Телевидение социального действия
Бывают особые программы и особое общение со зрителем. Это марафоны в пользу детей-инвалидов, это трансляции городских праздников с посадкой деревьев в новом парке, это публичное обсуждение стратегии развития города или региона. И чем больше зрителей у экрана, тем лучше. Потому что благодаря одной категории зрителей телевидение помогает решать проблемы другой категории зрителей – проблемы реальные и жизненно важные. Такое участие телевидения в жизни людей называется телевидением социального действия.
Могу сказать, что в последние годы в связи с четко выстроенной информационной и политической вертикалью все больше продюсеров интересуется именно этой функцией телевидения. Делать добрые дела – само по себе приятное занятие, а уж когда благодаря усилиям телевизионной команды в городе появляется новая детская больница или звезды федерального канала становятся участниками благотворительной акции и привлекают внимание к серьезной социальной проблеме, есть четкое ощущение выполненного долга.
Телевидение – важный инструмент консолидации людей и взаимопомощи. Но поверхностное отношение со стороны телевизионной группы в этом жанре недопустимо. Достаточно один раз опошлить идею, чтобы ее похоронить.
■ На одном из моих семинаров учились две девушки из большого индустриального города. В первый день занятий мы всей группой просматривали и разбирали работы слушателей. Так вот, программа этих авторов была сделана недостаточно профессионально, но всех потрясла. Это была одна работа из цикла, посвященного маленьким детям из детских домов и приютов. Девушки устроили что-то вроде телемарафона в эфире. Каждый день после программы новостей они показывали кадры с маленькими сиротами, которым воспитатель и психолог давали подробные характеристики. Все это предназначалось тем, кто хотел усыновить или удочерить малыша. В результате этой акции в городском детском доме не осталось ни одного ребенка, всех разобрали. Следующая серия программ, естественно, была посвящена жизни детишек в новых семьях. ■
«Ну и что? – скажет кто-то. – Разве это первый случай рассказа о детских домах или истории усыновления?» Действительно, тема знакомая, даже затертая. Но суть явления в том, что это была не одна программа и не один фильм, а настоящая акция с помощью телевидения. Акция, которая завершилась блестящим успехом.
■ Подобным успехом могут похвастаться и создатели программы Первого канала «Пока все дома». Вот уже нескольких лет в каждой программе авторы знакомят зрителей с ребятами из подмосковных детских домов, многие из которых после эфира находят своих приемных родителей.
А в Томске каждый год Светлана Сорокина ведет ток-шоу в рамках телемарафона «Обыкновенное чудо» в эфире телекомпании ТВ-2. Несколько часов хорошо продуманного и тщательно расписанного эфира с прямыми включениями из больницы, где находятся дети с тяжелыми заболеваниями, и из парка, где гуляют граждане города и охотно кладут деньги в специальные стеклянные ящики. Один из потрясающих моментов программы – это запуск воздушных шаров с именами детей, которых не успели спасти. За три часа эфира в 2008 году журналисты собрали для больных детей несколько миллионов рублей! И это в небогатом Томске. ■
Я считаю, что такой кропотливый труд с большой затратой эфирного времени возможен и необходим телевидению. Силами даже небольших телекомпаний вполне можно готовить акции, специальные конкурсы и игры, фестивали и праздники, телевизионные наблюдения. Остановлюсь на каждой из перечисленных форм.
АКЦИИ
Организаторам акции надо хорошо осознавать, что телевизионные программы – это маленькая часть того, что предстоит сделать. Любая подобная акция – будь то усыновление маленьких детей, или сбор средств на строительство какого-то памятника, или участие жителей города в каком-то большом субботнике по уборке территории – должна тщательно готовиться заранее и подразумевать несколько этапов. Идею акции необходимо обсудить со всеми заинтересованными лицами (включая властные структуры, если это необходимо) и получить их одобрение. В результате такого обсуждения должен возникнуть оргкомитет предстоящей акции. Отлично было бы уже на первом этапе подключить коллег с радио, из газет, заинтересовав их участием в данном проекте.
Оргкомитет должен четко расписывать сроки и распределять обязанности. Если акция организована телевидением, то сопредседателем оргкомитета обязательно должен быть журналист, предложивший идею. В противном случае вы рискуете уже на начальном этапе потерять контроль над проектом.
