История отечественного тв: 1930-1950-е гг. формирование телевидения как средства массовой информации.
Советское ТВ 60-х, 70-х: ТВ эпохи «оттепели» и ТВ эпохи «застоя».
Оттепель (середина 1950-х — середина 1960-х годов).
В «живом» ТВ проблема инсцинирования действительности очень остра.
Впервые слово «телефильм»появилось когда Мосфильм начал снимать для демонстрации по ТВ кинокартины с оригинальными сценариями. Их и стали так называть, т.к. они существенно отличались от остальной продукции киностудии (кинофильмов). Регулярное из производство началось в 60-е гг., создали творческое объединение «Телефильм». Вслед заигровыми появились и документальные фильмы. Большинство их по жанрам относилось (и до сих пор так) к очеркам.
1960г. – в Постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советского телевидения» обозначено возросшее значение ТВ. ЦК партии обратили особое внимание на то, что ТВ становится одним из главных источников информирования населения о событиях в стране и за границей, о достижениях промышленности, сель.хоз. и др.
ТВ как и вся журналистика служило партийной пропаганде.Следовательно, интересы партийного руководства ставились выше интересов народа.
Телевизионная служба новостей стала успешно конкурировать с выпусками кинохроники – в смысле актуальности, и в смысле представительности экранной инфы.
Бурный рост кадров на ТВ => первая в стране кафедра радиовещания и ТВ (создана в 1958г).этап серьезного расширения публицистического вещания.
Метод рубрикации материалов, создание циклов и серий передач оказался очень плодотворен, дифференцировалась аудитория, стабилизировался ее интерес. Наиболее удачные программы: «Кинопанорама», «Клуб путешественников», «Здоровье», «Музыкальный киоск» и др.
1961г. «Эстафета новостей» (ведущий Юрий Фокин) - характерный пример информ.публицистики. использование феномена непосредственности – показ человека, находящегося перед камерой в момент передачи. Основные жанры – интервью, беседа, комментарий. Эта передача выдвинула личность журналиста на первый план. В этом же году появляется КВН –возможность раскрытия на ТВ личности, включенной в импровизационные действия. => «А ну-ка, девушки», «Алло, мы ищем таланты», «Что? Где? Когда?» и др.
В середине 60-х ТВ становится одним из основных источников информации населения.
Застой с 1964 по 1986гг.
1 января 1968г. «Время» - сообщало аудитории о важных событиях дня, стремясь к стабильной форме. Стабильность, углубление содержания, увеличение познавательной ценности. Отражались только положительные аспекты жизни страны.
Выступления по ТВ публицистов, таких как И.Андронников, С.Смирнов, В.Зорин способствовали дальнейшему росту влияния ТВ на общество.
Одна из новых форм вещания – художественно-публистическая программа – «Телевизионное кафе» => «На огонек» => «На голубой огонек» => в итоге стала называться «Голубой огонек» 1962г., шла по субботам.
Необходимо заметить, что период развития ТВ публицистики начался после 22 Съезда ЦК КПСС, а закончился в 1968г. после «Пражской весны». Таким образом, отмечаем, что жизни ТВ полностью зависит от экономической и политической ситуации в стране.
Передачи с приглашение в студию большого числа гостей были опасны для руководства ТВ возможностью прорыва на экран незапланированной правды.
Уже в конце 60-х стаи выходить в эфир передачи посте тщательного монтажа.
1970г – закрыта «Эстафета новостей», с приходом нового председателя радиотелевизионного ведомства Лапина. Он укрепил престиж ТВ в государстве, сильно ужесточил внутрителевизионные порядки.
Появился «видеофильм»: «Летопись полувека» 50 серий, создан к 50-летию большевистской власти. Через 10 лет «Наша биография» из 60 серий. Фильм «год 1965-й» о первом выходе человека в скафандре в открытый космос. Видеомонтаж осуществляет жесточайшую цензуру фильмов. Большую роль сыграло введение в фильм фигуры журналиста – ведущего, осмысливающего увиденное. Автором концепции сериала и первой ведущей стала Шергова.
