Восемь столпов внешней политики

Восемь столпов внешней политики, сформулированные действующим президентом страны:

1. Китай, Япония и США и их взаимоотношения будут иметь определяющее влияние на ситуацию в области безопасности и экономического развития Восточной Азии;

2. Филиппинские внешнеполитические решения должны быть сделаны в контексте интересов АСЕАН;

3. Международное исламское сообщество имеет важное значение для Филиппин;

4. Растущее значение многосторонних и межрегиональных организаций в целях содействия общим интересам;

5. Защита суверенитета страны может осуществляться только в том случае, когда отстаиваются права на свою территорию;

6. Экономическая политика страны будет безопасной для внутренних и прямых иностранных инвестиций;

7. Филиппины могут воспользоваться прибылью от международного туризма;

8. Филиппинцы работающие за рубежом по-прежнему будут играть важную роль в экономической и социальной стабильности в стране.

7. Завоевание независимости Индией. "Курс Неру".

Вторая мировая война привела к коренным изменениям как в международной обстановке, так и во внутреннем политическом положении Индии. Разгром фашистской Германии и империалистической Японии, мощное развитие национально-освободительного движения в Китае и странах Юго-Восточной Азии оказали огромное воздействие на Индию. Послевоенные годы для индийских народов были отмечены суровыми трудностями и испытаниями. Сельское хозяйство, претерпевшее в годы войны острый кризис, переживало к концу войны упадок. Голод вновь охватил ряд важнейших районов страны. Нехватка продовольствия и промышленных товаров привела к значительному росту цен. В результате снижения общего уровня производства, а также закрытия военных предприятий десятки тысяч рабочих были выброшены на улицу. Во время войны свыше 2 млн индийских солдат находились в действующей армии. Большая их часть, демобилизованная после войны, не могла найти работу и увеличила армию безработных.
Основное противоречие между тенденцией к самостоятельному развитию Индии и колониальным господством Англии настолько обострилось, что развившееся после второй мировой войны освободительное движение решительно поставило вопрос об изгнании англичан. В этом движении были объединены основные слои индийского населения: национальная буржуазия, рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, включая многочисленный отряд учащейся молодежи. У каждого из этих слоев были свои причины для участия в защите национальной независимости. С другой стороны, в своей борьбе за сохранение колониального владычества в Индии английские власти опирались на большую часть помещиков, князей, компрадорскую буржуазию и некоторые другие слои населения. Подъем антиимпериалистической борьбы начался летом 1945 г. В это время вспыхнули крупные антианглийские восстания в Бенаресе, Калькутте, Бомбее и ряде других городов. Особенно организованный и широкий характер движение приобрело в ноябре 1945 г. Оно вылилось в массовую кампанию протеста против использования индийских войск для подавления освободительного движения в Индокитае и Индонезии.
Антиимпериалистическое движение захватило армию и флот. В феврале 1946 г. начались волнения в Бомбее на корабле «Тальвар», матросам которого был выдан рис с песком. 19 февраля к «Тальвару» присоединились все суда, стоявшие на Бомбейском рейде, и 12 береговых баз. Началось восстание моряков, которое поддержали представители других родов войск, а затем и простые жители Бомбея. Восстание было подавлено, но значение его было чрезвычайно велико. Оно свидетельствовало о глубоком кризисе британского господства в Индии, став примером сплочения армии, а также, на данном этапе, единства различных религиозных общин, национальностей и политических течений.
В результате колониальные власти предприняли в 1946-1947 гг. ряд политических маневров, надеясь ослабить массовое антиколониальное движение. С этой целью на начало 1946 г. были назначены выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания. Колониальные власти пытались разжечь конфликт между ИНК и Мусульманской лигой и сделать этот конфликт центральной проблемой политической жизни страны. В выборах приняли участие все основные политические партии. ИНК шел на выборы под лозунгом борьбы за полную независимость Индии. Мусульманская лига — под лозунгом борьбы за Пакистан («Страна чистых»), т.е. за образование мусульманского государства на бывшей территории колониальной Индии. В результате ИНК получил абсолютное большинство в таких провинциях, как Бомбей, Мадрас, Соединенные провинции, Центральные провинции, Орисса, Ассам и др. В провинциях, где преобладали мусульмане, Мусульманской лиге не удалось получить абсолютного большинства, потому что многие мусульмане не желали раздела страны. Весной 1946 г. вице-король Уэйвелл выступил с предложением сформировать временное правительство Индии. В нем предлагалось предоставить 40 % мест индусам, 40 % — мусульманам и 20 % — остальным группам. Англичане превратили вопрос о временном правительстве в фактор, приведший к чрезвычайному обострению индусов-мусульманских отношений. В августе 1946 г. свое временное правительство во главе с Джа-вахарлалом Неру сформировал ИНК. Мусульманская лига отказалась войти в его состав и объявила начало «прямой борьбы» за Пакистан. Таким образом, индо-мусульманские отношения обострились и вылились в ряд вооруженных конфликтов.
