Становление и развитие зарубежной социологии молодёжи

Становление и развитие зарубежной социологии молодёжи.

Становление и развитие отечественной социологии молодёжи.

Предмет и задачи социологии молодёжи.

Становление и развитие зарубежной социологии молодёжи.

Пристальное внимание изучению проблем молодого поколения уделялось ещё в древности, когда формировались первичные типы обществ с соответствующим социально-политическим устройством и социокультурной спецификой. В Древнем Китае и Древней Греции, положившим, согласно теории К. Ясперса, начало дихотомии "Восток-Запад" и ставшим основой формирования соответствующих типов культуры, вопросами воспитания и образования молодых людей, служения их родителям, обществу и государству, соблюдения ими традиций, а также выполнения долга перед богами и людьми, занимались, с одной стороны, - Конфуций, с другой – Сократ, Платон, Аристотель. В характеристике систем воспитания, существовавших в указанный период, как на Западе, так и на Востоке и призванных формировать "зрелого мужа" из "несмышлёного ребёнка" (к примеру, - "пайдейя" в Древней Греции), понятия "молодое поколение" или "юношество" ещё не встречаются, тем не менее, речь идёт о возрастной категории, соответствующей им.

Дальнейшие этапы развития человечества "выдвинули" плеяду известных мыслителей, посвятивших себя изучению данной возрастной когорты. В эпоху Средневековья А. Августин и П. Абеляр представили многообразие проявлений личной и общественной жизни подростка, юноши, молодого человека. В эпоху Возрождения Т. Мор и Т. Кампанелла в своих работах акцентировали внимание на проблемах обучения молодого поколения и поиска его представителями собственного места в обществе. Эпоха Просвещения – время творения Г.В.Ф. Гегеля, Д. Дидро, И. Канта, Ж.Ж. Руссо и др., продолживших дело Конфуция, Платона и Аристотеля и способствовавших широкому распространению понятий "молодое поколение", "юношество", "юность".

В XIX столетии фундаментальные труды К. Маркса и Ф. Энгельса, отличавшиеся богатством идей, концептуальностью и научностью фактов, обусловили качественно новый подход к изучению проблем молодого поколения. Сами немецкие исследователи, оценивая молодых людей в соответствии с социально-классовой структурой, которую порождает то или иное общество, ввели в научный оборот термин "подрастающее поколение", соотнеся его, в первую очередь, с пролетариатом. Тем не менее, они считали, что подрастающее поколение - часть всех классов, поскольку формируется в русле жизнедеятельности каждой общественной группы, её основных потребностей и интересов, обеспечивая взаимосвязь и преемственность поколений.

С началом XX века в зарубежной науке общеупотребительными становятся понятия "молодость" и "молодёжь", обозначающие, соответственно, возрастной этап жизнедеятельности индивида и относительно самостоятельную социально - демографическую группу. Изучение молодого поколения в его многоаспектности способствовало дифференциации молодёжной проблематики. В частности, К. Манхейм представил оригинальные философские и социологические концепции молодёжи, проработал вопросы формирования национальной молодёжной политики, организации молодёжного движения и реформационных преобразований; Г. Маркузе занимался проблемами отчуждения молодого поколения, указывая на многообразие причин, порождающих данный социальный феномен и множественность форм его проявления; Ф. Тенбрук, будучи приверженцем междисциплинарного, комплексного исследования молодёжи, выступал за дифференциацию проблем, связанных с социально обусловленным развитием молодого поколения, подлежащих изучению; П. Сак в своих исследованиях исходил из обоснования субъект – объектных отношений молодёжи и общества, акцентируя внимание на умственном, духовном и социальном "созревании" молодых людей; Э. Шпрангер в своих исследованиях акцентировал внимание на вопросах воспитания молодых людей и упоминал о политике в отношении молодёжи; Э. Эриксон показал влияние совокупности социокультурных факторов на духовную деятельность молодого человека и т.д.

Выделение забежной социологии молодежи в самостоятельную отрасль социологического знания произошло в 60-х гг. XX в. и соотносится с периодом "молодежных революций", способствовавших повышению внимания исследователей к молодежным проблемам, межпоколенческим конфликтам и роли молодежи в социальных изменениях. На этой волне стали популярными идеи К. Грооса о молодости как переходном возрасте, К. Манхейма о новых поколениях как источнике социального прогресса, Л. Фойера о молодёжи как источнике межпоколенческих конфликтов, М. Мид о типах культурного контакта поколений на разных этапах исторического развития и молодежной культуры.

