Процесс концентрации в сфере современных зарубежных СМИ. Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

В первые два десятилетия после второй мировой войны США обрели почти абсолютное экономическое превосходство над остальной частью мира. Затем стала намечаться другая тенденция. Происходила "интернационализация" экономики. Британская империя обрела экономическое господство путем предоставления другим странам денежных займов, тогда как США, наоборот, предпочитали прямые инвестиции в экономику других стран. Американские фирмы вкладывают часть своего капитала в другую страну, создавая в ней заводы и конторы. На основе этой модели образуется "международная фирма" или транснациональная корпорация - коммерческое предприятие, основанное в одной стране и действующее в других странах.

Чем же вызваны массовые зарубежные инвестиции? Причины здесь как экономического, так и политического характера. Во-первых, обширные иностранные инвестиции позволяют обойти препятствия, создаваемые действием тарифов и других предписаний. Таким образом, можно было также избежать налогов и обойти законы, направленные против трестов в самих США.

Кроме того, транснациональные фирмы могут оказывать влияние на то государство, в которое инвестируются средства. Подлинно транснациональная фирма не проявляет особой преданности какой-либо стране и нигде не чувствует себя дома. Поскольку она лишена национальных предрассудков в вопросе инвестиций за границей, ей ничто не мешает вкладывать капитал одновременно во многих странах. Таким образом, снижается потенциальный риск инвестирования и фирма получает огромные прибыли.

Интернационализация экономики приводит к тому, что ни одно государство не способно эффективно управлять развитием. Ни одна страна уже не может управлять своей судьбой самостоятельно, поскольку экономические события, происходящие в других частях мира, оказывают на нее глубокое воздействие.

Эту же картину мы наблюдаем и в сфере производства информации. Хотя многие тенденции развития СМИ связаны и с развитием новых технологий, которые позволяют ускорить передачу сигнала в разные точки земного шара.

Сразу же после второй мировой войны в странах Запада наблюдается тенденция объединения медийных корпораций с крупными компаниями, действующими вне информационной индустрии, что привело, в конечном итоге, к переплетению их собственности и образованию гигантских медиа-концернов, тесно связанных с иными сферами бизнеса.

Стремясь освоить возможности мирового информационного рынка, крупнейшие медиа-концерны в послевоенный период перешагнули национальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Наиболее крупные и экономически могущественные объединения, использующие новейшие коммуникационные технологии и огромные материально-финансовые ресурсы, сегодня доминируют на международном рынке новостей. Их операции приобрели поистине всемирный размах, свидетельствуя о глобализации информационной индустрии.

Ряд принадлежащих крупным медиа-корпорациям периодических изданий (американские газеты) распространяются большими тиражами за рубежом во многих странах мира. Большинство из них имеет зарубежные версии, нередко - на местных языках, адаптированные к особенностям аудитории. Наличие такого рода газет и журналов с транснациональной системой распространения побудило некоторых исследователей сделать вывод о формировании группы так называемых "международных" или "глобальных" изданий. Глобальныхгазетнемного, всегочетыре: "Wall Street Jo-rnal", "Financial Times", "-SA Today", "International Herald Trib-ne".И все они издаются на английском языке - языке общения международного бизнеса.

Все более ужесточающиеся условия конкурентной борьбы, интернационализация современного информационного бизнеса порождают тенденцию к слиянию и дальнейшему укрупнению медиа-концернов. В 1983 году, когда вышло в свет первое издание монографии "Монополии СМИ" Б.Багдикяна, этот известный североамериканский исследователь процессов монополизации информационной индустрии представил перечень пятидесяти крупнейших корпораций, доминирующих в области масс-медиа. По подсчетам другого эксперта из США, Н.Саломона, в результате слияний и поглощений количество крупнейших концернов, играющих ключевую роль в мировой иерархии медиа-бизнеса, сократилось в 1987 году до двадцати девяти, в 1990 году - до двадцати трех, в 1992 году - до четырнадцати, и в 1997 году их осталось лишь десять.

