Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов

В основе ораторского искусства лежит публичная речь.

Оратор должен обладать следующими знаниями и навыками:

1) уверенностью в себе во время публичных выступлений;

2) умением непрерывно говорить на определенную тему;

3) умением четко выражать свои мысли и выстраивать их в точной последовательности;

4) умением привлечь внимание аудитории;

5) экспрессивностью и яркостью при выступлениях;

6) артистизмом;

7) умением убеждать и т. д.;

Немаловажным является и умение оратора ответить на любой заданный вопрос, продемонстрировать свой личный интерес по данной проблеме. Во время произнесения речи важно помнить некоторые основные моменты.

Внешний вид оратора должен соответствовать как характеру аудитории, так и теме доклада. Также важны дикция и артикуляция говорящего, интонация, громкость и выразительность его речи.

Во время выступления необходимо следить за тоном своей речи. Изменения тона голоса, темпа речи требуют сознательного усилия. Речь должна быть свободной, четкой, экспрессивной, грамотной. Следует избегать сложных оборотов, слов-паразитов, иностранных терминов без дополнительного разъяснения. Следует выбирать такой темп речи, чтобы не запинаться, не допускать неуместных пауз и повторов.

Выступление допускает чтение по подготовленному заранее тексту, однако это может привести аудиторию к мысли о неумении оратора (лектора) говорить публично. Речь, произносимая без листка, воспринимается легче, доходчивее и вызывает доверие и уважение к говорящему.

В качестве подсказки допускается наличие тезисов, плана-конспекта, чтобы оратор не потерял нить изложения. Однако к публичному выступлению следует готовиться заранее, чтобы речь звучала убедительно, интересно. Но на каких-либо официальных собраниях допускается чтение по подготовленному материалу, если речь идет о статистических данных. Приблизительность цифр неуместна и недопустима.

Выступление должно быть четким, компактным, оно должно содержать определенные идеи в развернутом виде. Мастерство оратора заключается и в том, чтобы суметь наладить психологический контакт со слушателями. Необходимы обоюдное внимание и взаимопонимание с аудиторией. По ходу выступления допускаются и даже приветствуются небольшие паузы, реплики, обсуждения, чтобы оратор мог увидеть реакцию слушателей на сказанное.

Это возможно лишь при хорошем, грамотном владением материалом. Длинные паузы в речи свидетельствуют о плохом знании предмета. При возможном возникновении диалога со слушателями оратор должен проявлять такт.

ОРАТОР И ЕГО АУДИТОРИЯ

Оратор (от лат. orator, orare – «говорить») – тот, кто произносит речь, выступает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, красноречием.

Умелое построение речи и публичное ее произнесение с целью достижения определенного результата и желаемого воздействия на слушателей есть оратор ское искусство.

Человеческое общество строится на общении. Говорить могут все, но говорить красиво, доходчиво, четко, увлекательно и интересно, а также уверенно держаться перед аудиторией может далеко не каждый.

Умелое владение словом, грамотное изложение материала, умение держаться перед публикой – лишь часть того, чем должен обладать оратор. Находясь в центре внимания, говорящий должен уметь привлечь внимание и своим внешним видом, и своими природными данными, и манерой говорить и держаться. Как правило, профессиональный оратор – это человек эрудированный, высокоинтеллектуальный, свободно ориентирующийся как в литературе и искусстве, так и в науке и технике, а также в политике и современном устройстве общества.

Чтобы рассчитывать на внимание и уважение слушающей аудитории, оратор должен обладать определенными навыками и умениями. Перечислим некоторые из них:

1) уверенное высказывание во время любого общения;

2) умение говорить на любую тему;

3) умение точно выражать свои мысли;

4) использование активного словарного запаса, умение пользоваться различными речевыми приемами;

5) умение аргументировать и убеждать. Ораторское искусство – это диалогическая связь, с одной стороны которой выступает непосредственно оратор, а с другой стороны – слушатель, или аудитория.

