Организация и методика конкретно-социологических исследований в области журналистики
Здесь надо перечислить все методы исследований и каким образом они осуществляются(контент анализ, мониторинг и тд)
Социология СМИ — отрасль социологического знания, изучающая массмедиа как социокультурный феномен. В рамках социологии СМИ рассматриваются различные аспекты функционирования производства, распространения, получения сообщений массмедиа. Основные направления исследований в этой области концентрируют внимание на административных, идеологических и культурных аспектах воздействия средств массовой информации на общество, базируясь на эмпирических исследованиях, сбор и анализ которых является базовой составляющей изучения массмедиа.
Предмет – может быть все что угодно: конфликт в редакции, ценности и мотивации труда, роли, условия конкуренции и объединения журналистов.
Задачи – исследования, постижение самих себя и своего места в социуме. В литературе классификация задач социологии журналистики дана с этой точки зрения:
-описание объекта («снятие картины») – к нему чаще всего сводятся оперативные эмпирические исследования;
-объяснение причин наблюдаемого состояния объекта – здесь на полную мощность включается аналитический аппарат исследовательской группы;
-выработка рекомендаций по оптимизации функционирования объекта – на этом уровне требуются высокая методологическая культура мышления, системное видение объекта, способность к творчеству и социальному изобретательству, а также гражданская ответственность за плоды своей деятельности.
Контент-анализ в журналистской практике
контент-анализ – это качественно-количественный социологический метод исследования, при котором измеряются характеристики множества текстов однотипных документов по ряду формализованных категорий и признаков. Этот метод позволяет объективно зафиксировать и количественно измерить некоторые характеристики текстов, визуальных или звуковых документов. В журналистике могут анализироваться публикации в прессе, на ТВ и РВ, в Интернете, фотографии и видеоряд, звуковая информация.
Основные требования к контент-анализу:
- систематичность (содержание должно быть упорядочено в категориях, которые будут применены при исследовании),
- измеримость (выраженность результатов в количественных показателях частоты употребления, объема и т. п., согласно проведенной кодификации).
Виды контент-анализа
По функциям:
поисковый – направленный на проверку выдвинутой гипотезы, выявление неизвестных тенденций;
контрольный – связанный с более точным определением уже известного (более или менее) содержания.
По характеру:
направленный, когда точно известно, что нужно измерять;
ненаправленный, когда исследователь действует интуитивно, не систематизируя заранее объекта исследования.
Основные направления контент-анализа в журналистике
Первое направление – это саморефлексия редакционного коллектива.
1. Анализ содержания изданий, передач ТВ и РВ для саморефлексии редакционного коллектива и корректировки своей деятельности.
2. Изучение характеристик текстов с позиций их соответствия составу, потребностям, интересам, запросам конкретной аудитории.
3. Установление степени соответствия содержания материалов СМИ заявленной программе, намерениям учредителей и журналистов.
4. Анализ содержания СМИ в качестве способа управления и самоуправления социума.
5. Определение места своего издания в ряду других изданий при помощи контент-анализа.
6. Выявление характеристик авторов публикаций в СМИ.
7. Изучение писем в редакцию, их тематики, мотивации обращения, ожидаемых от редакции реакций, социально-демографического состава авторов и т. п.
8. Анализ анкет, в частности опросов, предпринимаемых редакцией.
Второе направление – изучение документов, необходимых для создания журналистских публикаций.
1. Анализ различных документов, которые используются в публикациях: официальных, в том числе юридических документов, протоколов собраний, вопросов на читательских, зрительских конференциях, библиотечных формуляров, театральных, концертных и киноафиш, звуковой и видеопродукции, рекламных роликов и слоганов, даже надписей и рисунков на заборах, как носителей ориентаций определенных групп массового сознания (как это практиковал в заданиях студентам факультета журналистики МГУ на семинаре Б. А. Грушин) и т. п.
2. Реконструкция по текстам событий и процессов, которые происходили и происходят (так называемой внетекстовой реальности) в том случае, когда непосредственное наблюдение их невозможно или затруднено. Это особенно важно для исторических или сравнительных исследований.
3. Выявление характеристик текстов как носителей социальной информации о разных типах социальных общностей.