В июне 1947 г. новый вице-король лорд Маунтбэттен опубликовал и план «передачи власти Индии». Индия расчленялась по религиозному признаку на Индийский Союз и Пакистан. Вновь образованные государства получали права доминионов. Княжествам предоставлялось право решать, в какой из доминионов они войдут. Предварительная процедура раздела страны сопровождалась политическими конфликтами и индусо-мусульманскими погромами, особенно в Бенгале и Пенджабе. Огромное число беженцев уходило из мусульманских районов в индийские, и наоборот. По неполным данным, только в Пенджабе число жертв погромов и резни достигло полумиллиона человек.
К середине августа 1947 г. разделение страны на два доминиона было закончено. 15 августа была провозглашена независимость Индии. Хотя Англии и удалось использовать религиозно-общинную рознь в стране для осуществления плана раздела Индии и ее ослабления, образование на Индостанском полуострове двух политических самостоятельных государств означало вступление их нардов в качественно новый этап развития. Экономические ресурсы обоих государств были распределены крайне неравномерно: 90 % добывающей и обрабатывающей промышленности осталось в Индии, в Пакистане же вдвое больше, чем в Индии, производилось риса на душу населения. Районы возделывания джута и хлопка отошли к Пакистану, тогда как почти все текстильные фабрики находились в Индии. Такая ситуация в сочетании с напряженными взаимоотношениями ослабляла и без того невысокий потенциал обоих государств.
Крупным событием в процессе укрепления суверенитета страны было принятие конституции Индии, коренным образом отличавшейся от прежней колониальной. Индия объявлялась суверенной демократической республикой. Высшая законодательная власть передавалась Всеиндийскому парламенту, состоящему из Народной палаты и Совета штатов. Конституция была введена в действие 26 апреля 1950 г., и ее провозглашение придало законченный характер политической самостоятельности Индии.
«Курс Неру»: социально-экономические реформы 50-х — первой половины 60-х годов. Став независимым государством, Индия столкнулась со многими трудностями. В колониальный период главной целью было национальное освобождение, а остальные конфликты отходили на второй план. Теперь же первоочередными задачами стали преодоление экономической отсталости, нищеты, голода, ликвидация неграмотности, безработицы, решение аграрного вопроса, разрешение социальных, национальных, религиозных и кастовых противоречий. В решении экономических задач правительство Неру ориентировалось на сочетание государственного и частного секторов промышленности. Основой государственного капиталистического сектора экономики стали предприятия, принадлежавшие до независимости английским властям: железные дороги, порты, часть авиалиний, средства связи, крупные ирригационные сооружения, электростанции, военные заводы. Все остальные предприятия, по капитальным фондам примерно равные госсектору, оставались под контролем частных компаний. Стремясь обеспечить целенаправленное строительство, правительство Неру приступило к программированию пятилетних планов развития. При утверждении Второго плана(1956-1961) было принято решение о том, что национализированные отрасли экономики должны оставаться у государства, а в металлургии, химии, станкостроении, автомобильном и морском транспорте доля государственных предприятий подлежала увеличению. Развитие государственного сектора и строительство предприятий тяжелой промышленности ценой большого напряжения сил создавали основу экономической независимости Индии, без чего нельзя было упрочить ее политическую самостоятельность. Вместе с тем в этом процессе проявились и негативные явления: рост бюрократии, недостаточная эффективность ряда предприятий, невыполнение пятилетних планов, нехватка средств на решение острых социальных проблем. Крупной мерой, направленной на модернизацию Индии, были аграрные реформы. С давних лет для индийского общества стал привычен особый тип помещика (заминдара), являвшегося и владельцем земли, и посредником в сборе налогов между государством и крестьянами. Реформа лишила земиндаров права сбора налогов, и за выкуп у них отчуждалась часть земли. Арендаторы, согласно реформе арендной системы, получали право выкупа обрабатываемых ими участков. Однако помещики сгоняли их со своих земель, кроме того, большинство арендаторов не могли приобрести землю из-за большого размера выкупа. Проблема крестьянского безземелья не была решена.
Существенным элементом внешней политики ИНК стали неприсоединение к военным блокам и стремление к консолидации молодых независимых государств. «Курс Неру» включал установление и развитие дружественных отношений с Советским Союзом. Благоприятным условием в этом плане был отказ СССР от сталинских догм в отношении роли национальной буржуазии, оценок гандизма как разновидности сектанства. В дальнейшем огромное значение для Индии имела помощь СССР в экономической и научно-технической, политической и культурной сферах.