Аудитория представляет собой общность людей, которая выступает в роли единой социально-психологической группы.

Для слушательской аудитории характерны следующие признаки:

1) однородность (неоднородность), т. е. разница по полу, возрасту, уровню образованности, интересам слушателей;

2) количественный состав присутствующих;

3) чувство общности (признак, проявляющийся при определенном эмоциональном настрое аудитории, когда зал аплодирует или же, наоборот, выражает недовольство);

4) мотив действия слушателей. Люди посещают лекции по различным причинам. По мнению психологов, можно выделить три группы моментов:

а) интеллектуально-познавательного плана (когда люди приходят, потому что сама тема вызывает интерес);

б) морального плана (требуется присутствие человека);

в) эмоционально-эстетического плана (когда люди приходят, потому что им интересны оратор, его выступления, его манера держаться и т. д.).

Именно поэтому у слушательской аудитории можно отметить различный настрой на восприятие выступления.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРГУМЕНТОВ

Целью говорящего является влияние в той или иной степени на собеседника, оппонента. Он должен уметь убедить в своей правоте. Для этого необходимо использовать такие слова и выражения, которые способны вызвать определенные чувства и мысли.

Эмоциональная речь, выразительные рассуждения, наглядные примеры сами по себе могут убеждать. Надо уметь доказать и отстоять свою точку зрения. Для этого надо быть уверенным в правдивости того или иного суждения, тезиса. Чтобы суметь доказать, надо уметь аргументировать свои доводы. Доказательства бывают прямыми и косвенными. При прямом доказательстве приводятся аргументы в поддержку или опровержение тех или иных высказываний.

Аргумент – это теоретическое или фактическое положение, с помощью которого обосновывается тезис.

В качестве аргументов доказательства могут выступать:

1) ранее доказанные законы наук (химии, физики, биологии, теоремы математики и др.);

2) очевидные положения, не требующие доказательств (аксиомы и постулаты);

3) фактический материал, при котором приблизительные сведения недопустимы (статистические данные о населении государства, свидетельские показания, подписи лица на документе, научные факты).

Следует отметить роль фактов (научных в том числе), которая очень велика в доказательстве и обосновании определенных позиций.

Существуют различные классификации аргументов. Основной классификацией является та, при которой аргументы делятся на логические и психологические.

Логические аргументы – это аргументы, обращенные к разуму аудитории, слушателя. Состоятельность и логика рассуждения зависят от того, насколько тщательно подобран и проанализирован исходный материал, насколько четко представлены аргументы. Каждый тезис выступления должен быть тщательно аргументирован, недостаточно сильные, сомнительные аргументы исключаются как разрушающие доказательства.

Часто оратор использует аргументы, обращенные к чувствам слушателей, используя тактику психологического воздействия. Такие аргументы называются психологическими.

Психологические аргументы – это аргументы, обращенные к чувствам аудитории, слушателей. Речь оратора изобилует эмоциональными сравнениями и красочными примерами.

При обращении к психологическим аргументам нельзя спекулировать на чувствах и эмоциях людей, это может стать причиной конфликта между сторонами.

Способы воздействия на аудиторию не существуют изолированно друг от друга. Они являются дополнением друг друга. Логические размышления, например, могут быть подкреплены приемами, влияющими на чувства, желания и т. д. И тот и другой виды аргументов используются умелым оратором сознательно.


26. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.

Современная риторическая речь:

-краткая

-ясная

-без словесных излишеств

-без пафосности

-по стилю в разной степени приближена к разговорной речи

При подготовке к публичному выступлению необходимо задать себе несколько вопросов:

-по какому случаю я выступаю

-к какой аудитории я обращаюсь

-какова моя цель?

