Французская журналистика в период Второй мировой войны и первые послевоенные годы
СМИ зарубежных стран в период 2-ой мировой войны можно делить на фашистский и антифашистский блоки. Если первые начали активно вести пропаганду реванша, пересмотра Версалького договора, присоединения к рейху Судетской области, Чехословакии и других экспансионистских устремлений Гитлера, то вторые по началу выступали за «умиротворение Гитлера».
Во Франции в предвоенные годы в СМИ говорили об умиротворении Гитлера.
Для Франции война началась в 1939 г. и многое, что сложилось в печати в этот период затем сыграет огромную роль в становлении послевоенной журналистики. В течение 10 месяцев войны, получившей во Франции название «странной войны», положение печати мало изменилось. Французская буржуазия в этот момент была занята разгромом левого движения французской компратии внутри страны. Все коммунистические издания и сама компартия были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала никаких трудностей. Лишь в июне 1940 г. накануне оккупации Парижа одни газеты закрылись, другие начали «великий исход» на юг. Парижская пресса того времени делится на:
1. Правонационалистическая печать (газеты «Паризьен либере», «Орор», еженедельник «Карефур» и др). Эти издания настроены к правительству оппозиционно.
2. Печать, отражающая взгляды среднего класса (газеты «Фигаро», журнал «Пари Матч»).
3. Либерально-объективистская печать (газета «Монд»). Монд – наиболее серьезная – большой объем информации, в основном внешнеполитической. СМИ левых группировок интеллигенции («Тан Модерн», «Франс Обсерватэр»). Редакторы критиковали внешнеполитический курс Франции, но не могли повлиять на его изменение.
После подписания позорного перемирия, в результате которого было оккупировано 2/3 Франции, страна оказалась разделенной на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны.
В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой Коллаборационизм, т.е, сотрудничество между правительствами Петена и оккупационными войсками. Правительство Петена, находилось в городе Виши; режим получил название «вишиский». Все издания находились под контролем службы пропаганды немецкого контроля, руководившей министром пропаганды Геббельсом. Вишиский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике Коллабориционизма и способствовали укреплению собственного французского фашизма. Это газета Шарля Мораса «Аксьон франсез» становится своеобразной идеологией французского фашизма; газета Марсея де А «Овр»; газета «Же сью парту» Роже Бразияка; издания «Виктуар», «Матен», «Пари-суар» и «Пти паризьен», «Ново тан» (ее директор, Жан Люшер был одним из журналистов, которых расстреляли после освобождения Франции.
Агентство Гавас в это время было разделено на 2 части. Его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информацию - правительство Виши. Информационный отдел был национализирован и объединен с «французским агентством информации и печати», создан немцами в качестве филиала националистического агентства Дойче пахрихтен бюро.
Подавляющее большинство изданий большой прессы (ежедневные «Тан», «Экю де Пари», «Паризьен», «Матен») пошло на сотрудничество с захватчиками (оккупационная пресса).
Газеты южной зоны и без того испытавшие на себе давление службы пропаганды немецкого командования после 11 ноября 1942 г., когда оккупация распределилась на всю страну, попали в те же условия, что и газеты северной зоны. Созданный на юге Франции «легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в т.ч. и в области печати направил на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши. Многие газеты с этого времени прекратили свой выход, но осталось достаточно много коллабориционистских изданий. В течение всего периода в обоих зонах набирали силу различные группы, движения сопротивления. Ведущей политической силой сопротивления была компартия.
Большое значение коммунисты придавали нелегальным изданиям. В тяжелых условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган «Юманите». Удалось наладить распространение и других партийных изданий. К лету 1943 г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных групп и органов в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). Компартия вошла в него как одна из крупнейших партий. Многие группы и организации, вошедшие в НСС имели названия, которые сохранились после освобождения. В названиях газет отражались лозунги движения Сопротивления, столь популярные в это время.
К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бурное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 - ноябрь 1946 гг.).
Движение Сопротивления,или Сопротивление (фр. Résistance) - организованное противодействие (имело несколько организационных центров) оккупации Франции нацистской Германией в 1940-1944 годы.
Включало в себя:
- антинемецкую боевую деятельность партизан (маки́, фр. Maquis) на территории Франции, диверсии против немецких военных, саботаж;
- распространение антинемецкой информации и пропаганды;
- укрывательство преследуемых евреев и коммунистов;
- деятельность вне Франции по укреплению союза с антигитлеровской коалицией и национальной власти в колониях.
Политически движение Сопротивления было неоднородным и включало в себя людей самых разных взглядов - от правых католиков до коммунистов (французская компартия сыграла огромную роль в Сопротивлении) и анархистов, но в целом французское сопротивление сыграло одну из ключевых ролей в поражении нацистской Германии в Европе.
Антифашистское сопротивление нелегально издавало несколько газет, в том числе «Юманите», «Вандреди», «Регар», «Эзоп» и др.
Радио во Франции были профашистским, а радио «Сопротивление» вещало из Англии.
После войны в первый период после освобождения печать и радио находились под контролем союзнических войск. Возрождавшиеся издания должны были пройти своеобразную чистку. Многие из газет, запятнавшие себя связью с оккупантами и коллабориционистами, были закрыты. Они появятся уже в первые годы после освобождения либо под старым названием, либо поведут свою нумерацию с нового времени. Впрочем, достаточно быстро к ним вернутся прежние названия. В послевоенные годы появится множество новых изданий, часть которых выходило до этого нелегально, часть – только что появившихся.
Во Франции в это время возникла «новая пресса». Во многом ее появление связано с той эйфорией, которая охватила новое движение после освобождения. Наибольшей популярностью во Франции в это время пользуются левые партии коммунистов и социалистов. Не удивительно, что на волне этого интереса и левого движения возникло множество левых изданий, стремившихся сделать прессу независимым ни от политических властей, ни от финансово-промышленного капитала. Этот период был недолгим, т.к. в конце 40-х – начале 50-х г. внутренняя политика Франции резко поправела.
Франция начала проатлантическое движение в политике и вступила в ряд войн, в т.ч. колониальных. Но не только политические причины вынудили большинство изданий «новой прессы» закрыться. Главными были финансовые причины. В условиях рынка подобные издания не смогли сохранить свою независимость и либо закрывались, либо, потеряв свою левизну, становились традиционным изданием.
После 2 мировой войны во Франции запрещено частное радиовещание, провозглашена государственная монополия на передачу сигнала. Само же производство передач было свободным. А за распространение отвечало государство.
Частные станции могли иметь студии, но не могли вести передачи с ее территории. Начали появляться периферические станции, передатчики которых были установлены на территории приграничных государств (Люксембург, Монте-Карло, Андорра). Сложилась сеть частных коммерческих радиостанций. Радио «Монте-Карло», «Эроп-1» «Сюд-радио».
Были организации, которые осуществляли за ними контроль. Например, «Софирад» и «Гавас». «Гавас» – рекламное агентство, более 50% акций которого в послевоенный период принадлежало государству, а «Софирад» было создано для участия государства в финансировании переферических станций.
Вторая мировая война прервала эксперименты с телевещанием. И только в 1948 г. – попытки возобновились. ТВ из-за финансирования развивалось медленно.