Журналистика США в начале ХХ века
На стыке двух веков заметным явлением в американской журналистике было движение социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства и коррупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда историю «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрейкерства» («разгребательства грязи»).
В этот период в периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации.
В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип дешевой прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фотографией во всю первую полосу (удобен для читающих в баре, трамвае, автобусе. Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее положение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качественные газеты - «Нью-Йорк Таймс», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс монитор» («Наставник христианской науки») и др. также значительно расширили свою аудиторию.
Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей - еженедельник «Тайм» («Время»). Организаторы журнала молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хадден стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс создает второе издание - ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забавлять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные издания - журналы новостей - «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнайтед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).
Одним из лучших «журналов мнений» в американской журналистике XX в. стал журнал «The New Yorker», основанный в 1925 г. Гаролдом Россом. «Журнал мнений» традиционно обращается к более узкому, но и более устойчивому кругу читателей-интеллектуалов, желающих получать образцы серьезной литературно-критической продукции. В первые годы своего существования «The New Yorker» удалось собрать сильный по литературному уровню круг авторов (Джеймс Тербер, Огден Нэш, Ринг Ларднер) и привлечь широкую читательскую аудиторию, создав особый орган «утонченного городского юмора» и новую эстетику качественного журнализма. Журнал смог стать своеобразным стандартом хорошего вкуса. В американском литературоведении даже появился термин «проза журнала «The New Yorker», являющийся синонимом качественной прозы уровня Сэлинджера или Трумэна Капоте. Нынешний тираж этого издания составляет около 800000 экз., а это хороший показатель для такого рода издания.
В XX в. издательское дело, став большим бизнесом, приобретало все характерные формы современного индустриального и коммерческого производства. Два кризиса в развитии бизнеса - биржевая паника 1893 года и депрессия 1896-1897 годов - поставили издательское дело под контроль финансового капитала, и отныне банки и инвестиционные компании снабжали издательства капиталом и требовали наибольшей эффективности производства с целью получения прибылей.
После бурного всплеска макрейкерства американская журналистика входит (в большинстве своем) в русло консерватизма. В издательской политике, как правило, главный акцент делался не столько на увеличение тиражей, сколько на привлечение рекламы. Появились газетно-журнальные синдикаты, объединявшие и координировавшие деятельность нескольких периодических изданий.
Успешная работа периодического издания была невозможна без специализированной профессиональной подготовки его сотрудников. Время журналистов-универсалов уходило в прошлое, потребовались специалисты в различных областях (политика, экономика, криминальная хроника, спорт, театральная жизнь), возникает потребность в журналистских специальностях.
Поэтому уже в начале века возникла проблема подготовки журналистских кадров. Сложилось два противоположных подхода к данной проблеме. Одни считали, что лучшей школой для журналиста должна стать редакция газеты или журнала, где можно получить необходимый опыт. Другие были убеждены в необходимости создания специальных журналистских школ. Первая журналистская школа (по уровню обучения сопоставимая с университетскими стандартами) была в 1908 г. при университете штата Миссури. Джозеф Пулитцер передал 2 млн. долларов на создание журналистской школы в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая благодаря этому взносу была открыта в 1912 г.
Общее количество ежедневных газет в США к 1915 г. превысило 2200, однако после 1915 г. их количество стало снижаться ввиду ряда причин (для сравнения, в 1995 г. количество ежедневных газет составило 1586). Одна из причин - проявившаяся тенденция к слиянию периодических изданий. В 1916 г. Фрэнк Манси предпринял целую серию слияний старейших нью-йоркских газет. В результате его деятельности слиянию подверглись такие прославленные в прошлом издания, как «The New York Sun», «The New York Tribune», «The New York Herald».
В начале XX в. в Соединенных Штатов издавалось 952 периодических изданий духовно-нравственного, по преимуществу религиозного содержания.
Своеобразной метажурналистикой можно считать появление в начале XX в. так называемых дайджестовых изданий, из которых самым известным стал созданный Де Виттом Уоллесом нью-йоркский «The Reader's Digest» (1922 г.), резюмирующий и печатающий фрагменты из других периодических изданий. Тираж этого издания в настоящее время исчисляется десятками миллионов, а сам журнал издается на многих языках, включая китайский. В целом журналы смогли сохранить свое место в структуре СМИ - в середине 1990-х гг. в США издается свыше 11000 журналов.
С началом XX столетия связано активное развитие киноиндустрии и радиовещания. В США начали создаваться гигантские радиовещательные корпорации. Перед первой мировой войной в США появились первые пробные радиостанции. К 1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928 гг. возникли сети Си-би-эс и Эн-би-си, которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне. В 1926 г. была организована первая вещательная компания Эн-би-си (Нэшнл бродкастинг компани - Национальная вещательная компания); в 1927 г. возникла Си-би-эс (Коламбиа бродкастинг систем – Колумбийская вещательная система), в 1943 г. - Эй-би-си (Америкен бродкастинг компани - Американская вещательная компания). Они сегодня - основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.
Радиовещание подкупало своей демократичностью – простотой распространения сигнала, возможностью прослушивания радиопередач одновременно большой аудиторией. Радиовещательные службы разных стран начали активно транслировать передачи за рубеж на иностранных языках, стремясь привлечь внимание большого числа слушателей. К началу 40-х годов уже около 30 стран во всем мире имели радиостанции, которые вели вещание на зарубежные государства.
Кино и радио стали мощным инструментом распространения информации и воздействия на аудиторию. Признанным лидером в производстве и прокате кино того времени, безусловно, были Соединенные Штаты Америки. Продукция Голливуда быстро завоевала мировые рынки, и уже к 1914 г. около 85 процентов зрителей по всему миру смотрели американские фильмы, а в 1925 г. продукция голливудской «фабрики грез» собирала «более 90 процентов дохода от всего кинопроката Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Аргентины».
В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию был передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом - по радиоволнам было послано первое живое изображение. В 1931 г. появились экспериментальные телевизионные станции, а в 1939 - началось регулярное телевизионное вещание.