Критерии оценки индивидуальной работы над медиапроектом

Итоговая оценка за ВКР в форме медиапроекта выставляется отдельному автору или индивидуально каждому участнику группы в зависимости от его вклада в производство медиапродукта.

Она определяется по количеству баллов, полученных по трем категориям:

- теоретическая часть – 35 баллов,

- практическая часть – 45 баллов,

- представление медиапроекта на защите – 20 баллов.

Детализированные критерии оценки

Работы обучающегося над медиапроектом

Критерий Максимальный балл Комментарии
I Общие (научные) критерии  
Теоретическая обоснованность проекта  
  Формулировка цели    
  Актуальность  
  Социальная значимость  
  Новизна  
  Учет целевой аудитории  
Обобщение опыта предшественников  
  Реферирование теоретических источников  
  Анализ подобных продуктов (количество от 2 до 5, глубина анализа, продуманность его аспектов и т.п.)  
  Обоснование собственных действий с точки зрения теории  
Работа над темой  
  Степень владения материалом  
  Достоверность фактов и их представление  
  Объективность и мотивированность авторской позиции  
  Соблюдение норм законодательства и профессиональной этики, ГОСТа  
I Практическая работа  
Качество той части работы, за которую отвечал участник команды (соответствие критериям оценки медиапродукта)  
Уровень творчества, поиска новых форм  
Знание традиций и следование жанровым канонам  
Степень участия в планировании работы  
Умение работать в команде  
Защита медиапроекта  
  Соблюдение регламента  
  Содержание устного выступления  
  Качество презентации  
  Ответы на вопросы  
  Грамотность речи, внешний вид и манера выступления  
  Подготовка к защите (готовность техники, согласованность участников группы)  
  Итого  

Итоговая оценка за ВКР в форме медиапроекта соответствует:

90-100 баллов – отлично

80-89 баллов – хорошо

60-79 баллов – удовлетворительно

Менее 59 баллов – неудовлетворительно.

Соответствующая оценка вносится в диплом о высшем образовании.

Дидактические материалы по пятой главе

Контрольные вопросы и задания

1. Изучите критерии оценки медиапроектов, соответствующие выбранному вами виду медиапродукта. Какие виды работ вам предстоит выполнить при его подготовке?

2. Каким опытом в данной сфере обладает каждый из участников вашей рабочей группы? Как вы учтёте это при распределении ролей в работе над проектом?

3. Какие дополнительные консультации преподавателей вам потребуются для реализации своего медиапроекта? Составьте примерный список вопросов.

4. Какие дополнительные материалы вам придётся изучить для работы над проектом? Составьте их список и план изучения.

5. Проанализируйте текстовую часть своей выпускной квалификационной работы с точки зрения критериев оценки, представленных в разделе таблицы «Общие (научные) критерии». Какие поправки и дополнения необходимо внести в текст работы по результатам этого анализа?

6. Подготовьтесь к публичной защите проекта с учётом критериев оценки, представленных в разделе «Защита медиапроекта».

7. Подготовьте ответы на вопросы, которые были вам заданы на предзащите. Вспомните ход предзащиты своих сокурсников и вопросы, которые задавали им. Может ли ваша работа вызвать аналогичные вопросы? Как бы вы на них ответили?

8. Засеките время, необходимое вам для произнесения речи на защите. Укладываетесь ли вы в регламент? Если нет, то подумайте, что в речи можно сократить без ущерба для содержания.

9. Накануне защиты протестируйте предоставленное оборудование, попробуйте запустить на нем свои презентационные материалы. Возможно, для успешного воспроизведения необходимо будет сохранить файлы в других форматах.

Список использованной литературы

1. Аткинсон, М. Выступать легко. Все, что нужно знать о речах и презентациях / М. Аткинсон. – М.: Альпина Паблишер, 2011.

2. Бауэр, М. Курс на лидерство: Альтернатива иерархической системе управления компанией. Пер. с англ. / М. Бауэр. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

3. Беркун, С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации / С. Беркун. – СПб.: Питер, 2011.

4. Бинни, Дж. Практическое лидерство. Пособие для обыкновенных героев / Дж. Бинни. – М.: Претекст, 2008.

5. Бэкингем, М. Шаг к успеху: успешное руководство, эффективное лидерство и стабильный личный успех. Пер. с англ. / М. Бэкингем. – М.: Вильямс, 2007.

6. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2006.

