Психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних
Психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних
«Диалог»
620142, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 55 «А»; телефон 2514751, факс 2572305;e-mail: [email protected]; http://dialog-eduekb.ru
Интерактивное занятие
для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений
«Шаг к себе»
Цель:повышение социальной компетентности учащихся,способствующейформированию личностной позиции на нетерпимое отношение к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
Задачи:
1. Развить когнитивные и эмоциональные установки накультуру здорового образа жизни.
2. Создать условия для осознания личной ответственности за свое поведение и здоровье.
3. Сформировать навык оценки проблемной ситуации и принятия решения.
Материально-техническое обеспечение:аппаратура для просмотра видеофильмов и презентации, доска, стикеры, ручки, по 8 листов бумаги (8x8 см) на каждого участника, плакат «Что делать?», карточки обратной связи.
Организация интерактивного занятия:аудитория с расставленными по кругу стульями по количеству участников.
Ход занятия
Ι. Организационный модуль
Приветствие группы ведущим, представление целей и задач встречи (слайд 1)
–Сегодняшняя наша встреча посвящена обсуждению проблем использования и влияния психоактивных веществ на жизнь человека. Мы будем делиться собственными мнениями, осознавать важные для каждого моменты и учиться делать самостоятельный ответственный выбор.Наша встреча продлиться 2 часа.
ΙΙ. Интерактивный модуль
2. Инструкция:Предлагаю вам задуматься над тем, какие возникают ассоциации, когда вы слышите слова ЖИЗНЬ и СЧАСТЬЕ. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов, у каждого есть своё понимание жизни и счастья. Я хочу познакомить вас с притчей «Умирать все умеют, надо жить научиться».Когда вы будете ее слушать, задумайтесь, насколько вы разделяете точку зрения людей, о которых в ней говорится.
Притча « Умирать все умеют, надо жить научиться»
Просмотр фильма (слайд 2)
Комментарий:ведущий сопровождает просмотр фильма чтением текста притчи.
Притча «Умирать все умеют, надо житьнаучиться»
Один человек искал идеальное место. Искал он долго. И вот в далёкой стране нашёл он место, где ему было хорошо. Он бродил по городу, который ему так понравился, и смотрел вокруг. Но когда он забрёл на кладбище, он ужаснулся. На всех надгробиях даты смерти указывали, что эти люди жили два–три года с точностью до прожитых часов.
В страхе человек побежал вон из города, но на площади столкнулся со стариком. В ужасе человек закричал:
–Вы чудовища! Вы убиваете ваших детей?!
Старик показал ему книжечку, которая висела у него на шее на цепочке, и сказал:
– Когда ребёнок у нас достигает зрелости, мы даём ему такую книжку. И каждое мгновение, каждую минуту или час настоящего счастья в нашей жизни каждый из нас заносит в эту книгу. После смерти же все эти мгновения мы складываем. И это – настоящие дни нашей жизни.
2.2. Обсуждение после просмотра фильма (слайды3, 4)
Вопрос для обсуждения:Какие мысли появились после того, как вы прослушали эту притчу?
Комментарий:участники отвечают по мере готовности.
–В словаре «счастье» определяется как эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни и осуществление своего назначения. Вы сказали, что …(обобщить ответы учащихся).
Вывод:Каждый хочетжить так, чтобы в жизни было много счастливых моментов, которые позволяют ощущать ее яркость и многогранность. Поздравляя друг друга, мы часто говорим: «Желаю тебе счастья». Счастье нам приносит то, что мы ценим и любим в жизни.
Упражнение «Жизнь с болезнью»(слайд 5)
Индивидуальная работа по осознанию собственных ценностей
Инструкция:Сейчас я предлагаю вам взять по 8 листочков и написать на них, все то, что составляет для вас ценность в жизни, чем вы дорожите.
Комментарий: предоставить участникам 5 минут для заполнения листов.
Работа в общем кругу по снятию эмоционального напряжения
–Хотите узнать, что я у вас забрал?
Комментарий: ведущий зачитывает все, что написано на листах.
–Что вы сейчас чувствуете, поделитесь тем, чем хочется?
Комментарий:участники отвечают по мере готовности.
