Покорный (факир) Аллаху Всевышнему

Покорный (факир) Аллаху Всевышнему

Саид ибн Али ибн Вахф аль-Кахтани

Великая награда

И очевидная потеря в свете Корана и сунны.

Во имя Аллаха милостивого милосердного

Введение

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем, к которому обращаемся за помощью, молим о прощении, прибегаем к его защите от злобы в наших душах и от того дурного, что есть в делах наших. Тот, кого направляет Аллах, не собьётся с пути, а тот, кто в заблуждении, у того не будет наставника. Я свидетельствую, что нет бога кроме Аллаха единого, и нет при Нём сотоварища (никого). Я свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник Его, да благословит его Аллах и его род и сподвижников его, и тех, кто последовал за ним через благодеяния, до Судного дня, и да приветствует его многими приветствиями.

Далее:

Это краткое послание заключается в разъяснении великой награды и очевидной потери, оно является сравнением между наслаждением рая, ведь если кто-либо достиг его, то получил великую награду, и мукой ада, ведь если кто-либо подвергся в нём мукам, то понёс очевидную потерю. Я упомянул в этом послании в сокращении двадцать пять исследований, для того, чтобы вызвать желание к раю и наслаждениям в нём, а также к путям, ведущим к Нёму (Пусть сделает нас Аллах его обитателями!). И в то же время, чтобы вызвать испуг, страх перед адом и предостеречь от него, страданий в нём и от путей, ведущих в него (Мы просим Аллаха избавления от него!).

Нет сомнений, что истинная награда – это достижение рая и спасение от ада. Сказал Всевышний Аллах: (И кто будет удалён от огня и введён в рай, тот получил успех. А ближайшая жизнь – только пользование обольщением).[1]

И это величайшая из целей. Сказал в этой связи Пророк (Да благословит его Аллах, и да приветствует!) одному человеку: «Что ты говоришь в молитве?» Он ответил: «Я произношу слова исповедания веры: «Нет бога кроме Аллаха и Мухаммад пророк Его», затем обращаюсь к Аллаху с просьбой о Рае и спасении от мук Адского огня. И вот, клянусь Аллахом, у меня не получается бормотать в молитве так же, как бормочешь ты и Муаз».

И сказал Посланник (Да благословит его Аллах, и да приветствует!): «Мы бормочем о том же, о чём и ты».[2]

Смысл хадиса:

О Рае и спасении от Огня мы просим у Аллаха и бормочем, взывая к Аллаху Всевышнёму.

И показателем того, чего достигли сподвижники Мухаммада в человеческом совершенстве, великом желании и рассудительности является деяние Рабии ибн Кааба Аль-Аслами, (Да будет доволен им Аллах!) Он сказал: «Я проводил ночь с посланником Аллаха (Да благословит его Аллах и да приветствует!) Я принес ему воду для омовения и необходимые вещи. Он сказал мне: «Проси!» И я сказал: «Прошу у тебя быть твоим спутником в Раю». На что он сказал: «А что, кроме того?» Я ответил: «Лишь это». Он сказал: «Помоги мне позаботиться о твоей душе, совершая множество поклонов».[3]

Пророк (Да благословит его Аллах и да приветствует!) побуждал своих сподвижников и умму к попаданию в рай, а также предостерегал их и предупреждал их от попадания в ад. Поэтому Посланник (Да благословит его Аллах и да приветствует!) говорил: «Когда водружены похоронные носилки, то их понесут мужчины на своих шеях, и если душа (т.е. покойного) была благочестивой, то скажет: «Несите меня вперед, несите меня вперед!». А если не была таковой, то скажет: «О, горе, куда же вы несёте их?» Голос её слышат все, кроме человека и если бы он услышал этот голос, то упал бы в обморок».[4]

Я обращаюсь к Аллаху с просьбой, чтобы Он сделал эту работу принятой с благодарностью и приносящей пользу для меня и тех, кто получил ее! Воистину, Он лучший, кто несет ответственность и благороднейший из тех, кто подаёт надежду. На Него мы полагаемся, ведь Он лучший покровитель! И да благословит Аллах, и да приветствует пророка нашего Мухаммада и род его и сподвижников его и тех, кто последовал за ними с благодеяниями до Судного дня!

Автор.

Написано утром в среду.

7/7/1416 г. по Хиджре.

Исследование первое:

Имена Адского огня.

