Прямое внушение, его особенности. Формы использования в СМИ.
Внушение – неаргументированное воздействие на психику личности, осуществляется при сниженном уровне сознания.
Виды внушаемости: по форме – прямое (открытое), - косвенное (скрытое)
Внушения (суггестия)
- суггестор (источник внушения (суггестии); им может быть индивид, группа, средства массовой информации.)
- суггеренд (объект суггестии; им может быть как отдельный человек, так и группа, социальный слой и пр.)
- контрсуггестия (способность противостоять прямому внушению и заражению чужими чувствами и мыслями, критически оценивая те и др. Снижена в толпе и в состоянии гипноза.)
Осуществляется с помощью СМИ. – слышимое, видимое и произнесенное.
Внушение более короткое по сравнению с убеждениям.
Прямое внушение – совет, рекомендация, приказ… (можно употреблять форму МЫ)
Прямое внушение отличается определенностью того, что суггестор хочет внушить суггеренду, а так же своей прямой направленностью на конкретного суггеренда и внушается конкретное содержание. Механизм внушения сегодня широко используется всеми СМИ. Американские психологи сформулировали «технологические» требования по практическому осуществлению внушающего воздействия через массовую коммуникацию и разработали конкретные приемы внушения в пропаганде и рекламе.
Эффект внушающего воздействия регулярно возрастает, если императивное предоставление инф-ции подкрепляется логическим доводом в его пользу.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов.
В качестве основных факторов внушаемости выделяют:
* возраст (более всего внушению помаются дети и люди преклонного возраста);
* степень утомленности, физической слабости объекта внушения;
* авторитет человека, осуществляющего внушение, он создает доверие к источнику информации. Это доверие может быть связано. как с самим человеком, его личностными качествами, так и с той социальной группой; которую данная личность представляет;
* характеристики личности объекта внушения (ее самостоятельность, жизненная позиция, интересы, потребности).
Таким образом, основным условием эффективного внушения является авторитет внушающего доверие и уважение к нему. В свою очередь, степень внушаемости зависит от особенностей самой личности, являющейся объектом воздействия.
Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.
Косвенное внушение, его особенности. Основные приемы косвенного внушения.
Внушение – неаргументированное воздействие на психику личности. Часто использует средства, отключающие критичность мозга, воздействует посредством эмоций. Часто внушение строится на предрассудках, неосведомленности. Внушаемость повышается при возникновении критических ситуаций.
Косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной) форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая, которое будучи воспринято человеком, оказывает, помимо воли и критики субъекта влияние на его поведение. Это воздействие путём примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека окольным путём.
Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие.
Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека путём шутки, иронии, совета, аналогии.
Различные приёмы косвенного внушения:
- внушение через пример (+ \ - ) + пример может быть о профессии, о биографии
- через запрет
- через критику
- через апелляцию к чувствам человека (к страху, ненависти, патриотизму) национальные чувства самые уязвимые
- через идентификацию (приобщение себя к какой-то группе)
- через опросы \ рейтинга – публикацию итогов социологических опросов
- через авторитета (авторитет имени, успеха, опыта, очевидцев, профессии, организации и т.д.)
Социологическая пропаганда – навязывание идей и взглядов нейтрально житейского материала. (без комментариев, через фото, иллюстрацию)
- через противопоставление
- через семантику (значение слова)
- через стереотипы (люди в белых халатах, рука Кремля)
- через окказионализмы – слова, которых нет в словаре, по которым обладают определенные окраски. (егэнутый, мэрские выборы)
- через аббревиатуру (ебелдосы – Ельцин, Белый дом, свободы)
- научные лексики