Упражнение «Человек и ПАВ»
Представление работы группы
Инструкция: Вы обсудили в группах, предложенные вопросы, и сейчас я предлагаю вам представить свои ответы.
Комментарий:ведущий предлагает выбрать одного участника от группы, который познакомит с общим ответом, полученным в ходе обсуждения. Представление начинается с ответа на первый вопрос и заканчивается последним. По мере выступления участникам из других групп предлагается вносить свои дополнения.
Вывод:Из ваших ответов видно, что человеком, который может начать употреблять ПАВ, может быть любой, так как многие обладают теми качествами, которые вы указали. В условиях, способствующих тому, что человек начинает прибегать к употреблению ПАВ, может тоже оказаться любой из нас. Чаще всего при употреблении психоактивных веществ человек хочет получить спокойствие, удовольствие, удовлетворение в жизни, а главное, решение тех трудностей, в которые он попадает. Но в результате получает новые проблемы, зависимость от употребления психоактивных веществ, несвободу и теряет в жизни то, что было для него ценным.
Комментарий:изобретение и изготовление психоактивных веществ (состав) направлено на то, чтобы любого человека можно было бы «подсадить» на их употребление. Так же возможны различные варианты для введения в организм (внутривенное и внутримышечное введение, закладывание в рот, напыление на продукты питания, курение, разведение растворов и т.д.)
Представление работы группы
Инструкция:А сейчас прошу васпредставить решение вашей группы, для этого предлагаювыбрать одного представителя, который познакомит нас с ситуацией и с теми шагами, которые вам удалось разработать в ходе ваших рассуждений.
Комментарий: участник, совершая реальные шаги в пространстве аудитории, и представляет опыт группы
Список литературы.
1. Профилактика зависимости от психоактивных веществ. Подготовка и проведение тренинговых занятий по формированию жизненных навыков у подростков. Практикум. – М., 2008.
2. http://www.molodsemya.ru/index.php?topic=890.5;wap2&sa=U&ved=0CB8QFjACahUKEwiWoaS1r7LIAhXEc3IKHSphDY8&usg=AFQjCNEsIXOPQZ8gRtNLOcsq3mMJLeuZNA
Приложение
Алгоритм принятия решений
Шаг первый | ОСТАНОВИСЬ Определите проблему. Чего это касается? В чем заключается проблема? | ||||
Шаг второй | ПОДУМАЙ Генерализация различных вариантов решений проблемы. «Чего я хочу и что могу сделать для решения проблемы?» | «Мозговой штурм», желаемых и возможных решений. | |||
Выберите самые значимые. | |||||
Шаг третий | ПОДУМАЙ О ПОСЛЕДСТВИЯХ Что может произойти? Рассмотрите обе стороны последствий – позитивную и негативную. | + | - | + | - |
Шаг четвертый | РЕШАЙ, ЧТО ДЕЛАТЬ Принятие решения. Каково решение? Сделайте наилучший для вас выбор. | ||||
Шаг пятый | ОЦЕНИ ИСХОД | Готовы ли вы принять последствия вашего решения, если нет, то попытайтесь проработать другой вариант принятия решения. | |||
Приложение
Шаг. Остановись.
Шаг. Подумай.
Шаг. Решай, что делать.
Шаг. Оцени исход.
психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних
«Диалог»
620142, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 55 «А»; телефон 2514751, факс 2572305;e-mail: [email protected]; http://dialog-eduekb.ru
Интерактивное занятие
для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений
«Шаг к себе»
Цель:повышение социальной компетентности учащихся,способствующейформированию личностной позиции на нетерпимое отношение к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).
Задачи:
1. Развить когнитивные и эмоциональные установки накультуру здорового образа жизни.
2. Создать условия для осознания личной ответственности за свое поведение и здоровье.
3. Сформировать навык оценки проблемной ситуации и принятия решения.
Материально-техническое обеспечение:аппаратура для просмотра видеофильмов и презентации, доска, стикеры, ручки, по 8 листов бумаги (8x8 см) на каждого участника, плакат «Что делать?», карточки обратной связи.
Организация интерактивного занятия:аудитория с расставленными по кругу стульями по количеству участников.
Ход занятия
Ι. Организационный модуль