7. Герзон, М. Лидерство через конфликт: Как лидеры-посредники превращают разногласия в возможности. Пер. с англ. П. Миронова / М. Герзон. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008. (Серия: Книги Стокгольмской школы экономики).

8. Городнова, А.А. Подготовка и процедура защиты выпускных квалификационных работ: учебно-методическое пособие / А.А. Городнова. – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2010.

9. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. / Д. Гоулман. – М.: Альпина Бизнес Букс 2008.

10. Действенное лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. (Серия: Идеи, которые работают).

11. Дизайн проектов: рабочая тетрадь / А.С. Огнев, М.В. Максименкова, С.Ю. Попова и др. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова [Электронный ресурс]. URL: https://yadi.sk/i/V1xX4nHMUipRM (Дата обращения: 11.11.2015).

12. Иванова, С. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова. – М.: Альпина Бизнес Букс 2008. Серия: 65.0).

13. Клецова, Т.В. Построение, оформление и защита выпускной квалификационной работы: учебно-методическое пособие / Т.В. Клецова, С.Г. Белоусов. – М.: МИФИ, 2003.

14. Кови, С. Лидерство, основанное на принципах. Пер. с англ. П. Самсонова / С. Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс 2009.

15. Корпоративная культура и лидерство. Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс 2008. (Серия: Дайджест McKinsey).

16. Кузин, Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика / Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 2002.

17. Максвелл, Д. Лидерство. Советы на каждый день. Пер. с англ. С. Э. Борич / Дж. Максвелл. – Минск: Попурри 2009.

18. Максвелл, Дж. Лидерство. 25 ключевых принципов построения взаимоотношений с людьми. Пер. с англ. / Д. Максвелл. – Минск: Попурри, 2006.

19. Миллерсон, Дж. Телевизионное производство. Пер. с английского / Дж. Миллерсон. – М.: Изд-во ГИТР; Флинта, 2004.

20. Молодежные проекты. Теория и практика: учебное пособие / А.С. Огнев, М.В. Максименкова, С.Ю. Попова и др. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова [Электронный ресурс]. URL: http://mggu-sh.ru/sites/default/files/seliger_2013.pdf (Дата обращения: 11.11.2015).

21. Основы менеджмента: учебное пособие / сост. Л.А. Шиканов; Томский политехнический университет. – Томск: изд-во Томского политехнического университета, 2012.

22. Оформление источников согласно ГОСТ 7.1-2003 [Электронный ресурс]. URL: http://www.пишем-диплом-сами.рф/pravila-oformleniia-diplomnoi-raboty (Дата обращения: 11.11.2015).

23. Райт, Дж. Э. Анимация от А до Я. От сценария до зрителя. Пер. с английского / Дж. Э. Райт. – М.: Изд-во ГИТР. 2006.

24. Соколов, М.В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога / М.В. Соколов // Известия ВПГУ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-mediaproekt-kak-sredstvo-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnomu-samorazvitiyu-buduschego-pedagoga. (Дата обращения – 24.08.2015).

25. Уорд, П. Композиция кадра в кино и на телевидении. Пер. с английского / П. Уорд. – М.: Изд-во ГИТР, 2005.

26. Утилова Н.И. Монтаж. – М.: Аспект Пресс, 2004.

27. Фридман, С. Совершенное лидерство. Как достичь баланса без помощи тренера. Пер. с англ. / С. Фридман. – М.: Юрайт 2009. (Серия: Путь лидера).

28. Шаблон-пример ВКР (образец дипломной работы по экономике) [Электронный ресурс]. URL: http://diplom35.ru/diplom/shablon-primer-vkr-obrazets-diplomnoj-raboty-po-ekonomike/ (Дата обращения: 11.11.2015).

29. Эко. У. Как написать дипломную работу / У. Эко. – М.: Книжный дом Университет, 2003.

Приложения

Приложение 1.

Экспресс-опрос студентов 4 курса на тему «Студенческие страхи и хорошие ожидания»

В сентябре 2015 года мы обратились к бакалаврам-журналистам 4 курса МГГУ им. М.А. Шолохова с просьбой подробно описать свои страхи, опасения, фобии перед началом работы над дипломным проектом. Проанализировав 19 анонимных ответов, пришли к следующим выводам.