1970г. Комитет по радиовещанию и ТВ при Совете Министров СССР былпреобразован в Государственный комитет Совета Министров СССР по ТВ и радиовещанию, а в 1978г.стало Гостелерадио СССР, когда Лапин стал подчиняться напрямую Брежневу. И программа «Время» ориентировалась лишь на вкусы генсека и содержала только хорошие новости.
1980г – прямой эфир. Олимпиада. ТВ получило много новой техники, построили спец.здание олимпийского телецентра, появилась компьютерная графика, телесуфлеры, новые виды связи и т.д.
«Время», формировавшееся в Кремле, стало неотъемлемой частью советского общества.
Уникальность советсвкого ТВ
Советское телевидение началось в 31 и закончилось в 91 году. (Потом уже российское)
Классическая формуаТв: информация, развлечение, просвещение. Но в зависимости от политических условий оценка и подходы бывают разные.
Коммерческое ТВ.здесь только информация и развлечение, но зато на высочайщем уровне,
а вот в советском ТВ вместо слова информация появилось слово пропаганда (СМИП).
Уникальность советского ТВ - высочайшая просветительская составляющая. Такое просветительское начало мощное, которое кстати демонстрировали все советские СМИ.
Отсутсвие рекламы (сейчас такое только у канала культура), Цензура.
Советское ТВ – это ТВ здравого смысла. Выступали в защиту маленького, простого человека, занимались корректировкой курса партии (партия слушала то, о чем говорили журналисты и в общем то меняла свою политику каким-то образом).
Советское ТВ было бесплатным.
Абсолютная независимость от зрителя. К зрителю прислушивались, но в первую очередь ставили программы, которые нужны были КПСС.
Этапы.
Первый еще в 1956 до пуска телецентра. Мы начинаем с заводского телевидения. Где когда каким образом и почему вообще оно появилось
Борис Сергеевич Иванов.
Программам «Студия- 2». «Русские вечера».
В перестройку самя главная программа «Икс». У нее было два этапа после того, как Долгушина покинула студию и ушла делать ТВК.
Следующий этап связан с именем Нахашхаряна.
КГТРК. Очень важно, что переходит на формат Вестей.в 2002 году, в связи с тем, что она стала не просто дочерним предприятием ВГТРК, а стала просто его филиалом. И в связи с этим сразу же начался формат вестей, т е вместо 2-3 выпусков, которые до этого были новостных у них сраз 7 - 8 началось. Сегодня они делают 13 информац. выпусков в течении суток, и в 2008 у них было техническое переоборудование. Самое важное, что в 2008 КГТРК вернуло себе краевую аудиторию, потому что они договрились с москвой и ои вернули себе на край через спутниковое ТВ, через спутник связи трансляцию на край и уже программы с включением красноярска. До этого край получал программу без Красноярска, то етсьвмметсо вестей красноярска они смотрели вести москвы, благодаря усилиям В.В. Нелюбина.
КГТРК первыми сделали шаг к конвергентной журналистике, потому что когда они перевезли Радио из Дома радио на базу телевидения, у них появилось взаимодействие внутри радийных информационных редакций, поэтому телевизионщики привозят какие-то вещи для радио, радийщики привозят какие-то фотографии ил сюжеты для телевидения.
Из последних имен: Гришаков, Ганджа
Из перестроичных: Долгушина, Ким, Третьякова. Они в «Иксе» начинали. Сергей Герасимов – «Студия -2»
Борис Иванов – 1968 год становлниетелепублицистики нашей и в том числе информационной публицистики.
Три состовляющих наших электроныхсми.
Первый экспиремнтальный этап красноярска: Телецентр принадлежал министерству связи. Тот самый телецентр, который был пущен в 57 году, а творческий коллектив относился к комитету по радиовещанию и телевидению (только к 70 году были переставлены акценты и телевидение стало главным, а до этого ТВ не было главным СМИ страны, народ рассматривал скорее как развлечение, все ждали фильмов, а главным СМИ тогда было Радио)
До 69 годы красноярское ТВ было одним единственным, Москвы не было, никто не видел московских передач, потому что не было спутника связи. Спутник Орбита вступил в строй только в 69 году, и наземная станция орбита смогла поймать сигнал из москвы и только в 69 году Крсноярск увидел московские передачи. Телецентр из минестерства связи переходит в структуру Гостелерадио.
