Характеристика состояния художественно-публицистических жанров в текущей периодике.
Характеристика состояния художественно-публицистических жанров в текущей периодике.
Художественная публицистика как единство рационального и эмоционально-образного мышления. Специфика публицистического образа.
Основные компоненты поэтики художественно-публицистического текста: образ автора, пространственно-временная организация (сюжет и композиция, система персонажей, портрет, пейзаж, деталь), ассоциативный фон (контекст и подтекст), интонационно-речевой уровень.
Образ автора. Автор в публицистике – это не условный персонаж, а конкретная биографическая личность. Присутствие автора в тексте определяется особой манерой письма, в методах подачи инф-ии, особ-ях авторского мировосприятия, выбираемой роли. Не сложно заметить, что эти особенности авт. «Я» есть не только в худ. Жанрах публицистики.
Автор в худ.-пуб. Тексте предстает как образ, созданный в соответствии с целями и задачами данного текста. В порт. Очерке это может быть образ почитателя таланта, оппонента, стороннего наблюдателя, ученика (в соответствии с оценкой, позицией, которая выбрана автором).
В путевом очерке – образ начин. туриста, проф. Путешественника, журналиста, командированного с определенной целью (зависит от цели путешествия).
В судебном очерке – обр. следователя, адвоката, свидетеля и т.д. (но не судьи). При написании любого текста необходимо выбрать оптимальную ролевую позицию (соц. Роль) и определить способы своего присутствия в тексте, т.е. набор оценок и худ. Приемов.
Формы проявления авторского «Я»
Авт. Я может присутствовать в тексте Репрезентативно (действующий автор) и интроспективно (размышляющий автор)
В качестве дейст. Авт. – авт. Очевидец, авт участник события, авт. Наблюдатель (чаще в путев. И порт. Очерках и фельетоне)
«Я» размышляющее сориентировано на совместную с читателем постановку проблемы, совместное исследование. (храктерно для проблемного очерка и эссе)
Как отмечают исследователи, в современном очерке особенно активным становится действующее «Я».
Отличие очеркового образа автора и репортажного в том, что время и пространство очерка не ограничено как в репортаже, рамками одного события. (Прием воспоминания в очерке, помогает проводить параллели)
Формы предъявления автора: - от первого лица (я, мне, вспоминаю, думаю) – от обобщенного мы (нам, давайте задумаемся, поспорим) и от третьего лица (автор не
присутствует в тексте, является рассказчиком).
Пространственно-временная организация (или хронотоп)
Технически она реализуется в таких составляющих поэтики, как сюжет, система персонажей, приемы создания образа героя: портрет, речевая характеристика, психологическая характеристика, психологическая характеристика, пейзаж, деталь.
Эти средства худ. Выразит. Включают читателя в процесс эстетического переживания.
Психологическая характеристика героя
Рассказывая о герое, важно показать какие черты характера он проявляет в той или иной ситуации, как комментирует свой выбор, как реагирует на происходящее. Для раскрытия психологического облика персонажа используются:
* рассказ о поступках, монолог, диалоги, реконструкция мыслей, изображение жестов, мимики, пейзажа, который соответствует психологическому состоянию героя
* прямые характеристики психологического состояния героя: авторские ремарки, реплики, комментарии.
Деталь (вопрос 5!)
Подтекст и контекст
Осн. Приемами формирования подтекста являются реминисценции (цитаты, ссылки на литературные и исторические персонажи, разнообразные фразеологизмы). Контекст складывается из указания связей текста с предыдущими произведениями по этой теме (например о герое очерка) или этого типа текстов (корелляция с жанровыми законами текста)
Интонационно-речевая организация текста
Для худ.пуб. характерно активное использование самых разных речевых приемов построения текста, поскольку речевая экспрессия является одним из главных средств оценки проблемы или персонажа. При этом формируются своего рода стилистические предпочтения. Так например, фильетон активно использует приёмы речевой игры, эссе строится на подчеркнуто авторских тропах, в очерке преобладает экспрессивно-описательность: яркие эпитеты, динам. Глаголы, синонимические ряды.
