Возникновение и развитие первых информационных агентств.

Первым ИА стало французское агентство Ш. Гаваса (называлось – подумайте только – Гавас). Основано в 1835 году. Чел занимался тем, что переводил статьи из иностранных газет и продавал их местным изданиям. Иногда для оперативности даже пользовался голубиной почтой.

У Гаваса работали и учились такие ребята как Вольф и Ройтер. Они оба были немцами, поэтому после работы на Гаваса вернулись в Германию и решили сделать нечто похожее на агентство там. В Берлине первым успел засесть Вольф, и Ройтеру там места не осталось. Ройтер уехал в Аахен и основал собственное ИА там. Несмотря на то, что тогда это был мощный торговый город, размаха все-таки не хватало, Ройтеру хотелось в Англию. Но там уже существовала монополия Таймс на информацию, и его туда не пускали. К тому же, сказывалось то, что на Ройтера дико наезжал Карл Маркс (!), распространяя про него слухи, что он, мол, еврей, работающий на русскую разведку (то, что он еврей – чистая правда, а вот с разведкой Маркс махнул, конечно). Ройтер (еврей же) все-таки появился в Англии, но немного в другой ипостаси – он устроился на Лондонской бирже и занимается деловой хроникой Европы. К тому же, он поменял фамилию с еврейскойРойтер на английскую Рейтер (и имя с Юлиус на Джулиус), и стал вроде как англичанином. На первые позиции ему помогло выйти то, что во время Крымской войны он сумел первым получить новость и падении Севастополя.

Такой же движ был в Америке. В 30-40-е гг. несколько местных газет вскладчину оплатили пароход из Старого Света, на котором привозили новости, и стали торговать ими в США, перепродавая эти самые новости в два раза дороже. Так появились на свет Ассошиэйтед Пресс. (и если хотите знать, вот кто был евреями, так вот эти ребята, а никакой не Ройтер).

39. Особенности отечественной журналистики в 90-е годы ХХ века.

Экономика СМИ в 90-е претерпела серьезные изменения. Изменились отношения собственности. Наряду с государственными и общественными организациями СМИ владеют частные лица, структуры с разным организационно-правовым статусом: закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, совместные предприятия и т.д. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ уменьшилась доля бюджетного финансирования СМИ. На место государственной монополии приходит конкурентный рынок СМИ. Развивается процесс их коммерциализации.

Владельцами, учредителями СМИ являются многие государственные, коммерческие структуры, политические партии, профсоюзы, церковь, другие организации.

Существенное влияние на информационную сферу оказывают процессы концентрации СМИ в руках узкого круга промышленно-финансовых групп. Тематика публикаций, набор освещаемых событий и явлений, их оценка нередко делаются в угоду интересам этих групп. На государственные СМИ, естественно, оказывается давление государственных структур, так что говорить о независимости государственных СМИ тоже неправомерно. Самым большим собственником СМИ в России является государство, хотя во многих странах законодательная и исполнительная власть не располагают собственными органами МИ. Крупная полиграфическая и телевизионная техника, а также широкий круг изданий, телерадиоорганизаций сконцентрированы сейчас в руках государства, что противоречит прогрессивным мировым тенденциям и ограничивает возможности СМИ как демократического института.

В конце 90-х были созданы крупные медиаобъединения:

• Мост-медиа (НТВ, региональная телевизионная сеть ТНТ, радио “Эхо Москвы”, газеты “Сегодня”, “7 дней”, журнал “Итоги” и т.д.)

• Проф-медиа (“Известия”, “Комсомольская правда”, журналы “Закон”, “Эксперт”, радио “Европа+” и др.)

• “Коммерсант” (журнал, газета, журналы “Власть”, “Деньги”, “Домовой”, “Автопилот” и др.)

• “АиФ” (еженедельник и несколько специализированных изданий)

• “МК” (газета, ее приложения “МК-бульвар”, “Час пик”)

• Издательский дом “Экономическая газета”

На государственном бюджетном финансировании находятся ВГТРК с ее 99 региональными телерадиоорганизациями. ИТАР-ТАСС, РИА-“Вести”, “Российская газета”, многие местные издания. Государственным организациям принадлежит 51% акций ОРТ. Большую группу СМИ финансирует правительство Москвы: ТВ-Центр-Столица, газеты “Тверская, 13”, “Вечерняя Москва”, “Деловая Москва сегодня” и др.

Государственная информационная политика в переходный период характеризуется позитивными и негативными тенденциями. Развиваются механизмы правового регулирования СМИ.

Они создают условия для появления множества изданий, других СМИ, ориентированных на потребности различных аудиторных групп, для их свободного функционирования с опорой на законодательный процесс.

Ограничиваются попытки произвола со стороны властей. Усиливаются тенденции к законному действию на территории России норм международного права, касающихся деятельности СМИ и защиты информационных прав граждан и др. Однако правовое поле СМИ не охватывает пока многих аспектов правовых отношений между субъектами информационной деятельности, в частности между владельцами и редакциями. Нужны также антимонопольные законодательства, ограничивающие процессы концентрации и монополизации печати, телевидения и радиовещания, в том числе и по отношению к госудрственной монополии в области техники СМИ. Не отрегулированы пока механизмы, обеспечивающие широкий доступ журналистов к инфомрации в политической и экономической сферах. С отменой цензуры она из сферы контроля за содержанием СМИ стремится переместиться в сферу контоля за тем, как предоставляют журналисту информацию различные государственные органы. Часто под предлогом защиты инфоромации идет утаивание компрометирующих данных. Достаточно сильно давление на журнгалиста при ссборе им информации: шантаж, заведение уголовных дел, угрозы журналистам и членам их семей и др.

Важно, чтобы формируемая в последние годы государственная концепция информационной безопасности вела к расширению информационного поля личности, различных общественных групп и организаций, а не к его ограничению, способствовала более активному использованию современных мировых информационных сетей.

Наши рекомендации