4. Определение картины мира (знаний, ценностей, норм, распространяемых различными субъектами общественной жизни).
Для этого важно знать основную терминологию контент-анализа как метода.
1. Категории анализа – это сферы анализа, совокупность признаков, которые подлежат анализу. Например, если мы анализируем прессу, это может быть тема, жанр, тип автора и т. п.
2. Признаки анализа – это анализируемые элементы категорий. Например, в категории «тема» будут следующие признаки: политика, экономика, спорт, культура и т. п. В категории «жанр» признаками будут заметка, интервью, репортаж и т. п.
3. Единица анализа – тот текст, фрагмент текста, в которых мы ищем эти признаки, например, публикация, рекламный ролик, телесюжет.
4. Единица счета – единица измерения признаков текста.
Опрос – это социологический метод получения информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения необходимых ответов на вопросы. Это общение, благодаря которому можно быстро получить информацию, главным образом, о мнениях и оценках опрашиваемых, и в этом он незаменим. Однако можно получить информацию и о фактах, событиях, в том числе о фактах прошлого. Это широкий метод, довольно надежный и способный решать многие задачи. Его принято использовать тогда, когда нужно получить именно мнения и оценки, изучить ориентации респондентов, в частности, аудитории.
К недостаткам метода относится то, что высока доля субъективизма, как респондента, так и интервьюера. Важно комбинировать его с другими, более объективными методами: анализом документов, наблюдением.
Метод опроса делят на две большие разновидности: анкетирование (заочный опрос с помощью анкеты) и интервьюирование (очный опрос, при помощи непосредственного общения с респондентом, включая и телефонное).
Экспертное интервью – когда опрашивается небольшое число экспертов, специалистов, людей, компетентных в изучаемой социологом сфере. Например, в проведенном факультетом журналистики МГУ в 1995 г. экспертном опросе о перспективах развития местной прессы участвовало 120 экспертов: руководители СМИ, Союзов журналистов, полиграфических предприятий и системы распространения прессы, представители властей, которые имеют отношение к руководству СМИ, деканы факультетов журналистики и исследователи журналистики. Эти люди, компетентные в проблемах развития региональной прессы, дали очень интересные прогнозы, которые подтвердились.
По способу организации интервью делятся на индивидуальные и групповые.
Индивидуальное – когда беседа ведется с одним человеком.
Групповое – когда опрашивается группа, часто в форме дискуссии.
Особой разновидностью группового интервью является фокус-группа. Это опрос в небольшой (около 20 человек) группе путем коллективной беседы или дискуссии при выяснении мнений членов фокус-группы по каким-то проблемам. Может сопровождаться анкетированием участников.
По особенностям интервью делятся на несколько типов:
Интенсивное (клиническое) интервью – глубокое, которое может длиться несколько часов.
Фокусированное интервью – это беседа по одной какой-то проблеме. Часто перед этим опрашиваемые включаются в какую-то ситуацию: например, просмотр телепередачи или чтение журнала, после чего проходит обсуждение.
Нарративное интервью – направляемый интервьюером рассказ о событиях, о жизни, высказанный в свободной форме. Подлежит качественному анализу. Этот тип интервью наиболее близок к журналистскому.
Ненаправленное интервью, наоборот, исходит от респондента, который хочет рассказать интервьюеру о наболевшем с целью облегчить душу. Этот вариант интервью также часто встречается в журналистике.
Монито́ринг СМИ (англ. Mediamonitoringservice) — отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.
Как правило, мониторинг СМИ включает в себя следующие фазы:
• Наблюдение за рядом потенциальных источников (телеканал, радиостанция, периодическое печатное издание, блог и т. п.);
• Сохранение найденного материала;
• Фильтрация и категоризация;
• Передача собранного материала для дальнейшего анализа.
Продуктом мониторинга СМИ может являться фрагмент или полный текст статьи периодического печатного или интернет-издания, клиппинг (бумажный или электронный документ, включающий в себя графическое изображение статьи в том виде, как она была опубликована в оригинале), транскрипт эфирного вещания, видео- или аудиозапись эфира, эфирная справка, статистический отчёт, дайджест.
При мониторинге СМИ обычно используются интернет-поисковики или специализированные базы СМИ, например Интегрум или Медиалогия.