Колонка оперативного отклика
В отличие от оперативного комментария, предлагающего точку зрения на «горячее» событие, колонка декларирует позицию, проявившуюся в связи с событием, как отклик на него.
Оперативную колонку называют «разросшейся репликой»; задачи тут, однако, иные: интересен не представленный в свете реплики факт, —на первый план выдвигаются авторские впечатления от него, авторские ассоциации. Идет осмысление собственного эмоционального порыва —почему такая и именно в таких тонах реакция на него?
В оперативной колонке новость-мнение несколько оттесняет новость-событие. Однако это еще не «колумнистика» публициста, предлагающая читателю в качестве полноценной новости оригинальное мнение. Тем не менее авторский оперативный отклик на событие достаточно самостоятелен и вполне обоснованно (в глазах читателя) отделен от задачи «просто передать факт». Если репортаж называют «персональной новостью», то колонка — «персональное мнение».
Во всех других формах оперативного комментирования главное происходит «вовне», во внешней действительности — не в самом авторе. Колонка-отклик конкретного журналиста на горячий факт предполагает неординарность реакции на событие, упомянутое в материале.
Вот пример авторской (или редакторской) оперативной колонки в газете «Сегодня»:
На первый взгляд, начальный этап предвыборной кампании президента получился не слишком удачным...
Далее журналист излагает свою (подчеркнуто свою) точку зрения на неудачи, их причины и, наконец, позитивные стороны избирательной кампании. Автор комментария как бы задает сам себе вопросы и отвечает на них, создавая эффект диалога в монологе:
...Все это так... Однако президенту удалось добиться главного — Ельцин стал считаться реальным кандидатом...
...И как же после всего этого президент вдруг решился дать бой своим оппонентам? Бой был дан на всех направлениях...
В этом оперативном «пристрастном» отклике также показательна проявленная автором наблюдательность за развитием побочных линий ситуации, позволяющая расширить предположения и прогноз:
...Предвыборный спурт президента так поразил одного из соперников, что тот фактически заморозил свою избирательную кампанию...
У оперативной колонки, как правило, — эффект подчеркнутой необязательности. Она не «предписывает» разделить мнение журналиста. Читателю как бы предлагается принять это мнение к сведению, если угодно — внутренне поспорить с ним (что и привлекательно...).
Хотя автор — «один из нас», «тоже неравнодушный», личностное «я» очень ощутимо. И если оставить на время в стороне вполне обоснованные подозрения, что в этом «я» авторской колонки (любой «колонки», эссеистской в том числе) — немалая доля актерства, придуманного и выверенного «имиджа» в расчете на определенную аудиторию, можно с уверенностью сказать: подача материала от первого лица — очень сильный прием, помогающий увлечь читателя. В том числе и потому, что тут успешно используются ассоциации для сопоставления, возникновения дополнительных фактов и для выводов, чтобы не подавать их «неприкрытыми».
В отличие от обычного комментария, в колонке некоторые приемы «углубления» новости, способствующие анализу, напри
мер развернутая предыстория, могут оказаться слишком тяжелыми, отвлекающими.
В любом комментарийном материале стоит разделять «малые выводы» (Необходимо помочь...) и «большие выводы» (Какой ценой можно этого достичь?..). Какова социальная и экономическая цена видимого варианта решения проблемы? Хотя в принципе масштаб «больших выводов» больше соответствует рангу статьи или обозрения, такие выводы возникают и в комментарии («эскизом», без детальной проработки).
Всегда стоит отдавать себе отчет: как именно выглядит позиция, сам автор по отношению к факту? «Неподкупный сторонник»? «Активный защитник»? «Рьяный обличитель»? Или он надел маску «судьи» или «скептика»? Для оперативной колонки важны авторское сомнение в правильности своего видения событий, своеобразная полемика с самим собой, объяснение своей реакции, извинительные моменты, самоирония. Стиль ее должен выглядеть естественным, разговорным, порой доверительным, даже «задушевным», а порой — задиристым, острым. Наиболее популярен сегодня ироничный стиль, поскольку тут есть множество специфических возможностей скрытых и открытых оценок, доминирующих над прочими приемами).
Вообще колонке вредит чрезмерная уравновешенность, сбалансированность, ей, как и реплике, необходима некоторая «пылкость», запальчивость. В колонке оперативного отклика всегда есть что-то от знаменитого толстовского «Не могу молчать!» Стоит при саморедактировании не столько сглаживать, сколько заострять углы и не бояться раскованности, даже эксцентричности стиля.
