Становление и развитие зарубежной радио- и тележурналистики. Типологическая эволюция зарубежной периодики в XX веке.

С 1920 начиналось регуляр. радиовещание в США, что привело к новой ситуации в деят-ти СМИ.

2 ноября 1920 г, в Питтсбурге под рук-вом Гарри Дэвиса начала работу КDКА — первая коммерч. радио в США. Первое сообщение, переданное КDКА, — инф-ция об итогах президентских выборов.

В 1922 г. в США начинается подъем радиоиндустрии. К концу года кол-во лицензий достигло 570. В пер. годы вещания регулярная структура программ была редкой, а форма и содержание пестрыми. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио Питтсбурга передавало в пр. эфире отчеты о матчах бейсб. команд. Выдающуюся роль в развитии радио США сыграл Давид Сарнов – управляющий коммерч. радиокорпорацией. В 1926 г. под его руководством была образована Нац.вещательная компания (NBC), на базе кот. была создана сеть из 24 коммерч. радио. Часть р.станций была специализирована на ведении образовательно-просветительских, религиозных передач. В Европе становление масс. радиовещания тоже происходило в нач. 20-х. В 1922 группой бизнесменов при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Би-Би-Си.

В начале 1920-х вещающие радиостанции появляются и в др. западноевр. странах. В предвоенные годы оформились три модели организации и финансирования радиовещания: частная коммерч. модель сложилась в США. За короткий срок радио превратилось в ср-во распр-я коммерч. рекламы. Наряду с жанрами информац. радиожур-ки, получают развитие жанры шоу (муз., юмористич. программы), ток-шоу, викторин. Общественные вещательные радиостанции и корпорации. Создание Би-Би-Си было воплощением просветительских устремлений брит. общественности и рез-том компромисса с представителями издательского бизнеса. Гос-ное вещание. Модель вещания привлекательная для стран с централизованной плановой экономикой, для диктаторских режимов.

Уильям Пейли, глава корпорации CBS, поручил редактору отдела новостей из "The New York Times" Эду Клоберу организовать собствен. службу новостей в 1930, что можно считать началом нов. формы жур-ки – радиожур-ки.Самое значительное событие 1930-х, продемонстрировавшее возможности новой формы СМИ, — радиорепортаж с места гибели дирижабля "Гинденбург", переданный по NBC.

ТВ распространилось после 2й мировой войны. Становление амер. ТВ происходило в соперничестве с британским, технич. развитие кот. финансировалось брит. правительством. В 1928 фирма Дженерал Электрик произвела показ первой теледрамы.

Во время войны ТВ служило ср-вом ведения военно-патриотической пропаганды, и только в послевоенный период начинается появление сети коммерч. телекомпаний. ТВ при своем создании опиралось на коммерч. возможности амер. радио, осн. компании которого стали финансовой и производственной базой для ТВ, ускорив темп его развития. Ведущая роль в становлении ТВ США принадлежала трем радиовещательным корпорациям, NBC,CBS и ABC. С 1975 по 1980 – время борьбы между тремя ведущими телесетями США.

ТВ нашло свой собств. язык и манеру вещания. Появились ТВ-жанры: телевикторины, документальные программы, блоки новостей, коммер. и рекламные ролики, муз. клипы, фильмы и телесериалы.

В конце 19 в.– нач. 20 в. под влиянием социально-экономич. последствий индустр. революции сформировалась «массовая» пресса со свойствен. ей чертами: сенсационностью, поверхностным избирательным освещением событий, искажением фактов, вмешательством в личную жизнь людей, акцентом на развлечение аудитории в ущерб просвещению. Образцами «массовой» периодики стали газеты «New York World» Дж. Пулитцера и «New York Journal» У.Р. Херста. Газеты адресованы чит-лю с низким уровнем образования и культуры. Пулитцер и Херст использовали для привлечения чит-лей броское оформление. На первых полосах красовались кричащие крупные заголовки: «массовые» издания положили начало использованию газетных «шапок».

В числе достоинств «массовой» прессы: быстрое внедрение и использование передовых полиграфических и коммуникационных технологий. Продолжателями элитарной печати стала качественная пресса. Борьба за «качественную» жур-ку в США завершилась тем, что в 1923 было образовано «Амер. общество редакторов газет», и вскоре был разработан кодекс жур-ской этики, определявший нормы поведения жур-тов. К моменту принятия «этического кодекса» уже произошла дифференциация таких понятий, как:
- «качественная (солидная) газета», издание, рассчитанное на осведомленного чит-ля (публикует много политич. и экономич. инф-ции, аналитич. статьи), The New York Times, англ. The Times, The Guardian;
- «популярная, массовая газета», издание для невзыскательного чит-ля, кот. часто печатает мат-лы сенсационного хар-ра, большое число фотографий, издается многомиллионными тиражами. Daily Mirror, Daily Express, Sun. В США расцвет сенсационной таблоидной прессы пришелся на 20-е, после старта в 1919 в Нью-Йорке первого крупного таблоида «Illustrated Daily News», созданного Паттерсоном и Маккормиком.

