Основные тенденции развития французской журналистики в конце ХХ века

При характеристике современной печати следует принимать во внимание следующие особенности современной французской прессы:

1. Скрытая или явная поддержка политических взглядов тех или иных партий и движений (что обусловлено историческими особенностями формирования политической культуры Франции)

2. Концепция печати вокруг крупных медиа-групп.

3. Разделение изданий по территории распространения (национальные и региональные).

В настоящее время деление прессы во Франции не столь категорично, как в довоенный и послевоенный периоды. Французы чаще классифицируют по тематике:

- общей или политической направленности,

- специализированную периодику (женская пресса, молодежная, техническая, экономическая, научная и т.д.).

Серьезную конкуренцию составляют в последнее время бесплатные газеты, содержащие как рекламу, так и журналистские материалы

Парижские газеты в конце ХХ века издаются и распространяются преи­мущественно в Париже и его окрестностях. Провинция же отдает предпочтение региональным и местным изданиям. Процесс кон­центрации в газетно-издательской сфере осложнил выживание малых и средних газет. Поэтому с 1982 г. французское прави­тельство оказывает помощь газетам общей и политической ин­формации на французском языке, тираж которых меньше 250 тыс.экз., распространение – 150 тыс.экз., а доход от рекламы не превышает 25 % общего дохода. Кроме того, субсидирует расходы всех газет на почту, телефонную связь, распространение за границей. Во Франции зарегистрировано 15 тыс. периодических изданий широкого тематического диапазона – от ежедневных газет общей информации до ежегодника ассоциаций и научных обществ. Выделяют следующие крупные категории перио­дической печати во Франции:

- пресса общей или политической направленности;

- специализированная периодика (женской прессы, молодежной; технической и профессио­нальной периодики; спортивная, научная, «эротическая» и прочая периодика;

- экономическая пресса;

- пресса злобы дня и бегства от действительности (ил­люстрированные еженедельники, например, «Пари матч»);

- печать документа и статистики.

Франция занимает лидирующее место по уровню развития журнальной периодики (1350 экз. на 1 тыс. человек).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фига­ро», «Монд» («Мир»), «Либерасьон» («Освобождение») и др.); специализированные: молодежные, женские, научные, технические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» («Эхо»), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» («Новый экономист») и т.д.; развлекательные (преобладают иллюстрированные еженедельники типа «Пари матч» («Парижский матч»). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и ежемесячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир»), а также «Котидьен де Пари» («Парижская ежедневная газета»). Для печати Франции характерно нали­чие влиятельных церковных изданий, среди которых следует вы­делить католическую газету «Круа» («Крест») и еженедельник «Ви» («Жизнь»). Сравнительно не­большие тиражи у печати французской компартии: «Юманите» и еженедельника «Революсьон».

«Монд» -одна из ежедневных газет Франции. В 70-80-е гг. газета переживала нелучшие времена. В конце 70-х гг. французская пресса начала процесс модернизации производства газет. В числе последних оказалась «Монд», что позволило ей осуществить переподготовку персонала. Финансовые итоги деятельности газеты «Монд» в 1980 г. показали незначительный дефицит: сказалось увеличение расходов на зарплату, социальное обеспечение, бумагу, почтовые тарифы. «Монд» долго удавалось сводить концы с концами, но в начале 80-х гг. был отмечен первый дефицит - 17,8 млн. франков, а в 1984 г. он достиг 70 млн. франков. За три года тираж сократился на 45 тыс. экз. Она должна была найти средства, чтобы сохранить свои притязания на независимое издание.

Чтобы удержаться на газетном рынке, многие ежед­невные газеты идут на существенное обновление содержания и фор­мы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет первый номер обнов­ленной газеты «Монд». С помощью новой формулы «Монд» удается добиться успеха. Во главу угла были выдвинуты три принципа:

1) улучшить иерархизацию информации, т.е. отработать приоритеты в выборе информации;

2) сгруппировать в одном отделе статьи, касающиеся сходных фактов и проблем;

3) дать читателю ежедневную газету с разнообразной, четко представленной и более богато иллюстрированной информацией.

Издание, впервые созданное полвека назад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверен­ная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по 7 разделам («Международный», «Франция», «Общество», «Пред­приятия», «Сегодня», «Горизонты», «Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же но­мере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 журналистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 - раньше, чем прежде (был выигран один час в редакцион­ной подготовке издания). Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличению объема ее продажи.