В оперативно-комментарийных, или как их еще называют «обозревательских», колонках оценочного письма не избежать. Тем не менее в некоторых изданиях стиль таких материалов максимально объективирован по примеру куда более скромного жанра — комментария. Другие же издания поступают совсем наоборот, в их оперативных колонках обилие авторских эмоций и «оригинальностей» чуть ли не чрезмерно, грань между газетно-журнальной эссеистикой («колумнистикой») и оперативным комментарийным откликом (всего лишь откликом) необоснованно размывается. (Претензии в данном случае — только к редакции, авторов легко понять — очень соблазнительна в данном случае не «блестящая обработка факта», но блестящая обработка версии в виде монолога...).
Популярность оперативных комментарийных колонок уже не у журналистов, но у аудитории, во многом объясняется их характерным искренним и доверительным тоном, отсутствием претензий на менторство. В общении с современным читателем это очень важно. Прощается и приблизительность прогнозирования, и случайные (а также неслучайные) «перехлесты» в определении значимости события. Оперативный отклик часто и естественно выступает предтечей проблемной статьи, углубленно анализирующей явление факта, или ложится в «копилку сведений» для будущего обозрения.
Мнение — интересное как новость и в связи с новостью — имеет заведомый успех у читателей (они тоже в данный- момент еще об этом помнят, об этом самом думают). Потому-то «комментарийные эскизы» порой более эффективны, чем строгая рациональность и обстоятельность крупных «аналитических» жанров.
С усилением демократических тенденций в обществе усиливается интерес к мнениям. В том числе и к таким, которые не претендуют на безусловную точность прогнозов, не «давят» авторитетным суждением, но довольствуются куда как более скромной задачей —обратить внимание на точку зрения, принять ее к сведению, побудить читателя «проиграть» ту или иную ситуацию с разных позиций.
Контрольные вопросы
1. Каковы задачи оперативного комментирования?
2. Что такое скрытый комментарий?
3. Где и как употребляется попутный комментарий?
4. Когда целесообразна комментарийная форма «слоеный пирог»? Какова ее структура?
5. В чем особенности задач корреспонденции?
6. Как строится оперативный комментарий?
7. Расскажите о возможностях проявления публицистической позиции автора в реплике и в оперативной «колонке».
Упражнения
1. Найдите в материалах текущей прессы фрагменты скрытого и попутного комментария.
2. Выделите в репортаже, взятом из газеты, яркий факт, который можно подать как «комментирующий эпизод». Напишите его.
3. Используя удачный пример «светской хроники», напишите на этой основе материал с элементами комментария («слоеный пирог»).
4. Дайте небольшой комментарий по оперативному факту, взятому из текущей периодики или теленовостей.
5. Оцените качество опубликованной редакционной или авторской реплики на оперативное событие; подготовьте «реплику по поводу реплики».
6. Подготовьте мини-рецензию, откликнувшись на художественное событие последних дней.
7. Определите предмет оперативной «колонки» (взяв пример из текущей прессы), проследите за разработкой авторской «версии» факта; попробуйте оспорить ее, выдвинув собственную версию.
VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА
Ключевые понятия:
• заголовочный комплекс,
• составной заголовок,
• игровой заголовок,
• «хедлайн»
Газетный или журнальный заголовок призван выполнять несколько функций: номинативную (он вычленяет и называет), коммуникативную (он должен информировать; называя, нечто сообщать); рекламно-целевую (должен одновременно и рекламировать текст-«товар», и передавать читателю определенную установку автора). Нужный результат: воздействие при помощи общения, причем могут использоваться оба типа воздействия — и убеждение, и внушение.
Заголовок фиксирует внимание на наиболее важных и интересных моментах, экспрессивно побуждая читателя познакомиться с текстом. Заголовки свидетельствуют и о материале, для которого изобретены, и об авторе, его отношении к факту, положительном или ироническом. А еще они свидетельствуют о концепции издания в целом, о его направленности и вкусах, о его аудитории.