Еще до эфира надо позаботиться о гарантиях хорошего результата. Например, в случае с детьми из детского дома должны быть заранее известны семьи, которые готовы взять детей на усыновление. В случае со сбором средств на что-либо должны быть найдены спонсоры, готовые поделиться деньгами. В случае с субботником нужно четко договориться с руководством одного или нескольких вузов о выделении вам студентов (или с руководителем комбината – рабочих и т. д.).
Помните: неудачная акция (то есть дети остались в детдоме, сбор денег завершился копеечной суммой или на субботник вышли единицы) – это удар не только по вашей репутации и по репутации вашего телеканала, но и плохой прецедент на будущее. В следующий раз вам уже не поверят, даже если идея будет лучше предыдущей. Поэтому, как это ни странно, положительный результат акции должен быть подготовлен задолго до ее начала.
Хочу рассказать грустную историю из своей журналистской практики.
■ Ко мне обратились родители умирающего от лейкемии мальчика с просьбой показать в моей программе его портрет и объявить сбор средств на лечение за границей. Это был тот случай, когда у некрасивых родителей родился чудо-ребенок: очень трогательный, красивый, с огромными глазами. Его звали Никита. Я не могла отказать. Но времени до программы оставалось мало, и, боясь провала акции, я позвонила знакомому банкиру с просьбой гарантировать выделение средств. Гарантия была получена. В эти же дни на первомайской демонстрации молодой отец стоял с портретом сына в руках и плакатом с просьбой о помощи. Эти фотографии появились во многих газетах, да и люди – участники демонстрации – среагировали, что называется, душой. За две недели была собрана огромная сумма: что-то около 20 тысяч долларов. Мы чуть-чуть не успели. В тот день, когда Никита должен был улететь в Германию, у него началось резкое обострение, и мальчик умер.
Мы были на похоронах, наш оператор не стал снимать родителей, которые, обнявшись, плакали на могиле сына. Я согласилась с его решением. Собранные деньги были отданы на лечение других детей. А потом случилось следующее. Просьбы о помощи стали приходить каждый день, и мы прекрасно понимали, что собрать такую сумму для каждого просителя невозможно. Всегда есть кто-то первый. Но оставлять без внимания подобные обращения нельзя, поэтому нам приходилось вести дальнейшую работу за кадром: через обращение к губернатору области, создание специальной комиссии, затем специального фонда. ■
Прежде чем браться за любую акцию, надо всегда хорошо подумать, хватит ли у вас сил (в том числе моральных), чтобы довести дело до конца и не разочаровать тех людей, которые поверили вам. Что же касается непосредственно телевизионного этапа проведения акции, очень важно, чтобы акция была профессионально подготовлена. Сначала надо провести грамотный промоушн (короткие рекламные сюжеты, фрагменты интервью с участниками и т. п.). Важно всё: грамотный текст, хорошая музыка, яркая картинка. В подготовке проекта должны быть задействованы лучшие творческие силы. Телевизионная акция – это фирменное блюдо, это тот случай, когда речь идет о репутации телекомпании в целом. Естественно, нельзя проводить акции слишком часто. Эмоциональный ресурс города и зрителя, так же как и финансовый ресурс, ограничен. Надо тщательно готовиться и осознавать, что собственно телевизионный проект – это вершина айсберга. И еще. Помните, что в данном случае вы не имеете права на ошибку. Если ваша акция имеет результат и отозвалась в городе добрым эхом – это огромный плюс.
Неудача или полунеудача – это огромный минус. Если вы не уверены в успехе, лучше совсем не браться.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОНКУРСЫ И ИГРЫ
Вся наша страна уже много лет с увлечением играет в КВН. Конечно, нельзя не заметить, что в последние годы КВН во главе с Масляковым, который идет по Первому каналу, разительно отличается от КВН прошлых лет. Сегодня это хорошо поставленный спектакль, в котором почти все экспромты тщательно подготовлены заранее. Это нормальное явление, так как требования к качеству реприз, танцев и песен растут со временем.
