Аудитория современных СМИ: виды, основные тенденция поведения, понятие аудиторных эффектов и их классификация.
Понятие «аудитория» происходит от лат. auditorium,- «место для слушания». В социологии жур-ки аудитория определяется как совокупность людей – адресатов жур. произведений, возникающая на основе общности их информац. интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения.
Выделяют первичную и вторичную аудиторию. Первичная – аудитория, получающая инф-цию непосредственно из СМИ. Первичная транслирует полученную из СМИ инф-цию тем, кто со СМИ не контактировал. Так образуется вторичная А.
Целевая аудитория – совокупность индивидов, объединенных общими социально-демографич. экономич., культурными хар-ками, на которую рассчитывают создатели журн. продукта.
Кроме категорий «целевая» и «массовая» аудитории, в исследованиях СМИ применяется также понятие «реальная аудитория» – аудитория одного номера газеты или журнала. В исследованиях радио и ТВ под ней, подразумевается число слушателей или зрителей 15-минутного спота – промежутка времени, отделяющего один рекл. блок от другого.
Для СМИ, стремящихся к расширению круга читателей большое значение имеет потенциальная аудитория. Ее отличительным признаком служит совпадение характеристик с целевой А. – общий «социальный портрет». Кроме того, в качестве потенциальной следует рассматривать А. типологически сходных СМИ, т.е. издания с одинаковой тематикой, периодичностью и распростр. на одной территории.
Развитие СМК (возникновение печати, радио, ТВ, Интернета) обусловило появление феномена массовой аудитории.. Массовая А. многочисленна, рассеяна в пространстве и во времени, гетерогенна, анонимна, предполагает мин. взаимодействие составляющих ее индивидов, формируется под влиянием канала информации или опред. сообщения. В рамках таковой концепции А. - аморфное множество потребителей инф-ции, изолированных индивидов, не взаимодействующих друг с другом. П.Лазарсфельд (см.) и Б. Берельсон доказывают наличие структурной организации массовой А. По их мнению, А.- это система, состоящая из групп, которые имеют своих лидеров, способных через межличностные связи формировать то или иное мнение о СМИ и соответственно спрос на информацию.
Концепция А. как "рынка" предполагает анализ А. в терминах производства-потребления. А. в таком контексте представляет собой рынок потребителей: 1) продукции средств массовой информации; 2) других продуктов и выступает как Аудитория рекламы (см.).
Размер А. является показателем спроса на СМИ и его эффективности. При определении размера А. различают тип А. по степени вовлеченности в процесс коммуникации: 1) потенциальная А. - имеющая возможность получать сообщение (те, кто имеет доступ к опред. источнику информации); 2) А., фактически получающая сообщение (регулярные читатели, слушатели, зрители и т.д.); 3) А., достигающая определенной степени понимания и запоминания информации.
Тенденции поведения
Потребности и интересы обусловлены признаками аудитории
Под понятием «потребление СМИ», которое еще можно назвать аудиторным поведением, понимается частота чтения газет, теле- радиосмотрения, объем времени, затраченного на СМИ в целом и на отдельные издания и каналы. Важный показатель читательского потребления – выбор изданий, кол-во аудитории, которая читает ту или иную газету. После перестройки новые массовые издания все более активно завоевывали рынок, главным образом за счет бульварных изданий, удовлетворяя прежде жажду к запретным темам, сексу, сенсациям, необычным явлениям, катастрофам и криминалу.
Тенденции отчетливы – первые места заняли массовые издания, , хотя некоторые из них сдают свои позиции. Качеств. издания оказались в конце рейтингового списка. Но и процент не читающих газеты стал уменьшаться.
На информ. рынке возникла принципиально новая ситуация, когда издания повседневного интереса, бульварные, рекламные, спортивные издания, женские и молодежные журналы лидируют. Серьезная обществ.-политич. пресса имеет небольшие тиражи и читается относительно небольшой частью аудитории. Тут много причин, связных с фин. проблемами читателей, формой подачи публикаций..В то же время динамика рейтингов показывает, что часть читателей уже отказывается от наиболее одиозных желтых изданий и начинает предпочитать просветительские журналы.
Выбор телеканалов Первый и Второй каналы,– вне конкуренции. Большая аудитория– у НТВ. У остальных а. я гораздо уже. Это связано с тем, что они принимаются далеко не во всех регионах. По данным Госкомстата РФ, выбор для многих невелик: 1,6% населения не могут принимать ни одного канала, а 25% принимают не более двух программ.. Естественно, что вкусы таких людей играют совсем небольшую роль: смотрят то, что удается «поймать».
Выбор радиостанций
Эфирное радио лидирует. А гос. канал «Радио России» имеет сейчас не очень большую аудиторию. Когда появилось много коммерч. радио, слушатели разбрелись по разным направлениям. Монополия гос. телевещания разрушена, хотя все-таки гос. станции «Радио России» и «Маяк» по-прежнему на вершине рейтинга вместе с «Русским радио». Далее следуют «Европа плюс», «Авторадио», «Радио Шансон», «Эхо Москвы». Зарубеж. радио «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Немецкая волна», которые были прежде достаточно популярны из-за отсутствия альт. источников инф-ции, сегодня набирают меньше полпроцента голосов. Расширилась возможность слушать радио в машинах. Причем доля таких слушателей всего за 5 лет увеличилась более чем в 13 раз.
М.М.Назаров
«Массовая коммуникация и общество» аудиторный эффект
Индивидуальный ответ, отклик — процесс, с помощью кот. происходит изменение установок, знаний, поведения или закрепление, стабилизация последних. Происходит это в качестве реакции на сообщения, цель которых и состоит в осуществлении изменений.
Кампания в СМК. В этом случае используется несколько каналовМК., с помощью которых достигаются цели информирования или убеждения аудитории.
Индивидуальная реакция. Состоит в непланируемых коммуникатором последствиях, наблюдаемых после контактов индивидов с материаламиМК.. Происходит за счет имитации и научения. Предметом их могут быть самые различные области индивид. и соц. реальности — следование новым жизненным стилям, проявления боязни и страха.
Коллективная реакция представляет собой ряд индивид. реакций, переживаемых одновременно многими людьми. Приводит к совместным действиям неуправляемого типа. Эффекты беспокойства, ярости в потенциале могут приводить к панике и гражданским волнениям.
Распространение инноваций. Планируемое распространение нововведений в целях долгосроч развития. При этом используются кампании вСМК, а также сети межличностной коммуникации.
Распределение информации и знаний. Является следствием деятельности СМК по распространению информации событийного порядка. При этом зачастую происходит неравномерное распределение информации между соц. группами, а также выборочная расстановка приоритетов при освещении тех или иных фрагментов реальности.
Социализация. Влияние СМК на процессы научения и принятия норм, ценностей и образцов поведения в конкретной соц. ситуации.
Социальный контроль. Относится к тенденциям в деятельности СМК по поддержке стабильности сложившегося соц. порядка посредством «индустрии сознания».
«Представление» социальной реальности. акцент делается на производстве знаний и мнений. Связано это с тем, что МК в силу своей природы вынуждена постоянно создавать и транслировать незавершенные версии реальности.
Институциональные изменения. Результат непланируемого приспособления существующих институтов к развитию СМК.
Влияние на результаты событий связано с той ролью, которую играют СМК, наряду с прочими властными институтами, в разрешении ключевых вопросов жизни общества — войны, мира.
Культурные изменения. Трансформации в наиболее общих образцах ценностей, поведения, символич. формах, присущих отдельным соц. группам, обществу в целом