Эпохи отечественного ТВ вообще повторяются и в истории красноярскгоТв
1 эпоха – экспериментальная
2 эпоха:
1951-54, пришли журналисты профессионалы, постановление ЦК КПСС
1970 – махровый застой на ТВ, записное ТВ (появляется записная техника)
3 эпоха : 1985-90гг, эпоха гласности, пеерстройка. Последняя эпоха советскоготв. Новые ведущие, новые программы. Появляются кабельные сети, городские и областные студии, комерческие студии.
Еще одно имя Леонид Фельдман. Он был и на ТВ и на радио.
1970-85 – эпоха господства видеозаписей.
Эпоха становления тележурналисткии начинается с 1954 года и связана с именем Вячеслава Назарова, красноярский поэт-фантаст. Выпускник московского универа, пришел поднимать крсноярское ТВ.
Становление красноярского ТВ-рынка
Красноярский телерынок начинает складываться, формироваться в 1991 году.
1991 – «Прима ТВ».
Руководитель Наталья Сысоева. Главный информационный продукт – Новости. С июля 1992 – Прима вещает на 11 канале с 18 до 23 часов. Телеканал часто меняет логотипы, формат вещания.
2001 – завершается строительство ТПЦ на Николаевской сопке
Сетевой партнер - СТС
Участие в конкурсе Тэфи-регион. «Детали», «Дела», «Новости»
Осень 2012 – передача «Город Прима» (новости + Дела + обсуждение актуальных проблем)
1993 – начинает вещание «Афонтово».
Главный информационный продукт – Новости (всегда выходили в 20:30)
Телепередачи: «Дела», «Сетевизор», «Новости Афонтово», авторские документальные фильмы, «Утренний кофе».
Авонтово имеет большой информационный архив.
Новости Афонтово лидировали в «Тэфи-регион»
2010 – закрытие Афотново. Причины: неправильный менеджмент, слабая подача информации – по неофициальной информации.
Основные имена: С.Ким, А.Гришаков, Е.Пешкова, М.Максимов, С. Нажалова, О.Чечеткина, И.Третьякова
1994, ноябрь – вещает ТВК.
Редактор - Ирина Долгушина.
Главный информационный продукт – «Новости ТВК».
Телепередачи: «Новое утро», «Большой репортаж», «Спецрепортаж», «после новостей», «Будни».
Имеет ПТС (передвижная телевизионная станция).
Основные имена: Н.Кечина, О.Тепляшина, К.Черпанова, В.Комарова.
1999, апрель – «7 канал».
Продюсер – Елена Сажина.
Директор службы новостей – И. Долгушина.
Телепередачи: «Живые мысли», «Нэп», «Новсти 24», «Своими глазами»
Сетевой партнер «ТВ 6», «ТВ 3», «Домашний»
Позже открываются:
- ТВЦ Красноярск,
- ОРТВ,
- 12 канал,
- Енисей регион,
- Афонтово-новости.
«Енисей регион» (краевое телевидение).
- появляются телесистемы «Енисей»,
- участие в открытие приняла И.Долгушина.
Цель создания – показывать информационную картину мира Красноярского края. Создан в интересах местной власти (финансирует край).
Сетевой партнер – «Звезда».
Телепередачи: «Икс-регион», «Край без окраин», фильмы.
Специфика ТВ.
Непосредственность; вездесущность; экранность; Одновременность события и его отображения на телевизионном экране (симультантность); эффект сопричастности; максимальная персонифицированность (известные лица); документальность, правдивость, достоверность, телегеничность.
Методы измерения.