С 1997 г. значительно расширился отдел «Культура»: он стал выходить на нескольких полосах. Появилась новая рубрика «Киоск» с лаконичной информацией из мировой печати, телевизионной хроникой, сообщениями о новых сайтах в Интернете. «Монд» остается самой читаемой газетой среди высокообеспеченных слоев населения. С ней знакомятся 15% французов с годовым семейным доходом от 320 тыс. франков. Она занимает 1-е место по величине читательской аудитории среди газет общей информации. Ее распространение в конце 90-х гг. росло, увеличивались и доходы от рекламы. По утверждениям директора «Монд» Ж.-М. Коломбани, 1998 г. войдет в историю газеты как один из самых успешных по финансовым показателям, а также по распространению газеты. Президент-генеральный директор «Монд» определил три направления развития газеты:

1) участие в современной технологической революции - использование Интернета;

2) инвестиции в издания, посвященные культуре (увеличение количества полос в ежедневной газете, приложения),

3) активность в области региональной прессы. До начала ХХI века (вплоть до террористического акта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке) финансовое положение «Монд» было стабильным.

«Фигаро»занималасреди парижских газет наиболее прочные позиции в конце 70-х-начале 80-х гг. Первое приложение - журнал «Фигаро-магазин» - было выпущено в октябре 1978 г. Это нововведение Эрсана подхватили издатели почти всех ежедневных парижских газет. Приложения в виде иллюстрированных журналов, которые распространяются вместе с ежедневной газетой в конце недели бесплатно или за небольшую цену, способствуют увеличению спроса на ежедневную газету. К началу 1981 г. регулярно выходили по субботам «Фигаро-магазин», «Матэн-магазин», «Экип-магазин», «Либерасьон-сэндвич» и «Монд-диманш», а также «Фигаро-ТВ» по средам и «Мадам Фигаро» по субботам раз в месяц. Надеясь на подобный успех, Эрсан в 1981 г. стал выпускать «Франс-суар-магазин». Преимущество, получаемое ежедневной газетой, при этом двойное: приложение позволяет, с одной стороны, завоевать новых читателей, которые возможно станут покупать газету не только по субботам, с другой стороны, оно дает возможность увеличить доходы как от продажи (газеты в эти дни продаются дороже), так и от рекламы.

Её распространение в конце 90-х гг. стало снижаться. Редакция поставила перед собой задачу обновления формулы газеты. В первом номере обновленной газеты, который вышел 29 ноября 1999 г. в разделе «СМИ и реклама» экономического приложения опубликована статья «Фигаро» - газета, самая близкая своим читателям».

Первые страницы газеты посвящаются международной информации, причем целая полоса отводится Европе. Затем следуют публикации по проблемам внутренней политики, общества, региональной жизни. Разворот в центре газеты отводится под рубрику «Дебаты и мнения». Газета открыта для выражения различных мнений, полемики и интерактивности благодаря читательской почте.

В ноябре 1999 г. распространение «Фигаро» составляло около 380 тыс. экз. Для продвижения на газетный рынок новой формулы была проведена рекламная кампания, частью которой стало распространение у выходов из метро и у газетных киосков купонов на 5 бесплатных номеров «Фигаро».

«Либерасьон» оставалась в начале 80-х гг. единственной из парижских газет, которой удалось в течение десяти лет увеличивать тираж. В 80-е гг. после кардинальных преобразований и привлечения рекламы она превратилась в классическое капиталистическое предприятие, став более умеренной в своих политических взглядах, но делала ставку на критические репортажи и расследования. Ее распространение росло (70тыс. экз. в 1982 г., 138,5 тыс. экз. в 1985 г., 165,5 тыс. экз. в 1986 г.). В 1988 г. «Либерасьон» достигает апогея в своем распространении (195 тыс. экз.).

Обновление газеты «Либерасьон», предпринятое в первой половине 90-х гг., потребовало дополнительных инвестиций. Причем этот процесс совпал с технологическим взрывом, вызвавшим бурное распространение коммуникаций и расширившим поток информации из самых разных источников. Все это требует глубоких перемен в способах подачи информации в СМИ и ее доставки потребителю. Если в течение первой недели продажа газеты в Париже возросла на 20 тыс. экз., то уже через десять дней она вернулась к прежнему уровню. Повышение стоимости бумаги в 1995 г. предвещало новые проблемы газете. В начале 1995 г. издатели «Либерасьон» ограничили ее объем 60 страницами. В 1999 г. распространение «Либерасьон» оставалось стабильным (170 тыс. экз.).

