Занятие 5: социальные сети - идти или не идти?
В России наиболее популярны следующие социальные порталы: «Одноклассники», «Вконтакте», «ФБ».
«Vkontakte» изначально позиционировал себя как социальная сеть для студентов и выпускников российских вузов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей Интернета, западным аналогом является сайт Facebook.
К плюсам социальных сетей относят, как правило, категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его идентичностью, как следствие, обретение новых единомышленников и друзей, расширение кругозора, обогащение знаниями, оперативный доступ к интересующим новостям и приятное времяпрепровождение с действительно интересными пользователю людьми, список которых он формирует сам. Также участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.
Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на обширную аудиторию. Известны массовые случаи, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.
Настоящей проблемой виртуального пространства является возможность создания альтернативного «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети. Такая возможность приводит к некоторым нежелательным последствиям, например, к отсутствию ответственности в отношениях: «Это мир, где события происходят стремительно, где все постоянно меняется, где от близкого человека можно избавиться одним щелчком мыши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, если он не нравится, и заменить его на более приемлемый» (психиатр Химаншу Тяги), что может привести к подобной же легкомысленности и неадекватности восприятия людей в реальном бытии. Увы, но реальность гораздо более требовательна, комплексна, ответственна, и поколение XXI века, не представляющее себе жизни без Интернета, рискует столкнуться с разочарованием в сложном материальном мире, оказаться в нём «не в своей тарелке». Разочарование, в свою очередь, даст дополнительный толчок к созданию виртуально-карнавальных образов, не соответствующих реальной идентичности ради бегства от трудностей действительной жизни, и, как следствие, росту Интернет-зависимости, этого идола XXI века (что не может не волновать с духовной точки зрения); а также к ограниченной дееспособности в целом. Уже сейчас мы имеем серьезные проблемы с компьютерной зависимостью людей через игры, в перспективе видится усиление её через мощную Интернет-зависимость.
Социальные сети на службе Церкви можно рассмотреть двояко: как место для миссионерской деятельности, и как место общения самих православных.
Современные медиа-исследователи считают социальные сети «самым быстрым мостиком между новостями и читателями, при этом социальные сети – это новые рынки и аудитории» . Социальные сети могут стать каналами коммуникации с пользователями, что позволит создателям медиапродуктов стать ближе к своей аудитории.
Организация храмовых страниц в социальных сетях позволяет объединить силы подростков и молодежи. Это, как правило, популярная и комфортная для них среда, здесь между ребятами происходит неформальное общение, здесь они более свободно выражают свои мысли, не стесняются друг друга, вступают в дискуссии, обмениваются фото- и видеоматериалами. Здесь могут выстроиться горизонтальные связи общины. Кроме того, социальные сети – довольно удобный инструмент оповещения о
Страницы храмов в социальных сетях могли бы стать интеллектуальными площадками, вовлекающими прихожан в обсуждение общецерковных проектов, решений, инициатив.
Присутствие в социальных сетях поможет храму раскрыть перед теми, кто еще не является членом прихода или только начинает интересоваться Церковью жизнь конкретных людей, объединенных вокруг Евхаристической Чаши в общину. Однако здесь важно не только транслировать новости с сайта храма, чтобы собирать максимальное количество отметок «Мне нравится», а заражать среду просветительскими идеями, вбрасывать темы для размышлений о Православии.