Электронный счетчик (аудиметр).Он позволяет добиться объективной картины: будучи подключенным к вашему телевизору, он фиксирует, какой канал телевизора включен в данную минуту. Это означает, что мы имеем дело не с пожеланиями, предпочтениями, не с декларированными интересами, потребностями, а с реальным потреблением. Эта информация периодически снимается головным компьютером, находящимся в исследовательской фирме. Таким образом, информация практически мгновенно может быть обобщена в рамках отдельного региона или всей страны: какая передача собирает наибольшую аудиторию.
Дневник телезрителя. Исследователь обращается вс просьбой как можно более тщательно зафиксировать все случаи просмотра телепередач всеми членами семьи. Для этого на бланке дневника представлена «табличка»: в колонке слева расписана день за днем неделя по временным интервалам в пятнадцать минут. Телезрителю остается только пометить, кто из членов семьи смотрел в это время, какую передачу. При этом в дневнике фиксируется пол, возраст каждого члена семьи и гостя, если таковой был у вас в определенный час и смотрел телевизор.«Дневник телезрителя» остается наиболее распространенным способом фиксировать аудиторию – чисто количественные параметры ее как в целом, так и для разных по полу и возрасту групп.
Интервью по телефону. В странах, где телефонная сеть охватывает большую часть населения, используется техника блиц-интервью по телефону, когда вам задается вопрос: смотрите или не смотрите вы в данный момент телевизор и если да, то, что именно? Другой способ – интервью «по памяти», когда у вас на следующий день спрашивают, что именно вы смотрели вчера на протяжении всего дня.
Эту же задачу решают личные интервью, когда интервьюер посещает вас дома, но с тем же вопросом: «что вы смотрели накануне?». Иногда в таких случаях используют бланки с отпечатанными вчерашними телевизионными программами, где вы отмечаете те, которые смотрели. В последнем случае интервьюеру приходится двумя-тремя вопросами удостовериться, так ли это на самом деле.
Анкетирование, пожалуй, самый распространенный вид общения социолога с людьми. Недаром в массовом сознании сложился стереотип социолога как «человека с анкетой». Участие исследователя тут минимально: опрашиваемый имеет дело с текстом вопросов, за которыми или следует перечень ответов, из которых ему предлагается сделать выбор в соответствии с его мнением, или сформулировать ответ в свободной форме.Фокус-группа — метод качественных исследований в социологии. Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов.
Рейтинг - размер аудитории, видевшей или слышавшей конкретно взятую программу, читавшей журнал, газету и тому подобное в заданный промежуток времени по отношению к общему количеству населения. К примеру, если программу смотрели 25 процентов аудитории, то ее рейтинг составит 25 пунктов, если читали газету 15 процентов, то ее рейтнг 15 пунктов. Средний рейтинг - это сумма рейтингов, деленная на число публикаций или трансляций рекламных обращений.Рейтинг описывает абсолютную величину аудитории, а доля – относительную. В сравнении с рейтингом, доля более наглядно показывает распределение ТВ-аудитории между каналами в данный момент времени. Также с помощью доли можно сравнить две программы, выходящие на одном канале в различное время. Т.е. доля позволяет специалисту в области медиапланирования сравнить популярность двух программ, которые конкурируют за привлечение внимания зрителей в одно и то же время. Чем больше доля, тем более интересна передача всем находящимся у телевизоров зрителям.
№19. Типология телеаудитории. (общая и по практикам телесмотрения). Темпоральные закономерности. Новые практики телесмотрения.
Потребителем контента — содержания телевидения — является аудитория. Она представляет собой совокупность людей, включенных в процесс телепотребления.
В условиях рыночной экономики телекомпании являются не только «средствами массовой информации», выполняющими определенные социокультурные функции, но и коммерческими, капиталистическими предприятиями.
Коммодификация аудитории (то есть превращение ее в товар) меняет взгляд на аудиторию — она рассматривается уже не как «публика», а как «рынок». При таком подходе коммуникатора меньше интересует передача определенного смысла; главное — привлечь внимание потребителей, которым можно продать продукт или услугу.