А. – Ан-Нар (адский огонь). Сказал Аллах Всевышний: (А те, которые не веровали и считали ложью наши знамения, они – обитатели огня, они в нём вечно пребывают).[72] И упоминал Аллах Великий и Всемогущий огонь Ада словом «ан-нару» (огонь) сто двадцать шесть раз, а слово «наран» (огнём, в огне) девятнадцать раз.[73]

Б. – Джаханнаму – («Ад, Геенна, Преисподняя»). Сказал, Всевышний (Хвала Ему!): (Поистине, Геенна – есть засада, для преступивших обитель).[74]

В. – Аль-Джахим («адский огонь, ад, адская пламень») Сказал Великий и Всемогущий: (…и показана будет геенна тем, кто увидит).[75]

Г. – Ас-Са´ир («Огонь, Ад»). Сказал Всевышний: (…часть в Раю и часть в Аду).[76]

Д. – Сакар («Ад, Преисподняя»). Сказал Всевышний: (А что даст тебе знать, что такое сакар? Не оставляет он и не покидает…).[77]

Е. – Аль-Хутама («огонь, сокрушилище»). Сказал Всевышний: (Так нет же! Будет, ввергнут он в сокрушилище…).[78]

Ж. – Ал-Хауийа («пропасть, бездна»). Сказал Всевышний: (А тот, у кого легки весы, – мать его – пропасть. А что даст тебе знать, что такое она? – Огнь пылающий!).[79]

З. – Дар уль-Бауар («ад, обитель погибели, смерти»). Сказал Всевышний: (Разве ты не видел тех, которые обменяли милость Аллаха на неверие и поселили народ свой в жилище гибели – в геенне, в которой они буду гореть? И скверно это пребывание!).[80]

Сказал имам Ибн Кассир (Да смилостивится над ним Аллах Всевышний!): «…А что касается обители смерти, то это – Ад».[81]

И на это же указал имам аль-Багави (Да смилуется над ним Аллах Всевышний!).[82]

Исследование четвертое: местонахождение Рая и местонахождение Ада.

Местонахождение Рая.

Сказал Аллах Всевышний: (Так нет же! Ведь книга праведников, конечно, в иллийине. А что тебе даст знать, что такое иллийин?).[83]

Йиллийун – («эмпирей»): Сказал Ибн Аббас: это – Рай. Было поведано, что Йиллийун расположено на Седьмом небе под Троном.[84]

И сказал Ибн Касир (Да смилуется над ним Аллах Всевышний!): «Очевидно, что слово Йиллийун взят от слова аль-´улув (высота). А если, что-либо поднимается ввысь то, увеличивается его размер и вверх и вширь. И поэтому сказал Всевышний, возвеличивая Своё деяние и прославляя его: (А что даст тебе знать, что такое ´Йиллийун!).[85]

И сказал Аллах Великий и Всемогущий: (И в небе – ваш надел и то, что вам обещано).[86]

Сказал т.е. Ибн Касир (Да смилуется над ним Аллах Всевышний!) в своём тафсире (разъяснении, комментарии)на слова Всевышнего: (И в небе – ваш надел и то, что вам обещано), что означает (т.е. (удел) дождь, а фраза «то, что вам обещано» – означает Рай».[87] В достоверном хадисе говорится, что Рай находится под Троном Господним и над Седьмым небом. Сказал Посланник (Да благословит его Аллах и да приветствует!): «…и если вы просите Аллаха то, просите Его (или они спросили его) о райском саде (Аль-Фирдаус). Поистине он находится в середине Рая и на самом высоком его месте. А над ним находится трон Милостивого, и из него берут своё начало реки Рая».[88]

Местонахождение Ада.

Сказал Аллах Всевышний: (Так нет же!Ведь книга распутников, конечно, в сиджжине. А что тебе даст знать, что такое сиджжин?).[89]

Смысл этого заключается в том, что их пристанище и их путь находятся в Сиджжине. Сиджжин – прилагательное по типу ФИ´ИИЛЬ (употребляется для придания слову смысла чрезмерности), значение которого происходит от слова ас-Сиджн, что означает – «трудное положение, нужда, теснота». В речи используют подобные по типу (т.е. фи´ииль) прилагательные – разорванный (фиттик), много пьющий (ширриб), пьяница (химмир), постоянно выпивающий (сиккир) и тому подобное. Поэтому это (т.е. тип его словосложения) придает важность данному слову. И сказал Всевышний: (О, если бы ты знал, что такое Сиджжин) то есть Сиджжин имеет большую важность, и он является действующей тюрьмой и в нём – мучительное страдание. Имам аль-Багауи, имам Ибн Касир и имам Ибн Раджаб аль-Ханбали привели доказательства, подтверждающие и упоминающие, что Сиджжин находится под семью земными сферами, тогда как Рай расположен над седьмым небом.[90]

Сказал Ибн Касир: «Верной точкой зрения является то, что Сиджжин происходит от ас-сиджн. И это «нужда, трудное положение, теснота». Ведь создания (Аллаха), чем они ниже располагаются, тем меньше их размер, а чем они выше, тем больше их размер. Так и семь небесных сфер. Каждая из них обширнее и выше чем та, что ниже её. Также и с земными сферами, каждая из них обширнее, чем та, которая была до неё, пока в самом низу не будет достигнута абсолютная глубина с самым узким местом в центре седьмой подземной сферы.[91]

Затем он (т.е. Ибн Касир) упомянул (Да смилуется над ним Аллах Всевышний!): «Участь нечестивых грешников – находиться в Аду, а он самое нижайшее место из низких».