В 70-х - 80-х гг. прошлого столетия "молодёжные революции", выступавшие средством выражения протеста молодёжи, постепенно утратили социальную остроту, поскольку изменения, происходившие в обществе, актуализировали иные проблемы, связанные с развитием молодого поколения. Западная молодёжь в условиях динамично меняющегося общества, была простимулирована развитием новых видов экономических отношений, основанных на гибких формах постиндустриального капитализма. Социальный протест молодого поколения уступил место интеграция молодёжи в систему общественных отношений. Западная молодёжь беспроблемно (в отличие от её проблематизации учёными) вписывалась в новые социально - экономические и культурные условия. В этой связи многие учёные, "разочаровавшись" в феноменах "молодёжного сопротивления", "молодёжной культуры и субкультуры", утратили стимул к проведению исследований.

Поэтому, в 80-е годы XX в. в развитии западной социологии молодёжи отмечались элементы стагнации. Как отмечали сами исследователи, научные парадигмы, возникшие в указанный период, только способствовали тому, что ситуация была определена как "кризис социологии молодёжи", поэтому чтобы двигаться дальше нужно было переосмыслить молодёжный вопрос. Западная социология молодежи переориентировалась с проблем молодежного протеста на социально - профессиональную проблематику, внимание исследователей акцентировалось на проблемах образования молодого поколения, трудоустройства и политического выбора молодежи, молодежной субкультуре и т.д. Указанные обстоятельства способствовали поиску новых структурных факторов формирования молодёжных идентичностей, а теоретические разработки дополнились эмпирическими исследованиями молодого поколения. В фокусе внимания исследователей оказалась не только молодёжная культура и субкультура, но и способы транзиции выпускников школ, их ожидания относительно рыночного "потенциала" получаемой квалификации и модели потребительского поведения. Жизнь молодёжи описывалась с помощью множественных корелляций с гендером, возрастом, расой и классовым положением.

Расширение в 80-х гг. XX в. изучаемой молодёжной проблематики способствовало становлению в рамках социологии молодёжи исследовательских направлений.

1. Психоаналитическое направление социологии молодёжи базируется на выводимой из теории психоанализа концепции жизненного пути личности, на выводах З. Фрейда, развитых его учениками (Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон) и последователями неофрейдизма. Представители психоаналитического направления акцентировали внимание на изучении биологической и социальной составляющих в развитии молодых людей.

Центральной темой исследования в рамках данного направления выступили проблемы, связанные с молодостью и её природой, особенно с фазой взросления: специфика универсальных стадий развития, формирование идентичностей, характеристики нормативного поведения и взаимосвязи между социальной и психологической зрелостью. Благодаря усилиям представителей психоаналитического направления разрабатывалась и анализировалась теория "Эдипова комплекса", помогающая объяснить природу межпоколенческих конфликтов, модели гендерного поведения молодёжи, причины агрессивности выступлений против существующего социального порядка.

В частности, Г. С. Холл впервые описал амбивалентность и противоречивость подросткового возраста. Период юности рассматривался им как кризис самосознания, преодолев который подросток приобретает чувство индивидуальности. Концепция переходного возраста К. Гросса объясняла присущее молодости стремление к радикализму, противостоянию, максимализму. К.Г. Юнг теоретически обосновал природу раздвоения сознания молодых людей. Эпигенетический принцип Э. Эриксона позволил представить развитие личности человека как последовательное преодоление им возрастных личностных кризисов – кризисов "идентичности". Рут Бенедикт показала, что на каждом этапе становления личности индивид испытывает целенаправленное воздействие общества, формирующее у него определённый тип социально-психологической зрелости. Анна Фрейд в теории защитных механизмов "Я" раскрыла специфику периода полового созревания в развитии подростка. Был обоснован взгляд на молодёжь - как на категорию, нуждающуюся в преодолении определённой последовательности стадий развития

Таким образом, в рамках психоаналитического молодёжь характеризуется с позиций психофизических особенностей личности, а потому определяется, как совокупность индивидов определённого возраста со специфическими характеристиками психического развития.

В рамках психологического направления работал ряд отечественных учёных – Л. Архангельский, С. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, В. Щердаков и др., которые, преодолев известный биологизм З. Фрейда, сумели осмыслить проблемы развития личности молодого человека в непосредственном его взаимодействии с социумом. Отечественные представители психоаналитического направления развивали системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный возраст от детства к взрослости. Несмотря на то, что представители данного подхода большее внимание уделяли изучению биологической (биосной) составляющей молодёжи, они исследовали и социальные факторы, определяющие молодёжное сознание, а также направление самореализации молодёжи и преодоление ею социального отчуждения.

2. Структурно-функциональное направление социологии молодёжи объединяет концепции, разработанные Г. Маркузе, В. Райх, Д. Беллом, Э. Фроммом, Р. Мертоном и связанные со структурным анализом молодёжи как социально-демографической группы. В рамках данного направления молодёжь рассматривается как система позиций (статусов), заполняемых индивидом в соответствии с которыми он исполняет соответствующие социальные роли. При этом социальная роль служит основополагающей единицей в структурном взаимодействии, регулирующем определенные аспекты поведения личности.

