Джон Мильтон и английская концепция свободы печати.
После Германии в XV веке книгопечатание появляется и в Англии. По времени оно совпало с реформацией и созданием англиканской церкви. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета вверила дела журналистики в руки «Звёздной палаты» - время высшего государственного суда, изначально созданным для борьбы с непокорными феодалами. Именно с Елизаветы и начинается английская журналистика. Правда, в правление Елизаветы всё должно было проходить цензуру. А цензурные указы издавались «Звёздной Палатой». Сама Палата существовала с 1487 по 1641 год.
Особым образом выделяют указы 1585 года (драконовские методы) – каждое слово проверялось, а издатели должны были отчитываться о количестве печатных станков (впрочем, угроза для государства здесь очевидна – мало ли кто и что там решил издать; число же самих типографий ограничивалось 20-тью). Напечатать же можно было только то, что одобрил Кентерберийский или Лондонский архиепископ. Их контроля избегала только королевская типография.
1588 год – первый печатный листок, получивший название NEWS (в этом же году английский флот сокрушил «Непобедимую» испанскую армаду). NEWS сообщали об известиях (бравшихся часто их голландский газет). До того, как печать окрепла популярностью пользовались рукописные новостные листки. Отдельные люди собирали новости (зачастую и вымыслы) и продавали эти бюллетени. Министры, сановники, богачи держали у себя таких писак, которые составляли для них рукописную газетку.
Среди таких выделился НатаниельБеттер. В 1622 году он издаёт Weeklynews. Листки сообщали сухие факты без комментариев (дабы никому не насолить), а также новости других европейских стран (переводы с голландского). О внутренней политике – ни слова: цензура, а также мнение, что внешняя политика – дело королей. Газета Беттера не смогла увлечь публику – про парламент писать нельзя, иностранные новости сильно цензурируют, вот и приходилось печатать главы Библии и врать про сирен и прочих монстров.
В 1641 году упраздняют «Звёздную палату». Цензуру значительно ослабла и два года издатели и журналисты радуются этому послаблению: растут газеты (к 1643 из уже 20), в них говорят о внутренней (!) политике, позволяют себе комментарии и даже памфлетов. Даже Долгий парламент стал печатать отчёты о своих заседаниях. Однако постоянные нападки ему надоели и в 1643 году цензуру сильно усиливают: ничего нельзя напечатать без предварительного просмотра.
В это же время идёт Английская гражданская война (1642–1646, 1648–1649). Проблемы везде: межнациональные между валлийцами, шотландцами, англичанами и ирладнцами, религиозные между католиками и протестантами, а также во власти: король Карл I абсолютно плевал на ограничивающий его парламент. (В результате войны в Англии появилась конституционная монархия вместо абсолютной, а также промышленный переворот и капитализм; в 1649 Карлу I отрубили голову, отменили цензуру и дали волю политической журналистике). Против монаршего абсолюта выступал пуританец, поборник свободы, революционер, поэт, писатель и публицист (Потерянный рай, Ареопагитика) Джон Мильтон (1608–1674).
В 1644 году Мильтон опубликовал без разрешения цензуры памфлет «О свободе печати. Речь к англ парламенту (Ареопагитика)». Главная идея - цензура бесполезна, вредна и унижает человеческое достоинство. Взяв за основу форму античной речи и подражая прежде всего Исократу, Мильтон дал историч обзор стеснений печати и подвел читателей к выводу, что все эти стеснения порождены инквизицией. Трактовка цензуры как неуважения к ученому, унижения нации, бесчестия духовенства.
Мильтон разбирал качества цензоров, выписывая абстрактный и недостижимый, по его мнению, образ идеального цензора. Умный, образ, интеллигентный человек, считал Мильтон, заниматься цензурой не станет, не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли.и поэтому больш-во цензоров – «люди невежественные, властные и нерадивые». Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежест пониманию, или даже подвергать книги уничтожению.
Важный момент в “Ареопагитике” – неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ ее. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам гос-во выбирает цензоров - не очень ясно. “Гос-во может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”.
Интересно, что, будучи ярым противником цензуры, Мильтон впоследствии, когда была восстановлена цензура, работал цензором печати. Он считал, что за неимением идеального цензора лучше ему заниматься экспертизой книг и газет, нежели полуграмотному, невежественному и косному человеку.
Говоря о свободе печати, Мильтон имел в виду лишь «лучших людей», средний класс. Он не распространял действие этого принципа на низы, так как считал, что свобода и власть «черни» не доступны.
Во время революции Мильтон был сторонником индепендентов – радикального крыла крупных промышленников и дворян. В двух памфлетах «Защита англ народа» (1650, 1654) он выступил как активный поборник суверенитета англ республики и противник реакции и монархии.
Идеи Мильтона легли в основу англ концепции свободы печати, разработанной в Билле о правах в 1689 г. Эта концепция также называется мильтоновской. Английская революция побудила к развитию печати – качественной и количественной. Философский аспект теории естественного права и общественного договора имеет широкое распространение. На этой теории основаны работы Руссо и Гоббса (они оказали огромное влияние на формирование мировоззрения участников буржуазных революций). Памфлетная публицистика Мильтона, Лильберна и Уинстенли. Они являлись противниками монархии и сторонниками парламента а источником власти считали народ (как и Руссо), то есть требовали политического и экономического равенства. 1641 – первый закон о контроле печати, в 1643 – новое ограничение свободы печати, в 1647 – третий запрет, 1649 – ужесточение прежних запретов. Мильтон и Лильберн выдвигают требования о свободе печати.