Как сказал Всевышний: (…а потом, вернём его в нижайшее из низких (состояние), кроме тех, которые уверовали и творили добрые дела, – им награда неисчислимая!).[92]

И здесь же Он сказал: (Поистине, книга распутников, конечно, в Сиджжине. А что даст тебе знать, что такое Сиджжин!). В нём сочетается узость (теснота) и глубина. Как сказал Аллах Всевышний: (А когда брошены они будут там, в место тесное связанными, они призовут там гибель).[93] Слова Всевышнего: (Это книга начертанная!), не являются толкованием Его слова: (А что тебе даст знать, что такое Сиджжин!), кроме того, что Он предписал им участь находиться в Сиджжине. Это то, что написано совершенным письмом, нельзя к нему ничего добавить и нельзя из него ничего изъять».[94]

Сказал Ибн Раджаб (Да смилуется Аллах над ним!): «Некоторые сделали доказательством этого[95] то, что Аллах Всевышний известил о том, что неверные будут вводиться в Огонь по утрам и вечерам (т.е. в период аль-барзах – промежутка времени между уходом из этой жизни «ад-дунья» и Судным днём). Он известил также, что для неверных не откроются врата Небес, указав, что огонь Ада находится на земле.…В хадисе Аль-Барра Ибн Азиба (Да будет доволен им Аллах!), который передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) описывающие отнятие Аллахом души (т.е. смерти – прим. автора перевода), где он сказал по поводу души неверного: «…будут подниматься с ней (т.е. с душой) до низшего неба этой жизни и будет испрошено открыть для неё, но не откроется для неё». Затем прочитал посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!): (…не откроются им врата неба и не войдут они в Рай, пока не войдёт верблюд в игольное ухо).[96] И говорит Аллах Великий и Всемогущий: (Пишите её книгу в Сиджжине в нижайшей земле). Затем он сказал: «И будет изгнана душа его….» Хадис[97] весь.[98]

Исследование пятое: существование Рая и Ада в настоящее время.

Со слов Анаса Ибн Малика (Да будет доволен им Аллах!) от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) в рассказе о ночном путешествии (аль-исра´): «Затем Джабраил повёл меня, пока не достиг со мной лотоса крайнего предела, цвета которого не поддаются описанию. Затем я был введён в Рай, где увидел, купала из жемчуга[99] и земной покров из мускуса».[100]

Со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!), который поведал о том, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал: «После того как Аллах создал Рай и Ад, Он послал Джабраила к Раю, сказав ему: «Посмотри на него и на то, что Я приготовил в нём для его обитателей!». Тот пошёл, посмотрел на него и на то, что приготовил в нём Аллах для его обитателей…

Затем Он сказал: «Иди к Аду! Посмотри на него и на то, что Я приготовил в нём для его обитателей!» Он посмотрел на него, и в нём одни ездят на других …»[101] Хадис.

Передаётся со слов Ибн Омара (Да будет доволен ими Аллах!) о том, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если один из вас умрет, ему будут показывать его место (т.е. в последней жизни аль-ахира) утром и вечером. Если он будет из числа обитателей Рая, то (ему будут показывать его место) среди обитателей Рая. Если же он будет из числа обитателей ада, то (ему будут показывать его место) среди обитателей Ада. И ему скажут: это будет твоим местом до тех пор, пока Аллах не воскресит тебя в Судный день».[102]

Передаётся со слов Кааба Ибн Малика (Да будет доволен им Аллах!) о том, что посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине душа мусульман – птица, которая сидит на дереве (из дерев) Рая до тех пор, пока не вернёт её Аллах телу в день, когда воскресит его».[103]

Со слов Абдуллы Ибн Масгуда (Да будет доволен им Аллах!) когда его спросили о слове Всевышнего: (И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа, получают удел…)[104], он сказал: «Мы спрашивали об этом, и он сказал (т.е. посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!): «Ваши души внутри (в чреве) зеленых птиц. У них есть фонари, висящие на Троне. Они летают в Раю, где захотят, а затем укрываются в этих фонарях. И осмотрел их Господь, и сказал: «Вы желаете чего-нибудь?» Они сказали: «Чего нам ещё желать ведь мы летаем в Раю, когда хотим!». Он повторил это с ними три раза. Когда они почувствовали, что их не оставят от необходимости отвечать, они сказали: «О Господи! Мы хотим, чтобы наши души вернулись в свои тела, пока мы не будем убиты на пути Твоём снова…» Хадис.[105]

Исследование шестое: сопровождение в Рай и в Ад.