Методы сбора деталей
Первый –вычленение опорной детали из обилия впечатлений. Для этого необходимо представлять себе замысел произведения, что позволит обратить внимание на какие-то определенные черты объекта информации. Далее необходимо сделать эту опорную деталь центром не только логической, но и художественной концепции произведения. В зависимости от этого необходимо продумать развертывание образного построения текста и микродетализацию.
Среди опорных деталей различают детали-образы и детали-символы. Д-образсхватывает наиболее существенные характеристики персонажа или явления, о которых пишет автор. Д-символ,в отличие от образной детали содержит в себе некое символическое обобщение, которое сопутствует этой детали в истории культуры.
Второй метод детализации –использование микродеталей, выполняющих в тексте вспомогательную роль. К ним относятся детали обстановки или портрета персонажа, которые служат воссозданию наглядности и характеризуют внутреннее содержание образа.
Разновидности очерков
Художественно-изобразительные –описание авторских впечатлений от увиденного, пережитого, в них активно событийное начало. Основными видами этого типа очерков являются путевые очерки и путевые заметки.
Художественно-публицистические –центр изображения – человек. К этой разновидности относится портретный очерк. Портретный очерк предполагает не только воссоздание образа современника, но и его оценку, т.е. активное участие в тексте автора, проявление авторской позиции.
Исследовательские –на первый план выходит социально важная проблема. Традиционно выделяют судебные, проблемные очерки и очерки нравов. Для них характерна открытая публицистичность, т.е. прямое выражение авторской позиции.
Портретный очерк: публицистический образ человека как основа жанрового содержания портретного очерка. Разновидности портретного очерка. Приемы создания психологического портрета: анализ поведенческой и мотивационной сферы, роль портретной и речевой характеристики.
Портретный очерк относится к разряду художественно-публицистических очерков, они предполагют создание целостного образа человека в совокупности его психологических и социальных особенностей.
Виды:
· Биографический портретный очерк
· Профессиональный (например политический портрет)
Публицистический образ человека строится на основе социальной типизации, т.е. на выявлении связей человека с общественной средой и социальными процессами времени. Персонаж в первую очередь интересен для зрителя, читателя как актуальный для современного общества тип.
Биографический очерк -выборка из всех сведений о человеке (психологических особенностях, профессиональных, личных и т.д.) самых интересных и наиболее характерных, показательных для раскрытия образа героя. При этом важно выявить наиболее яркий момент биографии, оказавший определяющее влияние на судьбу или его характер.
Профессиональный– пишется поопределенному общ-му поводу и чаще всего к определенной дате (его нередко называют юбилейным). Такой очерк посвящен творческому или профессиональному вкладу личности в жизнь общества. В нем рассматриваются этапы творческой карьеры персонажа, вклад в жизнь общества. Очерк сосредоточен вокруг профессиональной реализации персонажа. Очерк превращается в исследование профессиональных навыков героя.
12. Проблемный очерк: понятие конфликта как стержня внутренней организации. Разновидности проблемного очерка. Особенности очеркового решения публицистической проблемы (в отличие от аналитического подхода).
Проблемные очерки, так же называют исследовательскими. Они отличаются о худ.-публицист. Очерков тем, что рассматривают человека в призме конкретной публицистической проблемы. В центре исследовательских очерков – человек в конфликтной ситуации. Конфликты могут быть самыми разными ( нравственными, психологическими, профессиональными, политическими, социальными и др.) Журналист должен проанализировать субъективные и объективные факторы, вызвавшие этот конфликт.
Выделяют несколько устойчивых разновидностей исследовательских очерков:
· Очерки-расследования
· Судебные очерки
· Очерки нравов
Все эти очерки будут посвящены важной публицистической проблеме. Они могут иметь очень разноплановую структуру: в нем может быть и пейзаж, и портрет, развернутые диалоги, авторские отступления. Журналисту необходимо уметь построить свою версию развития событий, на основе собранных мнений и фактов. Важно выявить цели противоборствующих сторон, спрогнозировать развитие конфликта, сделать правильные выводы.