Важнейшей характеристикой становится размер аудитории, поскольку он является показателем спроса на данный телеканал (телепередачу) и, следовательно, его коммерческой эффективности. С целью максимизации аудитории телеканалы следуют за потребностями и запросами зрителей, постоянное изучение которых становится абсолютно необходимым условием для эффективного функционирования телевидения в условиях рынка и конкуренции. При изучении «аудитории рынка» важными становятся также социальнодемографические характеристики телезрителей, включая доход, стиль жизни, отношение к рекламе, потребительское поведение и пр., поскольку эти параметры позволяют оценивать «качество» аудитории как «товара», предназначенного для рекламодателей.
Темпоральные особенности телесмотрения:суточные,недельные, годовые, сезонные(циклы).
Женщины смотрят чаще мужчин ТВ, пожилые люди смотрят чаще чем молодые. Женщины – основная ЦА рекламы на ТВ.
Типология телеаудитории: реальная (регулярная, нерегулярная) – те, кто смотрит программу, потенциальная – те, кто имеет возможность смотреть программу, целевая, нецелевая.
Так же аудиторию разделяют по жанровым интересам, временным границам(утро, день, вечер) и географическим.
Виды смотрения:
-сосредоточенное
-фоновое
-непрерывное
-клиповое
-спонтанное
-планируемое
4 стиля телесмотрения:
-традиционное(заранее выбрали и смотрим)
-молодежное(клиповое, фоновое)
-мужское(сосредоточенное, клиповое)
-женское(фоновое, непрерывное)
Новые практики телесмотрения:
-Просмотр в Интернете
-Скачивание
-Просмотр Онлайн
№20 Контент и формат как определяющие понятия коммерческого ТВ. Структура контента основных федеральных каналов (отечественный, иностранный, виды программ и их доля в общем эфире)
Формат вещания телеканала определяет выбор соответствующего контента: развлекательного, познавательного, информационного, аналитического или смешенного.
1)Жанровая принадлежность
2)Тематическая направленность
10% отечественного контента, 90% зарубежного(лицензии на зарубежные программы)
Сейчас идет тенденция к смешению жанров «драмеди», например комедия+драма. Понятие «жанр» заменяется понятием «Формат».
Жанрово-тематические классификации ТВ контента:
-информационные(РБК, НТВ, Евронньюс(новостные передачи, информационно-аналитические)
-социально-политические
-познавательные(Discovery, NationalGeogrrphic,AnimalPlanet(документальные фильмы)
-развлекательные(сериалы, худож фильмы, развлекательные проги(СТС, ТНТ, Домашний)
-спортивные
-музыкальные
-кинопрограммы
-детские программы(CartoonNetwork, Jetix, Nickelodeon(мультфильмы)
Контент большинства телеканалов соответствует выбранному формату: на развлекательном телевидении транслируются сериалы, художественные фильмы, развлекательные программы; информационно-аналитические программы и новостные передачи – составляют основу аналитического телевидения; на телеканалах, предназначенных для детей, транслируются мультфильмы. Следует отметить, что эфирные телеканалы, ввиду большого охвата аудитории, стремятся к смешенному контенту, тогда как кабельные каналы в большей степени ориентированы на нишевые форматы.
Вопрос о покупке контента или производстве собственных программ, решается, исходя из следующих принципов:
Целесообразность: собственное производство всегда дорого, поэтому в случае недостаточного количества бюджетных средств, программы покупаются.
