Цитаты, мнения, высказывания, клевета и все такое

Часто пиар-служба обращает внимание на конкурента, а не на клиента. Оттенков у такого внимания может быть множество, перечислим только некоторые из них:

1) конфликт акционеров;

2) обвинение кого-либо в уголовных преступлениях через прессу;

3) стремление выдать собственную информацию за информацию СМИ;

4) выдача намерений за свершившийся факт.

Конфликт акционеров может представляться сторонами совершенно по-разному. Участники конфликта стараются опорочить друг друга в глазах той самой общественности, которой это скармливают через СМИ пиарщики.

В свою очередь, СМИ должны фильтровать такие заявления, корректно представлять высказывания всех сторон, брать комментарии у оппонентов, а также чтить закон о СМИ. В последнем написано, чего нельзя делать. В случае, если работник редакции ошибается, лучшее, на что может рассчитывать издание - публикация опровержения.

НА ЗАМЕТКУ.Ответственность с журналистов снимается в случае, если он взял сведения из сообщений информагентств и сослался на это сообщение. Однако если это был пресс-релиз пиар-службы какой-нибудь политической партии или коммерческой организации, ответственность ложится и на журналиста тоже.

Особо стоит разобрать третий случай - стремление пиарщиков выдать собственные утверждения за журналистские. Обычно это происходит следующим образом - в оригинальном релизе на ряд наиболее резких и сенсационных утверждений не дается ссылка. Ленивый редактор может перестроить текст без ссылок таким образом, что опубликованная информация станет утверждением самого издания. Очевидно, кто в этом случае получит по шапке.

Неформат

Наконец, стоит отдельно затронуть ту часть работы с пиарщиками, где чаще всего спотыкаются девушки. Это релизы некоммерческих и благотворительных организаций.

В блогах часто можно увидеть сообщения о том, что какому-то детскому дому нужны теплые вещи или о том, что ряду больных требуются деньги на операцию. Подобные пресс-релизы и обращения ставят перед новостниками этическую дилемму.

С одной стороны, они никогда не видели, чтобы подобные релизы публиковались, проходя через выпускающих редакторов. С другой стороны, это шанс спасти кого-нибудь. Как вообще их спасти, если не при помощи СМИ.

Эту дилемму каждый редактор и каждое издания решают самостоятельно. Вот несколько подходов.

1) В чисто новостном издании места для таких сообщений нет, если только не случилось что-то из ряда вон выходящее. Детским домам всегда нужны теплые вещи, в России сотни детей, больных лейкемией, у каждого дома есть несколько бездомных. Если же сгорел роддом или, напротив, на лекарство от рака пожертвовали 100 миллионов долларов - об этом стоит написать.

2) Ежедневные издания, в принципе, могут опубликовать подобные сообщения и релизы. Однако надо учитывать, что у бумажных газет очень сильные рекламные службы. Фондам, желающим появиться на их страницах, придется непросто. Обычные же люди с редкими заболеваниями или непростыми жизненными ситуациями при небольшом везении могут рассказать о них на страницах таблоидов.

3) Наконец, сами СМИ могут что-то сделать для всех несчастных. В этом смысле показателен пример газеты "Коммерсант". Деловое издание с платежеспособной аудиторией завело специальную рубрику для подобных случаев и организовало благотворительный фонд. Каждым случаем они занимаются отдельно.

Тем не менее, очень часто в пресс-релизе ни слова о больных детях, зато много других слов.

Для этого и других подобных случаев есть волшебное слово "неформат". Оно олицетворяет собой все, что не может появиться в вашем издании. Оно же - самая вежливая форма отказа.

Пиарщикам

Мой коллега, сидящий за соседним столом, однажды положил трубку телефона и попросил меня добавить к этим запискам раздел, который бы помог пиарщикам работать с журналистами. Было видно, что человек, с которым коллега до этого общался по телефону, довел его до белого каления.

Речь ни в коем случае не идет о том, чтобы учить пиарщиков их многотрудному ремеслу. Наоборот, я хочу показать, как легче подружиться с людьми по ту сторону информационных баррикад. Пользоваться или нет этими советами, выполнять ли просьбы ниже - дело совести каждого пиарщика.