1 – Введение верующих в Рай.

Сказал Аллах Всевышний: (И погонят тех, которые боялись своего Господа, в рай толпами. А когда они придут туда, будут открыты врата его и скажут им стражи его: «Мир вам! Да будет вам благо! Входите же для вечного пребывания!» И скажут они: Хвала Аллаху, который оправдал Своё обещание и дал нам в наследство землю. Мы будем поселяться в раю, где пожелаем». Блага награда делающих!).[106]

Со слов Абу Хурайры (Да будет доволен им Аллах!) посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Первая группа, которая войдет в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния! Затем последуют те, которые будут подобны самой яркой из звезд в небесах! И они не справляют нужду, не испражняются, не плюются и не сморкаются. Их гребни – из золота, испарина – мускус, их курильницы – аль-алувват уль-алянджудж (ароматная ветвь). А жены их гурии. Они (т.е. люди Рая), как один человек по образу своего праотца Адама (имеют рост) на шестьдесят локтей в небо».[107]

2 – Введение неверных в Ад.

Сказал Аллах Великий и Всемогущий: (И погонят тех, которые не веровали, в геенну толпами; а когда они придут, открыты, будут врата её, и скажут им хранители её: «Разве к вам не приходили посланники из вас, которые читали вам знамения вашего Господа и которые предупреждали вас о встрече с этим вашим днём?» Они сказали: «Да!» Но оправдалось слово наказания над неверными! Сказано им будет: «Войдите во врата геенны, – вечно пребывая там!» Скверно обиталище возносящихся!».[108]

И сказал Всевышний (Хвала ему!): (А для тех, кто не верует в их Господа, – мучение геенны, и скверно их возвращение! Когда бросают их в неё, слышат они её рёв, и она кипит, готова она лопнуть от гнева. Всякий раз, как бросают в неё толпу, спрашивают стражи её: «Разве к вам не приходил увещатель?» Они говорят: «Да, приходил к нам увещатель, но мы объявили его лжецом, и сказали: «Ничего Аллах не посылает, а вы только в великом заблуждении». Они говорят: «Если бы мы слушали или разумели, то не были бы мы среди обитателей Огня». И они признались в своём грехе: прочь же, обитатели Огня!).[109]

Сказал Всевышний (Хвала Ему!): (А когда брошены они будут там, в место тесное связанными, они призовут там гибель).[110]

И сказал Всевышний Аллах: (И кого ведёт Аллах, тот идёт прямо, а кого вводит в заблуждение, тому не найдёшь ты покровителей помимо Него. Мы соберём их в день воскресения на их лицах слепыми, немыми, глухими. Пристанище их геенна: как только она потухает, Мы прибавляем огня. Таково воздаяние им за то, что они не веровали в Наши знамения и говорили: «Разве ж тогда, когда мы будем костями и прахом, разве ж мы будем воскрешены в новом создании?).[111]

И сказал Он (Хвала Ему!): (Ведь, грешники – в заблуждении и безумии, в тот день, когда потащут их на лицах в огонь. Вкусите прикосновение Сакара!).[112]

И сказал Всевышний: ((Те, которые считают ложью книгу и то, с чем Мы послали Наших посланников), но они узнают, когда с оковами на шее и путы их будут влачить в кипяток, а потом в огонь, где их разожгут).[113]

Сказал Великий и Всемогущий: (Возьмите его и свяжите! Потом в огне адском сожгите! Потом в цепь, длина, которой семьдесят локтей, его поместите! Ведь он не верил в Аллаха Великого).[114]

Седьмое исследование: врата Рая и врата Ада.