Влияние на социум: в случае, когда миссия телеканала предполагает воздействие на социальные и политические процессы в обществе, важным условием является производство новостей. Следует отметить, что обычно новостные программы являются самым дорогим продуктом, и, зачастую, убыточным, поскольку на их создание и поддержку необходимо значительное количество финансовых и человеческих ресурсов, а реклама не всегда окупает затраты на производство;
Использование аналогов: если на рынке существуют популярные программы, можно создать собственный аналог, безусловно, учитывая интересы правообладателей;
Дополнительные возможности: продажа прав на ретрансляцию или производство аналогов на собственные программы; покупка программ у правообладателей с возможностью последующей его перепродажи (сублицензирование);
Если программный директор решает покупать контент, он руководствуется следующими правилами:
Проверять качество контента: если покупается сериал, нет необходимости смотреть все серии, достаточно посмотреть несколько серий, например, первую, вторую и двенадцатую. Это сэкономит время, и позволить проследить – не ухудшается ли качество программного продукта;
Изучать рейтинг: если программа уже транслировалась, и показала высокий рейтинг, существует вероятность такой же популярности и на другом рынке. Однако, не всегда популярная передача в одной стране, будет такой же рейтинговой в другой. Если есть возможность, можно протестировать программу на фокус-группе – зрителю продукт должен понравится в течение первых двух-трех минут просмотра;
Учитывать заинтересованность мейджора: все рекламные презентационные ролики, демонстрирующиеся на фестивалях, выставках и кинопоказах, показывают только лучшие эпизоды программ, поэтому необходимо не ограничиваться презентацией, но и просмотреть программный материал.
Эпохи.
1. С 30-х годов. Экспериментальная (текст с радио, показы спектаклей и эстрадных концертов)
2. 50-е. на ТВ пришли журналисты, первая в россии кафедра журналистики => профессионалы. «Эстафета новостей» (1960-70гг). 1970-е гг – махровый застой на ТВ, записное ТВ, т.к. появляется записывающая техника.
3. 1985-90гг. перестройка, гласность.Телемосты, 12 этаж, 600 сек., это последняя эпоха Советского ТВ. Новые ведущие, новые герои, новые программы. Первые кабельные сети, городские и областные студии, коммерческие студии.
По Аликберовой
Система телевизионных жанров:
1. документально-публицистической
2. художественно-литературно-развлекательное тв
Аликберова говорит об отмирающих жанрах (зарисовка, очерк, памфлет, фельетон)
-информационные
-аналитические
-расследовательские
Группа современныхтележанров:
-видеосюжет;- телезаметка;- телерепортаж; -телеотчет; - телекомментарии; - телеобзор; - телебеседа; -интервью.
Ток-шоу и пресс-конференции не являются формами, а виды интервью.
По Кройчик. Короче, тут я ваще не уверена, то,не то. Я честно копалась в инете и искала, и единственное, что нашла- далее. Но там, он че-то больше к публицистике их относит, а не к тв. Но другого нет.
Между тем, какая бы классификация ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).
тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:
1) оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;
2) оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты;
3) исследовательско-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
4) исследовательские – статья, письмо, обозрение;
5) исследовательско-образные (художественнопублицистические) – очерк, эссе, фельетон, памфлет.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-НОВОСТНЫЕ
Тексты этой группы объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации ,а с другой – возникшую проблему проанализировать, описываемым фактам дать оценку. Оперативный повод, таким образом, уступает место актуально звучащей проблеме. В жанрах этой группы могут быть использованы факты, уже известные аудитории из информационных сообщений. Акцент переносится с новизны на актуальность, с изложения факта на его интерпретацию, комментарий. В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования.
Корреспонденция.специфические жанровые признаки корреспонденции:
-отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
-выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
-факт как основа текста, как повод для его интерпретации;
-авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
-явно или неявно функционирующая цепочка: тезис – аргументация – демонстрация – вывод.
Принципиальная задача автора корреспонденции – на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы. Информационное и аналитическое начала слиты воедино.
корреспонденция – это публицистический текст, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий решение проблемы.
Комментарий.признаки :
- оперативный отклик на событие, это впечатление
-рассуждение по тому или иному поводу.субъективность стиля
- прогностическая оценка факта или события.данный прогноз – лишь один из возможных
- целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.
Рецензия: Отличие рецензии от других исследовательско-новостных жанров в том, что предметом анализа в ней является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях – искусства, науки, публицистики и т.п.
Публицистический смысл рецензии состоит в том, чтобы оперативно откликнуться на появление конкретного произведения искусства и создать образ рецензируемого произведения, объяснить читателю или слушателю, как связаны между собой эстетически оформленный мир, фантазия творца и виртуальный мир искусства
Оценка публициста – это не субъективный произвол («нравится – не нравится»), а тщательно аргументированный разбор источника.важно дать аудитории целостное представление о произведении.
