Интернет-СМИ как часть медиасистемы. Общие и специфические свойства интернет-СМИ.
Интернет-СМИ, являясь частью медиасистемы, обладают рядом признаков, свойственных таким видам, где МК – проф. жур-т, производящий информ. продукт – посвященное социуму содержание, которое многотемно, многожанрово. Отличит. особенностью новых СМИ явл-ся фиксированная периодичность выпусков информации, их технич. и содержательная общедоступность. Как часть медиасистемы интернет-СМИ «посылают» масс. аудитории свою инф-цию, которая при этом потребляется индивидуально, т.е. свободно в смысле выбора времени и места потребления. Природа интернет-СМИ способствует реализации соц. функций СМИ, их способности связывать численно большие и рассредоточенные группы людей, интегрировать их в соц. общности.
Несмотря на расхождения в подходах к выделению нового субъекта информ. поля, все исследователи сходятся во мнении, что, так как интернет-СМИ позиционируют себя как часть медиасистемы, их следует описывать и анализировать, используя общепринятые в исследованиях СМИ научн. методики. С развитием новых секторов медиарынка набор признаков, указывающих на то, что тот или иной объект есть часть СМИ, может модифицироваться и расширяться, поскольку каждое новое структурное образование медиасистемы имеет как технич. своеобразие, так и специф. функциональную составляющую. При первых попытках описания интернет-СМИ в классич. системе координат встал вопрос о поисках нов. подходов к «старым» признакам СМИ: периодичность издания, объемы передаваемой инф-ции, география ее распространения. Последняя хар-ка в Интернете приобретает качество трансграничности, т.е. независимости распространения инф-ции от нац.-территориальных и гос. образований. Это в корне отличает интернет-СМИ от традиц. медиа, кот. «привязаны» к конкретному географич. адресу своего получателя (напр., локальная пресса, радиостанция).
Однако наряду с общими у интернет-СМИ и их информационного продукта обнаруживаются присущие данному каналу оригинальные свойства, которые требуют коррекции инструментария описания. К таким новым признакам, которые отличают «новые» СМИ от «старых», относятся три родовые качества интернета: гипертекстуальность, мультимедийность,интерактивность. Специфика интернет-жур-ки:
Интерактивность.Заложена в саму технологию WWW, что заставляет жур-ку не на словах, а на деле отказываться от исключительно однонаправленных способов коммуникации. Паутина дает возможность не только что-то сообщать обезлич. читателю, но и узнавать его реакцию, учиться у него чему-л. Традиц. подходы, рассчитанные на абстрактного читателя, здесь не годятся.
Персональный подход.Возможность учитывать потреб. и привычки конкр. чит-ля и/или гр. чит-лей.
Инфоцентричность.Встроенная возможность сколь угодно глубокой иерархичности инф-ции допускает при участии читателя практически любой степени детализации изложения, не загружая ненужными деталями основное изложение.
Мгновенность.Схематично сеть интернет можно представить себе как центр. часть, скорость передачи инф-ции в которой постоянно растет и удешевляется, и периферийную часть от провайдера к клиенту. Скорость передачи инф. в центральной части делает его самым непосредственным средством массмедиа.
Измеримость.Сеть обладает инструментами (например, счетчики посещений), позволяющими быстро оценить популярность той или иной публикации. Элементы медиамаркетинга, таким образом, оказываются автоматически встроенными в саму систему.
Гибкость.Позволяет излагать мат-л самым замысловатым образом и быстро его обновлять, дает возможность посетителям участвовать в построении страницы, поддерживая т. о. их интерес.
Гипертекстуальность.Микрофильмирование, цифр. фото, ПК и др. соврем. технологии.Гипертекст – целостный текст, содержащий смыслы, раскрывающиеся при прочтении через произвольную актуализацию связей с другими текстами, и с текстом социокультурной реальности в целом. Означает систему связей между отдельными документами с помощью встроенных в текст гиперссылок.
Экономичность.Развернутое веб-издание – сложная конструкция, снабженная множеством инструментов – системой авторизации, баннерами, поисковыми средствами, системой безопасности. Она требует привлечения высокопроф. специалистов и немалых затрат. И все же веб-издание при прочих равных условиях намного дешевле бумажного. Мультимедийность. В отл. от др. типов СМИ, в интернет-изд. есть возм. снабжать печ. текст звук дорожкой, видео-роликом Веб-издание — это гипертекстовый интерактивный ресурс (сайт, раздел сайта, портал, совокупность сайтов, связанных ссылками, форум, соц. сеть), являющийся частью глобального информац.-коммуникативного пространства с размещаемыми на нем (периодически или нет) мат-лами жур-ского хар-ра.