Немного истории. Поначалу в массовой прессе доминировали заголовки-ярлыки (label-head), «маркирующие» материал. Но со времен первой мировой войны заголовки разнообразятся, поскольку ставится уже иная цель — подача материала через заголовок. В нашей стране в течение долгого времени заголовок отождествлялся с лозунгом. С призывом. С точным указанием. Или с «обозначением материала», соответственно тому, как это «положено» тому или иному жанру. (Странновато сейчас читать репортерское сообщение 1957 года из Будапешта, сдержанно повествующее о «беспорядках» в Венгрии, под лирическим заголовком «Торжество весны»...). В рекомендательной литературе сообщалось, что «Товарищ Сталин критиковал иркутскую газету "Власть труда" за сенсационные, политически вредные заголовки:
"Одна рюмка тянет за собой другую", "Собственный домишко тянет за собой собственную коровку", "Выстрел, который не раздался", отмечая, что "автор сбивается с правильного пути, говорит голосом не нашего класса..."» и далее в том же духе:
«"Слепой прозрел" (об удачной операции) — не наш заголовок. От него веет мистикой».
Приводились в пример чеканные лозунги «Правды»'. «К новым производственным достижениям!», «Больше паровозов и вагонов!», «Еще выше поднимем индустриальное могущество нашей Родины!»... ее призывающие заголовки, например: «К высоким урожаям!» Строго «упреждался» беспросветно мрачный, а порой визгливый тон. Приветствовались оптимистические названия очерков — «Заря встает!», «Властелины гор», «Новаторство», «Песня сердца» или «Заря над Кустанаем» (от каждого такого заголовка веет теплом, любовью к людям и к совершаемым ими делам); а для критических корреспонденции и фельетонов предлагались пословицы и поговорки: «Как бы веревочке ни виться...», «Не в свои сани не садись...» и пр. Заголовок должен легко читаться и хорошо звучать, — учили журналистов, — например, обзор озаглавлен просто и ясно: «От праздника к празднику»...
Всегда были под рукой заголовки-заготовки, трафареты: например, «На благо Родины» мог подойти к любому положительному материалу, а «Серьезные недостатки» — к любому отрицательному... Конечно же, творческий поиск журналистов трудно было регламентировать, но такова была общая тенденция, цензоры бдительно следили прежде всего за заголовками (связываться с ними было — себе дороже...), и, оглядываясь назад, можно, пожалуй, сказать, что в советской журналистике хороших текстов было несравненно больше, нежели хороших заголовков. Одно из резко критических выступлений а.н. Аграновского было озаглавлено автором точно и мрачно: «Труба» (в надежде на то, что «вывезет» якобы номинативный, конкретно-назывной смысл:
речь шла действительно о трубе теплопровода, которую одни и те же рабочие сначала прокладывали, а потом разрезали автогеном на куски, исправляя «недочеты» проектировщиков). Не прошло. В «Известиях» материал, сильно урезанный, пошел под игриво-сказовое «Что осталось от трубы». Несколько лет спустя в сборнике своих работ автор восстановил первоначальный заголовок.
Сегодня заголовки большинства газет и журналов строятся по нетрадиционным для российской прессы моделям. Это относится и к функциям, и к форме заголовков. Даже к их протяженности. Принципы, долгое время господствовавшие в теории и практике советской печати, согласно которым заголовки должны быть сжаты и кратки, сменились на противоположные. Время «авторской свободы» — это широкое использование в заголовках цифр, аббревиатур, имен собственных, разговорных слов и слэнга, фрагментов на английском языке и прочего. Вспомнили, что хороший заголовок — предмет газетного искусства, что он может доставлять удовольствие, быть художественной находкой («Узи» дружбы калибра 5,45).
Посмотрим, каковы сегодня принципы организации заголовка и каковы приемы, придающие заголовкам выразительность.
КОНСТАТАЦИЯ И РЕЗЮМЕ
Повествовательный заголовок-сообщение используется для информации, которая в силу оперативности обладает большой значимостью. Тут прямой метод подачи — спокойно и просто излагается суть. (Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты). Его разновидность — заголовок-констатация (информативно-констатирующий):
Молодежь приветствовали президент и патриарх. Сегодня часто констатирующий заголовок выглядит как исчерпывающая фраза — хедлайн (headline), использующая форму суммирующего ли-да оперативной хроники (Взрыв обычной батарейки сделал незрячим четырехлетнего мальчика и несчастным его семью).
Такой заголовок, как правило, идет к расширенным новостям — в углубленном, проясняющем ситуацию варианте либо наглядных зарисовочно-репортажных формах. Время от времени возвращается мода на заголовок новости, переходящий в текст («бегущая строка»), например: ПРИЗНАВАЯ НА СЛОВАХ бессмысленность гонки вооружений, парламент отказался поддержать... или: ВСЕГО СЕМЬ ПРОЦЕНТОВ занимает золото в золото-валютном запасе страны...
