Формирование системы печати в Китае.
В 1919 г. в развитии китайской журналистики начался новый этап, поскольку в стране появился новый отряд прессы – коммунистическая печать, который оказывал большое воздействие на дальнейшее развитие китайской журналистики.
Длительное время китайская журналистика развивалась в сложных условиях гражданской войны, японской оккупации. После провозглашения КНР в октябре 1949 г. в стране началось создание системы печати, подконтрольной правящей коммунистической партии. Были закрыты все гоминдановские издания и радиостанции. Частные газеты постепенно переходили в руки государства (нередко выкупались у владельцев).
В 30-40 гг. 20 в. в Китае укрепила свои позиции коммунистическая партия. В эти годы ЦК КПК (центральный комитет коммунистической партии Китая) дал ряд указаний, которые говорили о мероприятиях по укреплению системы партийной печати.
В 1938 г. вышел в свет всекитайский орган КПК «Синьхуажибао».
В 1939 г. ЦК КПК принял решение о создании при всех партийных комитетах отделов по распространению периодической печати.
В 1941 вышло решение ЦК КПК против серости языка и трафарета в газетной работе, хотели покончить с заморскими шаблонами. Считали, что нужно усвоить свежий и живой, приятный для слуха и радостный для глаза китайского народа китайский стиль и китайскую манеру.
1 окт. 1949 было провозглашено создание Китайской народной республики. Образование КНР – новый этап развития китайской журналистики.
Китайское правительство закрыло все информационные агентства, редакции газет, журналов, радиовещания, принадлежавшие старому режиму.
В результате в Китае сложилась новая система СМИ:
- под эгидой крупнейшей партийной газеты «Жэньминь Жибао» (Народная газета) – орган ЦК КПК основана в 1946 г,
- официального информационного агентства «Синьхуа» (новый Китай)
- Центрального народного радиовещания.
К 1954 г. в многонаселенной стране издавалось 270 газет общим тиражом 8 млн. экз., более половины из них составляли издания правящей компартии. Сохранение формальной многопартийности обеспечило выпуск некоторых изданий – печатных органов партий – политических союзников КПК. В 1956 г. была произведена реформа китайской журналистики, усилившая распространение и влияние центральной прессы во главе с газетой «Жэньминь Жибао» («Народная газета»).
Одно из важнейших направлений – создание единого общегосударственного информационного агентства «Синьхуа». В 1950 «Синьхуа» обрело статус государственного официального информационного агентства, наделенного правом публикации заявлений центрального правительства КНР и правом снабжения различной информацией различных газет, журналов, радио и тд.
У «Синьхуа» было 6 генеральных отделений и 28 корпунктов. Кроме того «Синьхуа» создало свои представительства в Москве, Праге, Берлине, Пхеньяне. В 20 гг. в зачастую происходили односторонние поглощения, когда мощные издания КПК присоединяли к себе неприбыльные непартийные газеты.
С 1956 г большинство газет Китая изменило расположение строчек, они стали располагаться горизонтально, а раньше было вертикально.
Тираж «Жэньминь Жибао» вырос с 90 тыс.экз. до 2 млн. экз. за последние 50 лет.
После начала «культурной революции» в середине 1960-х гг. количество периодических изданий в Китае резко сократилось. В результате крупнейшей политической и идеологической чистки в огромной стране в 1970 г. выходило всего 42 газеты, а общее их количество уменьшилось на 301 (в сравнении с 1965 г.). Однако общий тираж издаваемой газетной прессы при этом сократился незначительно, что свидетельствовало о стремлении обеспечить влияние на массовую аудиторию через небольшое количество унифицированных по содержанию газет. В 40 раз уменьшилось количество издаваемых журналов. В 1970 г. выходил всего 21 журнал, тиражи журнальной периодики также существенно сократились. 84,4% всех уцелевших изданий являлись партийными органами различною уровня.
Предпринятые в 1970-е годы меры по поддержке периодики (в частности, через обязательную подписку) дали ограниченные результаты. Чрезмерная политизация и унификация содержания изданий не способствовали росту читательского интереса к прессе, а низкий уровень жизни, состояние грамотности населения ограничивали возможности подписки на периодику. Даже к началу нового века, после двадцатилетних реформ и продолжительного экономического роста, в Китае оставались неграмотными 16% мужчин и 38% женщин.
Под влиянием политико-экономических реформ, начатых в стране после смерти Мао Дзедуна и отстранения от власти радикальной группировки в руководстве КПК, были созданы предпосылки и условия для быстрого роста периодики. Восьмидесятые годы стали периодом реформирования китайской журналистики и стремительного развития периодической печати – как по количеству изданий, так и по масштабам их распространения. В 1986 г., через десять лет после начала перемен, в Китае издавалось уже 6000 газет и журналов. Вместе с тем многие издания, особенно газеты, выпускались небольшими тиражами. Из 1777 выходивших в тот период газет только 98 имели ежедневную периодичность. Наметилась тенденция к сокращению тиражей партийных изданий.
