Глава 45. Тот, кто ругает время, наносит этим самым обиду Всевышнему Аллаху.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Ругать время запрещается, и мусульманин обязан избавиться от таких слов, потому что употребление их подрывает совершенство его единобожия. Невежественные люди часто поступают таким образом. Стоит произойти событию, которое им неприятно, как они начинают ругать время, связывать с ним неудачи и проклинать этот день, месяц или год. Несомненно, эта брань не может быть обращена просто ко времени, потому что время ничего не творит. События всего лишь происходят во времени, а распоряжается ими и предопределяет их Великий и Могучий Аллах. Поэтому ругающий время фактически обижает Великого и Могучего Аллаха. Эта хула бывает разной степени тяжести, а ее самой тяжкой формой является проклинание времени. Следует знать, что человек не ругает время, если он называет год тяжелым, день – черным, а месяц – неудачным, потому что эти эпитеты связаны с конкретными обстоятельствами. Эти слова означают, что день оказался неудачным для конкретного человека или доставил много неприятностей конкретному человеку. Следовательно, характеризуя промежуток времени таким эпитетом, человек фактически характеризует произошедшие в течение его события и свое положение. Он не характеризует непосредственно время, расхваливая или понося его.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: Всевышний Аллах сказал:«Они сказали: “Есть только наша мирская жизнь. Мы умираем и рождаемся, и нас не губит ничего, кроме времени”. У них нет об этом никакого знания. Они лишь делают предположения»Аль-Джасийа 45:24.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Связывание событий со временем является качеством, присущим многобожникам – противникам единобожия. Из этого следует, что единобожники связывают происходящие события с волей Великого и Могучего Аллаха.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихе” аль-Бухари приводится хадис Абу Хурайры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Всевышний Аллах изрек: “Меня обижает сын Адама, хулящий время. Я есть время: Я чередую ночь и день!”» [Аль-Бухари 8/441 и 13/389, Муслим (2246)].

В другой версии говорится: «Не ругайте время, ибо, истинно, Аллах есть время». [Муслим (2246), Ахмад 2/395, 491, 496 и 499].

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:

Это не означает, что время является одним из имен Аллаха. Это выражение является смысловым продолжением того, что было сказано до него. Человек ругает время, хотя время не властно над происходящими событиями и ничего не творит. Ругая время, человек ругает Великого и Могучего Аллаха, потому что Аллах творит во времени, что пожелает, руководствуясь своей божественной мудростью. Он чередует день и ночь, из которых состоит время. Ни день, ни ночь не влияют на события, и, если человек ругает их, он фактически ругает Того, Кто их чередует.[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Запрет хулить время.

2. Хулящий время наносит обиду Аллаху.

3. Размышление по поводу изречения: «...ибо, истинно, Аллах есть время».

4. Ругающий время является хулителем Аллаха, даже если он не преследует такой цели в своем сердце.

___________________________________________

Глава 46. О титулах типа «судья всех судей»* и тому подобных титулах.

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Шейх, да смилостивится над ним Аллах, обратил внимание на то, что запрещается называть человека именами и эпитетами, которые относятся к Великому и Могучему Аллаху. Единобожие требует называть ими одного Аллаха и не нарекать ими никого, кроме Него.

[Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

[Пишет автор книги]: В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима проводится хадис Абу Хурайры, который слышал, как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым низким перед Аллахом является человек, именуемый Царем всех царей, ибо нет Царя, кроме Аллаха». [Аль-Бухари 10/486, Муслим (2143), Абу Дауд (4961), ат-Тирмизи (2139)].

Суфьян ибн Уйейна сказал: «Это то же, что и шахиншах».

В другой версии говорится: «В День воскресения этот человек вызовет самый сильный гнев Аллаха и будет самый скверным человеком».

[Комментарий Салиха Али Шейха сокращенный вариант]:Это означает, что все царство и вся власть принадлежат одному Аллаху. Человека нельзя нарекать Царем всех царей, потому что это имя присуще только Аллаху. Никто не владеет царством, кроме Аллаха, и это царство очень велико. Человека можно назвать владельцем конкретной вещи, однако он не может быть владельцем всего сущего. То же самое относится к власти, поскольку человек может царствовать в одной стране, но не может быть царем всего сущего. Человека можно назвать владельцем, если он обладает собственностью, или царем, если он правит государством, в том смысле, что его воля в нем исполняется. В этом случае его власть необходимо конкретизировать какой-либо одной страной, называя его царем этой страны и т.п. Однако царем всех царей в широком смысле является только Великий и Могучий Аллах. Единобожие обязывает нас не нарекать этим именем никого, кроме Него, и не соглашаться с теми, кто поступает иначе. И даже если мусульманин читает об этом в какой-либо книге, он не должен пересказывать эти слова так, как они написаны. Человек, которого нарекают таким именем, в День воскресения вызовет самый сильный гнев Аллаха и окажется самым скверным человеком, потому что он равнял себя с Великим и Могучим Аллахом, нарекая себя Его именем. [Конец цитирования слов шейха Салиха Али Шейха].

Рассматриваемые вопросы (от автора книги):

1. Запрещение титула «царь всех царей».

2. Все выражения, имеющие такой же смысл, также запрещены, и на то указал Суфйан ибн Уйейна.

3. Понимание того, что это и подобные выражения запретны, даже если человек не преследует такой цели в своем сердце.

4. Понимание того, что человек должен отказаться от этого ради уважения к Всевышнему и Всемогущему Аллаху.

___________________________________________

Наши рекомендации