63% опрошенных испытывают страх «не наполнить диплом качественным содержанием» - не понять темы, не суметь сделать выводы, не подтвердить гипотезу, создать неинтересный, скучный проект, «самая главная мысль придет после того, как все будет закончено и поправить будет уже нельзя»;

52% боятся нехватки времени на выполнение работы;

42% полагают, что им не хватит сил (душевных, физических) справиться с работой;

37% испытывают страх подвести свою проектную команду;

37% боятся, что ожидания от процесса работы не совпадут с реальностью;

26% опасаются потери интереса к работе;

26% боятся разочароваться в себе;

21% боятся приступа паники во время защиты;

21% - лени;

15% боятся впасть «в ступор» во время работы над проектом;

15% опасаются того, что диплом не пригодится им в дальнейшем;

5% боятся зависимости от других людей;

5% - остаться без наставника;

5% присущ страх «плохого курсовика»;

5% боятся безысходности в процессе работы и после её окончания;

5% боятся «плохого оборудования для съемки»;

5% НЕ БОЯТСЯ НИЧЕГО!

Одна из работ была написана в стихах:

«Собрав волю в кулак, я берусь за диплом,

Информацию жадно ищу,

Но проблема возникала и полный облом –

Информацию не нахожу.

Тут мой страх воплотился, он огромный как ком –

Вдохновения с неба я жду.

Что же делать мне дальше, что будет потом?

С книгой мудрой ночами сижу.

Страх второй, он хитрее, засел глубоко:

Пониманья с командою нет.

Мы рассорились сильно, а ведь было «одно»

И нарушили дружбы завет.

Страх под номером три – коварный весьма.

Ничего не успеть сделать в срок.

Я ленива, упряма и чуточку зла –

Как вместиться в короткий поток?

А еще, как десерт, в дополнение им,

Страх другой затесался во мне.

Мой наставник ушел иль куда-то уплыл.

Я – одна, и помощи – нет.

И в холодном поту, протираю глаза,

Сердце бьется, тело дрожит…

Потихоньку в реальность приду ото сна,

Мои страхи лишь он сохранит».

Группе студентов, наряду со страхами, также было предложено описать и хорошие ожидания от процесса создания выпускного проекта. Среди «плюсов диплома» были указаны следующие:

- получу новые полезные знания

- мотивирует снимать ролик для своего портфолио

- мы с однокурсницей защитили свой проект и идем пить кофе, свободные и счастливые

- получение диплома бакалавра – это самостоятельность, контроль над своей жизнью

- знакомство с новыми людьми во время работы

- конец всем страхам

- переосмысление себя и своей жизни в процессе работы над дипломом

- работа в команде, мозговой штурм – это нереально круто

- получу диплом – моя семья будет мной гордиться

- у меня не будет свободного времени – это здорово!

- попрактикуюсь в написании монографий

- получу возможность привязать диплом к дальнейшей деятельности

- испытаю ощущение своего успеха

- эйфория, когда все закончится

- отвлечет от дурных мыслей, ибо все мысли будут о работе

- повышение самооценки в случае хорошего результата.

Стоит также отметить, что группа студентов, которая писала о страхах и радостных ожиданиях одновременно, гораздо быстрее справилась с заданием, ответы были лаконичные, четкие и по существу. Причем, по работам видно, что некоторые студенты сознательно старались выровнять колонки «-» и «+», уравновесить плохое и хорошее. У 35% именно так и вышло, но основная часть опрошенных все же больше боится, нежели испытывает радостные ожидания от процесса создания мультимедийного проекта.

Приложение 2. Лайфхак с пристрастием, или Рефлексия бывшего выпускника: как бы я готовилась к диплому, если бы можно было это повторить

Выпускница кафедры журналистики и медиаобразования 2015 года Яна Зыкова составила лайфхак по созданию коллективного дипломного проекта. Работа ее команды здесь http://mediaself.tilda.ws/mediaself

Итак))

1. Тема диплома. Должна быть 100500 раз ПРАВИЛЬНО сформулирована, утверждена... И в течение года периодически мучайте своего научрука и вышестоящих, что тема по документам всем прописана правильно. Контролируйте, чтобы нигде не было убрано/добавлено лишнего слова. Чем тема короче и точнее сформулирована, тем лучше. И для вас, и для научрука, и для кафедры.

2. Разберитесь с условиями. У вас коллективные проекты. Что это? Это когда у вас на всех 1 журналистский продукт (сайт, серия видео, издание, чоугодно) + 1 текстовая дипломная работа.