В русскоязычной медиасфере существует три основных типа СМИ.
Проф. интернет-СМИ — сайты, кот. регулярно публикуют новостные сообщения, написанные сотрудниками редакции. Для них характерна жесткая структура тематических рубрик. Они аналогичны привычным офлайновым газетам и журналам, у некоторых из есть свидетельство о регистрации СМИ. Среди СМИ такого типа: Lenta.ru ,«Газета.ru».
Интернет-версии офлайновых СМИ — сайты СМИ, изначально создающих контент не для интернета и транслирующих его в интернет («Эхо Москвы», «Ведомости»). Сегодня многие из интернет-редакций офлайновых СМИ используют интернет уже не как доп. канал распространения написанных новостей, а как самостоятельный вид медиа.
Социальные СМИ — сайты, на кот. публикуют и комментируют новостные сообщения зарегистрированные пользователи. Они могут писать сообщения самостоятельно (habrahabr.ru) или копировать из др. источников (newsland.ru). Пользователи могут голосовать за или против опубликованных материалов, влияя на их расположение на странице.
Грань между проф. и социальными СМИ может быть размыта. Например, на многих проф.новостных ресурсах читатели могут комментировать новости. Кроме того, на одном и том же сайте часть контента может создавать его редакция, а часть — пользователи. Принципиальным отличием можно считать то, что на проф. сайтах круг авторов публикаций сравнительно невелик и определен заранее, а поставщиками материалов на сайты соц. СМИ потенциально могут быть все пользователи интернета.
Кроме сайтов, создающих новост. сообщ., есть те, что автоматически собирают, систематиз. и транслируют сообщения – агрегаторы новостей. У них нет редакции, работа основана на технологии анализа текстов и поведения пользователей, позволяющей объединить новости на одну и ту же тему в сюжеты, определять, что интереснее пользователям сейчас и выносить на гл. страницу самые важные новости.
Конвергентное СМИ.Большинство СМИ, представленных в интернете сегодня являются конвергентными. Это интернет-СМИ, в которых контент представлен с помощью различных медийных платформ – текста, фото, аудио, видео, графики и др. Второе определение – это СМИ, в котором под единым брендом функционируют печатная, аудио, теле и интернет-версии. Конвергентное СМИ не имеет ни выходных, ни перерывов на обед. Самая правильная и адекватная запросу аудитории модель вещания — 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Такая периодичность подразумевает и особую организацию жизнедеятельности редакции.
Первое, с чем сталкивается исследователь интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это с крайним размыванием жанровых границ, с присутствием всего во всем, в каждом, и везде. Черты традиц.журналистских жанров – репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и др. – можно найти в любой сетевой публикации. Жанры новостей – это единственное, что остается относительно неизменным в меняющейся жизни.
Бурное развитие Интернета заставило традиционные СМИ будь то газеты, радио или ТВ – создавать свои сетевые платформы, а впоследствии модернизировать их. Сетевые периодич. издания представлены в двух видах: а) эл. версии печатных изданий, кот. все солидные газеты и журналы (“Московский комсомолец”, “Московские новости”, “Огонек”, “Новый мир”) помещают в Интернет; б) собственно эл. издания. Полные эквивалентные копии традиционных СМИ встречаются в сети редко, при переходе издания в интернет возникают рубрики, характерные только для интернета. Такими рубриками становятся – комментарии, архив номеров, форум.
Газеты.Обязат. составляющей структуры и контента газетных сайтов становятся обновляемые в режиме онлайн ленты новостей. Новые стандарты обновления инф-ции заставляют газетные редакции оптимизировать традиц. для бумажных производств схемы организации рабочего процесса с суточными или недельными ритмами, трансформируют ньюсрумы или интернетдепартаменты в службы, организованные по принципу круглосуточ. работы информагентства в режиме breaking news.
Радио.Выделились четыре формы трансляции аудио в Интернете. 1.простая трансляция эфира аналоговых офлайн радиостанций в Интернет. То есть перенос контента традиц. радиовещания на новое технологич. поле. Напр. онлайн-вещание обычных радиостанций FM, УКВ «Эхо Москвы», «Русское радио», «Маяк». 2. Вещание радиостанций только в сети и только для интернет-аудитории: «Проф-Медиа» «Радио 101». 3. сервис Last.fm, использующий технологию аудиоскробблинга. Способен анализировать музык. пристрастия пользователя и, опираясь на них, предлагать клиенту его личный поток аудиотреков: Afisha.ru и Imho.net.4. Подкастинг. Технология, кот. позволяет практически любому пользователю выкладывать в сеть собств. аудиофайлы, а остальным оперативно скачивать эти файлы посредством технологии RSS.