С 1982 «Жэньминь Жибао» поставляется более в 100 стран мира. В 1987 г она была признана одной из 10-ти крупнейших газет мира.
Пятую часть от общего количества названий газетной периодики составляли общеполитические газеты – органы партийных организаций разного уровня – от ЦК КПК до уездных парткомов.
Однако газетная периодика стала более многообразной по типам изданий. Выходили также газеты – органы общественных организаций (профсоюзов, комсомола и др.), научно-технические, экономические, педагогические, юридические и спортивные.
В журнальной периодике преобладали издания, в основном специализированные по проблемам общественных и естественных наук, а также научно-популярные, общественно-политические и литературно-художественные журналы. Большой интерес аудитории к научной и научно-популярной периодике связан главным образом с тем, что современный Китай проходит этап ускоренной научно-технической модернизации. Некоторые из этих изданий активно поддержали идеи либерализации китайского общества, что также привлекло к ним внимание части интеллигенции и научно-технических работников.
Более многообразным стало содержание изданий, улучшилось их оформление. Активизировалась работа с читателями. Освещение получили многие проблемы, ранее запретные – безработица, инфляция, бедственное положение многих сельских жителей – членов аграрных коммун. Печать стала активно критиковать различные негативные стороны развития китайского общества – коррупцию, злоупотребления партийных и государственных чиновников. Это соответствовало взглядам Ден Сяопина и его сторонников в китайском партийном руководстве на роль прессы как катализатора модернизации страны. Руководство партийной пропагандой провозгласило, что отныне газеты могут сами решать, каких тем им следует избегать в публикациях. Одновременно партийный лидер Ху Яобан заявил, что 80% новостей в прессе должно быть посвящено успехам реформ, а 20% – недостаткам.
Даже в критических выступлениях печати обычно не ставились под сомнение основы существующего в Китае общественно-политического строя, базирующегося на доминировании КПК, на всевластии высших партийных лидеров. Не изменились и представления о прессе как об «орудии классовой борьбы», инструменте политического и идеологического влияния правящей партии на массы.
В среде китайских журналистов оформились три основных направления, отличавшиеся между собой отношением к реформам и их перспективам: маоистские ортодоксы, сторонники ограниченных реформ (полагавшие, что изменения должны охватить главным образом производственно-экономический базис, не затрагивая основ существующего общественно-политического устройства), а также приверженцы либерализации, ориентированные на западные образцы.
После протестов на площади Тяньаньмынь в Пекине в 1989 г. партийно-государственный контроль над прессой ужесточился. Часть либерально настроенных журналистов была уволена, некоторые оказались в тюремном заключении или в эмиграции. На многие руководящие посты в редакциях были назначены «твердокаменные» маоисты.
К середине 1990-х годов положение китайских СМИ несколько изменилось в связи с корректировкой официального внутриполитического курса после выступления в 1992 г. Ден Сяопина, провозгласившего углубление реформ. Многие редакционные коллективы получили возможность самоуправления (это не коснулось редакций партийной и государственной прессы), расширились их полномочия в ведении самостоятельной экономической деятельности. Одним из показателей успешной работы редакций становится объем средств, получаемый благодаря публикации коммерческой рекламы. В результате, например, шанхайские газеты в течение 1995 г. получили 4 млрд. 500 млн. юаней в виде доходов от рекламной деятельности, за пять лет объем поступающей рекламы возрос в шесть раз. Одна только южнокитайская «Гуанчжоу Жибао» получала ежегодно около 300 миллионов юаней рекламных поступлений. Внушительно выглядела соответствующая статья доходов центрального ТВ Китая, которое получало около 1 млрд. юаней в год в виде платы за передаваемую в эфир коммерческую рекламу. Девять из десяти популярных китайских журналов рекламировали иностранные моды, фильмы, спорт, пищу и технику. Коммерческая реклама превратилась в один из мощных каналов распространения в стране западных культурных стереотипов и образцов потребительского поведения. Вместе с тем рост рекламных доходов способствовал быстрому развитию средств массовой информации Китая: в середине девяностых годов в стране издавалось более 2000 газет, действовало свыше тысячи радиостанций и около 2000 эфирных, кабельных и спутниковых телецентров.
Под влиянием реформационных процессов меняется содержание китайской прессы. Расширилась тематика выступлений, живее стал стиль материалов, разнообразнее лексика журналистских произведений. Сегодня даже в партийной периодике нередки скандальные (с точки зрения бытующих в Китае представлений о морали) публикации, способствующие повышению читательского рейтинга изданий. Главной пропагандируемой в прессе ценностью становится личная инициатива, тогда как ранее восхвалялись коллективные усилия в интересах всеобщего благосостояния. «Героями дня», чей пример пропагандируется прессой, стали удачливые предприниматели, в то время как раньше ими были передовые рабочие, крестьяне, военнослужащие.
