Сатирическая группа художественно-публицистических жанров

Отличие сатиры от юмора. Цель сатиры – исправить недостаток, высмеяв его. Цель юмора – поднять настроение.

Основные способы создания сатиры: серьёзно о смешном, узнаваемые элементы, обострение противоречий до нелепости каламбур, смешение стилей.

Темы, запретные для высмеивания– физические недостатки, то, что нельзя исправить. Недопустимость оскорблений.

Фельетон – рассказ, в котором есть сюжет, развитие действия, а недостаток высмеивается с помощью сатиры.

Памфлет – сатирический материал, направленный против политического строя, общественной организации, партии, правительства или отдельных их представителей.

Сатирическое переосмысление других жанров: сатирический комментарий,сатирический детектив, сатирическая сказка, сатирическое объявление, сатирическая реклама, сатирическая загадка.

Юмореска – сатирическая зарисовка, в которой описывается недостаток, и нет сюжета.

4. Эссе. Аналитическое эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (толковый словарь русского языка). Художественно-публицистическое эссе– материал, в котором создаётся образ авторской мысли.

VI. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СМИ

1. Основные понятия закона о СМИ.Массовая информация – для неограниченного круга лиц. Периодическое печатное издание – имеет постоянное название, текущий номер, выходит в свет не реже одного раза в год. Специализированное СМИ – для регистрации или распространения установлены специальные правила.

Учредитель – дееспособный гражданин РФ, достигший восемнадцатилетнего возраста, не отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, или организация, деятельность которое не запрещена законом.

Редакция – осуществляет выпуск СМИ. Главный редактор возглавляет редакцию и принимает окончательные решения в отношении выпуска СМИ. Издатель – осуществляет техническое производство продукции СМИ. Распространитель.

Журналист – человек занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связанный с ней трудовыми или иными договорными отношениями.

Профессиональный статус журналиста распространяется на нештатных корреспондентов при выполнении ими поручений редакции, а также на сотрудников редакций, занимающихся подготовкой материалов для СМИ, продукция которых распространяется в пределах одного предприятия, организации, учреждения.

2. Свобода СМИ – отсутствие ограничений на массовую информацию; СМИ и оборудования для его производства.

3. Цензура массовой информации – требование от согласовывать материалы (кроме автора или интервьюируемого) или запрет на их распространение. Цензура запрещена.

Злоупотребление свободой СМИ.

Запрещается: нецензурнуая брань; скрытые вставки и другие приемы, воздействующих на подсознание; оправдание терроризма, экстремизма, преступлений, наркомании; разглашение тайны; пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости; информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате преступления.

Воспрепятствование распространению продукции СМИ – не допускается. Розничная продажа, в том числе с рук, периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением мест, не являющихся общедоступными, в которых она согласовывается с руководителем организации.

Регистрация СМИ.

Порядок регистрации СМИ

1) Подать заявление в Роскомнадзор или его региональный орган (в зависимости от территории распространения СМИ), в котором указать: сведения об учредителе; название СМИ; языки; адрес редакции; форма распространения СМИ (газета, журнал); предполагаемая территория распространения продукции; примерная тематика и специализация; предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ; источники финансирования; сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором, редакцией, издателем или распространителем;

2) Заплатить пошлину за регистрацию периодического печатного издания – 3500 руб. (региональное СМИ), 6500 руб. (межрегиональное и общероссийское СМИ). За регистрацию рекламных установлен коэффициент 5, эротических – 10, СМИ образовательного и культурно-просветительского назначения, а также для детей, подростков и инвалидов – 0,5.

3) Получить свидетельство о регистрации СМИ – в течение месяца после подачи заявления.

4) Приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации.

Не требуется регистрация для периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров, а также СМИ, учреждаемых органами власти для издания их официальных сообщений и материалов.

Деятельность СМИ может быть приостановлена (на срок до одного года) или прекращена по решению учредителя либо судом по иску Роскомнадзора за злоупотребление свободой массовой информации, экстремистскую деятельность, а также в случае, если СМИ не выходило в течение одного года. Приостановка деятельности возможна также в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

6. Выходные данные:название издания; учредитель; фамилия, инициалы главного редактора; порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет – также время подписания в печать (по графику и фактическое); тираж; цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно"; адреса редакции, издателя, типографии; знак возрастного ограничения.

7. Права журналиста:

· искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

· посещать организации и их пресс-службы;

· быть принятым руководителями в связи с запросом информации;

· получать доступ к документам и материалам, за исключением содержащих тайну;

· копировать документы и материалы;

· производить средств аудио– и видезапись, фотосъемку;

· посещать охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и скоплений граждан, местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

· излагать свои мнения в материалах за своей подписью;

· отказаться от подготовки материала, противоречащего его убеждениям;

· снять свою подпись под материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить его использования;

· распространять материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Запрещается использование прав журналиста с целью:

· сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений,

· распространения слухов под видом достоверных сообщений,

· сбора информации в пользу постороннего лица или организации.

· опорочить гражданина по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

8. Обязанности журналиста:

· соблюдать устав редакции;

· проверять фаты;

· удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник или конфиденциальности;

· получать согласие на распространение в СМИ о личной жизни гражданина от самого гражданина

· при получении информации от граждан ставить их в известность о проведении аудио– и видеозаписи, фотосъемки;

· ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении требований в связи с подготовкой материала;

· отказаться от задания, если его выполнение связано с нарушением закона;

· предъявлять по первому требованию редакционное удостоверение.

9. Редакция имеет право запрашивать о деятельности государственных органов, организацийу их руководителей или работников пресс-служб.

Отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит тайну, о чём представителю редакции в трехдневный срок вручается уведомление.

Отсрочка допустима, если не могут быть представлены в семидневный срок, о чем редакция также уведомляется.

10. Гражданин или организация, в отношении которых в СМИ распространены сведения, не соответствующие действительности, имеет право на:

· ответ, комментарий, реплику, если ущемляются права и интересы;

· опровержение порочащих честь и достоинство сведений,

· возмещение по решению суда морального вреда.


Наши рекомендации