Некоторые карты поиска информации

• О компании. Коммерческую структуру более всего характеризуют ее положение на рынке, обороты, внешнеэкономическая деятельность, тенденции развития данного рынка в целом и в конкретном регионе; связи с криминалом, связи с органами власти и группами влия­ния; степень публичности и информационной открытости, клиентская база компании, ее владельцы, смена руководства, основные конкуренты, партнеры и альянсы, акционеры. При поиске информации об организации важно точно идентифицировать компанию для поисковых систем. В разных документах одна организация может фигурировать
под полным официальным, кратким официальным, неофициальным наименованием. Кроме того, у нее могут быть «тезки» с другой зарегистрированной формой собственности (ООО «Машенька» и ОАО «Машенька»).

• О регионе. Основные аспекты информации о регионе: общественно-политический, экономический, социодемографический, криминальный и электоральный. В ходе поиска информации об общественно-политической ситуации в регионе полезны такие источники, как издания местных органов власти и региональных политических структур. Следует учитывать степень ангажированности изданий. Ретроспективу ситуации можно искать в аналитических материалах. Полезны могут быть также базы данных персоналий с данными о представителях региональной элиты. Экономическая ситуация в регионе отражается, как правило, в официальных отчетах предприятий, готовых маркетинговых исследованиях, статистических базах данных, специализированных региональных и корпоративных СМИ. Она не так динамична, как политическая, и требования к актуальности данных здесь ниже. В сжатом виде такого рода сведения содержатся в профильных сборниках, например в ежемесячнике Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России». Социально-демографическая ситуация прослеживается как по статистическим базам (например, те же данные Федеральной службы государственной статистики), так по прессе и готовой аналитике. Возможны также оригинальные решения, например анализ спроса и предложения объектов недвижимости, автомобилей по региональным выпускам газет объявлений типа «Из рук в руки». Картину криминализации региона можно нарисовать по СМИ, по специальным тематическим изданиям, а также по информации о судебных процессах, отчетам и пресс-конференциям представителей МВД. Электоральная оценка региона — задача PR-структур и социологических институтов. Наиболее концентрированно эти данные представлены в материалах ЦИК РФ.

• О персоне. В отношении человека как сотрудника, партнера, конкурента или фигуры влияния традиционно исследуются зона его компетенции, степень влиятельности, прогноз действий, а также возможные рычаги влияния на данную персону. О влиятельности и компетенции свидетельствуют ранг персоны (должность, звание), статус сообщества, к которому она принадлежит (компания, органи­зация, партия, группа и т.п.), материальное положение (собствен­ность) и связи. Очень интересны характеристики персоны через прошлые сообщества — бывших коллег, соучеников по школе и ин­ституту. СМИ показывают степень интереса общества к персоне, формируют представление о ее связях, о прошлых достижениях и провалах и часто представляют набор готовых оценочных характери­стик. Фактографические данные о персоне можно почерпнуть из маркетинговых отчетов, обзоров рынка и различных баз данных, рее­стров и пр. Наиболее публичные персоны удостаиваются занесения в готовые персоналии. Источником данных о персоне являются также готовые рейтинги. Представление о персоне формируется при помо­щи цитирования фрагментов из интервью и коротких комментариев к ним, а также использования публичных выступлений, например авторство книг и брошюр. Это можно искать по каталогам библио­тек. Говорят о человеке также его награды и звания, которые значат­ся в официальных документах и персоналиях.

• О событии и процессе. Событие в контексте поиска информации рассматривается как единовременное действие, происшествие, без обозначения его отдельных элементов или этапов. События могут объединяться в процесс причинно-следственными связями. Так, принятие закона парламентом можно рассматривать как единовременное событие, повлекшее ряд изменений в деятельности компаний. Но его
можно рассматривать и как процесс — если интересуют отдельные чтения, выступления депутатов, поправки, итоги голосования и пр. Информация о событии представляется на основании состава участников (персоны и структуры); фактографических данных; комментариев и оценок участников события и независимых экспертов. Описание процесса может осуществляться поэтапно (хронологически, событийно). Процессы и события оцениваются также на основе готовой аналитики. Комментарии могут присутствовать в любых источниках, допускающих наличие оценочной и аналитической информации. Вариантом комментария являются рейтинги. Фактографию событий можно восстанавливать по источникам документального характера (стенограммам, отчетам, реестрам и пр.), а также по материалам СМИ.

• Об отрасли деятельности. Сбор информации об отрасли деятельности (секторе рынка и т.п.) — регулярная задача маркетологов. Маркетинговые отчеты незаменимы для журналиста как источник информации по отрасли деятельности или сектору рынка. Полезен также сбор и анализ вторичной информации, опубликованной в отраслевых изданиях, в изданиях официальных организаций, готовых обзорах рынков, аналитических материалах, социологиче-исследованиях и БД разного рода. Для журналиста весьма по­иметь доступ к данным Федеральной службы государственной стики, новостям ТПП РФ, документам НИИ, Счетной палаты, м эмитентов, обзорам экономических показателей и т.д. Боль-во источников экономической информации платные.

Полезные ссылки

Здесь приводится список рекомендуемых источников, доступных онлайновым методом. Отметим еще раз, что актуальность его гаран­тирована на момент составления. Для сравнения — в большинстве недавних публикаций по поиску информации в сети в списке реко­мендованных общедоступных поисковых машин Google если и при­сутствует, то лишь как дебютант. Между тем сейчас Google — миро­вой лидер в этой области, успешно освоивший также и рунет.

В список включены только типовые, универсальные источники и гипертекстовые базы, которые с большой степенью вероятности со­хранят актуальность в течение длительного времени. Поскольку одни и те же источники в списке содержат разделы принципиально разной информации, не будем пытаться их классифицировать, а предоста­вим интересующимся для самостоятельного исследования.

РИА «Новости» — www.rian.ru

ИТАР-ТАСС — www.tass.ru

Интерфакс — www.interfax.ru

Росбизнесконсалтинг — www.rbc.ru

Newsru.com — www.newsru.com

Региональная информация агентства «Регнум» — www.regnum.ru

Би-Би-Си — news.bbc.co.uk/hi/rassian/news/default.stm

Издательский дом «КоммерсантЪ» — www.kommersant.ra

Известия — www.izvestiya.ra

Телесюжеты — www.rastv.ra

Институт научной информации по общественным наукам —

www.inion.ra

Интегрум — www.integram.ra

LexisNexis — www.Lexisnexis.com

Информационное агентство АК&М — www.disclousure.ra

Публичная интернет-библиотека — www.public.ra

Решения для обработки информации — www.xanalys.com

Правовая система «Гарант» — www.garant.ra

Справочники И. Гранкина (политика и органы власти) —

www.dosye.ra

Справочники Максимова по органам власти, а также «Телекоммуникации в России», «Телевидение, радио и Web-вещануе в России», «Транспорт и логистика в России» — www.maxpubl.ru

Кремль.орг — www.kreml.org

Проект «Интерньюс» — www.internews.ru

Институт медиаисследований Пойнтера — www.poynter.org

Союз журналистов России — www.ruj.ru

Картография для СМИ — www.merkator.ru

Американское русскоязычное информационное агентство Washington Profile в мае 2004 г. задало вопрос семи экспертам, какие сред­ства массовой информации они постоянно используют в работе. Ре­зультаты опроса приводятся в иллюстрации.

________________________________________________________________

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Наши рекомендации