Какие качества личности нужны тележурналисту?

Их много. Попробую выделить главные.

ИНТЕРЕС К ЛЮДЯМ И ПРИРОДНАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Многие ветераны телевидения называют это проще: блеск в глазах. Чтобы добыть определенную информацию, надо самому испытывать чуть ли не физиологическую потребность в этой информации. Самодостаточные люди, погруженные в глубь себя, вряд ли смогут быть журналистами на телевидении. Живой интерес ко всему сразу угадывается в человеке, и поэтому с ним легко общаться, с ним хочется общаться. Забавно, что экстравертность, блеск в глазах, как и любознательность, у работников телевидения часто поверхностны. Им интересно все одновременно и ничего в частности. Сложно судить, плохо это или хорошо, это просто факт.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Без этого качества ничего не получится. Умение слушать нужно отнюдь не только тем, кто работает в эфире, но и представителям других телевизионных профессий, от водителя до монтажера. Нежелание или неумение прислушиваться к членам своей команды обязательно отразится на общем результате.

УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ

Под умением общаться я подразумеваю некую светскость, обаяние, хорошие манеры. Это когда улыбка на лице и вовремя предлагается присесть или выпить чашечку кофе. Это когда не возникает напряженных пауз, а есть вовремя рассказанный анекдот или мини-дискуссия о погоде. Без такого умения человеку трудно быть тележурналистом. Еще лучше, если таким умением обладают и оператор, и режиссер, и все остальные члены съемочной группы.

ЭРУДИЦИЯ

Знать все обо всем и ничего особенно глубоко не означает отсутствия эрудиции. Журналист должен быть интересным человеком, читающим хорошие книги. Он обязан быть в курсе новинок кино и спорта. Как правило, выдающиеся люди эфира обладают высочайшей эрудицией. Именно поэтому они так интересны.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Человек своим поведением, взглядом сразу дает сигнал окружающим: «Смотрите, какой я! А? Какой я умный, красивый». И все почему-то сразу склонны так думать. Это важно понимать для человека в любой профессии и просто в жизни.

Как-то раз Эдуард Сагалаев заметил, что красивые женщины – это прежде всего уверенные в себе женщины. Больше ничего не надо. Задумайтесь – в этом заложен глубокий смысл. При самых лучших внешних данных женщине достаточно излишней скованности, чтобы ее уже не воспринимали как красавицу.

Но следует отличать уверенность в себе от самоуверенности. Уверенность интригует и вызывает уважение, самоуверенность – отталкивает. Самоуверенность – это дом, построенный на песке. Это когда окружающие слишком быстро понимают, что у человека нет никаких оснований для тех амбиций, которые он демонстрирует. Иными словами, уверенность как минимум должна сочетаться с эрудицией, умением общаться и другими качествами, о которых говорилось выше.

И еще. Уверенных в себе от самоуверенных отличает умение относиться с юмором к самому себе. К сожалению, это редкость для работников нашей профессии. Но без этого умения трудно меняться, расти, переживать неудачи. Чувство юмора – один из важнейших показателей ума.

АМБИЦИИ

В нашей профессии каждый хочет стать первым, и без этого нельзя. На самом деле здоровые амбиции есть у профессионалов в любой области – не обязательно только у творческих людей.

Бывают амбициозные водители, поддерживающие в салоне автомобиля стерильную чистоту, которой от них никто не требует. Я встречала потрясающих медсестер, которые после моих заверений, что у меня плохие вены (а это, к несчастью, действительно так), с первого раза с легкостью попадали в эти вены и, сверкая глазами, спрашивали: «Кто вам сказал, что у вас плохие вены?» Жаль, что таких сестер, водителей, учителей не так уж и много, а вот амбициозных журналистов пруд пруди. Но в нашей профессии без этого нельзя.

За последние несколько лет в нашем обществе отношение к амбициозным людям стало более позитивным, чем раньше. Думаю, вы со мной согласитесь, что во многом благодаря успешным людям и общество становится более успешным, страна – более амбициозной. Это в советские времена было принято изводить отличников и призывать всех к скромности.