1 – Восемь ворот Рая. Омар ибн Аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах!) сказал: «Воистину Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Если один из вас совершит омовение, и сделает это наилучшим образом, а затем скажет: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха единого и нет у него сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник», то распахнуться перед ним восемь врат Рая, и войдёт в него через какую пожелает».[115]

Со слов ´Утбы ибн Газвана (Да будет доволен им Аллах!) в хадисе по поводу ближайшей жизни, Рая и Ада он сказал: «Нам было сказано (т.е. Пророком), что между створками дверей Рая расстояние в сорок лет. Но наступит такой день, что они будут переполнены теснящимися (людьми)».[116]

Передают со слов Сахля ибн Са´да, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «В Раю – восемь врат. Среди них есть врата, называемые «Ар-Райан». И не войдёт через них никто, кроме постящихся».[117]

Мусульманин, возможно, войдёт через все эти врата. Рассказывается со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто расходовал на пути Аллаха двойную долю, к тому будут взывать из врат Рая: «О, раб Аллаха, это – благо!».

И тот, кто проводил время в молитвах, будет призван из врат молитвы. Тот, кто совершал джихад, будет призван из врат джихада. Тот, кто соблюдал пост, того призовут из врат Ар-Райан. Тот, кто подавал милостыню, того призовут из врат милостыни».

Тогда воскликнул Абу Бакр, да будет доволен им Аллах: «Пусть мои отец и мать будут выкупом за тебя, о, посланник Аллаха! Что необходимо сделать тому, кого призовут из этих дверей? И есть ли такой человек, кого призовут из всех этих врат?

Он сказал: «Да! И я надеюсь, что ты будешь из них!».[118]

Врата Ада.

Сказал Аллах Всевышний: (И, поистине, геенна – место, им назначенное всем! У неё – семь врат, и у каждых врат из них – отдельная часть).[119]

Врата Ада раскроются перед его обитателями, когда они прибудут к нему. Сказал Аллах Всевышний: (И погонят тех, которые не веровали в геенну толпами; а когда они придут, открыты, будут врата её).[120] Эти врата закрыты для обитателей Ада. Сказал Аллах Всевышний: (А те, которые не уверовали в Мои знамения, они владыки левой стороны. Над ними – огонь сводчатый).[121]

Сказал Всевышний: (…Он над ними воздвигнут сводом на колоннах вытянутых).[122] Говорят: «я крепко-накрепко закрыл двери» (авсадту ль-баба) и «я закрыл их» (асадтуху) – то же самое, что и «я затворил их» (атбактуху) или «прочно запер их» (ахкамтуху).[123]

Врата Ада для обитателей его затворены и закрыты. Не входит через них радость и не выходит из них скорбь.[124]

Врата ада закрываются в месяц Рамадан. Передаётся со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который рассказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В первую же ночь месяца рамадан сковываются оковами шайтаны и грешники из джиннов. Запираются врата Ада, что не отворяются из них ни одна дверь. И отворяются врата Рая, и ни одна из них не запирается. И взывает глашатай: «О, желающий блага приступай (к его совершению)! О, жаждущий зла прекрати! У Аллаха спасшиеся от Ада!» И так (повторяется) каждую ночь».[125]

Приветствие обитателей Рая.

Сказал Всевышний Аллах: (Поистине, те, которые уверовали и творили благое, – Господь их поведёт их по их вере; потекут под ними реки в садах благодати. Зов их там: «Хвала Тебе, Боже!», а привет их там: «Мир!», а конец их зова: «Слава Аллаху, Господу миров!)[139]

Сказал Всевышний: (А те, которые верно выполняют завет Аллаха и не нарушают обещания; и те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа, и опасаются плохого расчёта. А также те, которые терпели, стремясь к лику своего Господа, и выстаивали молитву, и расходовали из того, чем Мы их наделили, и тайно и явно, и отгоняют добром зло. Для таких – воздаяние жилища – сады вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства. И ангелы входят к ним через все двери: «Мир вам за то, что вы терпели!» И прекрасно это жилище, как награда!).[140]

Приветствие обитателей Ада.

Сказал Всевышний Аллах о приветствии обитателей Ада: (Он скажет: «Войдите среди народов, которые прошли до вас из джиннов и людей, в огонь!» Каждый раз, как входил один народ, он проклинал ему подобный. А когда они собрались все там, то другой сказал о первом: «Господи! Эти сбили нас, пошли же им наказание из огня». Он сказал: «Каждому двойное, только вы не знаете!).[141]

И сказал Всевышний: (Так! А для ослушников, конечно, злейшее обиталище – геенна, в которой они горят, и скверно это ложе! Так! Пусть же они попробуют его – кипяток, и гной, и другое в таком роде, тех же сортов. Это – толпа, устремляющаяся с вами: «Нет приветствия для вас, вы будете гореть в огне!» Они говорят: «Нет, это – вы…! – нет приветствия вам, вы уготовали нам это, скверно пребывание!).[142]

И сказал Всевышний об обитателях Ада: (И сказал он (т.е. Пророк Ибрагим): «Вы взяли себе помимо Аллаха идолов из любви между собой в здешней жизни; потом в День воскресения одни из вас будут отрекаться от других, и одни из вас проклянут других. И убежище ваше огонь, и нет у вас помощников!).[143]

Б. – Бедные.

