А внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций

Внутренние финансовые ресурсы корпораций представлены большим набором видов, подвидов и разновидностей. Одним из наиболее значительных и традиционных внутренних финансовых ресурсов транснациональных корпораций являются средства владельцев и совладельцев корпорации, формируемые и аккумулируемые в ходе эмиссии и размещения долевых ценных бумаг.

Приобретая акции корпорации, частные лица, работники корпорации, внешние предпринимательские структуры, общественные организации, государственные учреждения включаются в систему корпорации как ее своеобразные элементы со своими функциями и взаимосвязями. По целевому предназначению этот вид финансовых ресурсов корпораций достаточно диверсифицирован. Для рыночной экономики это основной источник денежных средств формирующего предназначения,используемый при создании предпринимательской структуры. Сформировав основные фонды и оборотные средства, акционерные капитал может значительно разнообразить свое использование, стать источником финансирования расширения и развития корпорации, реализации ее социальной политики, инвестиций.

Мировая практика рассматривает эмиссию акций транснациональных корпораций в качестве одного из наиболее апробированных внутренних финансовых ресурсов с широким спектром реализации. Можно отметить ряд корпораций со значительной долей собственного капитала в активах:
Intel Corp. 78%
Nokia 56%
Compaq Computer Corp. 50%
Lucent Technologies 47%
Advanced Micro Devices 45%

Доля собственного капитала в активах корпорации Intel Corp. значительно превышает общий фон за счет активного использования такого внутреннего финансового ресурса, как эмиссия акций.

С инструментами фондового рынка связана возможность активизации и использования еще одного вида внутренних финансовых ресурсов, особо значительного для таких крупных мозаичных организационных структур, как транснациональные корпорации. Речь идет о субординированном долге, который представляет собой схему эмиссии и размещения корпорацией разнообразных как краткосрочных, так и долгосрочных ценных бумаг среди пайщиков, акционеров и персонала корпорации. Западные школы финансового менеджмента трактуют субординированный долг как "прослойку" между капиталом и обязательствами компании. Она обладает рядом качественных характеристик, присущих как собственному капиталу, так и обязательствам (заемным или привлеченным). С одной стороны, права инвесторов по сравнению с владельцами акций менее многочисленны и разнообразны. С другой стороны, характеристики и параметры обязательств корпорации, номинированные в долговых ценных бумагах, при необходимости могут быть значительно скорректированы менеджментом. Проведенные через совет директоров и собрание акционеров решения правления могут изменить суммы и сроки обязательств субординированного долга, уменьшить уровень и сделать иными виды и сроки выплаты процентов, конвертировать долговые обязательства в долевые ценные бумаги, вплоть до списания долга. Естественно, что такой вид внутренних финансовых ресурсов корпорации не может быть задействован в период ее образования, и ограничен в поддержании оперативного функционирования. Однако в качестве источника финансирования расширения и развития корпорации, компенсации потерь при проявлении рисков, крупных проектов этот вид внутренних финансовых ресурсов перспективен и востребован. Международная практика интенсивно использует субординированный долг в качестве внутреннего финансового ресурса развития корпораций.

Эффективным инструментом привлечения внутренних финансовых ресурсов транснациональными корпорациями, являются корпоративные облигации. Чаще других этот инструмент используют американские корпорации.

Основными эмитентами корпоративных облигаций выступают крупные компании индустриального, транспортного, энергетического секторов американской экономики. По данным Thomson Financial Securities Date, американские корпорации за последние пять лет привлекли на долговом рынке почти 2,5 трлн долларов. Из них 20% получено за счет размещения высокодоходных рискованных облигаций.

Финансовый менеджмент транснациональных корпораций активно использует еще один специфический вид внутренних финансовых ресурсов, связанный с образованием внутрикорпоративных денежных потоков. Его особенность заключается в том, что с точки зрения всей корпорации он практически не обеспечивает притока денежных средств, но с позиций отдельных элементов корпоративной структуры этот финансовый ресурс может быть весьма значительным и востребованным. Речь идет о дополнительных доходах, которые возникают вследствие разницы валютных курсов, налогообложения и финансовых ограничений в странах и регионах нахождение предприятии и филиалов корпорации.

Неравномерное развитие экономик разных стран, различия их денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, валютной политик, социальных приоритетов приводит к тому, что в одно и то же время в одних подразделениях корпорации бизнес развивается, образуются свободные денежные средства, подлежащие эффективному размещению, а в других странах и регионах у подразделений компании возникают финансовые затруднения.

Централизованное в рамках корпорации управление денежными потоками вплоть до аккумуляции средств в одном финансовом центре позволяет оперативно реагировать как на негативные, так и позитивные изменения ситуации, эффективно справляться с возникающими диспропорциями. Кроме того, схема единого финансового центра корпорации приводит также к существенной экономии на издержках по переводу денежных средств.