При выборе темынеобходимо собрать информацию об аудитории:

-перед кем я буду выступать

-насколько аудитория осведомлена

-почему они пришли

-нужны ли факты, статистика или нужно говорить общо

-возрастной диапазон

-для чего эта информация

-насколько привыкли воспринимать устную речь

Цели публичного выступления: Результаты публичного выступления:

1.сообщить информацию 1.будут знать

2.изменить мнение 2.изменят мнение

3.побудить к действию 3.изменят мнение

4.воодушевить 4.почувствуют

5.развлечь 5.рассмеются

6.вызвать дискуссию 6.начнут спорить

Оратор также может использовать формулу Цицерона: найти, что сказать - найденное расположить по порядку - предать ему словесную форму- запомнить - произнести.

Различают повседневную подготовку и подготовку к конкретному выступлению

Повседневная подготовка:

1.самообразование

2.работа над культурой речи (чтение словарей)

3.коммуникативная активность

Для подготовки к конкретному выступлению рекомендуют проведение «мозгового штурма»:

-пригласить людей, которые могут помочь (не более 8 человек)

-позвать тех, кто знаком с вопросом и тех, кто не знаком совсем(иной взгляд на ситуацию)

-создать непринуждённую обстановку

-назначить председателя

-кто-то должен записывать всё, что говорится

-приступить к обсуждению проблемы

-продолжать обсуждение не более 30-40 минут

Правила проведения «мозгового штурма»:

-не существует иерархии

-не отвергать чужие идеи

-председатель не оказывает влияния на ход мыслей

Так же рекомендуются другие варианты подготовки к конкретному выступлению: инициирующие разговоры на тему будущей речи с разными людьми, самостоятельная подготовка

Источники материала:

1.чтение

2.интернет (должно быть больше 2 источников)

3.личный опыт

Правила работы с источниками:

1.должно быть больше 1 источника

2. «а слушателю это надо?» (всегда злободневны: здоровье, безопасность, работа, групповые интересы)

3.использовать местный материал

4.обращаться к нашумевшим событиям

5.все факты должны быть проверены

6.вычеркнуть всё лишнее

Работа с текстом!

Вступление: кратко рассказать, о чём пойдет речь

Заключение: суммировать сказанное, призвать к действию, не говорить «у меня всё»

Речь может быть информативной и убеждающей

Основная часть информативнойречи:

1.перечислить основные положения (не более 5)

2.соблюдать принцип последовательности

3.соблюдать принцип усиления (самые интересные факты - в конце)

4.вносите в речь элементы драматизма

Основная часть убеждающей речи (хрия-вид убеждающей речи):

1.суждение 5.подобие

2.разьяснение темы 6.пример

3.доводы 7.сивдетельство (аргумент к авторитету)

4.противное 8.заключение

Следует обратить внимание напоследовательно аргументов

Если недоброжелательная аудитория Если доброжелательная аудитория

-сильный -слабый

-средний -средний

-самый сильный -сильный

Билет № 27

Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Оратор должен творчески подходить к своему выступлению, подбирая слова и доходчиво излагая материал. Важно, чтобы понимание слова оратором и слушателями совпадало. Слова должны быть тщательно и правильно подобраны. Необходимо избегать многословия – употребления лишних слов, не дополняющих того, что уже было сказано. К выступлению надо готовиться заранее, можно прорепетировать его перед близкими людьми, исключить или заменить длинные, иностранные слова, слова, трудные в произношении. Словесное оформление – это анализ и разбор выступления, представление и подбор слов, уместных в данной коммуникативной ситуации.

Основным фактором публичной речи является информативность. При любом публичном выступлении главное – это передача основных идей и содержания доклада. Проблемы, которые освещает оратор, должны быть актуальными, увлекательными и понятными для аудитории. Если по окончании речи говорящему начинают задавать вопросы, можно считать выступление удачным, поскольку оратору удалось вызвать интерес к данной теме, сделать из слушателей собеседников. При этом нужно отметить, что ответы на вопросы не должны представлять собой цитирование уже прозвучавших тезисов. Это должна быть дискуссия, привносящая нечто новое, свои выводы и умозаключения.

