Совинформбюро и радиовещание в годы Великой Отечественной войны.
Война изменила весь облик советской печати: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты. Некоторые специализированные центральные газеты были объединены. Вместо «Литературной газеты» и «Советского искусства» стала выходить газета «Литература и искусство».
Сократилось число местных изданий. В Московской области перестали выходить 57 многотиражных газет. К 1942 г. в стране осталось 4560 газет, в то время, как в 1940 их насчитывалось около 9000.
Кроме «КП» и ленинградской «Смены» были закрыты все комсомольские газеты. Сокращению подверглась даже «Правда», выходившая в годы войны на четырех полосах. Это позволило преодолеть трудности в организации печатной пропаганды на фронте. К концу 1942 г. задача создания массовой прессы в Вооруженных Силах была решена: выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 600 дивизионных газет. Огромное количество газет и листовок издавалось в тылу врага.
Из подпольных изданий, выходивших на оккупированной территории, наибольшей известностью пользовались газеты «За Советскую Украину», «Большевистская правда». Из партизанских – «Красный партизан», «Партизан Украины».
Возникли еще две центральные военные газеты: с августа 1941 - «Сталинский сокол», с октября 1942 – «Красный сокол». Главное политическое Управление Советской Армии выпускало листок «Вести с Советской Родины», который информировал советских людей на захваченной врагом территории о положении на фронте и в тылу.
Журналы «Славяне», «Война и рабочий класс», литературно-художественный журнал «Фронтовая иллюстрация». Особое значение имели журналы для отдельных родов войск: «Артиллерийский журнал», «Журнал автобронетанковых войск», «Связь Красной Армии», «Военно-инженерный журнал». Только в Москве выходило 18 военных журналов, в том числе самый популярный, «Красноармеец». Успехом пользовались сатирические издания «Фронтовой юмор», «Сквозняк».
В связи с необходимостью более оперативной передачи событий, 24 июня 1941 г. было создано Советское информационное бюро. В его задачу вменялась оперативная и правдивая информация не только для советских людей, но и для зарубежных стран. 25 июня в советской печати появилась первая сводка Совинформбюро, а всего за годы войны их было передано свыше 2,5 тысяч.
Незаменимым стало радиовещание, первые военные передачи появились одновременно с правительственным сообщением о вероломном нападении на Советский Союз. Начиная с первых радиопередач о событиях на фронте, они завершались призывами: «Враг будет разбит, победа будет за нами!». О возросшей роли радиовещания в условиях войны свидетельствует оперативное создание филиалов Всесоюзного Радиовещания в Куйбышеве, Свердловске, Комсомольске-на-Амуре. В ноябре 1942 из Москвы началось вещание на украинском и белорусском языках. Неизменными стали передачи «Письма на фронт» и «Письма с фронтов». В них было использовано свыше двух миллионов писем, благодаря которым более 20 тысяч фронтовиков нашли своих близких, эвакуированных в восточные районы страны.
На заключительном этапе войны советская журналистика пополнилась еще одним видом печати: были созданы газеты для населения освобожденных от фашистских захватчиков государств - «Свободная Польша», «Венгерская газета».
Печать и радиовещание гитлеровцев на оккупированной территории. Гитлер заявлял, что это будет беспощадная борьба идеологий и расовых различий и будет вестись с беспрецедентной жестокостью. Борьбу за порабощение советского народа гитлеровцы вели еще и силой слова. На оккупированной территории фашисты издавали десятки газет, со страниц которых утверждалось, что в развязывании небывалой в истории человечества войны повинна не гитлеровская Германия, а Советское государство. Уже в августе 1941 на оккупированных территориях гитлеровцы издавали газеты «Орловские известия», «Смоленский вестник», «Новый путь», «Белорусская газета» на белорусском языке. В 1942 в Смоленске появилась газета «Колокол», предназначенная для крестьян оккупированных территорий.
