Позитивная критика - тоже критика
Мы склонны считать, что позитивные комментарии должны быть всегда, но есть и та критика, которую не очень-то приятно слышать. Однако, нет никакой разницы между хорошими и плохими комментариями - они все созданы суждением. Когда вы говорите «это только набросок, не судите его», а потом отвечаете «спасибо!» на каждый позитивный комментарий, вы жульничаете. Это как если бы вы сказали, что не хотите, чтобы к вам сегодня пришли в гости, и очень радовались бы тем, кто пришел. Причины этому всему этому достаточно запутанны!
Почему вы можете не хотеть позитивных комментариев? Потому, что когда вы ждете, чтобы комментарии как-то отразили ценность вашей работы, даже их недостаток - это определенный знак. Это что-то между «неплохо» и «не хорошо». Если обычно у вас куча приятных комментариев под каждым рисунком, и тут внезапно все молчат, за этим, должно быть, кроется причина - возможно, они не могут сказать ничего хорошего, вот и не говорят!
Когда вы говорите, «не нужно критики, пожалуйста», и из-за этого получаете только положительные комментарии, вы можете начать думать, что ваша работа безупречна. Это происходит на подсознательном уровне, так что вы не можете с этим бороться. Это потому, что недостаток негативных комментариев говорит нам о том, что о данной работе нельзя сказать ничего плохого. Это то, что кроется под «не судите» - «не говорите, что что-то не так». «Не нужно критики» может стать щитом против негатива в адрес ваших работ!
То, что вы не получаете негатива в адрес своих работ вовсе не значит, что работа идеальна
Позиция исключительно позитивного суждения хорошо просматривается в ню-фотографии. «Горячая штучка!» - это хороший комментарий, но скажите «Она слишком толстая», и тут же получите комментарий в защиту. А почему первое мнение верное, а второе - нет? Они оба судят тело модели, а не фотографию. Между ними нет никакой разницы, а также нет никакой нужды отвечать «спасибо» ни на первый, ни на второй.
И еще кое-что: негативные комментарии часто умаляют, оправдывая это тем, что их авторы ничего не смыслят в искусстве. Однако, интересная штука получается - для положительных отзывов никаких особых знаний не нужно! И как это так выходит? Теперь уж вы должны знать ответ.
Как принимать критику
Вам не всегда будет понятно, что наблюдатель пытается вам сказать, но если вы - обладатель низкой самооценки, то вы склонны решить, что он пытается вас обидеть. Вы можете расстраиваться после каждого негативного комментария, так как для вас это лишнее подтверждение того, что вы плохой художник. Повторюсь - комментатор попросту не способен обидеть вас. Все зависит только от вас самих. Когда вы думаете подобным образом «скажи мне, что рисунок хороший, чтобы я чувствовал себя хорошо», это также сработает с «если ты скажешь мне, что рисунок плох, мне будет плохо».
Критика - это не атака
Вам необходимо проанализировать комментарий без негативного фильтра. Может, они и пытаются вас обидеть, но зачем им это позволять? Вместо этого вы можете применить позитивный фильтр, и вытянуть пользу из всего, что вам говорят.
Когда вы используете негативный фильтр, вы можете подумать то, что комментатор не имел ввиду. «Возьми да сам нарисуй получше, раз ты такой умный!» - это защитная реакция на воображаемое «Я бы нарисовал лучше». Но человек ведь этого не говорил!
Защитная реакция на комментарий - это явный признак того, что вы восприняли его, как атаку. Сразу же вам хочется сказать «нет, все не так, ты не прав, потому что…». Популярный ответ на комментарий «У тебя ужасно выходит анатомия лошадей» примерно такой «это мультяшный стиль, она должна так выглядеть!». Но, как вы видите выше, факт, скрытый в комментарии был «твои лошади не похожи на настоящих». Да, не похожи, вы это знаете. Они мультяшные, ведь так? И ваш диалог, объективно говоря, выглядит примерно так:
- Твои лошади нарисованы не в реалистичном стиле.
- Ты не прав! Они нарисованы в мультяшном стиле!
Так если вы оба говорите одно и то же, откуда берется ваша злость? Это потому, что вы слышите нечто большее, чем просто факт. Вы слышите «настоящий художник знает, как рисовать реалистично». Комментатор этого не говорил, но из-за ваших комплексов, вы непременно это вообразили. В глубине души вам, возможно, стыдно, что вы не умеете рисовать реалистично (вы считаете, что это высшая форма искусства, и чувствуете себя неполноценным из-за недостатка способностей), и когда кто-то это замечает, вы ощущаете угрозу. Это как если бы кто-нибудь раскрыл все ваши тайные страхи - и вам необходимо защищаться, дабы сохранить свою честь!
Помните - критика касается ценности работ, а не вашей личной ценности. Даже если вам сказали «ты не умеешь рисовать», это не значит, что вы должны ощущать дискомфорт. Вы можете либо не согласиться («Я умею рисовать, не пойму, о чем это они»), либо согласиться («Мда уж, мои рисунки отвратительны»). В обоих случаях сюда не подключаются эмоции. Эмоции появляются, когда вас задевают за живое. Если вы правда очень-очень сильно хотите стать хорошим художником, вы можете отрицать тот факт, что пока вы таковым не являетесь. Вы пытаетесь притвориться, что умеете рисовать, находите фанатов, которые будут любить вас несмотря ни на что, и тут кто-то утверждает факт…на деле они разрушают иллюзии! Говоря, что вы не умеете рисовать, они делают это правдой. Неудивительно, что вас это злит!
Не важно, сказали они это или нет - это все равно так!
Запомните одну вещь: когда ваши рисунки не очень хороши, это не значит, что вы сами нехороши. Вам не нужно скрывать недостатки своих рисунков, чтобы создать лучший образ себя. Вы не умеете рисовать лошадей? Это факт, а не оскорбление. Примите это, и поверьте, тут нечего стыдиться. Будьте честны с самим собой и остальными, и тогда их комментарии, какими бы грубыми они не были, перестанут вас жалить. «Ты ужасно рисуешь!» - «Ну да, и что?».