Выразительность публичной речи является важным моментом выступления. Речь должна быть четкой, яркой и экспрессивной, грамотной, что должно привлечь внимание публики, призвать не только к осознанию, но и к чувствам, эмоциям аудитории. Умелое использование различных стилистических и художественных приемов делает речь образной и эмоциональной.

Существует 3 принципа популяризации информации:

1.лексико-семантический перевод

-дать дефиницию

-подобрать синоним

-включить слово в контекст

2.конкретизация (использование примеров и цифр)

-не нужно навязывать смысли примеров

-не приводить один и тот же пример дважды

3.занимательность

Требования публичной речи:

1.правильность-соблюдение языковых норм

2.целесообразность,уместность

3.богатство и разнообразие словаря

4.чистота-речь,в которой нет 3 типов единиц:

-слова-паразиты

-нелитературные слова

-слова, оскорбляющие нравственность

5.отсутствие штампов

6.ясность, доступность, выразительность

28.​ Язык художественной литературы (художественный стиль). Понятие идиостиля.

Существует несколько определений понятия ЯХЛ.

1. ЯХЛ – это стиль. В нем используются художественные средства всех стилей в особой функции – эстетической. Черты: образность, экспрессивность, эмоциональность и сама важная – художественно-образная речевая конкретизация (ХОРК)

ХОРК – слово-понятие переводится в слово-образ через систему конкретизирующих языковых средств. Пример: буря (науч.) – метеорологическое явление. Буря (худ.) – как внезапное явление, есть картинка. «Буря мглою небо кроет» - в голове картинка.

В конкретизации участвуют синтаксис, метафория, звукопись.

2. (Шмелев) ЯХЛ – наиболее сложный вариант языковой системы.

Языковые средства в худ тексте функционируют в режиме двух систем – ситемы языка и худ речи.

Знаковая система – а) язык б) текст

Значение и смыслы языковых знаков в худ тексте сами оказываются формами других знаков, которые функционируют исключительно в данном конкретном тексте. (если по-русски – есть скрытый смысл :D например, в стихотворении несколько раз может встречаться слово «черный». И в разных словосочетаниях и позициях оно может означать: черный день, «траур», «смерть» и т.д.)

Черты Худ Речи (ХР)

· Внутренняя форма худ слова. (Г.О. Винокур) Пример: в стихотворении Вознесенского вступают в сложную систему образов следующие слова: создает-соловей-солженицын-солнце. У Цветаевой есть похожие примеры.

· Образность. Рассчитана на ассоциации. Отождествляется разное. Пример: Сказать мне страшно: «я тебя люблю», как будто выдать «я тебя убью»! (Евтушенко). Связь между означаемым и означающим в худ тексте не условна.

Остранениепривычного (Шкловский) Суть: Норма ЯХР есть нарушение нормы :D

· . Речь мы не узнаем, а воспринимаем. Пример: усы, которые растут прямо, казалось бы, из носа, мешают нюхать.

Родственный признак ЯХЛ – алогичность или наличие аномалий.

· Метафоризация речи

· Многозначность не снимаемая контекстом

· «Семантическаяосложненность слова» Ларин.

· Нет своих языковых средств=>употребление средств разных стилей.

· Явная эмоциональность

· Антропоцентричность

· Значимость скрытого выражения. Федоров, Чернухина.

· Избыточность. Кожина, Черемесина.

Правила ХР:

1) Нельзя заменять синонимами слова

2) Недопустима компрессия текста

3) Допустима более широкая семантическая и лексическая сочетаемость слов и высказываний

4) Не действуют правила истинности и ложности высказываний практического языка

Соотношение понятий «ЯХЛ» и «поэтический язык»:

Поэтический язык (ПЯ) –это язык с установкой на эстетически значимое творчество. В типичном случае ЯХЛ=ПЯ. Нормативно все, что эстетически оправдано.

