном финансовом центре, имеет прекрасную репутацию среди читателей и рекламодателей и приносит большие прибыли.