Уже в 1941 немцы начали налаживать свое радиовещание. К июлю 1942 действовало свыше 1360 радиоточек. В мае 1942 начал радиопередачи Орловский радиоузел. Каждодневно гитлеровская пресса уверяла, что «Советы обречены на гибель», «гигантская советская армия распалась на четвертый месяц войны». Даже после разгрома немцев под Сталинградом, Курском и Белгородом гитлеровцы писали, что Германия «выйдет из этой войны «славным победителем». Особенно усердствовала выходившая в Орле газета «Речь». Сообщения о «бегстве Советского правительства из Москвы», «о преступном плане большевиков взорвать Москву прежде, чем она будет отдана в руки немцев».
Деятельность военных корреспондентов. Было необходимо укрепление кадров самыми квалифицированными работниками. Впервые в истории отечественных СМИ, в редакции газет, радиовещания, информационных агентств были направлены сотни советских писателей. Уже 24 июня 1941 на фронт отправились добровольцы-писатели, в том числе Горбатов – на Южный фронт, Твардовский – на Юго-Западный, Долматовский – в газету 6-й армии «Звезда Советов», Симонов – в газету 3-й армии «Боевое знамя».В соответствии с постановлениями ЦК ВКП(б) «О работе на фронте специальных корреспондентов» (август 1941) и «О работе военных корреспондентов на фронте» (сентябрь 1942) писатели честно выполняли служебный воинский долг, рискуя собственной жизнью. Корреспонденту газеты «Знамя Родины» Борзенко за мужество и отвагу, проявленные при захвате плацдарма на Керченском полуострове, было присвоено звание Героя Советского Союза. Столь же высокой награды удостоены старший политрук Муса Джалиль, майор Кунников, капитан Калинин, майор Чапичев и еще 5 журналистов.
В кадрах Красной Армии и Военно-Моского Флота в годы войны находилось 943 писателя. Из них – 225 погибли на фронте, 300 – награждены орденами и медалями Союза ССР.
Насколько дорожили в редакциях писателями, наглядно свидетельствует письмо редактора газеты «Красноармейская правда» полковника Миронова. «Я узнал, что хотят взять из «Красноармейской правды» Алексея Суркова. Прошу Вас убедительно этого не делать. Сурков с первых дней Отечественной войны работает в нашей газете, он сроднился с коллективом редакции и бойцами Западного фронта. Сурков ведет отдел «Гриша Танкин», пишет статьи, стихи и песни о бойцах нашего фронта. Нам очень трудно будет без Суркова».
Полная опасностей работа в качестве военных корреспондентов позволяла им находиться в самой гуще боевых действий, давала богатейший материал для художественных и публицистических произведений. В период деятельности в газете Южного фронта «Во славу Родины» написал свои «Письма к товарищу» Борис Горбатов, в редакциях военных газет родились песни «Заветный камень» Жарова, «Давай закурим» Френкеля, «Прощайте, скалистые горы» Букина.
В годы войны нужно было не просто писать, а поставлять «душевные боеприпасы фронту». Их поставляли героям фронта и тыла газеты «Правда», «Известия», «КП», «Красная звезда», поднимая советский народ на героическую борьбу за свободу и независимость своей Родины. Веру в нашу победу в сердца советских людей вселял каждый номер «Правды», изданный в годы войны.
Двести сорок «известинцев» ушли на фронт. Сорок четыре из них погибли. В редакции свято чтут память Александра Кузнецова, Михаила Сувинского, Сергея Галышева, Павла Трошкина. С первых дней войны редакции пришлось пережить немало трудностей. 24 июля в здание редакции попала фашистская бомба. Но на следующий день читатели получили «Известия». Когда линия фронта проходила по Подмосковью, редакция «Известий» стала общежитием военных корреспондентов, которые утром выезжали на передовую, а вечером возвращались, чтобы сдать материал в номер. В октябре 1941 издательство «Известий» было эвакуировано в Куйбышев. В самый критический момент сражения за столицу известинцы проявили выдержку, не прекращая работы даже во время воздушных тревог.