Запомните важное правило: условием трансляции и показа по телевидению любимых в народе конкурсов и игр является активное участие самого телевидения, причем с самого начала. Что я имею в виду? Телевизионный сценарий, хороший режиссер, оператор-постановщик – все должно быть по высшему разряду. Основное действие должно быть рассчитано уже не на зрителей в зале, а на огромное число зрителей у экранов. Соответственно должны «уйти в небытие» узкоместные шутки, «приколы», рассчитанные только на понимающих и т. д. Иногда это приводит к конфликтам между участниками игр и работниками телевидения. Им реально трудно найти общий язык, потому что КВН почти всегда имеет оглушительный успех и его авторы и исполнители не считают нужным что-либо менять. Но вы должны уметь настоять на своем. Телевидение должно создавать свою телевизионную версию происходящего на сцене. Именно этим занимаются Александр Масляков и его команда. На основе известной всем игры они делают настоящее телевизионное шоу.
Но есть и другие случаи, когда работники телевидения сами придумывают игру или конкурс и кроме как на телевидении этого нигде нет. Это может быть краеведческий конкурс для школьников или конкурс знатоков не обязательно по принципу «Что? Где? Когда?». Мне доводилось много раз видеть подобные программы, подготовленные местными телекомпаниями (в том числе и самыми маленькими). В ответ на любые замечания, касающиеся телевизионной подачи материала, мне часто приходилось слышать слова о необыкновенной популярности этой игры или конкурса, что называется, в народе. Я верю, что это правда.
■ Представьте себе конкурс маленьких краеведов среди учащихся пяти школ в небольшом городке с населением 15 тысяч человек. В нем и есть только пять школ. То есть практически все дети и их родители вовлечены в игру «Кто лучший?» Вопросы на знание истории родного края, в составе жюри уважаемые люди края, директора школ, учителя истории. ■
Будут смотреть? Конечно. Будут болеть, звонить и даже наутро обсуждать. Надо это делать? Надо, но при одном условии – если это делать профессионально. Можно только один раз «выехать» на всеобщей занятости участников события в самом событии. Но если вопросы будут неинтересными, показ – неточным, а само действие превратится в скучный, затянувшийся марафон долгих речей о важности знания истории своего края, сложных устных вопросов без каких-либо картинок и сюжетов и т. д., то в следующий раз никто не клюнет на подобную вашу идею.
Опять повторю: телевидение во всех случаях остается телеВИДЕНИЕМ. Надо всегда помнить о специфике нашей работы и о том, что у всех зрителей есть прекрасная возможность переключиться на другой канал. И здесь никакой патриотизм не спасет. Останется разочарование, и только.
ФЕСТИВАЛИ И ПРАЗДНИКИ
Условно их можно разделить на две категории. Первая: они организованы не вами, а официальными структурами вашего города. И вторая – именно телевидение становится зачинщиком какого-либо мероприятия масштабом во весь город.
Возьмем знакомую всем ситуацию. В каждом городе есть свой День города. Как правило, в состав оргкомитета по подготовке праздника обязательно входят представители СМИ. Многое зависит от сценария праздника, от технических и материальных возможностей той телекомпании, которая будет снимать этот праздник. Возможно, это будет трансляция в прямом эфире, а может быть, подробный репортаж в новостях. Задача телевидения в этом случае – ярко рассказать о празднике и дать людям возможность испытать гордость за свой город. В случае активного и широкого участия телевидения в празднике можно вспомнить наше правило: для телезрителей надо готовить особое телевизионное блюдо. Если по сценарию праздника предусмотрена двадцатиминутная речь главы города, то, наверное, авторам телевизионной версии надо подумать о показе во время этой длинной речи хорошего фильма о городе, который может быть снят специально к этому случаю. Если на площади происходит движение праздничных колонн (обычно тоже очень долго), то хорошо бы пригласить к телевизионному микрофону человека, который может комментировать это событие в прямом эфире. Хорошо бы при написании сценария праздника эти моменты продумать заранее с учетом большой телевизионной трансляции. Но трансляция – вещь дорогая, трудоемкая, не у всех региональных компаний есть своя ПТС (передвижная телевизионная станция). Гораздо чаще приходится видеть в эфире подробные репортажи о празднике.
СОВЕТЫ
КАК ГРАМОТНО ПОДГОТОВИТЬ РЕПОРТАЖ О ПРАЗДНИКЕ?
Всегда заранее и максимально - тщательно изучайте сценарий праздника и выделяйте для себя самые интересные моменты.