Передаётся со слов Имрана ибн Хусайна, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Я заглянул в Рай и обнаружил, что большинство его обитателей – бедняки, и заглянул в Ад и обнаружил, что большинство его обитателей – женщины».[145]

В. – Женщины.

Женщины – большинство обитателей Рая, если сложить гурий (аль-хур аль-айн) и земных женщин, оказавшихся в Раю. Что касается только земных женщин, то они составляют меньшинство обитателей Рая, но зато составляют большинство обитателей Ада.[146]

В Сахихе Муслима говорится, что Ибн Улаййа сказал: Рассказал нам Айюб от Мухаммада, сказавшего: «Или вы возгордитесь, или совместно вспомните: Кого больше в раю мужчин или женщин?» Сказал Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Разве не говорил Абу-аль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует: «Истинно первая группа (людей), которые войдут в Рай будут подобны луне в ночь полнолуния (т.е. будут настолько красивы), а те, кто войдут вслед за ними будут подобны самым ярким по свечению звёздам на небесах. Она окрашивает свечением самых ярких звезд на небесах. У каждого мужчины (из них) будет две жены, чьи кости голени будут видны через плоть (т.е. из-за чистоты их тел). И нет в Раю одиноких (холостых)».[147]

Большинство обитателей Ада.

А – Йа’джудж и Ма’джудж.

Доказательством этого служит хадис Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором говорится, что Аллах взывает к Адаму о том, чтобы тот вывел людей, которым суждено оказаться в огне (в Аду) – из каждой тысячи девятьсот девяносто девять человек. Затем Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснил, что если из его уммы один человек (войдёт в огонь), то из Йа’джуджа и Ма’джуд – тысяча.[148]

Б – Женщины.

Большинство обитателей Ада – женщины. Ведь в хадисе Абдуллы ибн Омара, да будет доволен ими Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О, женщины! Давайте подаяние и увеличьте покаяние! Поистине я видел, что вы большинство обитателей Ада!». И сказала одна красноречивая женщина из них: «Почему же, о, посланник Аллаха, на нас приходится большинство из обитателей ада?» И он ответил: «Потому что вы часто проклинаете людей и проявляете неблагодарность по отношению своим мужьям».[149]

Передаётся со слов Имрана ибн Хусейна, да будет доволен ими Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Я заглянул в Рай и обнаружил, что большинство его обитателей – бедняки, и заглянул в Ад и обнаружил, что большинство его обитателей – женщины».[150]

Степени Рая.

Сказал Всевышний Аллах: (Не равняются сидящие из верующих, не испытывающие вреда, и воюющие на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Дал Аллах преимущество воюющим своим имуществом и своими душами перед сидящими на степень. Всем обещал Аллах благо, а воюющим Аллах дал преимущество перед сидящими в великой награде, в степенях у Него и прощении, и милости. Поистине, Аллах прощающий, милосерд!).[151]

Сказал (Аллах) Великий и Всемогущий: (Разве тот, кто последовал за благоволением Аллаха, таков, как тот, кто навлёк гнев Аллаха? Убежище его – геенна, скверно это прибежище! Они – по степеням у Аллаха, и Аллах видит то, что они делают!).[152]

Сказал (Аллах), хвала Ему: (Верующие только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха; а когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа; которые простаивают молитву и расходуют из того, что Мы им даровали. Они – верующие по истине. Им – степени у их Господа, и прощение, и щедрый надел).[153]

Передаётся со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Воистину обитатели Рая видят обитателей жилищ, которые выше них, из-за превосходства, которое между ними, подобно тому, как вы видите далекую звезду[154], на горизонте с западной или восточной стороны». И сказали они: «О, посланник Аллаха! Это жилище пророков, туда никто не попадет, кроме них». Ответил он: «Нет же!!! Клянусь Тем, в чьих руках моя душа (я сам), это люди, которые верили в Аллаха и считали правдивыми посланников».[155]

Со слов Абу Саида Аль-Худри, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Сказал пророк Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: «Скажут знатоку Корана в Судный день, когда он войдёт в Рай: «Читай и возвышайся!» И он будет читать, и возвышаться с каждым аятом на степень пока не завершит чтение из того, что он знает до конца».[156]

Со слов Абдуллы ибн Амра, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Скажут знатоку Корана: «Читай и возвышайся и делай это нараспев, так, как делал это в земной жизни. Твое обиталище (степень) определится последним аятом, который ты прочитаешь».[157]

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, от Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: «Тот, кто верил в Аллаха и в пророка Его, совершал молитву, соблюдал пост в месяц рамадан, Аллах обязуется ввести его в Рай независимо от того, совершил он переселение во имя Аллаха, или остался на той земле, на которой родился».