Рецензия – жанр просветительский.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТЫ
К группе исследовательских текстов относятся статья, письмо, обозрение. В них, опора не на описание фактов, а на логически-рациональный их анализ. В центре повествования оказывается система рассуждений публициста, подчас подчеркнуто абстрагирующегося от используемых им фактов.
Статья.в статье обобщение носит более широкий характер. Здесь дается всесторонний анализ явлений, процессов и проблем. Как правило, в статье автор оперирует группами фактов, создающих определенную социальную ситуацию.жанровые признаки статьи:
-Масштабное расширение границ повествования – пространственно-временные пределы текста.
-факты почерпнуты из различных источников – личных наблюдений, встреч, обработки документов и тд
-структура текста статьи – это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств
-определенная объективация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами
Публицистическое обозрение – один из старейших газетно-журнальных жанров , это текст, фиксирующий принципиальные события и явления в их максимально полном объеме за определенный период (ежедневное международное обозрение или, например, «Теленеделя» в «Известиях» и т.д.). По своим признакам обозрение – специфический жанр, близкий и к корреспонденции, и к статье, и к комментарию.
Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основанную на разнообразных фактах картину действительности в форме панорамы жизни общества. В последние годы в отечественных СМИ господствует тематическое обозрение.
Письмо - встречается нечасто, его появление, как правило, бывает вызвано остротой проблем, требующих немедленного разрешения. В этом смысле о письме надо говорить как о жанре оперативно-исследовательском, хотя его формальная оперативность заметно ослаблена тем, что излагаемые в нем факты чаще всего уже стали достоянием гласности. В то же время письмо – остропублицистический жанр, ибо предлагает аудитории личностно окрашенную точку зрения, требующую ответной реакции.
46. Инфотейнмент. «Намедни» Л.Парфенова как пример инфотейнмента на российском ТВ
Инфотеймент - информационные программы, в которых новости представлены зрителям в максимально развлекательной форме. Информирование аудитории и анализ событий максимально облегчены, а новостные программы представляют политику как сферу массовой культуры. В печатной индустрии этому термину соответствует термин «таблоидизация».
инфотейнмент (infotainment). Этот термин «возник в результате аббревиатурного объединения двух слов: информация (information) и развлечение (entertainment)
в россии появляется в конце 90-х, 2008г появляется на региональном ТВ.
Первой программой на российском телевидении, которая рискнула сделать ставку на инфотейнмент, стала программа «Намедни» (2001-2004 гг.) Леонида Парфенова.при разработке концепции программы журналисты сознательно ориентировались на американский опыт.
Глав. Задача: создание «панорамы главных новостей недели, их экспресс-анализ, обсуждение, выявление причинно-следственных связей и тенденций». В этой задаче нет ничего неожиданного или революционного. Нетипичными для российского телевидения были методы предъявления информации, положенные в основу концепции программы, такие как сокращение времени сюжета, метафорически-образная трактовка событий, «овеществление» новости, повышенный интерес к деталям, нетипичным героям и нетипическим обстоятельствам.
№47 Звуковые средства экранной выразительности. Звукозрительный образ. Проблема соотношения слова и изображения на телевидении.