Исходя из статусно - ролевых представлений, Ф. Малер рассматривал молодёжь как состояние транзиции, то есть перехода каждого молодого индивида к взрослому состоянию и обретение статуса взрослого, осуществляемого под влиянием определённых социальных, экономических и политических условий. Х. Шельски отмечал, что молодёжь представляет собой переходную ступень от социальной роли ребёнка к социальной роли взрослого. Окончание школы, выход на рынок труда, уход из дома, приобретение собственного жилья, создание семьи и др. определяются как набор значимых социальных позиций и ролей, характеризующих не только специфику молодёжного статуса, но и различия между группами молодёжи.

Среди отечественных исследователей, работающих в рамках структурно – функционального направления следует выделить М. Руткевича, Ф. Филиппова, И. Слепенкова, В. Боровика, В. Васильева, Л. Капто, А. Колесникова, В. Мансурова, Л. Рубину, В. Староверова, С. Фролова, В. Шубкина и др.. Отечественные представители данного направления исследовали проблемы межпоколенческого взаимодействия, внутригенерационной и межгенерационной мобильности, интеграции молодёжи в социальную структуру.

3. Культурологическое направление социологии молодёжи базируется на концепции, согласно которой все социальные явления, в том числе и молодёжь, анализируются через присущие им культурные свойства и функции. Исходя из этого, сама молодёжь рассматривается как результат и элемент культуры общества в целом.

Развивая идеи основоположников культурологического направления (А. Щюца, П. Бергера, Т. Лукмана), социологи пытаются осмыслить мир молодёжи в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с конкретными представлениями, идеями, целями и мотивами поведения реально действующих молодых людей. Перечисленные субъективные проявления фиксируются и концептуализируются как последствия объективных процессов, отражающихся в определённых типах культуры.

Благодаря развитию культурологического направления социологи получили возможность системного анализа социальных проблем молодёжи во взаимосвязи с реальными процессами, происходящими в обществе. В частности, Т. Джефферсон и Г. Джонс анализировали молодёжь с позиций субкультуры, К. Мангейм раскрыл механизм социального наследования, а развитие молодёжи рассматривалось им как насущная необходимость передачи культуры от одного поколения к другому.

Среди отечественных учёных, опиравшихся в своих научных работах на положения данной теории, следует выделить В. Боровика, В. Добрынину, Л. Коган, В. Култыгина, В. Немировского, Е. Слуцкого, В. Харчева. Используя подходы М. Мид, они изучали молодёжные субкультуры и их взаимосвязь с ценностями молодого поколения, социальной дифференциацией в молодёжной среде, девиацией, досугом, символикой, молодёжными объединениями.

4. Социально-воспроизводственное направление социологии молодёжи, в рамках которого молодое поколение исследуется исходя из его места и роли в системе общественных отношений. По мнению представителей данного направления, основным группообразующим признаком молодого поколения (отличающим его от других социальных групп) является специфика становления его социальной субъектности. Она выражается в неполноте социального статуса молодёжи, в лабильности сознания молодых людей, которые детерминируют особенности его социального поведения. Как становящийся субъект общественного производства, молодёжь реализует свои важнейшие функции: воспроизводственную, инновационную и трансляционную. В совокупности это позволяет исследовать социальное развитие молодёжи, рассматривая её в качестве одного из условий развития общества.

5. Рискологическое направление социологии молодёжи базируется на концепции, согласно которой молодёжь рассматривается как жертва общественных отношений и одновременно как угроза им. Поскольку центральным пунктом концептуализации молодёжи становится риск, молодость определяется как период неопределённости. Первоначально природа неопределённости связывалась с биологическим процессом взросления, который, в конечном счёте, приводит к достижению стабильности и определённости взрослой жизни, независимо от социального происхождения. Начиная с 90-х гг. XX столетия в рамках указанного направления начинает доминировать социальный фактор неопределённости, а молодёжь рассматривается как переход из состояния биологической неопределённости в новую неопределённость – социальную.

В рамках рискологического направления внимание исследователей акцентируется на изучении маргинализации и отчуждения молодёжи от участия в общественных процессах, непосредственное поведение молодых людей как следствие социальных обстоятельств. В отечественной социологии молодёжи наиболее известным представителем рискологического направления является Ю. А. Зубок.

Таким образом, говоря о развитии основных направлений зарубежной социологии молодёжи, можно отметить, что молодое поколение всегда изучалось в контексте "социальной проблемы". Теоретические конструкты молодёжи могли быть различны: от особого вида человеческой популяции до нестабильных и подвижных постсубкультурных неоплемён. При этом, в исследовательской проблематике доминировали два подхода: с одной стороны, молодёжь рассматривалась как угроза существования обществу, с другой – как будущее общества, как результат и необходимое условие его развития.

Наши рекомендации