В течение 1980-х годов новые технологии преобразовали мир СМИ. Газеты пишутся, издают и печатаются на расстоянии, что позволяет издавать одновременно выпуски одной и той же газеты, приспособленные к нуждам нескольких крупных регионов. Сверхпортативные радиоприемники и магнитофоны сделали возможным создать по выбору музыкальнуюаудиоатмосферу, при этом люди, особенно подростки, могут отгородиться звуковыми стенами от внешнего мира. Радио все больше специализируется, вводя тематическое и субтематическое вещание (например, 24-часовая легкая музыка или станции, передающие в течение нескольких месяцев только одного певца или поп-группу, пока не появляется новый хит).

Но самым решающим событием конца века стало увеличение числа телевизионных каналов, ведущее к их растущей диверсификации. Развитие кабельного телевидения, подталкиваемое в 1990-х годах волоконной оптикой и цифровой технологией, наряду с развитием прямого спутникового вещания необычайно расширили спектр передач и ограничили структуры власти по части государственного контроля коммуникаций вообще и телевидения в частности. За этим последовало взрывное увеличение числа кабельных телепрограмм в США и программ спутникового телевидения в Европе, Азии и Латинской Америке. Вскоре сформировались новые сети, бросившие вызов уже созданным, и европейские правительства потеряли контроль над большей частью телевещания. В США число независимых телевещательных станций возросло в 1980-х годах с 62 до 330. Кабельные системы в крупных мегаполисах насчитывают до 60 каналов, объединяющих сетевое телевидение, независимые станции, кабельные сети, по большей части специализированные, и платное телевидение. В странах Европейского Союза число телевизионных сетей возросло с 40 в 1980 году до 150 в середине 1990-х годов, причем работа трети этих сетей осуществляется через спутники.

Специалисты, анализируя эволюцию пользования СМИ, заключают, что налицо эволюция от массового общества к сегментированному обществу - результат новых коммуникационных технологий, сосредоточенных на диверсифицированной, специализированной информации так, что аудитория становится все более сегментированной по ценностям, вкусам и стилям жизни. В этом и состоит настоящее и будущее телевидения: децентрализация, диверсификация и штучная работа на заказ.

Однако диверсификация сообщений и выражений СМИ не означает потери контроля над телевидением со стороны крупных корпораций и правительств. На самом деле, в течение последнего десятилетия наблюдалась противоположная тенденция. Когда с целью выкроить долю рынка, находящегося в процессе глубокой трансформации, сформировались мегагруппы и стратегические союзы, инвестиции в сферу коммуникаций текли потоками. В период с 1980 по 1995 год в трех главных телевизионных сетях США поменялись владельцы, в двух из них - дважды: слияние "WaltDisney" и "АВС" в 1995 году стало поворотным пунктом в интеграции ТВ. "TF1", ведущий французский канал, был приватизирован. Сильвио Берлускони захватил контроль над всеми частными телевизионными станциями Италии, объединив их в три частных сети. С развитием трех частных сетей, включая "Antena-3", частное телевидение под контролем могущественных финансовых групп, как национальных, так и международных, расцвело в Испании и успешно провело вторжение в Великобританию и Германию, Российское телевидение стало разнообразным, включив теперь частные независимые телевизионные каналы. Латиноамериканское телевидение переживает процесс концентрации вокруг нескольких главных игроков. Азиатско-Тихоокеанский регион стал ареной самой ожесточенной конкуренции для новых телевизионных диссидентов, таких, как "Star" - канал Р.Мэрдока, и для "старых телевизионных волков", таких, как глобальная "ВВС", бросившая вызов "CNN". В Японии правительственная "NНК" вовлечена в конкуренцию с частными сетями ("F-ji TV", "NTV", "TBS", "TV Asahi" и "TV Tokyo"), а также с кабельным и спутниковым вещанием. В 1993-1995 годах на подготовку и верстку программ во всем мире было истрачено восемьдесят миллиардов долларов, и расходы росли со скоростью 10% в год.

Непосредственный результат всей этой конкуренции и концентрации в бизнесе состоит в том, что в то время как аудитория сегментируется и диверсифицируется, телевидение становится более коммерциализированным, чем когда-либо, и на глобальном уровне все более олигополистичным.

Наши рекомендации