Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ
Задание:сопоставить формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью в условиях публичных коммуникаций.
Цель работы: определить особенности социальной функции журналиста и специалиста по связям с общественностью.
Задачи:
а) провести анализ понятий «социальная позиция журналиста» и «социальная позиция специалиста по связям с общественностью»;
б) определить критерии проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью;
в) опросить практиков-журналистов и PR-специалистов, используя методику глубинного интервью, на предмет проявления социальной позиции;
г) выявить формы проявления социальной позиции;
д) построить матрицы социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью и сопоставить их по критериям.
Алгоритм лабораторной работы
1. На основании анализа теоретической литературы определите рабочие понятия, которые вы будете в дальнейшем использовать в процессе работы. Понятие «социальная позиция журналиста» и понятие «социальная позиция PR-специалиста». Важно! Работа выполняется в исследовательских группах, составом 3-5 человек.
2. Сопоставьте эти понятия и определите критерии оценки социальной позиции журналиста и PR-специалиста. Критерии занесите в таблицу по образцу 1.
3. На основании выделенных критериев составьте анкету-опросник или перечень вопросов, которые используйте в интервью с практиками-журналистами и PR-специалистами. Заранее подготовьтесь к этим интервью: определите кандидатуры (не менее пяти-шести); договоритесь о времени проведения интервью; подготовьте материалы, в которые вы будете вносить результаты интервью – диктофоны, опросные листы и т.д.; определите место, где вы будете проводить интервью; распределите роли в момент интервьюирования.
4. Проведите интервью.
5. Определите по результатам интервью, какие формы проявления социальной позиции журналистов и PR-специалистов наиболее активно используются на практике, от каких факторов они зависят и каковы тенденции их развития.
6. На основании проведенного теоретического и экспериментального исследования постройте матрицы социальной позиции журналиста и PR-специалиста, в которых отразите критерии проявления социальной позиции, формы, условия и тенденции развития социальной позиции. Форма произвольная.
7. Проведите сравнительный анализ матриц и сделайте на основании его выводы о специфике проявления социальной позиции в публичной сфере в двух видах деятельности: журналистике и связях с общественностью.
Образец 1.
Критерии оценки социальной позиции | Социальная позиция журналиста | Социальная позиция PR-специалиста |
Наименование критерия | Особенности проявления в журналистике | Особенности проявления в связях с общественностью |
Наименование критерия и т.д. | И т.д. | И т.д. |
Желаем успехов!
Контрольные вопросы для самопроверки
- 1.Что такое социальная позиция?
- Как проявляется социальная позиция в деятельности журналиста?
- В чем состоит журналистский аспект соотношения личности и человечества?
- Из чего состоит процесс формирования социальной позиции журналиста? Факторы, влияющие на этот процесс.
- Как проявляется соотношение личного, общечеловеческого и группового в социальной позиции журналиста? Каковы критерии этого соотношения и механизмы?
- Чем являются для журналиста принципы его деятельности?
- Как формируется система принципов в журналистике?
- В чем состоит проблема принципиальности журналиста?
- Каковы особенности проявления принципиальности журналиста? Формы ее проявления?
- По каким критериям определяется принципиальная позиция журналиста? В чем она выражается?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Блажнов Е.А. Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных связей. М., 1994.
Буари Филипп А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия. М., 2001.
Корконосенко С.Г. Основы журналистики. СПб., 2002.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.
Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М., 2005.
Тема 9: Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы СМИ
Лекция;