Скромность – это не укрощение своих амбиций, это уважение к амбициям других.

ФАНАТИЗМ

Представьте себе, что знаменитый американский шоумен Фил Донахью выходил в эфир ежедневно в течение двадцати с лишним лет. Наверное, в это время он болел, у него появлялись личные проблемы, наконец, просто накатывала усталость, но каждый вечер на всю Америку выходило в эфир его шоу. И это было настолько важнее всего другого, что родным и близким приходилось смиряться.

Каждое утро в прямом эфире питерского «Пятого канала» работает сегодня Андрей Норкин, каждый будний вечер на экране Первого канала появляется Андрей Малахов, еще совсем недавно по четвергам и воскресеньям на НТВ выступал Владимир Соловьев, при этом каждое утро выходя в эфир на радиостанции «Серебряный дождь».

Нельзя совместить настоящий телевизионный проект и свободную жизнь со всеми ее радостями. Когда Юлия Меньшова приняла решение уйти из театра наперекор своим именитым родителям, она стала искать работу на телевидении. Ее не брали. В то время было распространено мнение, что актерская профессия несовместима с профессией тележурналиста. Это сейчас актеры нарасхват, потому что раскрученное имя и внешность сами посебе привлекают зрителей. Последней надеждой в безрезультатном поиске работы для Юлии оказался Сагалаев с его «ТВ-6» (это было в самом начале 90-х годов). Юля чуть не на колени бросилась, умоляя дать ей шанс попробовать себя на телевидении. Так появилось первое в стране женское ток-шоу «Я сама». Это действительно было точное название. Прежде всего – про саму Юлю. Сама решила, сама придумала, сама сделала. Она стала ведущей, продюсером, лидером и в 1999 году заслуженно получила профессиональную премию «ТЭФИ».

ИСКРЕННОСТЬ

Для кого-то названное качество применительно к тележурналистике может показаться спорным. Далеко не во всех телекомпаниях и не во всех программах искренность приветствуется. Все же рискну утверждать, что тележурналисту в общении с героями и со зрителями искренность необходима.

Часто искренность считают атрибутом людей, мягко говоря, не очень умных. Я не согласна с этим, хотя стоит признать, что она открывает некие тайные дверцы, которыми зачастую умело пользуются завистники и недоброжелатели. Это и сила, и слабость. Сыграть искренность невозможно. Нужно быть искренним человеком.

УМЕНИЕ УДИВЛЯТЬ И УДИВЛЯТЬСЯ

Иногда смотришь на экран, видишь приятное лицо и все же спокойно переключаешь телевизор на другой канал. На профессиональном телевизионном сленге это называется «не цепляет». Трудно объяснить, но, надеюсь, это понятно. Наряду с замечательным и грамотным поведением в кадре и за кадром надо обладать чем-то своим, уникальным. Тем, что «зацепит», удивит и удержит от переключения на другой канал. Удивлять способен только тот журналист, который не теряет умения удивляться сам, – эти качества неразделимы.

Легенда американского телеэфира семидесятилетний Ларри Кинг способен в прямом эфире рассматривать обломок станции «Мир» и бесконечно удивляться тому, какого он цвета, насколько тяжел и какая огромная история стоит за этим кусочком металла.

Я не случайно говорю об умении удивлять и удивляться вслед за искренностью. На мой взгляд, между этими тремя качествами есть тесная связь.

Думаю, стоит остановиться и, что называется, закрыть список качеств личности, которые нужны для профессии тележурналиста, иначе есть риск начать перечислять все приметы яркой и активной личности. Не стоит считать, что все эти личностные качества даны от Бога и ничего нельзя изменить. Фанатизм и желание быть в этой профессии способны перевесить все остальные качества вместе взятые. В истории тележурналистики немало случаев, когда люди меняли дикцию, на октаву понижали голос, я уж не говорю о похудении на двадцать–тридцать килограммов или других невероятных усилиях в работе над своей внешностью. Человек может все, стоит только захотеть.

Наши рекомендации