8. Борьба за продолжение "Курса Неру". Политика И. Ганди в концы 60-х - 70-я гг. ХХ в.

Нарастание внутренних противоречий во второй половине 60-х — 70-е годы. В колониальный период социальные противоречия были отодвинуты на второй план: подавляющее большинство индийцев объединяла идея национального освобождения. Завоевание независимости обнажило расхождение интересов, борьбу различных социально-политических сил. В оппозиции к национальному конгрессу были как различные проиндусские партии, так и коммунистическая, социалистическая, крестьянско-рабочая народная партии и ряд других радикальных движений и группировок. Критике подверглась позиция ИНК в социальных вопросах. В условиях безработицы, тяжелого продовольственного положения естественное недовольство охватило многие группы индийского общества, в первую очередь рабочих, ремесленников, мелких служащих. Сопротивление помещиков проведению в жизнь земельных реформ усилило крестьянское движение. Крестьяне отбирали излишки земли у помещиков, что вызвало недовольство зажиточной части сельского населения. В ИНК существовали различные группировки, отражавшие несовпадающие интересы социальных слоев, связанных с этой партией, — от крупных капиталистов и землевладельцев до интеллигенции, мелкой буржуазии города и деревни, трудящихся масс. В этом многообразии коренились и сила (общенациональный авторитет ИНК), и его внутренняя слабость. Удерживать единство помогали традиции общей борьбы за независимость, понимание общих интересов, а также, не в последнюю очередь, личность Джавахарлала Неру. Качества выдающегося политического лидера, популярность его в народе, влияние в имущих слоях и международное признание давали ему возможность осуществлять интегрирующую функцию и в Конгрессе, и в стране. Смерть Неру в 1964 г. привела к активизации различных, особенно правых, групп в ИНК. Выборы 1967 г. показали, что ИНК, сохранив положение самой влиятельной партии, все же потерял часть мест в парламенте и законодательных собраниях штатов. Больше мандатов и мест в парламенте получили правы партии и коммунисты, обострилась внутрипартийная борьба в местных организациях ИНК. Стремясь восстановить популярность Конгресса, Инди-ра Ганди (дочь Д. Неру), возглавившая в 1966 г. правительство, и ее сторонники в Конгрессе и вне его выступили за проведение новых реформ, направленных на поощрение мелкого производства, расширение сферы деятельности госсектора. И. Ганди провела законы о национализации 14 крупных банков, а затем и оптовой торговли; были увеличены ассигнования на развитие госсектора, ограничена деятельность монополий, снижен налог на небольшие участки земли, уменьшен земельный максимум. Эти меры укрепили популярность ИНК, что проявилось в его победе на досрочных выборах в 1971 г. После выборов прогрессивные реформы были продолжены, однако рост государственного аппарата, связанный с реализацией этих планов, вел к усилению влияния бюрократии и снижению эффективности госсектора.
К середине 70-х годов политическая борьба в стране еще более обострилась. Оппозиционные силы спровоцировали беспорядки, заставившие правительство ввести чрезвычайное положение. В этих условиях ряд политических партий, преимущественно консервативного толка, а также некоторые левые группировки сумели создать блок, названный «Джанати парти», который добился на парламентских выборах 1977 г. победы. Национальный конгресс впервые за годы независимости потерпел поражение.
Однако вскоре после выборов обнаружился ненадежный характер объединения оппозиционных сил и их избирательного успеха. Уже при формировании правительства возникли разногласия и «борьба честолюбий». Остались невыполненными обещания широким массам, возросли цены на продовольствие, промышленные товары, увеличились налоги и инфляция. Все это позволило Индире Ганди и ее сторонникам в ИНК одержать победу на выборах 1980 г.

Наши рекомендации