Констатирующий заголовок возможен в декларативном варианте — как в форме серьезной (Итоги подведены, решенье принято), так и в ироничной: Деньги — штука дорогая (о заказах в типографиях Англии и Франции производства украинских купонов); Сначала обчистили, потом обидели (о мытарствах студентов-индийцев, обучающихся в Грузии); В рынок — аэрофлотом (о самовольном переключении экипажа самолета с обычного на коммерческий рейс); Камни с Луны пошли с молотка (о продаже образцов лунного грунта, доставленного астронавтами). Точные номинации — «называние» ситуации или характеристика людей (типа «Мужество», «Надежный напарник») — ведущий вариант прошлых лет — сегодня используются для «мягких» новостей и портретных интервью, но, как правило, с ироничным или игровым оттенком: Профессор без галстука; Человек власти; Диагноз — неисправимый романтик;
Травка из бабушкиного чулка (77-летняя жительница Минусинска припасла для внучка 44,5 кг марихуаны).
На страницах современной прессы широко используются констатирующие заголовки из двух и трех предложений: «Елена» согреет кого угодно. Ей без разницы. Она атомная. И в этом случае, как и при использовании «исчерпывающей строки» — «хеддайна» (Экологический центр отвоевал у налоговой инспекции полмиллиона), заголовок становится как бы отдельным кратким сообщением.
Заголовок-резюме, или комментирующий заголовок (например:
Новые законы не нравятся президенту}. Тут часты и типичны безличные и неопределенно-личные формы (относящиеся ко всем, фиксирующие ситуацию как характерную, чуть ли не закономерную): Ювелирные изделия проще подделать, чем купить; За тушенку платят кровью. Нередко используется резюме с ироничной «оговоркой» (Высокие стороны договорились не стрелять. Пока.;
Самарские купцы объелись ананасами. Кажется, в последний раз.), что смягчает «авторский диктат» в передаче факта или мнения, создает разговорную форму. Для корреспонденции бывает хороша заголовочная строка хедлайна — ироничного резюме: Японцы плохо понимают, что происходит в России, но сохраняют робкую надежду на острова. («Известия»).
Эффект оценки в заголовке-резюме часто создается метафорой:
Ломаный грош для бесценной культуры (комментарий о снятии с охраны ряда крупнейших музеев страны). Усиливает вывод двойная конструкция с повтором ведущего слова: О бездомных детях знают все... И все их лишь жалеют... Вообще заголовки реплик, оперативных комментариев имеют свои особенности — они теснее связаны с текстом, их задача — внушить броскую мысль: Диктант для попугаев (оперативный отклик на появление на ТВ «наблюдателей» из Думы и составление «вопросника» для руководителей телепрограмм); Население уже созрело и начинает портиться (комментарий социолога к результатам опроса: возможны акции протеста...); Хоккей гуннов нам не нужен (реплика спортивного обозревателя канадской газеты, посвященная грубой игре своих соотечественников с российской сборной). Во всех этих случаях комментарий подан в образной форме, однако звучит достаточно хлестко.
Составные заголовки открывают дополнительные возможности для комментария «поверх текста», как показал «Коммер-сантъ» в пору своего становления: Четыре миллиарда могли попасть в настоящее дело. Но попали в уголовное; Казахстан тоже хочет жить. Отдельно; Цены на бензин остаются прежними. Пока. — подобные заголовки были для российской печати внове. Сегодня составные заголовки, подчеркивающие публицистический вывод, очень популярны.
ИНТРИГА И СЕНСАЦИЯ
Марадона съел что-то лишнее; Школьника убило футбольными воротами; Как был обстрелян московский Кремль... Среди таких заглавий самый броский — заголовок-парадокс: Правнучка Чехова не говорит по-русски. Он лучше других пробуждает любопытство, шокирует читателя или искусственно усиливает значимость сообщения не особенно оперативного или не выглядящего важным. Например: Ракетное топливо в пищевых продуктах — о добавках, используемых в некоторых консервах, в общем-то безвредных, имеющих химические аналоги в совсем иных сферах производства. Или материал, озаглавленный Физик, который «кушает» плутоний, — научно-популярное сообщение об эксперименте английского ученого, не опасном для жизни: на здоровом организме изучается, как распределяется и как выводится из него изотоп, специально созданный физиками, чтобы по аналогии судить о том, как поведут себя его более жестокие «собратья», связанные с альфа-излучением. Такой заголовок — некий обман; обычно за ним — не сенсация, а довольно рядовое сообщение (заголовок «вытаскивает» текст). Его и рекомендуют к материалам унылым, недостаточно интересным. Например: Деньги под ногами — критическая заметка о том, что асфальтовые «заплатки», которые кладут в дождь и снег, — выброшенные деньги налогоплательщиков; Дилер фирмы уехал на велосипеде (горный велосипед был премией лучшему распространителю продукции). Заголовок-интрига часто выглядит рекламным, «зазывным»:
Власти разыгрывают пирожки в лотерею; Бутырский зэк играет Шостаковича; Духи «Анжелика Варум» с французским ароматом будут делать на Урале.