Сокращение распространения в розницу компенсировалось ростом количества подписчиков и абонентской продажи авиакомпаниям и отелям. Газета успешно использует свое присутствие в Интернете. Она занимала третье место среди французских газет после «Эко» и «Монд» по востребованности в Интернете. «Либерасьон» была одним из первых изданий, создавших сайт в Интернете весной 1995 г. Многие журналисты считают, что бесплатные консультации на сайте газеты «Либерасьон», одном из самых посещаемых сайтов французской прессы, отрицательно сказывались на розничной продаже бумажной версии. И, тем не менее, «Либерасьон» переживала очередной экономический кризис, ее доходы от рекламы снизились с 45% до 35%. Руководители газеты открыто заявляли, что они ищут партнеров, которые могли бы обеспечить ее финансирование и развитие.

Экономическая газета «Эко» является основным ежедневным финансово-экономическим изданием Франции. Возрастание роли экономической информации способствовало росту читательской аудитории «Эко», чему способствовала сеть типографий, где печатались с факсимиле экземпляры, распространявшиеся в регионах.

Редакция опиралась на широкую сеть корреспондентов на местах, которые поставляли информацию в отдел «Региональные тетради». В отличие от других ежедневных газет Франции, которые большую часть тиража реализуют в розницу, «Эко» на 90% распространяется по подписке, причем 85% абонентов возобновляется. Основная часть доходов от рекламы поступает за счет финансовой рекламы и объявлений.

В начале 1988 г. газета «Эко» была продана английской издательской группе «Пирсон-Лонгмен», выпускающей «Файнэншл таймс». Это первая в истории французской прессы сделка, когда газета переходила в полную собственность иностранной группы. Благодаря обширной, надежной информации, газета пользовалась авторитетом у предпринимателей, ее основных подписчиков.

В 1999 г. «Эко» обновила свою формулу, увеличила количество сотрудников, а также расширила редакцию, готовящую электронную версию газеты. К концу 90-х гг. продажа возросла до 118 тыс. экз. Основные усилия редакции направлены на улучшение имиджа «Эко» как образцового издания с надежной финансовой и экономической информацией. Сайт «Эко» занимал в это время первое место по количеству посещений среди французских газет. В помещении редакции газеты были оборудованы телестудии, из которых передаются текущие финансовые и экономические новости.

Во Франции в конце ХХ века выходят разнообразные журналы. Самым общим основным для классификации журналов может служить связь с событием. С этой точки зрения журналы Франции можно разделить на две категории:

- журналы содержание которых связано с происходившим событием вообще или в к-л области;

- журналы, публикации которых почти никак не связано с событиями в мире.

Следует обратить внимание на информационные иллюстрированные французские еженедельники.

Успехи в развитии полиграфии, прогресс технологии и искусства фотографии создали предпосылки для расцвета современного типа массовых иллюстрированных журналов. Производство массовых многокрасочных иллюстрированных журналов, распространявшихся многомиллионными тиражами, было связано со значительными расходами: для них требовалась дорогая бумага. Массовые иллюстрированные журналы, привлекавшие рекламодателей возможностью вывода коммерческих объявлений на огромные по численности аудитории, превратились в один из наиболее предпочтительных объектов рекламных капиталовложений. Значительный приток доходов от рекламной деятельности позволял, обеспечить высокую прибыльность издательского бизнеса, но и возможность предлагать журналы массовому читателю по низкой цене, зачастую – ниже их себестоимости.

Французский текстильный фабрикант и издатель Ж. Пруво в 1938 г. купил спортивный еженедельник «Match» и после пересмотра концепции этого издания превратил его в еженедельный массовый иллюстрированный журнал по образцу «Life» X. Люса (с 1949 г. и по сей день журнал издается под названием «Paris-Match»). Введение на страницы «Paris-Match» большого количества качественных цветных фотоиллюстраций, в частности, «фоторепортажа номера», посвященного одному из сенсационных событий недели, тщательная работа над сопроводительными текстами способствовали созданию у аудитории эффекта наглядности, присутствия на месте события, придавали новостям дополнительный заряд эмоциональности. Уже в довоенный период тираж журнала вырос с 80 тыс. до 1400 тыс. экз., а после войны распространение восстановленного издания превысило полтора миллиона экз. (в середине пятидесятых годов) и достигло в 1960 г. рекордной отметки – 1800 тыс. экз. Ориентация «Paris-Match» на американские образцы журнальной прессы способствовала усвоению его сотрудниками стиля и методов работы, характерных для журналистики США.