ТВ.В 1999 был создан сайт www.ntv.ru, принадлежавший одноименному каналу, на кот. была размещена новостная лента, сопровождавшаяся кадрами из сюжетов НТВ. Это было первое конвергентное интернет-СМИ в Рунете. На сегодня сущ-ет два вида телевещания: IPTV и собственно интернет-ТВ. IPTV — сервис, на который пользователи подписываются и вносят абонент. плату, чтобы смотреть трансляции с помощью обычных телевизоров, подключенных к Интернету через широкополосное соединение. Интернет-ТВ — совокупность ТВ и видеоконтента, доступного для просмотра в сети. Как правило, продукция интернет-телевидения, в отличие от IPTV, распространяется беспл. и рассчитана на широкую аудиторию. Преимущественно интернет-телевидением называют две формы видеоконтента: онлайновое вещание- трансляция эфира через Интернет в режиме реального времени и «ТВ по запросу» - возможность посмотреть опубликованную в Интернете запись сюжета или передачи в любое время. Чтобы создать телепередачу для трансляции в сети, существует целый спектр технологий — от проф. телестудий с дорогостоящим оборудованием до любительских вебкамер. На сайте самого популярного в Рунете интернет-ТК Russia.ru есть авторский проект «Лебедев.ТВ», над кот. работает всего один человек, «универсальный журналист». На сегодня в росс. сегменте Интернета функционируют три типа вещателей, транслирующих видео через сеть. 1. офлайновые каналы, предоставляющие доступ к своей продукции через Интернет. На сайтах многих фед., дециметровых и спутник. каналов можно смотреть эфир или отдельные сюжеты. 2. Интернет-телеканалы наиболее полно реализуют идею интернет-ТВ. 3.Сайты-коллекторы видеоконтента, которые предоставляют пользователям возможность смотреть передачи самых разных производителей, сгруппированные по опред. признаку, и видеохостинги (YouTube, RuTube ), на которых размещаются любительск. материалы.
Правила текстов.Писать для Интернета – достаточно специфич. умение. Это не жур-ка с точки зрения стилистики, поскольку Интернет – это образчик изложения краткой формы. Это больше похоже на копирайтинг или написание кратких новостей.
В идеале контент должен быть разбит на три уровня: краткий охватываемый взглядом заголовок, краткий вводный абзац, полная версия док-та. При адаптации материала для сетевого издания необходимо снижать объем текста на 50 %, по сравнению с материалом в печатном издании. Именно поэтому стиль написания текстов для интернет-изданий некоторые специалисты характеризуют как усеченный.
Удобство информации сайте может быть увеличено на 27 %, если в тексте будет использоваться нейтральная стилистика изложения – объективное перечисление фактов, без хвастовства и преувеличений.
Ценится грамотное разбиение текста. Рекомендуется делить текст на абзацы длиной не более 30-50 слов и максимально пользоваться возможностями структурирования текста – использовать нумерованные/маркированные списки, другой шрифт, цвет, подзаголовки двух или даже трех различ. уровней, подписи к иллюстрациям.
Заголовки должны нести в себе максимальную смысловую нагрузку, а не быть просто эффектным дополнением к основному тексту. Ознакомившись с заголовком, посетитель должен четко представлять себе, о чем идет речь на соответствующей странице или в соответствующем разделе без необходимости чтения основного текста.Короткие заголовки - не более 6-8 слов.
Абзацы разной длины, если текст требует прокрутки. Основной смысл статьи должен быть понятен с первых строк, в дальнейшем изложении раскрывает основную идею. Наиболее важные сведения всегда следует помещать в верхней части, основываясь на «принципе перевернутой пирамиды». Выделение каким-либо образом ключевых слов, передающих идею материала. Текст должен быть удобным для беглого ознакомления.
В связи с ограниченностью объема Web-текста, для него особо значима информационная насыщенность материала. Хорошим считается текст, который, по сути, невозможно законспектировать. В нем нет лишних слов, ненужных оборотов, но в то же время не отрицается использование тропов. Не стоит писать в действительном залоге и личными предложениями. Инф-цию значительного объема следует разбивать на неск. страниц, связанных между собой гиперссылками.