ЦИТАТА, ОБРАЩЕНИЕ, ВОПРОС
Заголовки, называющие имена, действующих лиц, помогают удвоить интерес. Разъяренные родичи пропавших без вести призывают к действиям; Брынцалов как самый новый и самый русский;
Палыч (о футбольном тренере «Локомотива»); Был ли Мамой женой Батыя? (о качестве среднего бесплатного образования). Иногда это прямая эксплуатация известного имени в новостях — курьезных случаев с однофамильцами (Ленин на крыше вагона.. «Стой! — кричит Брежнев. — Стрелять буду»...).
Близок к таким заголовкам по своему эффекту и очень распространенныйзаголовок-цитата. Возможно прямое цитирование:
С указанием источника. Создается впечатление достоверности, свежести (только что сказано...), доверительности. Например: Луиза Риттер: «Если бы я могла поспать до полудня...» (интервью со спортивной «звездой»). Иногда это может выглядеть как вполне законченный разоблачительный материал. Особенно «удачные» высказывания с эффектом саморазоблачения массовые газеты и еженедельники нередко дают «шапкой» на всю полосу:
Брынцалов: «Мне не нужно поднимать народ с колен. Пусть он себе ползает — но с толстыми карманами»... или: Грачев: «Наконец-то мы поняли, что такое реформы. Взять, к примеру, танк Т-72...». У цитаты, просящейся в заголовок, — многое от афоризма — Пьер Карден: «Одевать женщину — высшее удовольствие». Такие высказывания тоже укрупняют, подавая «шапкой», — Борис Спасский: «Чемпион должен быть гангстером»: Сергей Шахрай: «Лучше быть хитрым, чем страшным».
Без указания источника (в заголовке): ОТ БЫЛОГО БОГАТСТВА ОСТАЛИСЬ ДВА КОСТЮМА, ФОТОАППАРАТ И ВИДЕОКАМЕРА ("Подзаголовок: Знаменитый врач-психотерапевт живет на иждивении сына).
Кроме того, используются частичное цитирование (Бывший военнопленный «гордится тем, что он американец») и косвенное цитирование (Президент сказал, что...).
Заголовок-обращение и заголовок-призыв. Хорошо выглядит на полосе прямое обращение к читателю: Спасите главную библиотеку России; Не валяй дурака в Америке (о российском туристическом бизнесе в США). Его задача — задеть за живое, превратить информацию для всех в личную, создать психологический контакт. Здравствуйте, меня зовут Никита, я алкоголик;
Купите себе собственную землю. Теперь — можно. Нередко такой заголовок звучит как призыв (Спасатели, вперед!). А поскольку лозунги-призывы в сознании современных россиян накрепко связаны с недавним советским прошлым, эта форма чаще используется как пародийная: Есть такие линзы!; Даешь новый праздник — День зарплаты!; Коммунисты, назад!; Больше демократии, меньше социализма!; Мы не можем ждать милостей от Госкомприроды!
4. ВСЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ...
Заголовок-восклицание передает гнев, раздражение: Да уберите же с глаз долой этих голых девиц!: радость: Браво, маэстро природа!; Малых — много! (имеются в виду малые предприятия Подмосковья). Часто выражает активное желание что-то изменить, преобразовать, высказать рекомендацию: Поимейте совесть, господа!; Брось сигарету!; Генералы, молчать.'; Хочу, чтоб он жил!..
Заголовок-вопрос играет роль мотива, побуждающего и автора, и читателя разобраться: Какой же дом без домового?; Кто в оппозиции — тот дурак?
Заголовок-вопрос может быть очень экспрессивным, звучать риторически. Например, гневное Опять? предпослали заголовком к первополосному снимку с комментарием — Ельцин на мавзолее...