В связи с падением влияния партийной прессы редакция «Женьмин Жибао» («Народная газета») объявила в 1998 г. о необходимости «нового лица издания». Во времена «культурной революции» тираж газеты составлял 6 млн. экз. К концу 1990-х годов он сократился вдвое.
В 1996 г. газета «Гуанчжоу Жибао» организовала первую в Китае корпорацию печати, утвержденную отделом пропаганды ЦК КПК и Бюро по издательскому делу и печати (БИП). Это способствует переходу прессы Китая с уровня «объем и количество» на «качество и высокая эффективность».
Дальнейшее повышение профессионализма прессы в Китае напрямую связано с развитием системы подготовки журналистских кадров. В предыдущие десятилетия главным достоинством журналистов, считавшихся идеологическими работниками, признавалась политическая лояльность. Профессиональные же качества стояли на втором плане. Сеть учебных учреждений, готовящих журналистов, была явно недостаточной для огромной страны. В результате в первой половине девяностых годов только около 6% китайских журналистов имели профессиональную подготовку. Половина работающих журналистов не получила вузовского образования.
Электронные СМИ в КНР.
Одной из крупнейших современных служб иновещания располагает сегодня КНР. Оснащенное новейшим цифровым оборудованием германского производства, «Международное радио Китая» ведет передачи 260 часов в сутки на различных языках, включая, русский и эсперанто. В общем объеме китайского иновещания доминирует англоязычное, специализированное по регионам мира. Основным источником информации для международного вещания КНР служит государственное агентство новостей «Синьхуа».
Начало радиовещания в Китае – 1945 г.
После образования КНР в 1949 было создано Центральное управление радиовещания, подчинявшееся главному управлению журналистики при народном правительстве. В 1950 г. –принимается решение о создании и развитии современной сети радиовещания.
Становлению способствовало движение радиоприемных операторов, которые были обязаны записывать новости, правительственные указы и доводить их до сведения широких масс.
В первые годы после образования КНР система радиовещания представляла собой 4-хярусную пирамиду:
- Вершина – центральное народное радиовещание.
- Ниже – радиостанции крупных административных центров: Шэньян – центр восточно-китайского района, Сиань – центр Северо-западного Китая и др.
- Третий уровень – радиостанции провинций.
- Четвертый – городское радиовещание.
Местные радиостанции были обязаны транслировать наиболее важные информационные программы центрального радиовещания «Новости прессы» и «Программу совместной радиопередачи».
В 1950 г. был создан отдел международного радиовещания «Радио Пекина». Сначала передачи велись на 7 языках 11 часов в сутки.
С 1952 г. в сельских районах начинается активное строительство проводной радиосети. Первая проводная радиостанция была построена в апреле 1952 года.
В 1956 г. проходит съезд 4-го всекитайского рабочего совещания работников радиовещания, на котором отмечалось, что неблагополучное положение радиовещания сложилось из-за низкого уровня профессионального журналистского мастерства. Прозвучало требование покончить с существованием запретов на критические выступления на радио.
Далее ситуация изменилась: особое внимание стало уделяться подбору журналистов, стали выходить новые программы: «По родной стране», «Наука и знание», «Беседы о текущих событиях в мире» и др.
В настоящее время структура радио не изменилась. Правда наряду с государственным вещанием в эфир выходят небольшие радиостанции с участием частного капитала, однако государство КНР продолжает контролировать развитие электронных СМИ.
Телевидение в Китае появилось в 1958 г. В начале Пекинский телецентр выходил в эфир всего 2 раза в неделю с пробными телепередачами. Начиная со 2 сентября передачи стали выходить в эфир 8 раз в неделю. С октября вышла 1-ая передача шанхайской телестудии.
В 1958 году было создано 4 телецентра:
- В Пекине,
- Харбине,
- Шанхае,
- уезде Юйтянь.
В 1960 г. было уже 9 центров.
Телевизионные программы состояли из получасовой передачи новостей, репортажей на произвольные темы, документальных фильмов, и др. Иностранная хроника передавалась раз в неделю.
В1973 г. происходит освоение цветного ТВ. В 1978 г. – пекинское ТВ переименовано в центральное.
Начали развиваться провинциальные ТВ.
Основой телесистемы Китая в настоящее время являются телевизионные программы Центрального телевещания (ежедневно более 170 часов):
- Первая программа – универсальный канал (18 часов) отличается выпусками новостей и политических программ;
- Вторая программа – (16 час в сутки) – передачи по вопросам экономики и программы ориентированные на социальное воспитание;
- Третья программа (появилась 1986г) – театрально-музыкальная;
- Четвертая программа – международный канал круглосуточного вещания для живущих за рубежом китайцев сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания;
- Пятая программа (1995) – спортивная;
- Шестая программа - рассчитана на любителей кино;
- Седьмая программа – универсальная, есть научно-технические рекомендации.
В мае 1999 года ЦТК запустил еще один канал – «Теледрамы». Ежедневно зрители могут посмотреть до 6 постановок. Растут доходы от рекламы. Платными являются 3,5,6 и 8 программы, сигналы которых распространяются в закодированном виде.