Еженед. журналы новостей. В 20-30 XX в. оформились журналы новостей. Родоначальником этого типа является «Time» – журнал, основанный в 1923 Генри Люсом и Брайтоном Хадденом. Создатели уловили потребности новых слоев среднего класса в изданиях, кот. предлагали бы насыщенную фактами, экспрессивно окрашенную картину событий. Введенная ими жесткая внутр. структура номеров в соответствии с принципом «полной организации новостей» сочеталась с субъективностью и наглядностью изложения. «Time» готовился в одном стиле – чтобы у чит-ля возникало впечатление, будто изложение новостей в нем ведется «от одного человека другому» Журнал стремился сообщать новости в виде занимательных историй с элементами комментирования, отказавшись от распространенного в прессе США фактологического репортажа.

Аналогом и конкурентом «Time» стал основанный в 1933 в США журнал «Newsweek». Он стремился приглушить присущий журналу «Time» субъективный стиль в передаче новостей. В послевоенный период концепция еженед. иллюстр. журнала новостей в североамер. стиле получила распространение в Европе, в Лат. Америке и Азии. В ФРГ в 1947 по формуле «Time» был создан журнал «DerSpiegel» («Зеркало»). Во Фр. первым концепцию еженед. журнала новостей в амер. стиле воспринял журнал «L'Express», созданный в 1953 Серван-Шрейбером.

Соврем.масс. иллюстрированные журналы.Прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета соврем. типа масс. иллюстрир. журналов. Наиболее крупным из них стал еженедельный Life,созданный Г. Люсом в 1936. Принадлежность Life к массовой прессе подтверждается содержанием и оформлением журнала. Принцип созданной Люсом журнальной прессы – видеть и показывать мир – реализован в «Life» . События недели журнал представлял наглядно, в картинках, каковыми служили фото. В 1937 амер. издателем Коулсом был создан схожий масс. иллюстрир. журнал – двухнедельный Look.

Во Фр. издатель Ж. Пруво в 1938 купил спортивный еженедельник «Match» и после пересмотра концепции превратил его в массовый журнал по образцуLife(Paris-Match).

Деловые журналы.В 1920-30-е наиболее внимательные издатели уловили неудовлетворенность части делового мира содержанием и стилем качественных изданий, обращенных к экономич. и политич. элите. На запросы этой части аудитории ответили создатели еженедельника «Business Week», выходящего в США с 1929.
Аналогичные издания появились в Европе. Выходящий в Германии с 1926 еженедельный журнал для деловых людей «Экономическ. неделя» излагает новости на экономич. и общественно-политич. темы в виде расширенных заметок и кратких статей с комментарием.

Журналы-дайджесты.В конце19-нач. 20 в. получают распространение журналы, содержание кот. формировалось на основе мат-лов из др. изданий. Они приобрели общее название «дайджесты». Их создатели провозглашали просветительские намерения, заявляя, что недорогие издания такого типа способны наилучшим образом вооружить масс. ауд. новейшими разносторонними познаниями в различ. областях.

Издатели Уоллесы в 1922 г. начали выпускать ежемес. журнал Rider'sDigest. Следовал просветительским установкам. Содержание, его редакционная политика свидетельствуют о том, что он рассчитан на массового чит-ля с невысоким уровнем образования. Журнал культивирует у читателя оптимизм, уверенность в себе и своих силах. Был определен круг тем постоянного интереса: приключения и открытия, бизнес, политика, «искусство жить», биографии знаменитостей, развлечения, спорт, здоровье, юмор, взаимоотношения, воспитание детей, советы. Обращение к темам и проблемам, к кот. неравнодушна широкая ауд-я, было призвано превратить журнал в подобное общедоступному карманному справочнику, помогающему разобраться в самых различ. ситуациях.

Научно-популярный.Под воздействием процессов коммерциализации жур-ки наблюдается трансформация типа научно-популярного журнала. Например , National Geographic созданный в 1888 г. в качестве органа Нац. географического общества (США). Его перенасытили рекламой и промоцийными публикациями. Явный коммерч. крен наблюдается в концепции нем. журнала Geo – публикует очерки, репортажи и статьи на темы географии. Однако выполняет не столько научно-популяризаторские функции, в его содержании высока доля чисто развлекательного мат-ла, присутствует элемент сенсационности.

Наши рекомендации