Франции на современном этапе

Рост периодической печати во Франции в XVIII веке происходил весьма медленно. Это объясняется не только малограмотностью населения, но и жестокими цензурными ог­раничениями. Так, декларация 1757 года угрожала смертной казнью всем, "кто будет изобличен в составлении и печатании сочинений, заключающих в себе нападки на религию или клонящихся к возбуждению умов, оскорблению королевской власти и колебанию порядка и спокойствия государства". Накануне революции, в 1788 году, в стране издавалось всего шестьдесят газет.

Свобода печати осуществилась во Франции без длительной борьбы. Предварительная цензура была отменена, и 4 мая 1789 года известный враг абсолютизма граф Оноре Габриэль Мирабо (1749-1791) начал выпускать газету "Les Etats Generaux" ("Генеральные штаты"), первые номера которой имели невероятный по тем временам тираж 12 000 эк­земпляров. После скорого запрета газеты за нападки на министров Мирабо сразу же основал новую газету - "Письма графа Мирабо к своим доверителям". 19 мая 1789 года Франции на современном этапе - student2.ru последовал циркуляр короля Людовика XVI о политической свободе газет.

рондисткой Шарлоттой Кордэ и вскоре объявлен "мучеником свободы".

После поражения революции в годы правления Директории (1794-1799) свобода печати закрепляется в конституции 1795 года, но, как и прежде, остается пустой декларацией. Согласно ограничительному закону от 17 апреля 1796 года ни одно издание не могло выйти без обозначения на нем имени и адреса типографщика и автора. За нарушение закона предусматривались тюрьма и ссылка. Впоследствии был принят закон о смертной казни журналистов, выступавших за восстановление старых порядков. В

1799 году в Париже выходило 72 газеты.

Из публицистов этой эпохи наиболее известен Гракх Бабеф (1760-1797) - комму нист-кутопист, один из руководителей движения "Во имя равенства", казненный за

подготовку восстания против Директории.

Фактическая свобода печати вскоре была оформлена законодательно. 24 августа 1789 года Национальное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина, один­надцатая статья которой гласит: "Свободное выражение мысли и мнений является одним из наиболее ценных прав человека. Каждый гражданин вправе, следовательно, свободно говорить, писать и печатать, отвечая за злоупотребления этой свободой в определенных законами случаях ". Так начала складываться французская концепция свободы печати. Ее становление проходило болезненно: почти целое столетие после принятия Декларации шла борьба за реальное воплощение в жизнь ее принципов. Свобода печати, провозглашенная в 1789 году и подтвержденная декретом законодательного собрания в 1791 году, была отменена в 1800 году Наполеоном (об этом пойдет речь в следующем семестре), затем неоднократно вновь декларировалась и отменялась и, наконец, 29 июля 1881 года окончательно утвердилась в законе о печати, одном из наиболее ярких законов в истории мировой

журналистики, который в целом действует и по сей день.

Особенности французской концепции свободы печати в следующем: 1) наибольшая, в сравнении с английской и тем более американской концепцией, роль государства в журналистике; 2) журналистика регламентируется законодательством; 3) впервые

заявляется о правах человека

В первые годы революции (1789-1791) свобода печати была безграничной. Часто журналисты - как ультра революционеры, так и сторонники монархии, - открыто призывали в своих газетах к насилию, убийствам, погромам. В 1789 году возникло 250 периодических изданий, ах 1791 году выходило более пятисот газет разной направленности. С наступлением якобинского террора свобода печати, несмотря на декларирование в конституции 1793 года, стала ограничена гильотиной. В марте 1793 года конвент дал право казнить каждого, кто будет "изобличен в составлении и печатании сочинений, которые провозглашают восстановление во Франции королевской власти или распущение Национального Конвента". Закон от 17 сентября 1793 года "О подозрительных" предусматривал беспощадно истреблять всех, кто каким бы то ни было способом показывал себя "партизаном тирании или федерализма и врагом свободы". Эти акты давали широкую возможность расправляться с личными врагами. На эшафоте погибла масса журналистов, представлявших все политические течения. Господство кровавой революционной диктатуры кончилось 27 июля 1794

года, когда был арестован и казнен ее глава Максимилиан Робеспьер.

В годы революции наибольшей популярностью пользовались газеты, выходившие под редакцией или при непосредственном участии главных деятелей революции, таких

как Жан Поль Марат, Камиль Демулен, Максимилиан Робеспьер и др.

Одним из первых был Элизе Лустало, издававший газету "Revolutions de Paris" ("Парижские революции"), которую уже после смерти Лустало назвали энциклопедией французской

революции.

Левый якобинец Жан Рене Эбер (1757-1794) выпускал газету "Pere Duchene" ("Папаша Дюшен"), названную по имени фольклорного персонажа - торговца и любителя выяснять отношения. Газета рассчитана была на низшие слои населения - безработных, бедняков, маргиналов. Эбер умел руководить толпой и считал необходимым опускаться в своей публицистике до уровня самого невзыскательного читателя. "Я понимаю по-латыни, но говорю с читателями на их языке", - заявлял Эбер. Его газету называли наиболее самобытным изданием революции. За страстные выступления

против произвола якобинской диктатуры Эбер был казнен. Правый якобинец дантонист Камиль Демулен (1760-1794) издавал газеты "Revolutions de France et de Brabant" (""Революции Франции и Брабанта") и "Le Vieux Cordellere" ("Старый кордельер"). "Сегодня во Франции журналист сам себе и консул, и диктатор", - писал Демулен. За требования ослабить революционный террор и отменить систему

принудительной таксации цен и зарплаты он был казнен.