В начале семидесятых годов разразился острый кризис массовых иллюстрированных журнальных изданий, подтвердивший необходимость изменения привычных издательских концепций. Аналогичные проблемы испытывали в этот период и европейские типологические аналоги журналов «Life» и «Look», в частности, французский «Paris-Match». В 1973 г. тираж этого издания упал до 645304 экз. Через три года испытывающий острый кризис журнал перешел в собственность нового хозяина – Д. Филиппачи, который скорректировал концепцию издания, повысил в нем роль политической информации, приблизив его к типу еженедельного журнала новостей, делающего упор на освещение сенсационных и скандальных происшествий, на упрощенное и эмоциональное изображение событий. Вместе с тем были сохранены наиболее выигрышные стороны «Paris-Match» как иллюстрированного журнала, в частности, «гвоздевой» фоторепортаж номера. Тираж журнала удалось поднять до миллионной отметки. В 1992-м году журнал начал выходить на русском языке.

В середине 80-х формулу иллюстрированного еженедельника воспринял созданный в 1977 г. еженедельник газетного типа «Вандреди Санди-Демани». Не оставляя в стороне некоторые проблемы политической жизни этот журнал предоставил читателям богатый по тематике материал посвещенный проблемам культуры, досуга. В 81-м году 335 тыс экз., а в 93-м 298 269 экз.

В 70-80-х гг. появляется несколько информационных еженедельников в качестве приложения к ежедневным газетам. 1-й был создан Эрсаном в 1975 г.- «Фигоро-магазин». В 93-м году его распространение достигло 600482 экз. Несколько иной характер иллюстрированного еженедельника «Франс димани», который выходит с 1945г. В нем обычно используется один сюжет, изложенный серией фотографий. В конце 60-х тираж превышал мил. экз., а в 93-м распространение приблизилось к 700 тыс. экз. На рынке он утвердился как семейное издание.

«Юманите», единственная партийная ежедневная газета во Франции, основана Жаном Жоресом в 1904 г. как орган Французской секции рабочего интернационала (II Интернационал). После раскола французских социалистов и создания Французской коммунистической партии в 1920 г., присоединившейся к Коминтерну (III Интернационал) она стала ее органом.

«Юманите» претерпела значительные перемены, которые переживала политическая история XX в. На газете отразились как перипетии рабочего движения, исторические события, так и изменения в самой французской прессе.

Чтобы не отставать от технического прогресса, в 70-е гг. «Юманите» начала модернизацию своего производства. В 1982 г. был полностью компьютеризирован весь процесс выпуска газеты. В 1989 г. вступил в строй новый полиграфический и редакционный комплекс, он позволил сократить расходы на производство газеты. Средства были получены от продажи старых помещений и добровольных взносов. В 1991 г. дирекция в целях экономии вынуждена была пойти на реорганизацию редакции, сократив 60 рабочих мест. Источником доходов «Юманите», кроме продажи тиража и рекламы, являются пожертвования читателей, а также распространяемый добровольцами воскресный выпуск.

Газета претерпела множество преобразований, превратившись в 1990 г. в иллюстрированный еженедельник, распространение которого достигло 108 тыс. экз. Его распространение (80%) обеспечивали добровольцы, что значительно снижает затраты и обеспечивает связь с читателями. Крах коммунистических режимов в Восточной Европе привел к значительному снижению тиражей изданий Французской компартии. Начиная с 1989 г., распространение «Юманите» ежегодно снижалось на 5-10% (66 тыс. экз. в 1992 г., 58 тыс. в 1997 г.). Чтобы приостановить падение распространения, газета несколько раз обновляла свою формулу.

В 1997 г. ее воскресное издание также претерпело изменения и стало выходить под названием «Юманите эбдо». Но газета оставалась в почти безвыходном финансовом положении и, чтобы спасти ее от банкротства, в начале 2001 г. была изменена структура капитала «Юманите». Было создано общество, объединившее частных инвесторов. Этими инвесторами стали группа «Ашетт» и телеканал ТФ1, которым теперь принадлежит 20% капитала газеты, 40% остались за руководителями газеты, представителями ФКП, 20% принадлежит «Обществу читателей «Юманите», по 10% принадлежит объединению «Друзья «Юманите» и сотрудникам редакции. Газета больше не представляет себя органом ФКП, стремясь расширить свою читательскую аудиторию. «Теперь мы полностью независим от партии, заявляет ее директор Патрик Йарик, «Юманите» может привлечь сегодня сторонников новых движений, таких как альтерглобалисты».

Наши рекомендации