Характерной чертой судебного очеркаявляется реконструкция состава преступления и его морально-этической оценки. Задачей журналиста становится попытка разобраться в соц-ых и псих-их причинах, которые привели к этому преступлению, а так же создание свей версии преступления. Анализ мотивов преступления и характеристика морального облика преступника –это два основных содержательных элемента судебного очерка. Важно, чтобы был динамизм повествования, убедительность и логичность версий, яркая характеристика образа преступника в его психологических подробностях.
Очерки нравовпосвящены разработке актуальной нравственно-психологической проблематики. Как правило, они рассматривают конкретную бытовую ситуацию (проблемы «отцов и детей», уважения старости, отношения мужа и жены и т.д.) с точки зрения психологии ее участников. В этих очерках на первый план выходит показ психологических и характерологических причин, приведших к социальному конфликту.
Композиция очеркового текста. Характеристика категории, общие приемы композиционного построения (монтаж, разработка мотива, сюжетное построение). Основные типы композиции (хроникальный, логический, эссеистский).
Очерк это чрезвычайно многообразный по своему содержанию жанр. Он может содеражать и рассказ, и рассуждение, и пейзаж, монологи и диалоги, портретные характеристики и т.д. Для объединения этих структурных элементов автор использует специальные композиционные приемы. Например, монтаж – он позволяет разбить произведение на отдельные тематические блоки и распределить внимание читателя по всему пространству текста. Автор отбирает наиболее важные фрагменты и монтирует их в соответствии с авторской концепцией образа. Этот принцип позволяет менять реальную последовательность событий, делает изложение более динамичным, а так же позволяет найти неожиданные сопоставления.
Монтаж делит очерк на несколько главок. Каждая может содержать свой сюжет, может быть посвящена разным событиям.
Разработка мотива –автор в начале выделяет ударный эпизод (случай, встреча, история, событие), а потом динамично разворачивает его.
Сюжетное построение – обязательные компоненты сюжетного построения экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Задача сюжетного построения состоит в том, чтобы показать динамику становления характера или судьбы. Конечно в отличие от художественной литературы, сюжет в публицистике намного компактней, без долгих лирических отступлений и описаний деталей.
Типы композиции:
· Хроникальный. В основе текста последовательность событий. Представлен с прямой и смещенной хронологией (рассказывая о сегодняшнем дне, заглянуть в детство, воспоминания)
· Логический. Логическая последовательность, а не временная. Развертывание мысли по схеме: тезис, его разъяснение, аналитическая оценка.
· Эссеистский. Свободная форма изложения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. В ней используются особенности построения двух предыдущих групп. Наиболее распространена среду журналистов. Её так же называют мозаичной. В эссеистской композиции журналист использует, т. н. смысловые мостики, вставные конструкции, которые связывают разные части очерка. (это может быть цитата, прямая речь героя, внутренняя речь автора, пейзажная заставка, развернутая деталь, авторские размышления, воспоминания героя)
14. Характеристика очерка в текущей периодике. Основные издания, авторы, особенности и тенденции развития.
Фельетон: определение, история жанра, современный статус. Особенности жанрового содержания фельетона: комическое и его формы в фельетоне. Типология жанровых разновидностей (адресный и безадресный фельетон, публицистический и беллетризированный)
Фельето́н (фр. от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр худ.- пуб-кой литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни.
Рождение жанра связывают с появлением в 1800 г. Во французской газете «Журналь де Деба» листка-фкладыша, а котором опубликованы объявления, стихотворные шутки, театральные рецензии, анекдоты. Этот листок и назывался «Ф.», он знаменовал, скорее, рождение рубрики, нежели жанра. Постепенно в рубрике начали печатать и лит. Произведения, в том числе и романы. Материалы этой рубрики должны были оживить официальный тон газеты. Самым известным автором этой рубрики был аббат Жоффруа, он превратил трад. Рецензию в театральный Ф. Как жанр публицист. Сатиры Ф. стал восприниматься во времена Фр. Революции, в это время он активно насыщается социальными и политическими Темами.