3. Хоть проект и коллективный, но работа индивидуальная. Каждый (и в создании продукта, и в написании дипломного текстового блока) отвечает за свою часть. Упаси вас боже, чтобы вы свалили всё на кого-то одного или работали вполсилы. На дипломе это раскрывается и тогда звиздец. Помните, комиссия, как принтер... Она чувствует страх и умеет на него реагировать.

4. Не заморачивайтесь по поводу страшной методички в 100500 листов по паспорту проекта. Выкладываю вам «выжимку», которую делала собственными руками, самый ЦИМУС методички, которая ляжет в основу вашего паспорта к проекту. Кстати, ваш паспорт, в итоге, будет, скорее всего, на 5 страничек всего.

Давайте рассмотрим подробнее ваши дипломы.

С творческой частью (журналистским продуктом) пень, как говорится, ясен. Вы просто делаете свою непосредственную работу: создаёте видеоролики, делаете свои СМИ или что у вас там по плану.

А вот, что с научной (текст диплома)...

1. Титульник. Уточняйте, хоть и был вам прислан пример.

2. Цели, задачи и прочая. Кажется просто, на деле – не так. На «отвали» сделать не получится. По факту, введение даже важнее, чем всё остальное, потому что к нему особо придираются.

В структуре: актуальность (почему ваша работа нужна людям?), выбор темы (мы выбрали снимать ролики про геев, потому что сами геи и хотим чтобы вся молодёжь стала геями, а ещё тема геев малоизученная и мы хотим внести свой вклад в науку), научная новизна (мы скажем про геев то, что наука о них ещё не знает, а именно то-то, то-то и то-то), нами выдвинута гипотеза (что геи тоже люди), положения выносимые на защиту (геи бывают белые и чёрные, милые и брутальные, геи умеют расчёсываться и выбирать яркий лук на свадьбу к другу)...

Дальше самое главное – то, над чем страдают все студенты

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

И это всё зависит от вашей темы.

Это надо долбать научрука, серьёзно. Сами это не могут сделать даже те, у кого 7 пядей кое-где. Поэтому, как с темой определитесь, СРАЗУ топайте к научруку и вычленяйте, какие у вас объект, предмет и задачи.

А практическая значимость – это обоснование, для чего будущим поколениям вся та хрень, которой вы сегодня занимаетесь.

Итак...

Структура диплома на выходе:

1. Титульник

2. Содержание (разберитесь, как в ворде выстраивать автоматическое, чтобы не профукать нумерацию, за которой комиссия очень бдит)

3. Введение (где много воды о крутизне вашей темы и вышеизложенные пункты вплоть до практической значимости)

4. Главы, параграфы, снова главы...

5. Заключение (что в ходе реализации дипломного проекта вы установили то-то и то-то, поставленные задачи решили так-то и так-то, поэтому геи всё-таки фу и лучше любить женщин, если вы мужчина, и мужчин, если вы женщина)

6. Библиографический список

7. Паспорт проекта

8. Приложения (там могут быть фотки геев, какая-то статистика, ваши рисунки, инфографика, короче всё, что вам надо для диплома)

Далее...

Что такое текст дипломной работы вообще... Это такая штука, где удивительно органично переплетается научная нудятина и ваш практический опыт в её контексте. Это когда какая-то часть диплома умными словами описывает вашу тему с научной стороны, а вторая часть (тоже умными словами) раскрывает ваш практический опыт. Вплоть до того, сколько туалетной бумаги в качестве носовых платков вы использовали, чтобы утереть слёзы друг другу во время выпуска своих газет/видосов/матросов.

Апробация. Возможно, вы слышали это страшное слово. По-русски апробация работы – это когда вы эту работу куда-то толкаете. Например, на конференциях с ней выступали или в инете кому-то показали и получили обратную связь. Апробация – это количество просмотров/лайков/отзывов/представлений. У нас она никак документально не оформлялась. И, по факту, у вас, скорее всего, спросят «ну окей, всё круто, а апробация чо?» А вы тогда скажете «да ну ничо, 100500 просмотров гугл статистика выдала плюс отзывы» – и такие скриншотики показали. Если всё совсем плохо, апробацию вы можете устроить сами. Тупо попросите народ заценить, отзывов понаписать, ещё что-то. Ну, вы ушлые, вас учить не надо)))

Апробация она как бы доказывает, что ваш продукт не ***но и реально нужен народу. А вот сколькому народу – вопрос вторичный. Да и не главный. Главное, чтобы это хоть кому-то пользу несло, тогда комиссия будет счастлива тоже.