Сказали они: «О, посланник Аллаха! А не следует ли нам возвестить людям об этом?» Он ответил: «Воистину в Раю сто ступеней, которые подготовил Аллах для сражающихся на Его пути. А расстояние, что между каждыми двумя ступенями, равно расстоянию между небом и землёй. И если вы просите Аллаха, то просите Его о Фирдаусе (один из уровней Рая). Это середина Рая и самое высокое его место. Над ним находится трон Милостивого (Аллаха), и оттуда берут своё начало реки Рая».[158]

Наивысшая из степеней Рая – Аль-Василя. Со слов Абдуллы ибн Амра, да будет доволен ими Аллах, который слышал, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Если услышите муэдзина, то повторяйте то же, что он говорит. Затем благословите меня, ведь тот, кто благословил меня одним благословением, тому Аллах воздаст десятью. Затем испрашивайте у Аллаха для меня Аль-Василя. Ведь воистину Аль-Василя одна из степеней Рая, предназначенная только для одного из рабов Всевышнего, и я хотел бы быть им. И тот, кто будет испрашивать для меня эту степень, тому будет предоставлено (моё) заступничество».[159]

Ступень Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, была названа «Аль-Василя», поскольку она ближе всех к трону Милостивого и она ближе всех ступеней к Всевышнёму Аллаху.[160]

3- Степени Ада и его глубина.

Существуют ступени (дараджа), которые одна за другой ведут вверх и есть ступени (дарака), ведущие вниз. В Раю – ступени, ведущие вверх, а в Аду они ведут вниз. Ад также называют «дараджа».[161]Как сказал Аллах Всевышний, после упоминания обитателей Рая и обитателей Ада: (У каждого – степени по тому, что они…).[162]

И сказал Всемогущий и Великий по поводу лицемеров: (Поистине лицемеры – в самом нижнем слое Ада…).[163]

Передаётся со слов Абдуллы ибн Омара, да будет доволен ими Аллах, который увидел во сне, как два ангела забрали и перенесли его в Ад. А он – тоннель, подобен тоннелю колодца. И у него есть две (вертикальные) стойки. И сказал (Абдулла ибн Омар, да будет доволен ими Аллах): «А в нём люди, которых я знал, и я стал говорить: «О, Аллах упаси от Ада! (Прибегаю к Аллаху от адского огня!)». И затем он сказал: «И затем нас встретил другой ангел. И сказал: «Не бойся!».

После этого Абдулла ибн Омар сказал: «Я рассказал об этом Хафсе, а она поведала об этом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. А он сказал: «Какой это прекрасный человек Абдулла, если бы он ещё совершал ночные (дополнительные) молитвы». После этого, он (Абдулла ибн Омар) спал ночью лишь немного.[164]

Со слов Утбы ибн Газвана, который сообщил о глубине ада следующее: «…поистине, нам было рассказано о том, что камень, брошенный с края Ада, падает в глубь него семьдесят лет, не достигая его глубины. И клянусь Аллахом, он (т.е. Ад) будет наполнен! А разве это не удивительно?!».[165]

Со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мы были у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и вдруг услышали грохот. А Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Знаете ли вы, что это?» Мы ответили: «Аллах и посланник Его знают лучше!!!». Тогда он сказал: «Это камень, брошенный в Ад семьдесят осеней назад, паривший в Аду, достиг сейчас его дна».[166]

Одежды обитателей Ада

Разъяснил Аллах Всевышний, какие одежды у обитателей Ада, храни нас Аллах от него, и поведал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, об этом: Сказал Аллах Всевышний: (Вот – два врага, которые враждовали об их Господе; тем, которые не веровали, выкроены одежды из огня, проливается на их головы кипяток. Растапливаются от этого то, что у них в утробах, и (их) кожи…)[191]

Сказал Всевышний, хвала Ему: (И увидишь ты грешников в тот день, связанных цепями. Одеяние их из смолы, лица их покрывает огонь…).[192]

Слова Всевышнего: (…выкроены одежды из огня…): это означает, что одежды раскроены из огня. Сказал Саид ибн Джубейр: «(Одежды) из меди. А она имеет самую высокую температуру, когда нагревается».