"Изобразительно-звуковой образ"поможет осмыслить органическое единство изображения и звука в произведениях экранного искусства. Как наиважнейшая часть структуры экранного образа рассматривается слово, звучащее в кадре и за кадром. Как сильнейшее художественно-выразительное средство определяется музыка, помогающая раскрыть смысловое звучание произведения и его эмоциональную направленность. Как самостоятельный компонент экранной образности проанализированы шумы. В этом же аспекте рассмотрены звуковые акценты: шумовые, музыкальные и интонационные. Знание изобразительных возможностей экрана, его художественно-выразительных средств позволит обеспечить необходимый уровень экранной культуры и создавать на телевизионном экране произведения искусства, а информационные, публицистические, так же как и трансляционные передачи, вывести на новый виток визуальной образности. Звук на экране существует в трех формах: слово, музыка и шумы.Каждая из этих трех слагаемых величин имеет свои функции, свою специфику и во взаимосвязи с изображением может быть использована либо как самостоятельный компонент, либо в сочетании с другими элементами экранной речи в самых разных комбинациях. На телевизионном экране слову принадлежит главенствующая, ведущая роль. Изображение, как правило, монтируют под готовый закадровый комментарий. Экранное искусство пошло по пути "удовлетворениялюбопытства"в большинстве своих произведений. Первопричиной, определяющей их содержание и форму, выступает слово. Слово на ТВ является основным источником информации. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик. Здесь мы тоже имеем дело с двумя формами подачи словесного материала: текст звучит либо в кадре, либо за кадром. Музыкальное решение может быть тождественно зрительному ряду или контрастно, а также дано в контрапункте. Но во всех случаях взаимопроникновение этих слагаемых величин приводит к рождению экранного образа, где не отдельно музыка и не отдельно изображение воздействуют на зрителя, а их органическое единство.
Шумы различают и по их функциональному значению. Одни из них могут быть главными, другие — второстепенными, третьи — фоновыми.
Завывание ветра, потрескивание дров в камине, пение птиц, лай собак, городской шум, гул самолета, рев сирен... Нам уже трудно представить звуковую дорожку экранного произведения любого вида и жанра без шумов, так как они сопровождают нас постоянно и в жизни, и на экране.
Но недостаточно просто зафиксировать реальный звук, следует осмысленно включить его в образную структуру эпизода, возложив на него решение определенных, строго очерченных творческих задач.
История отечественного тв: 1930-1950-е гг. формирование телевидения как средства массовой информации.
1 мая 1931г. в эфир переданы сигналы, несущие изображения сотрудников лаборатории и фотопортреты, но без звукового сопровождения, «немые».
После первых успешных опытов было принято решение начать регулярное вещание. В помещении Московского радиоузла на Никольской с 1 октября 1931г начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Вскоре передачи стали принимать радиолюбители других городов, в столице делали самодельные телевизоры.
Телецентр на Никольской занимал 4 небольшие комнаты, одной из которых был павильон. Телепередача шла по 2м каналам: для изображения и для звука.
1 мая 1932г.по ТВ был показан небольшой фильм, снятый утром того же дня на Пушкинской площади, на Тверской и на Красной площади. Фильм был звуковой: на пленку были записаны голоса дикторов, которые вели в это утро радиопередачу о празднике. В октябре 1932г.ТВ показало фильм об открытии Днепрогрэса, показ состоялся через несколько дней после открытия.
Малострочное ТВ с силу ограниченности аудитории, не было способно выполнять серьезные общественные функции; единственная его функция состояла в распространении в обществе идеи возможности видеть на расстоянии.
11 февраля 1934г. был создан отдел телевидения Всесоюзного радиокомитета, который вел передачи. Окончательно механические передачи прекратились 1 апреля 1941г.
Основой малострочной телевизионной программы были эстрада и фрагенты театральных (балет и опера) спектаклей. Но нужно отметить, что в программу включались и передачи на общественно-политические темы: выступления наркомов, передовиков производства, знаменитых летчиков, писателей.
Регулярное вещание началось 10 марта 1939г., в дни работы 18 Съезда ВКП(б), показом снятого «Союзкинохроникой» по заказу телевидения фильма об открытии съезда. Передачи велись 5 раз в неделю. Каждый вечер демонстрировались театральный спектакль кинофильм. Иногда этому предшествовало выступление артиста, писателя, ученого.
Первая большая общественно-политическая передача состоялась 11 ноября 1939г.; она была посвящена 20-летию Первой Конной армии. Летом 1940-го в программах стали появляться информационные сообщения, которые читал в кадре диктор.
Программы Московского телецентра (МТЦ) в предвоенные годы состояли преимущественно из концертов и театральных спектаклей, а также кинофильмов. МТЦ с октября 1948г. и до июня 1949г. не работа