Причины формирования таких внутренних финансовых ресурсов, как внутрикорпоративные перераспределительные финансовые потоки могут быть связаны с функционированием и развитием самой корпорации. Разрабатывая новые продукты и технологические схемы, открывая специализированные отделения в новых регионах, проводя маркетинговые исследования и операции, строя жилье и учреждения социальной инфраструктуры, эти подразделения корпорации способствуют более эффективному бизнесу и прогрессу всех остальных подразделений и корпорации в целом.

Использование в качестве внутренних финансовых ресурсов корпорации ее перераспределительных денежных потоков возможно для компенсации отдельным подразделениям корпорации потерь при наступлении рисков, как общих так и рыночных, дополнительных затрат по реализации социальных программ соответственно требованиям политики местных властей, убытков при поддержании традиционного ассортимента или содержания нерентабельных, но необходимых корпорации представительств.

В определенных ситуациях, когда потребность в денежных средствах носит временный характер, финансовые схемы распределения финансовых ресурсов внутри транснациональной корпорации становятся малоэффективными. При этом часто используемым инструментом финансирования зарубежных операций и перемещения ресурсов являются корпоративные (внутрифирменные) кредиты. Обращение к такому внутреннему ресурсу (источнику финансирования) эффективно при высоких текущих процентных ставках на местных кредитных рынках, наличии жесткого валютного контроля, существенных различиях в налогообложении. Кроме того, корпоративные кредиты обычно представляются по льготным схемам. Они низки или беспроцентны, со свободными сроками погашения, несложны в оформлении, отличаются крайне низким уровнем кредитного риска. Это привлекательно для кредиторов корпорации. Выделяют несколько типов корпоративных кредитов. Во-первых, это обыкновенный, или прямой, кредит. Кредиторами могут являться головная фирма корпорации, центр ее финансового менеджмента или банк, входящий в структуру корпорации, или одно из производственных подразделений корпорации (обычно по распоряжению головного офиса). Второй тип корпоративного кредита - опосредованный кредит в форме займа в одной стране или в одной валюте, гарантированный ссудой или депозитом в другой стране или в другой валюте.

В реальной практике корпоративный кредит обычно представляет собой заем, выдаваемый родительской компанией своему филиалу, находящемуся в другой стране, через банк, выступающий в качестве финансового посредника

а внутренние финансовые ресурсы транснациональных корпораций - student2.ru

Схема опосредованного корпоративного кредита в транснациональных корпорациях

С точки зрения банка, кредитный риск в этом случае минимален вследствие стопроцентной обеспеченности кредита. Кроме того, следует учесть, что во многих странах применяются различные ставки для налогообложения процентов, выплачиваемых родительской компании по депозиту, и процентов за банковский кредит. Это является важным фактором выбора формы финансирования.

3б. ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Для многих транснациональных корпораций активное использование внешних финансовых ресурсов является экономическим приоритетом.

Внешние финансовые ресурсы могут обеспечить эффективный бизнес корпорации. Хотя внешние финансовые ресурсы сложнее управляются и труднее активизируются, более затратны, они обладают рядом достоинств в сравнении с внутренними финансовыми ресурсами.

Во-первых, они обеспечивают большую адаптивность к местным финансовым и валютным условиям (налогам, контролю и ограничениям, валютным курсам). Во-вторых, они могут в большей степени защищать финансы корпораций от инфляции.

В-третьих, в отличие от внутренних финансовых ресурсов возможности их изменения разнообразнее.

Классификация внешних источников

Внешние финансовые ресурсы корпораций могут быть классифицированы по их экономической сущности. Здесь можно выделить ряд вариантов со своими методиками, инструментами, эффективностью.

Во-первых, внешние источники денежных средств корпорации могут быть финансовыми, кредитными и фондовыми. Уже здесь их характеристики существенно различаются. Первые - часто безвозмездны, но сложно управляются и активизируются только при соблюдении ряда специфических условий. Вторые и третьи предполагают их возвратность, срочность, платность, которые, в свою очередь, диверсифицированы в зависимости от механизмов и используемых инструментов их активизации.

Во-вторых, внешние финансовые ресурсы транснациональных корпораций могут быть охарактеризованы как перераспределительные, заемные и привлеченные в зависимости от особенности денежных потоков, лежащих в их основе, их направлений, мощности, побудительных мотивов участников.

Одним из важнейших факторов, предопределяющих политику транснациональных корпораций в сфере выбора и активизации внешних финансовых ресурсов, связан с валютной политикой. Вне зависимости от вида, типа внешнего финансового ресурса родительская фирма корпорации или ее подразделения вынуждены решать вопрос о том, в какой валюте производить заимствование средств. Даже если они испытывают потребности в валюте страны их нахождения, не исключено, что им будет выгоднее получить заем в иностранной валюте на международных рынках. Это связано с тем, что процентная ставка на этих рынках, как правило, ниже, нежели в стране базирования корпорации.