Слова Всевышнего: (…проливается на их головы кипяток…). Речь идет о воде, нагретой до стадии кипения. Сказал Саид ибн Джубейр: «Это расплавленная медь. Она расплавила то, что находится у них в желудках – жир, кишки. Плавится их кожа и распадается (осыпается)».[193]

Слова Всевышнего: (…связанных цепями…) (мукарранин фи-ль-асфад). Это означает оковы, присоединенные одни к другим.

Иногда соединяются между собой соперники полностью, а иногда их части одна к одной.[194]

Слова Всевышнего: (…их одежды…) (сарабилюхум): Имеются в виду одежды, которые они одевают из катирана. Катиран – то, чем покрывают верблюда. Сказал Ибн Аббас: «Аль-Катиран – это горячая расплавленная медь».[195]

Со слов Абу Малика Аль-Ашари, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Воистину Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Четыре вещи в моей умме из Аль-Джахилийи, которые не будут оставлены: гордость за происхождение, поношение других родов, обращение с мольбой о дожде к звездам, оплакивание». И сказал он: «Плакальщица, если не остановится и не покается, предстанет в Судный день, а на ней будут одежды (сирбал) из катирана и броня из коросты».[196]

Пища обитателей Рая.

Сказал Аллах Всевышний: (Войдите в рай, вы и ваши супруги, будете ублажены! Их будут обносить блюдами из золота и чашами; в них – то, что пожелают души и чём услаждаются очи. И вы в этом пребудете вечно! И этот сад, который дан вам в наследство за то, что вы совершили. Вам здесь – многие плоды, которые вы будете есть).[209]

Сказал Всевышний, хвала Ему: (Воистину, богобоязненные – среди садов и благодати, забавляясь тем, что дал им Господь их, и Господь их избавил их от мучений геенны. Ешьте и пейте во здравие за то, что совершали, возлежа на ложах, расставленных рядами. И Мы сочетаем их с черноглазыми, большеокими. А те, которые уверовали и последовало за ними их потомство в вере, – Мы приведём к ним потомство их и не сбавим из дел их ничего. Всякий человек того, что он приобрёл, заложник. И снабдим Мы их плодами и мясом из того, что они пожелают. Они передают одни другим кубок, – нет пустословия там и побуждения к греху).[210]

Сказал Всевеликий и Всемогущий: (и плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают).[211]

Сказал, хвала ему: (В тот день будете вы выставлены, и не утаится у вас тайное. И вот тот, кому будет дана его книга в правую руку, он скажет: вот вам, читайте мою книгу! Я ведь думал, что встречу свой расчет. И он – в жизни довольной, в саду высоком, плоды которого близки. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше в дни прошлые!).[212]

Питание обитателей ада.

А. – Питание аз-Заккум «адское дерево». Сказал всевышний: (Тогда вы, блуждающие и верующие лжи, будете есть плоды с дерева заккума, им будете наполнять чрева ваши, будете заливать это кипящею водою, и будете пить, как пьют мучащиеся неутолимой жаждой верблюды. Таковы доли им в день суда!).[213]

Сказал Всевышний, хвала ему: (Дерево заккум будет пищею грешникам; как расплавленная медь, она будет кипеть во чреве, как кипит кипящая вода).[214] Аз-Заккум: отвратительное мерзкое по вкусу дерево. Обитатели ада вынуждены принимать его в пищу. Они делают это с огромнейшим отвращением. Отсюда и происходят их слова (…потребление этой пищи, если ее берут, происходит с трудностью и отвращением).[215]

«Пища грешника» представляет собой питание грешника – обладателя грехов.[216] «Как расплавленная медь, она будет кипеть в чреве» – то есть кипеть как осадок растительного масла, кипеть, как горячая вода, если усилить (продлить) ее кипение.[217]

Б - Пища из помоев. Сказал Аллах Всевышний: (В этот день не будет у него здесь усердствующего друга; пищей ему будут только помои; едят их одни грешники).[218]

Аль-Гислин – это грязная вода (помои) тел неверных в огне. Так называют гной обитателей ада, он выглядит как грязная жидкость от их ран и язв. Так еще называется вода и кровь, которые вытекают из плоти обитателей ада.[219]

В. – «Таам за гусса» «Пища, терзающая горло».

Сказал, хвала ему: (у Нас для них есть цепи и адский пламень, и пища, терзающая горло, и томительное мучение).[220]

«За Гусса» – «Терзающая горло» – То, что охватывает горло и попадает в него, не вываливаясь и не проходя внутрь. Говорят: это аз-заккум и ад-дариа.[221]

Г - Пища ад-дариа (дзариг).

Сказал Аллах Всевышний: (…пищею им будет только тернь дзариг: он не утучнит, да и голода не утолит).[222]

Ад-Дариа – растение, имеющее шипы. Курайшиты называл

Наши рекомендации