Самым известным журналистом эпохи революции был Жан Поль Марат (1743-1793). Он с детства хотел прославиться и впоследствии добивался известности всеми возможными способами. От переутомления Марат заболел тяжелой нервной болезнью, и только начавшаяся революция вернула ему надежду и жизнь. Он принялся с неистовой энергией разрушать старый порядок. 12 сентября 1789 года Марат выпускает первый номер газеты "Publiciste parisien" ("Парижский публицист"), которую вскоре переименовывает в "Ami du peuple ou Publiciste parisien" ("Друг народа, или Парижский публицист"). С сентября 1792 года название меняется - "Газета Французской республики, издаваемая Маратом, другом народа". Слова "друг народа" из названия превратились в часть имени ее автора. Газета стала основным делом жизни Марата. С первых номеров она не имела себе равных в яростных призывах к самым крутым мерам против "врагов свободы". В число этих врагов Марат постепенно включал не только короля и его окружение, но и большинство крупнейших деятелей революции. Лейтмотив брошюр, статей и памфлетов Марата, написанных после начала революции, - призыв к насилию и террору. Его обвинения носили исключительно политический характер, ходя иногда звучали чудовищно, поскольку изменниками назывались самые авторитетные политики революции. В то же время Марат не позволял себе скверносло­вия и цинизма, как это делали некоторые его коллеги, например Эбер. Публицистика Марата очень эмоциональна, однако по содержанию однообразна, его статьи написаны

по одной и той же схеме. Несомненен вклад Марата в разработку теории печати. В этом плане важны такие его работы, как "Цепи рабства", "Дар Отечеству". Дополнение к "Дару Отечеству" "Основа уголовного законодательства" - представляет собою целую программу развития печати. Марат был убит жирондисткой Шарлоттой Кордэ и вскоре объявлен

"мучеником свободы".

После поражения революции в годы правления Директории (1794-1799) свобода печати закрепляется в конституции 1795 года, но, как и прежде, остается пустой декларацией. Согласно ограничительному закону от 17 апреля 1796 года ни одно издание не могло

выйти без обозначения на нем имени и адреса типографщика и автора. За нарушение закона предусматривались тюрьма и ссылка. Впоследствии был принят закон о смертной казни журналистов, выступавших за восстановление старых порядков. В

1799 году в Париже выходило 72 газеты.

Из публицистов этой эпохи наиболее известен Гракх Бабеф (1760-1797) - коммунист-
утопист, один из руководителей движения "Во имя равенства", казненный за подготовку
восстания против Директории.

По своему основному характеру французская пресса резко отличается от английской. Правда, и во Франции столичные газеты олицетворяют собой всю национальную печать — и, пожалуй, даже в большей степени, чем в Англии; тем не менее они не образуют той мощной, сплоченной, покоящейся на прочном фундаменте, организации, для которой единственным образцом служит лондонская пресса. Французская журналистика гораздо более походит на вечно колеблющуюся поверхность моря, постоянно меняющую свой вид. Государственные порядки во Франции рушатся, законодательные гарантии и финансовая обеспеченность гибнут, и газеты целыми десятками исчезают бесследно. Немногие из них, переживающие катастрофы и продолжающие существовать при новом порядке вещей, принуждены бывают отступаться от своих прежних воззрений и приноравливаться к целям, преследуемым новыми правителями. Под напором политических событий партий­ная группировка сбивается до неузнаваемости, руководящее влияние переходит к дотоле малоизвестным органам, вся физиономия парижской журналистики неожиданно и резко изменяется. Это заставляет нас признать за парижской прессой отсутствие постоянства и большую подвижность. Но она значительно превосходит английскую изяществом, остроумием, темпераментом и неподражаемым искусством ежедневно набрасывать пеструю, хотя и не всегда верную картину мировой жизни в данный момент.

Благодаря этим свойствам национального гения французская печать быстрее и легче германской и английской прошла первые ступени своего развития. Уже первый во Франции еженедельник «Газетт», основанный Теофрастом Ренодо в 1631 г., привлек читателя высоким литературным уровнем, многотемностью сообщений, регулярностью и длительностью выхода. Но только в 1777 г. возникла первая французская ежедневная газета «Журнал де Пари» («Парижская газета»). Великая французская революция (1789-1791 привела в к возникновению политической и революционно-демократической журналистики. Если перед революцией в столице страны издавалось 27 газет, то во второй половине 1789 их стало 250, а в 1790 г. — 350. Печать сыграла важную роль подготовке Июльской революции 1830 г., Февральской и Июньской революций 1848г. Период 1870-1914 годов отмеченным развитием капиталистической печати, когда газеты и журналы становятся торгово-промышленными предприятиями, в массовые газеты приходит в качестве обязательного и важ-нейшего компонента «кровь на первой полосе» [5]. В 1903 г. выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал составлять 1,8 млн. экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый крупный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн. экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Человечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, среди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного франта (1934-1938), в создании разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на технические новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, обилием иллюстраций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Освобождение», 1973) и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатию) («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьен де Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для печати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди которых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [б].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и новой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существенное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет первый номер обновленной газеты «Монд». Издание, впервые созданное полвека назад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по 7 разделам («Международный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», «Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 журналистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 — раньше, чем прежде (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [7]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличению объема ее продажи.

До второй мировой войны сбором и распространением информации во Франции было занято агентство Гавас. В сентябре 1944 г. на его базе создается Агентство Франс Пресс — АФП (Agence France-Press — AFP). Сегодня это коммерческое предприятие, субсидируемое одновременно и французским правительством (в форме абонементной платы), входит в число крупнейших мировых информационных служб.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными в 1972-ом — третья, в 1984-м — четвертая государственная и первая частная разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 г. начали функционировать сразу две новые частные национальные программы. А в 1987 г. произошло раз-государствление первого канала — ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно также, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 местных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более, что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

Наши рекомендации