Индивидуальный стиль=идиостиль

Идиолект – система речевых средств отдельного носителя языка, которая формируется на основе усвоения языка и развивается в процессе жизнедеятельности. Включает в себя:

· Стилистическое ядро, та система средств, которая присутствует во всех произведениях автора

· Упор на системе, охвате целого языка

· Соотношение общих и индивидуальных характеристик речи.

29.​ Церковно-религиозный стиль.

ЦРС – функциональная разновидность совр. рус.лит. языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности и соотносящаяся с религиозной формой общественного сознания.

В плане фонетики – другие ударения.

В планелексики: 1) нейтральную, межстилевую лексику (помогать, говорить, делать, каждый, тогда, Москва); 2) общекнижную (восприятие, бытие, исконная роль, традиции, однако, весьма, придерживаться иных мировоззрений); 3) церковно-религиозную (Господь Вседержитель, иноки и инокини, монашествующие, миряне, престольный праздник, богослужение, царство Божие, иерархи, боголюбивые пастыри, Святая Земля, освящение, жены-мироносицы); 4) лексику с газетно-публицистической функционально-стилевой окраской (суверенные государства, боевики, сфера образования, преодоление трудностей, экономическая и социальная обстановка, проблемы беженцев и регионов).

Грамматические ресурсы стиля включают такие морфологические и синтаксические средства, которые обеспечивают:

1) книжный характер стиля - причастия и причастные обороты, пассивные конструкции); 2) архаическуюстилистическую окраску речи (архаические морфологические формы, устаревшее управление, инверсия согласуемого компонента в словосочетании); 3) создание экспрессивного эффекта (ряды однородных членов, напр.: 1) лето благости Господней; слова мира и любви; радующее сердце общение; восстанавливаемый в Москве Храм Христа Спасителя; 2) с любовию во Христе; изглаждена будет; ныне рождшемся; возлюбленные о Господе; на земли; миру горнему; хранить веру отеческую; Церковь небесная; 3) …поздравляю вас, дорогие мои, с этим светлым и благословенным праздником; важнейший; преизобильная; преславное; многополезное; радостнейший; наичестнейшие; благословеннейший. С негативной точки зрения арсенал грамматических средств стиля характеризуется отсутствием многокомпонентных усложненных предложений с разнородными синтаксическими связями, бессоюзного способа выражения подчинительных отношений, что связано со стремлением к доступности, понятности Ц.-р. текстов массовому адресату.

Стилевые черты:

· Архаически-возвышенная тональность

· Символизация событий и фактов невидимого мира

· Оценочность, ориентированная на религиозные ценности. Оценки полярны

· Модальность несомненности и достоверности

Языковые средства: церковно-славянизмы, тропы и фигуры речи, алегории, негативнаяоценочность, ссылки на священные писания, цитаты.

Жанры: молитва, исповедь.

Русский речевой этикет

Вежливость – мудрость, стало быть, невежливость – глупость.

Пренебрегать вежливостью, создавая себе врагов, - озорство, все равно, что поджог дома.

А. Шопенгауэр

Речевой этикет – это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Менеджеру необходимо знать как служебный, так и светский этикет, потому что деловое общение не ограничивается условиями официального, офисного общения. Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.

Приветствие – один из самых важных знаков речевого этикета. С его помощью устанавливается контакт общающихся, выражаются отношения между людьми.

Этикет – явление национальное. То, что считается вежливым у одного народа, может быть истолковано как жест невежливого отношения к собеседнику у другого. Различны у представителей разных народов и формы приветствия.

Принципы использования этикетных формул, помимо универсального принципа вежливости, - это принцип соответствия речевой ситуации. Обстановка общения (официальная, неофициальная) и фактор адресата (социальный статус, личные заслуги, возраст, пол, степень знакомства) являются определяющими при выборе этикетных формул.

Наши рекомендации