Впечатляюще о подвигах защитников советской столицы, а также о героях обороны Ленинграда, Киева, Одессы, Севастополя, Сталинграда рассказывала «КП». Регулярно публиковала полосы писем с фронта и на фронт. Специальные номера газеты были посвящены Зое Космодемьянской, Лизе Чайкиной, Александру Матросову. Одной из первых «КП» поведала о бессмертном подвиге Юрия Смирнова.
Незабываемые события войны ярко запечатлены на страницах прифронтовых газет «Ленинградской правды», «Московского большевика», «Сталинградской правды». В самые тяжелые дни сражений за столицу публикации «Московского большевика» помогли ее защитникам обратить вспять врагов. Газета писала о необходимости превратить каждый завод и дом в неприступную крепость. В поднятии боевого духа велика роль материалов, печатавшихся под рубрикой «Мы с тобой, родная Москва». Под ней помещались письма воинов других фронтов.
В декабре 1941 г. Советская Армия перешла в победоносное контрнаступление под Москвой. 23 декабря «Московский большевик» сообщил: десятки городов и сел Московской области очищены от врага.
Сильным ударом по врагу был каждый номер «Ленинградской правды»: «Стоять до конца», «Всю мощь нашего города на защиту Отечества!» – эти призывы не переставали звучать со страниц газеты, в которой сотрудничали Всеволод Вишневский, Николай Тихонов, Ольга Берггольц . Небывалое мужество проявили ленинградские журналисты. Мастер-стереотипер Бартеньев оставил записку сменщику: «Пошел умирать». Добрался до дома, надел чистую рубаху и лег. К нему пришли товарищи из типографии: «Твой сменщик не пришел и не придет». Мастер встал. Ему помогли надеть ватник, дойти. Он сделал последнюю отливку и умер, когда раздался шум ротационных машин.
И газета жила, случалось, что из-за недостатка бумаги она издавалась на двух полосах, но не было дня, чтобы не вышел очередной номер газеты, за исключением единственного – 25 января 1942 г. Но и этот номер был подготовлен редакцией. Однако в ночь на 25 января осажденный город остался без электричества, замерли типографские машины, газета не могла быть напечатана. Это – единственный случай за все 900 дней блокады, когда читатели не прочли очередного номера.
Незаменимым средством воздействия на защитников Родины были газеты Вооруженных Сил, возглавляемые «Красной звездой», которая с 11 декабря 1941 в течение войны выходила под девизом «Смерть немецким оккупантам!»
О массовом героизме советских воинов рассказывали в «Красной звезде» писатели и поэты. « «Родной полк» представляли Симонов, Павленко, Панферов, Лапин. 26 июня 1941 в газете появилась первая статья Эренбурга «Гитлеровская орда», которая положила начало его четырехлетнему сотрудничеству в «Красной звезде». 24 июня была напечатана «Священная война» Лебедева-Кумача. Только в апреле 1944 с рассказами выступили Павленко («Мать»), Платонов (рассказ «Через реку»), Тихонов («Победа» – о разгроме немцев под Ленинградом).
Красноармейская фронтовая печать рассказывала о благородных освободительных целях Отечественной войны, показывала человеконенавистнический характер идеологии фашизма, его расовуютеорию. Много писали о невиданном вандализме гитлеровцев, устроивших массовые лагеря смерти на временно захваченной ими территории: в Майданеке, Бежице, Треблинке.
Когда боевые действия переместились на территорию противника, перед военной прессой встала задача с еще большей активностью вести работу по пропаганде освободительной миссии Красной Армии. Удачно действовала газета 3-го Белорусского фронта «Красноармейская правда». Ей удалось установить тесные контакты с газетами «Московский большевик», «Рабочий путь» (Смоленск), «Советская Белоруссия», и с их помощью выпускать целевые полосы о трудовых успехах тех районов, по территории которых прошли с боями бойцы и командиры.
Публиковала «Красноармейская правда» подборки патриотичных высказываний бойцов о родной стране.