Вопросительный заголовок без знака вопроса (так называемый разъясняющий вопрос) — промежуточная форма между вопросом и констатацией: Как стать фермером; Почему в России никто не хочет становиться женщиной... Хотя в современной прессе часто вспоминаются классические разъясняющие вопросы типа: Что делать... Куда ведет... и т. п., их дидактика не по душе современному читателю, но очень хорошо воспринимается обыгрывание:
Что делать тем, кто виноват? («Общая газета»); Отчего коммунисты вдруг запели «Боже, царя храни».
Общий вопрос провоцирует сомнение в истинности бесспорного (Священен ли флаг?; Готовы ли мы к бессмертию?; Зачем нам эта война?) Частный вопрос предполагает некоторую осведомленность читателя, его задача — что-то выяснить или уточнить (Почему моряки-пехотинцы охраняли Боба Хоупа во время его поездки: Кому не по душе...). Конкретный вопрос и звучит конкретно: Зачем Жириновскому личный журналист в машине? Альтернативный вопрос предполагает выбор:
Насколько сократить бюджет министерства обороны: на 3 или на 11 млн долларов?
Заголовок с «продолжением». Очень популярно раздумчивое многоточие (Букер волнуется раз... Вы собрались за рубеж...). В такой форме часто предлагается ироничное обыгрывание ситуации: Сосулька пролетела, и ага... (гололед, травмы — «Московская правда»).
Заголовок с двоеточием. Публицистическое резюме выглядит очень энергичным, впечатляющим, благодаря двоеточию в заголовке. Цены: по вертикали вверх. Рубль: по вертикали вниз; Неделя дебатов в ВС СССР: много шума. И ничего...; Горбачев — Ельцин:
медовый месяц кончился разводом; Нобелевская премия Горбачеву:
свой среди чужих, чужой среди своих; Союзный бюджет: съесть-то он съест, — да кто ему даст... («Коммерсантъ»).
Комбинированные варианты: Школьные каникулы: Простоквашино или Майами?; Вам уже сорок... Ну и что?; Телевизор? Поставь его на место!; Вам нальют сто грамм... Но это будет завтра (о планируемой сети автоматов по разливу вина); До основанья! А зачем? (Реплика на статью о коренных преобразованиях структуры ТВ — «Мегаполис-Экспресс»).
Пунктуация как выразительное средство очень заметна в современных заголовках. Благодаря ее умелому использованию распространены смешанные заголовки, например: Получаешь больше? Покупаешь меньше!.. (сочетание четырех типов: парадокс, цитата, прямое обращение, вопрос).
ИГРОВОЙ ЗАГОЛОВОК
Журналистика, литература дня, как зеркало событий и как их «пересмешник» не раз доставляла и доставляет удовольствие читателю разговором поверх текста — заголовками. Например, сообщив: Рвачи прилетели или предпослав музыкальной рецензии рубрику: «Муки зву» (обыграно экзотичное, но всем известное название популярной музыкальной группы «Звуки му» — «Московские новости»). Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над новостью. Он предполагает активное участие фантазии читателя.
Прежде всего это перефразировка, игра слов: Жених проверен: брака нет; Взятка, как и талант, дается не каждому («Экспресс-газета»); Дума цвета хаки; Тропою сокрушительных побед (комментарий к дипломатической поездке министра обороны России на сессию НАТО — «Московские новости»): Суверенный сообщник (вслед за подписанием союза с Белоруссией); Желтая майка лидера пока еще красная: За один МиГ крупнейшее ОКБ может обеспечить себе безбедную жизнь на полгода: Песня про купцов и «Калашниковы»: АУМОМ Россию не понять (деятельность мафиозной секты «АУМ синрикё»).
В игровых заголовках широко используютсяприемы повышения экспрессии. Аллегория — помогает через конкретное выразить отвлеченное понятие: Пыль на спортивных знаменах. Смысловой контраст с его эффектом «обманутого ожидания»: Чистая грязь; Плотина из воды; Мирная пушка и пр. — привлекает внимание своей неожиданностью, как и каламбур, играющий на многозначности слов или разных смыслов при одном звучании: Беды с обедами; Обмен или обман; Непрофессиональные профессионалы; Футбол: таймы и тайны. Очень соблазнительна (но редко удачна) звуковая инструментовка-аллитерация: Что реально в Монреале?; Судьи и судьбы; Кубки, клубы и клубок прогнозов; Филиал среди фиалок и пр.
