Некоторые карты поиска информации
• О компании. Коммерческую структуру более всего характеризуют ее положение на рынке, обороты, внешнеэкономическая деятельность, тенденции развития данного рынка в целом и в конкретном регионе; связи с криминалом, связи с органами власти и группами влияния; степень публичности и информационной открытости, клиентская база компании, ее владельцы, смена руководства, основные конкуренты, партнеры и альянсы, акционеры. При поиске информации об организации важно точно идентифицировать компанию для поисковых систем. В разных документах одна организация может фигурировать
под полным официальным, кратким официальным, неофициальным наименованием. Кроме того, у нее могут быть «тезки» с другой зарегистрированной формой собственности (ООО «Машенька» и ОАО «Машенька»).
• О регионе. Основные аспекты информации о регионе: общественно-политический, экономический, социодемографический, криминальный и электоральный. В ходе поиска информации об общественно-политической ситуации в регионе полезны такие источники, как издания местных органов власти и региональных политических структур. Следует учитывать степень ангажированности изданий. Ретроспективу ситуации можно искать в аналитических материалах. Полезны могут быть также базы данных персоналий с данными о представителях региональной элиты. Экономическая ситуация в регионе отражается, как правило, в официальных отчетах предприятий, готовых маркетинговых исследованиях, статистических базах данных, специализированных региональных и корпоративных СМИ. Она не так динамична, как политическая, и требования к актуальности данных здесь ниже. В сжатом виде такого рода сведения содержатся в профильных сборниках, например в ежемесячнике Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России». Социально-демографическая ситуация прослеживается как по статистическим базам (например, те же данные Федеральной службы государственной статистики), так по прессе и готовой аналитике. Возможны также оригинальные решения, например анализ спроса и предложения объектов недвижимости, автомобилей по региональным выпускам газет объявлений типа «Из рук в руки». Картину криминализации региона можно нарисовать по СМИ, по специальным тематическим изданиям, а также по информации о судебных процессах, отчетам и пресс-конференциям представителей МВД. Электоральная оценка региона — задача PR-структур и социологических институтов. Наиболее концентрированно эти данные представлены в материалах ЦИК РФ.
• О персоне. В отношении человека как сотрудника, партнера, конкурента или фигуры влияния традиционно исследуются зона его компетенции, степень влиятельности, прогноз действий, а также возможные рычаги влияния на данную персону. О влиятельности и компетенции свидетельствуют ранг персоны (должность, звание), статус сообщества, к которому она принадлежит (компания, организация, партия, группа и т.п.), материальное положение (собственность) и связи. Очень интересны характеристики персоны через прошлые сообщества — бывших коллег, соучеников по школе и институту. СМИ показывают степень интереса общества к персоне, формируют представление о ее связях, о прошлых достижениях и провалах и часто представляют набор готовых оценочных характеристик. Фактографические данные о персоне можно почерпнуть из маркетинговых отчетов, обзоров рынка и различных баз данных, реестров и пр. Наиболее публичные персоны удостаиваются занесения в готовые персоналии. Источником данных о персоне являются также готовые рейтинги. Представление о персоне формируется при помощи цитирования фрагментов из интервью и коротких комментариев к ним, а также использования публичных выступлений, например авторство книг и брошюр. Это можно искать по каталогам библиотек. Говорят о человеке также его награды и звания, которые значатся в официальных документах и персоналиях.
• О событии и процессе. Событие в контексте поиска информации рассматривается как единовременное действие, происшествие, без обозначения его отдельных элементов или этапов. События могут объединяться в процесс причинно-следственными связями. Так, принятие закона парламентом можно рассматривать как единовременное событие, повлекшее ряд изменений в деятельности компаний. Но его
можно рассматривать и как процесс — если интересуют отдельные чтения, выступления депутатов, поправки, итоги голосования и пр. Информация о событии представляется на основании состава участников (персоны и структуры); фактографических данных; комментариев и оценок участников события и независимых экспертов. Описание процесса может осуществляться поэтапно (хронологически, событийно). Процессы и события оцениваются также на основе готовой аналитики. Комментарии могут присутствовать в любых источниках, допускающих наличие оценочной и аналитической информации. Вариантом комментария являются рейтинги. Фактографию событий можно восстанавливать по источникам документального характера (стенограммам, отчетам, реестрам и пр.), а также по материалам СМИ.
• Об отрасли деятельности. Сбор информации об отрасли деятельности (секторе рынка и т.п.) — регулярная задача маркетологов. Маркетинговые отчеты незаменимы для журналиста как источник информации по отрасли деятельности или сектору рынка. Полезен также сбор и анализ вторичной информации, опубликованной в отраслевых изданиях, в изданиях официальных организаций, готовых обзорах рынков, аналитических материалах, социологиче-исследованиях и БД разного рода. Для журналиста весьма поиметь доступ к данным Федеральной службы государственной стики, новостям ТПП РФ, документам НИИ, Счетной палаты, м эмитентов, обзорам экономических показателей и т.д. Боль-во источников экономической информации платные.
Полезные ссылки
Здесь приводится список рекомендуемых источников, доступных онлайновым методом. Отметим еще раз, что актуальность его гарантирована на момент составления. Для сравнения — в большинстве недавних публикаций по поиску информации в сети в списке рекомендованных общедоступных поисковых машин Google если и присутствует, то лишь как дебютант. Между тем сейчас Google — мировой лидер в этой области, успешно освоивший также и рунет.
В список включены только типовые, универсальные источники и гипертекстовые базы, которые с большой степенью вероятности сохранят актуальность в течение длительного времени. Поскольку одни и те же источники в списке содержат разделы принципиально разной информации, не будем пытаться их классифицировать, а предоставим интересующимся для самостоятельного исследования.
РИА «Новости» — www.rian.ru
ИТАР-ТАСС — www.tass.ru
Интерфакс — www.interfax.ru
Росбизнесконсалтинг — www.rbc.ru
Newsru.com — www.newsru.com
Региональная информация агентства «Регнум» — www.regnum.ru
Би-Би-Си — news.bbc.co.uk/hi/rassian/news/default.stm
Издательский дом «КоммерсантЪ» — www.kommersant.ra
Известия — www.izvestiya.ra
Телесюжеты — www.rastv.ra
Институт научной информации по общественным наукам —
www.inion.ra
Интегрум — www.integram.ra
LexisNexis — www.Lexisnexis.com
Информационное агентство АК&М — www.disclousure.ra
Публичная интернет-библиотека — www.public.ra
Решения для обработки информации — www.xanalys.com
Правовая система «Гарант» — www.garant.ra
Справочники И. Гранкина (политика и органы власти) —
www.dosye.ra
Справочники Максимова по органам власти, а также «Телекоммуникации в России», «Телевидение, радио и Web-вещануе в России», «Транспорт и логистика в России» — www.maxpubl.ru
Кремль.орг — www.kreml.org
Проект «Интерньюс» — www.internews.ru
Институт медиаисследований Пойнтера — www.poynter.org
Союз журналистов России — www.ruj.ru
Картография для СМИ — www.merkator.ru
Американское русскоязычное информационное агентство Washington Profile в мае 2004 г. задало вопрос семи экспертам, какие средства массовой информации они постоянно используют в работе. Результаты опроса приводятся в иллюстрации.
________________________________________________________________
ИЛЛЮСТРАЦИЯ