В России слово «Ф» долгое время имело уничижительный оттенок и воспринималось как синоним низкопробной журналистской поделки.
Основные особенности внешней организации фельетона: использование форм других жанров, особенности интонационно-речевого уровня построения фельетона (разговорность, основные приемы языковой игры: каламбуры, парадоксы, ирония, роль цитаты).
Фельетон может использовать форму и стиль разных жанров словесного творчества, как литературных так и внелитературных (может быть построен в форме репортажа, резолюции, инструкции, частного или делового письма, доклада) Главная цель такой многоликости фельетона связана с пародийным обыгрыванием этих жанровых форм. Использование чужой, неожиданной формы позволяет создать игровую дистанцию. Форма настраивает читателя на определенный тип восприятия информации. На контрасте ожидания и содержания возникает дополнительный комедийный эффект. При этом выбор фельетонистом жанровой формы не произволен: он должен быть связан с общей идеей фельетона. Фельетонист сразу создает иллюзию привычной коммуникативной ситуации, а читатель понимает, что это пародийный текст, что сразу настраивает его на позитивное осмысление проблемы в целом. Использование форм др. жанров позволяет фельетонисту создать игровой, пародийный настрой и сформировать маску рассказчика. При этом выбор той или иной жанровой формы должен быть уместен, т.е. связан с основной идеей фельетона.
В качестве одной из основных стилевых характеристик фельетона называют разговорность его интонационного и лексического построения. Он всегда рассчитан на тесный контакт с читателем и поэтому всегда отмечен живой разговорной интонацией. Для фельетона характерны такие конструкции, как диалог и монолог, которые позволяют персонажу раскрыться. Убедительность этих реплик во многом связана с интонационным соответствием устной речи. Просторечия, диалектизмы, жаргонизмы, а также сбивчивость и экспрессивность устной речи становятся действенным средством комедийной характеристики.
Появление разговорных интонаций служит также формированию особого доверительного контакта с читателем.
Важнейшим средством создания комического в Ф. становятся разные формы игрового использования слова.
Основными приемами языковой игры принято называть каламбуры, парадоксы и иронию. Для каламбура характерно противопоставление «общего» и «прямого» значения слова, или столкновение. Более широкое значение слова подменяется в каламбуре более узким, буквальным. Например не очень талантливого «мастера кисти» комично можно назвать «мастер кисти, шпателя и валика». Разновидностью каламбура можно назвать столкновение значений одинаково звучащих слов, как правило, иностранного происхождения и более привычного русского. «Пришлите мне альфа-банку варенья». Каламбур часто используется в конце, резюмирует сюжет и обозначает позицию автора.
Парадокс построен на совмещении несочетаемого, на алогизме. Это ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Ницше: «Нищих надобно удалять — неприятно давать им и неприятно не давать им»
Ирония– это использование слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. На словах высказывается положительное, а подразумевается противоположное ему отрицательное. Ирония может проявляться и внутри одной утвердительной фразы при помощи экспрессивных слов, которые не позволяют поверить в истинность сказанного. «зловредные врачи сделали укол»
Цитата– лаконичное и действенное средство создания комического эффекта. Фельетонист, вводя в текст цитату, актуализирует в сознании читателя и сопутствующий ей контекст. Он может быть контрастным, а может и подобным, аналогичным. Цитата должна быть узнаваема.
Композиционные особенности построения эссе (многообразие ракурсов изображения, жанровая гибкость, монтажность). Основные модели построения заголовка, зачина и концовки, приемы связывания отдельных фрагментов.
Главный композиционный прием в эссе – постоянная смена ракурса изображения. Образ явления дается в его разных срезах, разных аспектах, подчиненных авторскому представлению.
Характеристика состояния художественно-публицистических жанров в текущей периодике.