Интересный вариант — игровой заголовок, представляющий «истины наизнанку». Например, очень распространенный в шестидесятые годы политический лозунг «Янки, гоу хоум!» («Американцы, убирайтесь восвояси!») один из современных корреспондентов остроумно трансформировал, его сообщение по поводу эмиграционных дел называлось Янки! Ком хоум! («Американцы, вернитесь домой!»).
Журналисты освоили различные приемы усиления воздействия: Одушевленное на месте неодушевленного:
Мэр ударил Ельциным по Моссовету и приватизации. Собирательное на месте конкретного: Кравчук откусил от Советской армии. Но вряд ли переварит. Намеренное нарушение грамматики (язык «твоя—моя не понимает...»): Железный птица прилетел, спикера приехала...
Современные заголовки обрушивают на читателя поток новых слов: одни возникают для обозначения чего-то нового, другие создаются авторами для повышения выразительности, привлечения внимания и не могут существовать вне контекста, непонятны без него. Это так называемые окказиональные слова:
Абалкинизация экономики (от фамилии академика Абалкина); Немцы осваивают компьютерную порнографику; ВС РФ: офигение в Тавриде (от названия древнегреческой трагедии «Ифигения в Ав-лиде»). Создаются эффектные словечки по-разному: прибавив суффикс или префикс (улетальный исход), сочинив новую форму (побелобрысее...), а также графически — какая-то часть придуманного Слова, высвечивающая смысл изобретенного журналистом словесного монстра, выделяется (Страна в нокДАУНе).
Персонификация, усиленная игрой слов: «СЛАВЫ» У СЛАВЫ МОГЛО НЕ БЫТЬ (подзаголовок: На Ростраповича обрушился град наград); Ох, и весел этот Роджер! (о гастролях иноземного певца); Бессмертные ГЕНЫ (обыгрывание имен вождей коммунистической оппозиции).
Журналисты не упускают случая обыграть «говорящую фамилию»: Запомнят они Непомнящего... (российский тренер сборной Камеруна завершил контракт). Или: Немилосердный Милосердое (об удачах известного баскетболиста). Так велика была популярность актрисы Рины Зеленой, что до сих пор возможен заголовочный розыгрыш «РИНА» — зеленая (весьма серьезный комментарий «Независимой газеты» по поводу спекуляций о валютой фирмы «РИНА»). Тот же смысл (доллары — «зеленые», намек на неправедное обогащение) в заголовке Травкин зеленеет («Мегаполис-Экспресс»). Интересно звукоподражание при обыгрывании фамилии: Кох-кох-кох, — говорит пулемет — так назвали в журнале «Коммерсантъ» интервью с неожиданно заключенным под стражу крупным государственным чиновником А. Кохом — первой мишенью в кампании преследований за якобы имевшиеся злоупотребления властью.
В нашем сознании — огромное количество сложившихся схем — фрагменты фольклора, художественных текстов, высказывания исторических лиц, фрагменты библейских текстов... О них вспоминают, составляя заголовки. Даже использование неизмененных афоризмов придает тексту второй смысловой план, появляются ассоциативные связи (подобие, противоречие, смысловая перекличка, ироническое переосмысление и пр.). Если же текст меняется, читатель одновременно воспринимает и ему известный, и предложенный игровой варианты, сравнивает их, получая удовольствие от того, что помнит первоисточник, находит отличия. Обыгрывание крылатых выражений, кажется, бесконечно: Все врут календари (комментарий к чемпионату страны по футболу);
И дым отечества... (о выгодном контракте Омской табачной фабрики с голландской фирмой); У крайкома было мясо. Он его хранил (как перестарались исполнители, приостанавливая деятельность коммунистической власти на местах: отключили холодильники столовой крайкома, где было множество продуктов). Иронически интерпретируются поговорки: Без врага и жизнь не дорога; С места — в карьеру. Знаменитое гамлетовское сомнение, звучащее в душах наших соотечественников в русском переводе «Быть или не быть?», варьируется на все лады: Пить или не пить? — решает новое поколение... или: Выть или не выть? (ироническая реплика в адрес телеграфистов, в очередной раз перевравших текст важной телеграммы).
