Развитие электронных СМИ в Азии.

В 1922 г. экспериментальное радиовещание началось во многих странах Азии, в частности, в Японии, Китае, Индонезии, на Филиппинах. Радио вызвало большой интерес специалистов по связи и представителей деловых кругов Японии. Изучался американский и европейский опыт организации радиовещания. В 1922 г. вступили в строй первые регулярно вещающие японские радиостанции. В последующие годы в стране происходило формирование как компаний коммерческого вещания, так и принадлежащих государству радиостанций, которые были созданы в крупнейших японских городах – Токио, Осаке и Нагое. Однако во властных кругах Японии возобладаю стремление поставить под контроль правительства все существующие в стране радиостанции с тем, чтобы обеспечить их монопольное использование в целях поддержки внутренней и внешней имперской политики. Это произошло в 1926 г., когда под предлогом создания в стране единой централизованной сети радиостанций правительство объявило об образовании Национальной вещательной корпорации (NHK). В 1928 г. было организовано централизованное общенациональное вещание по всей территории Японии, а в последующие четыре года – осуществлен переход на двухпрограммное вещание. Финансирование деятельности корпорации осуществлялось по схеме, напоминающей механизм финансирования британской Би-Би-Си: бюджет NHK длительное время пополнялся путем взимания устанавливаемой правительством абонентской платы с владельцев радиоприемников, исполнение же бюджета контролировалось на министерском уровне.

Все более активную деятельность в международном спутниковом телеэфире развивают телекомпании Китая, Индии, некоторых других азиатских стран. Развитие спутникового телевидения в современном мире наглядно выявило возрастание глобальности коммуникационных процессов, расширение состава и увеличение количества субъектов международной информационной деятельности в конце XX – начале XXI вв.

Крупнейшие ежедневные газеты выходят также в Монголии в электронном варианте: правительственная «Ардын эрх» («Народная власть») и частная «Оноодор» - на монгольском языке, городская «Ulanbaatar Post» - на английском языке размещаются на страницах Web-сайта «Mongolia Online». Помимо государственного ТВ в 1998 г. в стране работало около 20 независимых телевизионных станций. Использование спутника «Asiasat»-позволяет принимать монгольское телевидение на территории от Читинской области России на севере до Вьетнама на юге. Большинство частных телестанций относятся к совместной форме собственности и вещают по кабельным сетям в городских и районных масштабах. Наиболее крупные из них: «Сансар ТВ» - российско-монгольская компания, которая круглосуточ­но ретранслирует передачи РТР; «Сансар КаТВ - совместная монголо-китайская компания транслирует передачи ОРТ, РТР, Си-эн-эн, Эн-эйч-кей, Эм-ти-ви, Гонконгского, Монгольского и Улан-Баторского телевидения, ТВ «Одон» Внутренней Мон­голии КНР.

Изменение в начале 90-х годов внутриполитической ситу­ации в Монголии, движение страны в сторону рыночной эконо­мики создали предпосылки для использования такого вида ком­муникации, как Интернет-связь. К началу реформ в Монголии уже функционировал Национальный центр информатики, персонал центр, инженеры и программисты которого были выпускниками советских вузов. Преобразованный в 1991 г. в государственную компанию «Датаком», Центр взялся за разработку системы электронной почты «PC-mail», основанной на российском программном обеспечении, и спустя два года система начала функционировать, связав между собой различные регионы страны. В 1994 г. компания «Датаком» была приватизирована и с этого момента пытается решить проблему доступа в Интернет. Для этого необходимо усовершенствовать национальную инфра­структуру, повысить качество телефонной связи вне Улан-Бато­ра, на что необходимы финансовые вложения. О сложности си­туации можно судить по таким фактам: ежемесячная абонентс­кая плата за полное подключение к Интернету составляет 75 долларов в месяц (режим удаленного доступа), поддержка электронного почтового ящика (без полного доступа в Интер­нет) - 15 долларов в месяц. А по официальным данным, в Монголии в 1997 г. каждый пятый монгол получал менее 10 дол­ларов в месяц и более 36 процентов населения страны относи­лись к категории малоимущих. Поэтому ставка делается на коллективный доступ в Интернет через различные организации и учебные заведения. И «Датаком» уже подключил к глобаль­ной компьютерной сети свыше 1500 пользователей.

Одной из давних проблем монгольской журналистики яв­ляется отсутствие законов о свободе информации, печати, сред­ствах массовой информации. Законопроекты разработаны и пред­ставлены парламенту страны еще в 1994 г., но принятие их все время откладывается.

Система телерадиовещания Японии состоит из NHK и коммерческих компаний.

NHK является общественной корпорацией, находящийся под контролем государства. Возглавляет корпорацию Президент компании и Совет управляющих, который состоит из 12 человек. В настоящее время ей принадлежат 5 телеканалов:

- Общий.

- Образовательный.

- 2 спутниковых.

- Телеканал высокой четкости.

Штат достигает 15 тысяч сотрудников. Считается 2 по величине корпорацией после BBC и существует за счет абонентской платы. Радио существует с 1925 года. Регулярные телепередачи с 1933 года, а в 1960 появляется цветное телевидение.

На сегодняшний день в стране насчитывается более 130 коммерческих телекомпаний, 5 основных из них находятся в Токио.

1. «НТВ» «Ниппон Television»

Первая коммерческая студия, начавшая работать в 1953 году. Штат – 1300 человек.

2. «Ти Би Эс» «TBS»

Вещает с 1955 года. Штат – 800 человек. Телеспектакли, концерты.

3. «ТВ -Токио»

Самый маленький из национальных коммерческих телевещателей. Работа началась в 1964 году.

4. «Фуджи News»

Была образована в 1957 году. Начиная с 1997 по сегодняшний день - одна из ведущих в производстве и развитии цифрового вещания в Японии и за ее пределами. Штат 1400 человек.

5. «All Ниппон News»

Канал образовательного телевидения. Цифровое телевидение появилось в 1996 году. С 1997 года японскими телекомпаниями ведется телевещание высокой четкости. В 2000 г. был создан новый канал «Digital BS».

Журналистика КНР

Наши рекомендации