Причина появления журналистики и системы масс- медиа – общественные потребности, общественные изменения
Причина появления журналистики и системы масс-медиа – общественные потребности
Причины трансформации журналистики
· Коммерциализация
-бывает так, что современный цифровой масс-медийный канал производит много контента, но не занимается журналистикой. И это ни хорошо, ни плохо – это форма существования медиа. Скажем, для сугубо развлекательных телеканалов типа «Пятница», «Ю», «Перец» такой формат органичен. Хуже, когда на телеканалах, именуемых «общественно-политическими», под «журналистикой» подают незамутненую пропаганду или медиаконтент в сугубо коммерческих целях.
-Основная цель бизнеса всегда есть и будет прибыль. Маркетинговые коммуникации с целевыми аудиториями должны обеспечивать продажи товаров и услуг. Такие коммуникации стремятся быть ближе к представлениям человека как потребителя, могут использовать общественные интересы и приемы журналистской работы.
Наиболее долгосрочные и дальновидные коммерческие коммуникационные стратегии работают с потребностями людей и превращают бренды в участников общественных процессов. Потому в последнее время успешно развивается так называемая «журналистика брендов», когда сами бренды работают в поле масс-медиа по редакционным принципам и берут на себя функции выразителей общественных интересов. Однако базовая мотивация и конечная цель такой работы — всё равно продажи и прибыль.
· Влияние власти
Для власти ключевая цель состоит в контроле (территории, населения, институтов и пр.), для чего существуют практики пропаганды идеологизированных сообщений. Соответствие идеологическим установкам важнее самой реальности, и пропаганда готова формировать представления о событиях и фактах без попыток рассмотрения разных точек зрения и позиций. Обратной стороной пропаганды также является цензура, которая выполняет ту же функцию: замалчивания не вписывающихся в официальную идеологию фактов.
· Искажение понятия «журналистика» не только в головах простых обывателей, но и в представлениях самих журналистов
Если раньше – журналист – это профессионал, то теперь ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ПОНЯТИЕ ЖУР-КА ИСКАЖАЕТСЯ В ГОЛОВАХ ЛЮДЕЙ (ТО ЕСТЬ МЕНЯЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ЖУРНАЛИСТИКА ВООБЩЕ), многие люди, не являющиеся жур-листами, начинают заниматься журналистской деятельностью (НАПРИМЕР, ГРАЖДАНСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА – ЖУРНАЛИСТИКА, КОТОРОЙ ЗАНИМАЮТСЯ ПРОСТЫЕ ГРАЖДАНЕ)
· Развитие цифровой среды и интернета
Специфика журналистики как деятельности и профессии. Отличие от рекламы и PR.
Журналистика как вид деятельности - Общественная и производственная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.)