Обыгрываются названия известных произведений (Каменный ГОСТ; Миньон дерзаний), книг, кинофильмов — особенно тех; которые сегодня у всех на слуху. Так, в свое время с популярностью переводных книг «Убить пересмешника» и «Над пропастью во ржи» на газетных страницах замелькали заголовки типа: Любить пересмешника... Над пропастью во лжи... Об уровне популярности какой-нибудь киноленты можно смело судить по количеству обыгрываний ее названия в прессе. Так, в последнее десятилетие были очень популярны журналистские вариации названий фильмов: «Полет над гнездом кукушки« (например. Полет Балаяна над собственным гнездом...) и «Молчание ягнят» (...Молчание ребят... Мычание телят... и пр.), но «рекордсменом» был, несомненно, первый отечественный боевик «Никто не хотел умирать» (Никто не хотел пасовать... Молдова: никто не хотел отступать... Никто не хотел отвечать... Никто не хотел отставать... уступать и т. д. — до бесконечности).
Фразеологизмы прессы, рожденные злобой дня, отличаются от тех, которые сложились исторически, не только передразниванием — у них свой смысл, они могут быть остропублицистичны. Война и мир подмосковного завода; Нашла Ока на камень (о переброске вод Оки в Москва-реку); Сокращение строптивых; Герой нашего экранного времени; Пролетая из всех стран — приземляйтесь; СП СССР: мы наш, мы новый путч устроим...
Измененные «крылатые слова» и знакомые цитаты увеличивают экспрессию заголовка. А изменяться они могут так: сокращение (Читайте, завидуйте, расширение (Смех просто, и сквозь слезы); сохранение «конструкции» с заменой слов (Читателю — читателево).
Особенно популярна замена всего одного слова в известном изречении или цитате: ТАСС уполномочен насмешить; Проза о советском паспорте; Курила ли ты на ночь, Дездемона?; У меня в кармане рубль; Доллар на бочку!; Кастрюлька — оружие пролетариата (о демонстрации, названной «Маршем пустых кастрюль») и т. п.
Еще более усиливает выразительность, эмоциональный эффект заголовка его умелая ритмическая организация. Например, «песенный» размер: У меня есть тайна, а на тайну — справка...
Уровень, качество журналистской «игры» в заголовке могут быть, однако, разными... Например, просто забавная «хохма» (что немаловажно для развлекательной установки): И волосы стынут в жилах. И ноги сжимаются в кулаки («Московский комсомолец»).
Стихотворный заголовок. Сегодня его популярность не особенно велика. Но бывают «всплески моды» (Например, в «Комсомольской правде» конца восьмидесятых был период, когда порой на один номер приходилось с десяток рифмованных заголовков (Врачи считают кирпичи; Рифы тарифов; Кому арбузы в обузу?; Уроки и упреки; С болью о волейболе; По секрету не про ракету; Быть ли ТЭЦ, наконец?; Путь короче от Москвы до Сочи;
Есть ли сдвиги в Первой лиге?; Эх, кабы не ухабы...: Наша позиция — быть в оппозиции; Как летом стать атлетом; О розе — в прозе и т. д. и т. п.). Пожалуй, нет ни одного издания, которое бы этим не побаловалось... Нет счастья без запчасти, — посмеиваются старые «Известия»; Ни терзаний, ни дерзаний, — горько иронизирует «Советский спорт» над состоянием нашей легкой атлетики; Отчего так взвинчены доберманы-пинчеры? — сравнивает разные темпераменты собак и их хозяев известный кинолог в интервью «Недели»... Темницы Microsoft падут, a Apple ключ не отдадут? — обыгрывает «Коммерсантъ» названия фирм — грандов компьютерной индустрии...
Стилизация под «научное определение»: Помощник специалиста по развешиванию макаронных изделий на слуховые приспособления («Аргументы и факты») или: Ценус повышениус («Московский комсомолец»); Лукашенко как объективная реальность, данная нам в неприятных ощущениях («Мегаполис-экспресс»). Иногда выигрышна стилизация «под лозунг»: Закусил куличом — и ходи с кумачом! (о ностальгических рецидивах первомайских демонстраций).
Подчас затевается еще более сложная игра с читателем. Например, заголовок Юстас —Алкснису: ЦРУ не дремлет обыгрывал сюжетный ход любимого всеми шпионского сериала, подключая к вымышленному Юстасу реального полковника Алксниса, разоблачавшего «демократов — агентов ЦРУ». Последовала и вторая публикация: Юстас — Алкснису-2 («Комсомольская правда»). Образный комментарий в заголовке вообще характерен для оперативных «авторских колонок»: Искоренить нельз