Далее...

Когда будете готовиться к защите, сделайте так:

обязательно имейте свой глоссарий. То есть бумажку, где будут выписаны все термины, которые вы упомянули в дипломе, и их расшифровка в соответствие с контекстом диплома.

Как пример... Вы пишете «медиа». А что вы под этим подразумеваете?

У кого-то этот термин - синоним «интернет», у кого-то это типа СМИ с разными форматами подачи информации, а у кого-то собственно информация в разных форматах. Поэтому сразу себе выносите в глоссарий что «медиа – это»... то, что вы имели в виду в своём дипломе. Если у комиссии возникнет вопрос, то вы вполне себе спокойно, без паники, опускаете глаза в листик и зачитываете, что вы имели в виду под тем или иным словом.

Знайте цифры. Сколько источников вы использовали? (Читайте, кол-во книг/сайтов в библиографическом списке), сколько человек оставили отзывы? За какие сроки? Сколько времени у вас ушло на такую-то часть проекта, сколько на такую-то?

Комиссии важно понимать, что свой продукт вы отдали потребителю не за день до защиты, а хотя бы в апреле. Хотя бы. Позже – моветон, вас будут журить.

Что должно быть на предзащите?

1. Текст, собственно, предзащиты.

2. Глоссарий (уже описала выше, зачем он нужен. Не поленитесь, в важный момент у вас вылетит всё из башки, отвечаю)

3. Цифры (комиссии приятно слышать конкретику)

4. Продукт (если у вас, допустим, серия видеороликов, то достаточно сделать промо, чем показывать кусок продукта. Заморочьтесь над так называемым трейлером, это эффектно и это круто можно сделать; если у вас журнал, сделайте экземпляров 3-5 и дайте комиссии... она, как ребёнок, будет рада потискать в руках ваше детище, и это будет бонус).

Помните, что человек около 90% инфы усваивает визуально. Визуализируйте всё!

И, да, на предзащите у вас уже должен быть отпечатан текст диплома. Там вас будут «гонять» по поводу введения, нумерации в содержании и списке литературы. Плюс первично осмотрят вашу работу, почитают, скажут, что добавить/исправить. Имейте в виду, если на предзащите есть продукт и есть ВСЁ, но нет дипломного текста – вы не будете допущены.

Да, я знаю, делать всё и сразу – задница. А кто сказал, что будет легко?

Ещё лайфхак... Не ленитесь раза три съездить в Ленинскую библиотеку. Во-первых, это прекрасный опыт, чувствуешь себя очумным и крутым. Во-вторых, это реальный источник знаний покруче интернета, и там можно много дельного подцепить. Фоткать там, правда, нельзя, но я вот фоткала, просто надо по-хитрому приловчиться и никто не заметит)))

Если вам не хватает литры, то, опять же, в чьих-нибудь диссертациях по смежной с вашей темой из библиотеки – завались.

И, да... Нет никакого «я», есть только «мы». Проект коллективный, разум коллективный, отвечают за косяки все вместе.

Ещё важные моменты...

1. Не подводите друг друга.

2. Уважайте друг друга.

3. Не расслабляйтесь. Даже если у вас муж, работа и семеро по лавкам, это – диплом, и вы обязаны выкладываться, есть у вас на это время, или его нет.))

Яна Зыкова,

бакалавр журналистики,

выпускница 2015 года

Учебное пособие

по созданию и защите ВКР в форме медиапроектов

для выпускников направления подготовки

«журналистика»

Т.В. Василенко, Д.Ю. Базаркина, С.Ю. Ермолаева, И.В. Жилавская, О.П. Жилавская,

Е.А. Карягина, К.К. Онучина, В.В. Панферова, М.Г. Сидоренко, И.А. Фатеева, А.В. Фефелкина

Под общей редакцией

Т.Н. Владимировой и И.В. Жилавской

Компьютерная верстка - А. Ловкова

Подписано в печать Формат 60х90/16 Бумага офсетная №1

Печать офсетная. Гарнитура Усл. печ. л. – 2,8 Тираж – 500 экз.

Отпечатано в типографии

Адрес типографии

[1] Соколов, М.В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога / М.В. Соколов // Известия ВПГУ, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/setevoy-mediaproekt-kak-sredstvo-formirovaniya-gotovnosti-k-professionalnomu-samorazvitiyu-buduschego-pedagoga. (Дата обращения – 24.08.2015).

Наши рекомендации