В ходе войны, несмотря на потерю производственных мощностей в ее начале, СССР выиграл экономическое противоборство с Германией. Это благодаря трудовому подвигу тружеников тыла. «В военное время – работать с удесятеренной энергией!», «Больше металла, больше танков – ближе к победе» – призывы в прессе. По всей стране развернулось патриотическое движение по сбору средств на боевую технику Красной Армии. СМИ оперативно освещали поступление народных средств в фонд обороны. «Все для фронта! Все для победы!» –материалы о трудовых достижениях в тылу. Печать поддерживала все патриотические почины по увеличению выпуска военной продукции, по созданию трудовых бригад. Деятельность выездных редакций.
В годы войны была продолжена традиция издания «Окон РОСТА», по примеру которых советские художники и поэты приступили к выпуску «Окон ТАСС». Когда враг лез к московским заставам, стены Москвы провожали идущих на фронт призывами: «Ребята, не Москва ль за нами?», «Ни шагу назад!». Это были первые «Окна ТАСС», появившиеся в столице уже 26 июня 1941, а всего за годы войны их издано около 1,5 тысяч. Неизменными авторами были художники Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Черемных, Савицкий, поэты Бедный, Маршак, Лебедев-Кумач. Не ослабевала связь редакций с читателями: около 400 тысяч писем получила в военную пору «Правда».
Статьи Толстого, Шолохова, Эренбурга, стихи Симонова и Суркова читал каждый. Особенно большую роль в поднятии морального духа сыграл Эренбург. Он проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немцам на язык вдохновляющей прозы, уловил чувства, какие испытывали простые советские люди. За годы войны опубликовано около 1,5 тыс. его статей, составивших четыре тома под названием «Война». У Эренбурга был свой «почерк». В октябре – ноябре 1941 в «Красной звезде» появились статьи писателя: «Выстоять», «Дни испытаний», в которых он писал о неизбежном разгроме фашистов под Москвой: «Их поход за квартирами мы превратим в поход за могилами! Не дадим им дров – русские сосны пойдут на немецкие кресты».
Особое значение имел очерк Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» 22 июня 1942. Рассказав историю военнопленного, которого фашисты подвергли жесточайшим пыткам, писатель пишет устами главного героя: «Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу».
Человеческая красота защищавших свою Родину и ненависть к ее поработителям – главное в военной публицистике Тихонова, присылавшего статьи и стихи из блокадного Ленинграда. В рассказах Тихонова воссоздан подвиг героев-тружеников города-фронта. За 900 дней блокады Тихонов кроме поэмы «Киров с нами», книги стихов «Огненный год» и «Ленинградских рассказов» написал свыше тысячи очерков.
Особенность публицистики Великой Отечественной войны в том, что традиционным газетным жанрам придавали качества художественной прозы. Фронтовые корреспонденции Шолохова «По пути к фронту».
Бойцы не расставались со стихами Симонова «С тобой и без тебя», с «Василием Теркиным» Твардовского, со стихами Исаковского «В лесу прифронтовом», «Огонек», Суркова «В землянке».
Правдивой летописью войны стала фотопублицистика. Снимки Бальтерманца, Калашникова, Кудоярова, Темина, Трошкина, Устинова, Шагина навсегда сохранят, через какие испытания, лишения, утраты шел к победе советский народ. Халин увековечил подвиг советского солдата Алексея Еременко всего за несколько мгновений до его гибели. «Комбат», который побывал на всех крупнейших фотовыставках мира, стал символом Великой Отечественной и в бронзе поднялся у украинского села, где погиб герой.
С первого до последнего дня в авангарде советского народа находилась партия коммунистов. «ВКП(б) была сражающейся партией. 80% ее членов состояли в рядах вооруженных сил. Три миллиона из них пали в боях или погибли в результате лишений военных лет. Комсомол тоже превратился в воюющую организацию. Неоценима роль советской журналистики в достижении победы. Ее силу вынуждены были признавать даже гитлеровские главари, заявлявшие, что советская пресса действует очень умело.