Не старайтесь быть везде. Это - никому не нужно. Принцип хронологического рассказа («сначала было то, а потом это и это») – неверный принцип. Праздник уже прошел, и зрителям гораздо важнее увидеть образ этого праздника, самые яркие его моменты, а не услышать отчет о нем. Поэтому не надо бояться не успеть.
В подготовке телевизионной версии самым трудным бывает совместить требования и ожидания организаторов праздника с профессиональными телевизионными требованиями. Организаторы могут настаивать, чтобы в репортаже обязательно было выступление мэра, ветеранов, чтобы был показан концерт заезжих московских артистов (как правило, звук ужасный, картинка – еще хуже). Может получиться так, что организаторы этого самого праздника уже придумали за вас, как он должен выглядеть на экране, и любое отступление от их ожиданий может привести к серьезным неприятностям. Трудная ситуация, но помните: для вас всегда главным должен оставаться зритель, значит, надо суметь доказать организаторам праздника, что телевизионная версия события будет всегда отличаться от самого события. Надо их всячески хвалить, восхищаться праздником и его популярностью в народе. А вот сюжетом о празднике должны распоряжаться вы и только вы.
Действительно хорошие сюжеты о праздновании Дня города мне приходилось видеть, к сожалению, гораздо реже, чем трафаретные.
■ Приведу два примера интересных, на мой взгляд, работ. Для сюжета о праздновании Дня города журналист выбрал только один фрагмент праздника – события, происходившие на одной из улиц города Городца. Она называется Улицей мастеров. В этом был особый колорит, так как именно в Городце вырезают из дерева самые разные поделки и расписывают их жизнерадостными картинками в виде птиц, зверюшек, цветов. Улица мастеров расположена в красивом месте на спуске к Волге. И это не воля организаторов праздника, так исторически сложилось. Здесь всегда рисовали и торговали одновременно, да еще с частушками и плясками. Каждый день в полдень по этой улице проходит актер в костюме Александра Невского, с именем которого тесно связана история Городца. Вот и все. Это и стало главным: частушки, торговля, знакомство с мастером, который всю жизнь занимается городецкой живописью, и разговор с ним о жизни. А все остальное – праздник на стадионе, выступление духовых оркестров, монологи начальства – было снято и показано как официальная хроника праздника, как его рамочка. А картина, вот она – Город мастеров.
Помню еще один сюжет, в котором авторы выбрали героем семидесятилетнего жителя города, который каждый год принимал участие в уличном пробеге в честь Дня города. Накануне они побывали у него дома. Мы видели, как жена наглаживает атласные шорты и причитает над своим мужем, видели детей и внуков. Короткое интервью с членами этой семьи, которые действительно привязаны к своему городу и никуда не хотят уезжать, затем пробег и почетное предпоследнее место самого знаменитого участника пробега – это остается в памяти, это греет душу. ■
Это вовсе не означает, что не надо снимать другие события. Я уверена, что в такие дни, как День города, должна работать вся телекомпания, все операторы, режиссеры и журналисты. В результате зритель должен иметь возможность заглянуть внутрь праздника, а не увидеть видеоотчет о событии.
Что касается фестивалей, то они бывают самые разные: фестиваль песни, фестиваль современного кино, фестиваль народных промыслов. В зависимости от важности события и интереса к нему жителей вашего города телевидение может подключаться к этому празднику, выбирая для себя форму подачи материала. Принцип остается тот же: важность события для начальства всегда должна быть увязана с важностью события для зрителя. А это уже зависит от вас, от того, насколько интересно вы это сделаете.
Здесь тоже хочу дать совет: чем дольше вы будете готовить через эфир людей к такому фестивалю, тем выше будет градус самого фестиваля и вашего успеха. Маленькими сюжетами внутри новостей или сразу после новостей изо дня в день вы должны приучать зрителей к тому, что готовится замечательный фестиваль и каждый житель города может стать его участником. Такой промоушн на самом деле делает сам праздник, как короля делает свита.
■ Помню один случай, когда прекрасный фестиваль, на который были угроханы огромные деньги спонсоров, практически остался пустым звуком для зрителей, так как в эфире он был показан в единственной программе поздно вечером без всякой предварительной раскрутки (а это был фестиваль джазовой музыки с участием лучших джазовых виртуозов уровня Манукяна). Неудивительно, что зал не был полон. ■
Чем раньше по времени и теснее будут контакты организаторов подобных событий и творческих работников телевидения, тем лучше и для события, и для телевидения.
ТЕЛЕВИЗИОННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Это очень интересный телевизионный прием, которым сегодня редко пользуются. Каждый год 1 сентября огромное количество телекомпаний делает сюжеты как под копирку: звенит первый звонок, и старшеклассник несет на могучих плечах хорошенькую девочку с бантиками, стоят малыши, придавленные букетами из гладиолусов, вытирают слезы мамаши, волнуются учителя.
А теперь ответьте мне на вопрос: почему бы на следующий год 1 сентября не разыскать нам эту девочку? Она уже ученица второго класса, чувствует себя взрослой. Что она испытывает в тот момент, когда другую первоклашку несет на плечах очередной богатырь? Как интересно было бы телекомпании «вырастить» эту девочку или целый класс, взяв его под свой особый контроль, приучив детей к камерам. Они будут расти на наших глазах вместе с нами и со всей страной. Такое наблюдение даст прекрасный материал для подготовки самых разных сюжетов: здесь и психология, и проблемы школы, и первая любовь, и проблемы семьи. Мне кажется, что особенно для региональных компаний подобное теленаблюдение – огромный резерв, к сожалению, редко используемой.
Объектом наблюдения могут быть не только дети. Можно наблюдать за строительством какого-нибудь важного социального объекта, например больницы или роддома. Если съемки этого объекта будут проводиться с завидной регулярностью, то журналист будет иметь прекрасный архивный материал для последующих выводов и доказательств.
Есть понятие плоского и объемного изображения. Так вот, использование материалов на одну тему, снятых в разное время, дает теме объем, позволяет посмотреть на нее с разных точек зрения, и это сразу вызывает ответную, уважительную заинтересованность зрителя.
■ В Нижнем Новгороде была фантастическая история, связанная, представьте, с тигром. Молодой бизнесмен Володя с детства мечтал о тигренке. Его не интересовали ни кошки, ни собаки. Только тигры, и все тут. И вот на тридцать лет, скорее в шутку, чем всерьез, друзья подарили ему живого двухмесячного тигренка. Можно себе представить, как он был рад этому подарку. Володя назвал ее Клеопатрой и поселил у себя в квартире. Время шло, тигренок вырос в тигрицу. Володя совсем не глупый человек и понимал, что в своей двухкомнатной квартире он не сможет всю жизнь держать зверя, поэтому целых два года изо дня в день он сражался за организацию в Нижнем Новгороде зоопарка, куда хотел переселить свою Клепу. Володя жил с матерью. Эта женщина совершила настоящий подвиг. Именно она кормила Клепу и даже после серьезной травмы, полученной от тигрицы, стояла на стороне сына.
Так продолжалось целых два года. В итоге они победили. В одном из парков города был организован настоящий зоопарк, и Клеопатра стала любимицей всех детей и взрослых. Вскоре ей купили мужа Шерхана, у них появились маленькие тигрята. Володя долго ремонтировал квартиру и восстанавливал бизнес, который рухнул за два года возни с Клепой. Он каждый день ходит в зоопарк. Тигрица помнит и его, и его маму, берет пищу из их рук. ■
Красивая история, не правда ли? Но она практически потеряна для зрителей, так как ни одна телекомпания не стала делать сериал о жизни молодого человека и его любимого зверя. Были крошечные сюжеты по поводу зоопарка, и те, кто их делал, понятия не имели о том, как был организован этот зоопарк. А ведь могли бы...
В разных телекомпаниях и в разных городах бригады умных и амбициозных людей каждый день придумывают проекты. Для чего? Чтобы реализовать свою идею? Да, но это не главное. Чтобы получить «ТЭФИ»? Да, но и это не главное. Чтобы победить конкурента? Да, но и это не главное тоже. Главным было и остается борьба за зрителя – за каждого в отдельности и за всех вместе. Не потерять свою аудиторию, не разочаровать ее, не отпугнуть, а, наоборот, приобрести новых зрителей – из числа тех, кто разочарован телевидением, и тех, кто привык смотреть другие каналы. Продюсеров упрекают в постоянной погоне за рейтингом. Но они бегут за зрителем, плохо, если позади, хорошо бы всегда в лидерах, а за ними и молодые, и пожилые, и совсем маленькие – благодарные и внимательные. Мечта!
Но, как ни странно, иногда «мечты сбываются».