Существует целый ряд приоритетов, которые транснациональные корпорации рассматривают при принятии ими решения о привлечении финансовых ресурсов в иностранных валютах. Важнейшими среди них являются:

- паритет процентных ставок;
- форвардная ставка, как важнейшее средство прогнозирования;
- прогнозы динамики обменных курсов.

Эти же факторы и подходы характерны при выборе и использовании транснациональными корпорациями в качестве внешних финансовых ресурсов инвестиционных (фондовых) инструментов.

Как родительские фирмы, так и дочерние структуры транснациональных корпораций активно используют в качестве внешних финансовых ресурсов комплекс различных инструментов привлечения краткосрочных денежных средств для обеспечения ликвидности. Одним из таких эффективных инструментов является эмиссия евровекселей (euronotes). Такие векселя обычно эмитируются сроком на один, три или шесть месяцев под плавающий процент, рассчитываемый на базе ставки LIBOR. Однако многие корпорации применяют конверсионные схемы и немедленно после окончания срока действия своих векселей пролонгируют их на новый, обычно аналогический срок. Фактически векселя превращаются из краткосрочных в среднесрочные инструменты активизации внешних финансовых ресурсов. Андеррайтинг векселей корпораций проводится коммерческими банками, которые часто сами становятся их владельцами, приобретая векселя для своих инвестиционных портфелей.

Кроме евровекселей с целью привлечения внешних краткосрочных финансовых ресурсов транснациональные корпорации активно используют эмиссии европейских коммерческих бумаг (euro-commercial papers). Эмиссия этих бумаг осуществляется, как правило, без привлечения андеррайтинговых синдикатов. Поэтому цена их реализации на рынке не может быть гарантирована заранее. Сроки действия европейских коммерческих бумаг варьируются, часто определяясь потребностями самих инвесторов. Дилеры активно работают с этими бумагами, образуя их вторичный рынок путем выдвижения предложений об их возможной перепродажи до истечения срока действия.

Наиболее распространенным в международной практике инструментом привлечения внешних финансовых ресурсов являются долгосрочные корпоративные облигации. Специфика структуры и функционирования транснациональных корпораций предопределяет тщательный выбор валюты эмиссии корпоративных облигаций. Доходы и затраты по ним весьма разнятся в зависимости от вида валюты. Здесь влияют два основных компонента - текущая процентная ставка и динамика обменного курса данной иностранной валюты относительно внутренней валюты страны нахождения самой корпорации.

На практике решение валютных проблем реализуется по нескольким сценариям. Например, поскольку уровень доходности облигаций, выпущенных в иностранных валютах, нередко оказывается низким, транснациональные корпорации, расположенные в Соединенных Штатах Америки, часто предпочитают номинировать свои облигации в других валютах. Такие корпорации, как Hewlett Packard IBM, Pepsi Co., Walt Disney значительную часть своих облигаций эмитируют в японских иенах с целью получения преимуществ за счет низких процентных ставок в стране этой валюты.

При благоприятной динамике валютных курсов и процентных ставок оказывается выгодным выпускать долгосрочные корпоративные еврооблигации с плавающей ставкой, которую фирмы часто предпочитают фиксированной купонной ставке.

В целом ряде случаев наиболее предпочтительным выбором для эмитента (заемщика) может быть не одна валюта или тип облигации, а портфель из нескольких иностранных валют. Диверсифицированный валютный фондовой портфель может служить эффективным инструментом снижения риска, принимаемого на себя эмитентом облигаций. Упрощенной модификацией диверсифицированного валютного фондового портфеля является вариант, позволяющий привлекать финансирование в нескольких иностранных валютах без одновременной эмиссии нескольких видов облигаций. Такой инструмент активизации финансовых ресурсов в форме валютного "коктейля" имеет ряд несомненных преимуществ перед облигациями в одной валюте. Он позволяет добиться существенного снижения валютного риска. Валютный "коктейль" представляет собой некую мультивалютную счетную единицу. Если в Европе введение евро в качестве единой европейской валюты ограничило выпуск облигаций в форме валютного "коктейля", то в мировой практике этот финансовый инструмент остается весьма востребованным.

Для привлечения внешних финансовых ресурсов в большей мере, чем для внутренних, целесообразно использовать брендовый инструмент. Бренд эффективной, стабильной, динамично развивающейся корпорации, грамотно построенный и правильно оформленный, не только способствует расширению сегментов рынка, росту объемов продаж и в итоге увеличению рентабельности, но и обеспечивает повышение ее привлекательности как объекта кредитных и портфельных инвестиций. Высокие рейтинги транснациональных корпораций, обладающих эффективными брендами, предопределяют более благоприятные оценки их кредитоспособности и, соответственно, большие лимиты кредитования, а также более объемное и быстрое размещение эмитируемых ими фондовых инструментов. Это - одно из важнейших направлений усилий менеджмента для воздействия на параметры внешних финансовых ресурсов транснациональных корпораций.

Наши рекомендации