Языкознание. Выразительные средства речи.

1. Основные вопросы. Выразительные средства речи (эпитет, метафора и др.). Роль выразительных средств языка в восприятии текста. Язык – орудие труда журналиста. Литературный и разговорный язык.

2. Требования к знаниям и умениям: иметь понятие о современном русском литературном языке, уметь правильно использовать в своей речи выразительные средства для достижения образности и эмоциональности, знать нормы орфоэпии, знать основные правила орфографии, орфоэпии, грамматики, синтаксиса; уметь формулировать мысли на письме; знать отличие русского языка от разговорного.

3.Самостоятельная работа. Выявление уровня знаний пот русскому языку.

4.Практика. Тесты по орфографии, лексике; составление устного рассказа на свободную тему; свободное сочинение.

Речь и текст. Структура текста. Особенности публицистического стиля

1. Основные вопросы. Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приёмы. Характерные признаки публицистического стиля.

2. Требования к знаниям и умениям: знать роль текста в восприятии информации; знать критерии подготовки текста; планировать собственную работу; использовать приёмы изобразительной речи в журналистских материалах;

3.Самостоятельная работа. Анализ текстов; редактирование текстов, корректировка.

4.Практика. Тесты по синтаксису.

4.Журналистские жанры:

· оперативно-новостные (заметка);

· оперативно-исследовательские (интервью, репортажи, отчёты);

· исследовательско-новостные(корреспонденция, комментарий, рецензия);

· исследовательские (статья, письмо, обозрение);

·исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет).

1. Основные вопросы. Знакомство со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, краткость информации.

2. Требования к знаниям и умениям: знать отличительныеособенности жанров журналистики; уметь использовать различные жанры при создании своих работ.

3.Самостоятельная работа. Анализ текстов; редактирование текстов, корректировка.

4.Практика. Создание своего проекта в определённом жанре.

Язык и реклама. Языковая манипуляция.

1. Основные вопросы. Язык и реклама. Языковая манипуляция.

2. Требования к знаниям и умениям: уметь использовать на практике лингвистические приёмы или языковую манипуляцию: «оценочное понимание», «языковой капкан», «пресуппозиция», «массированное употребление», «почерк мастера».

3.Самостоятельная работа.

4.Практика. Анализ языка рекламы.

6.Создаём макет газеты.

1. Основные вопросы. Требования к макету (ширина полей, межстрочный интервал, отступы между заголовком, подзаголовком, лидом и основным текстом, отступы между текстом и иллюстрациями).

2. Требования к знаниям и умениям: знать правила использования графических элементов, уметь составлять шаблон, ясно и интересно излагать материал.

3.Самостоятельная работа. Распределение обязанностей в команде по созданию газеты.

4.Практика. Подготовка шаблонов и работа с ними.

7.Встреча с представителями редакции газеты «Класс!» -экскурсия в редакцию газеты «Класс!».

8. Презентация газеты. (Отчёт о работе, защита творческих проектов, творческих работ, итоги диагностики; презентация газеты)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Й год обучения

№ п/п ТЕМА Теория Практика Всего
Вводное занятие. Повторение пройденного материала за 1-й год обучения
История журналистики
Основы журналистики: · Структура газетной редакции. · Работа с диктофоном. · Права журналиста, его социальная ответственность перед читателями. Закон о СМИ. · Аналитические жанры печатной журналистики. · Герой статьи, герой номера, тема номера. · Законы логики в журналистском тексте. · Актуальные проблемы современности.                                
Русский язык, литературная правка и культура речи. · Редактирование, литературная правка. · Работа с письмами читателей. Их подготовка к печати. · Культура речи. · Способы преподнесения информации. · Речевые конфликты и пути их разрешения. · Работа над языком и стилем авторского материала.                  
Основы фотодела, дизайна и вёрстки.
  • Основы шрифтового оформления.
  • Фотодело.
  • Технологии подготовки текстов к вёрстке. Способы вёрстки текста.
  • Макетирование и оформление полос. Работа с шаблонами
           
Итоговое занятие.  
ВСЕГО: 144 часа

Содержание программы2-го года обучения



Наши рекомендации