Факт 1. В интернет-изданиях, в отличие от обычных, работает довольно мало народа. Люди - наш самый ценный ресурс, один человек может либо побывать на фуршете, либо отписать все бизнес-новости за день. Ваше мероприятие должно действительно заинтересовать нас, чтобы мы послали на него своего человека.

Просьба 1а. Пожалуйста, не зовите нас на таинственные мероприятия, сути которых вы открыть не можете. Эта таинственность еще может сработать для гигантских компаний (и то редко), но сравнительно небольшие или узкоспециализированные компании не смогут заинтересовать таким ходом журналиста.

Просьба 1б.Не кокетничайте, пожалуйста. Если вам удалось заинтересовать журналиста, скажите честно, нужно ли посылать фотографа. Фотографов в интернет-изданиях еще меньше, чем журналистов - если вы ответили на соответствующий вопрос "да" или напрямую предложили в пресс-релизе аккредитацию для фотографа, позаботьтесь о том, чтобы нам было что снимать. Нет, в большинстве случаев лица членов совета директоров вашей компании не очень интересны нашим читателям. В лучшем случае они попадут в наш фотобанк, где и сгинут.

Просьба 1в.Обойдитесь без пафоса, он часто делает пиар-службу смешной в глазах журналиста. Вот, например, что прислал один пиарщик:

"Высокий интерес, проявляемый со стороны жуналистского сообщества к нашей программной политике в отношении телевизионных каналов, заставил нас выпустить релиз, посвященный запуску на цифровом сегменте нашей телевизионной сети новаторского телеканала".

Заставил. Они очень не хотели, но их заставило журналистское сообщество.

Пиарщик, видимо, с удовольствием перечитал написанное, потому что получателя он добил такой строкой:

"Интригующие подробности - в релизе".

Пресс-релиз это все-таки не желтая газета, не стоит интриговать.

Факт 2.В интернет-изданиях время дорого стоит. Мероприятие, которое продлится целый день, заведомо менее привлекательно, чем то, которое проводится в кратком, понятном формате.

Просьба 2. Пожалуйста, назначайте мероприятия на утро или в крайнем случае на ранний вечер. Тогда у вас есть шанс увидеть новость опубликованной уже в тот же день или к утру.

Факт 3. Новость живет 24 часа.

Просьба 3. Присылать пресс-материалы спустя 12 и более часов после мероприятия бесполезно. Если новость еще не написана, она не появится на страницах издания или будет похоронена в самых неприметных его уголках. То же самое касается картинок - если вы не дали иллюстративного материала (письмом на e-mail, флешкой или диском в раздаточных материалах) - смиритесь с тем, что иллюстрация будет полностью наша и она не всегда соответствует тому, что написано в вашем брендбуке.

Факт 4. Интернет-журналисты могут работать отовсюду.

Просьба 4. При организации мероприятий проследите за наличием и работой Wi-Fi сети. Это позволит нам оперативно сообщать коллегам подробности с вашего мероприятия, ускорит нашу работу и увеличит ваши шансы на полное и обстоятельное медиа-покрытие. Если нет Wi-Fi, то хотя бы блокнот с ручкой - бывают ситуации, когда его с собой нет.

Факт 5. Мероприятие проводите вы.

Просьба 5. Из факта номер пять следует, что у вас может быть свой взгляд на то, как ваше событие можно представить в том или ином СМИ. Речь не идет о том, как мы о нем сообщим. На эту часть журналистской работы вы можете влиять только указанием на ошибки журналиста. Но неплохо было бы перед контактом изучить возможности, предлагаемые изданием. Лента.ру, например, пишет новости об интересных событиях, авторские комментарии, публикует фотогалереи, проводит онлайн-конференции.

Когда вы доберетесь до интересного вам журналиста и пригласите его, не забудьте предложить, например, тему и спикера для онлайн-конференции. Только вы знаете, какие интересные и знающие люди работают в вашей компании.

Наконец, постройте мероприятие так, чтобы доволен был не только ваш босс. Да, кстати, вместо фуршета можно было бы отвести больше времени на вопросы.

Факт 6.Пресс-релиз пишете вы.

Просьба 6. Постарайтесь написать пресс-релиз так, чтобы впоследствии не было мучительно больно. Если вы присылаете что-то не для публикации, напишите об этом ВОТ ТАКИМИ ВОТ БУКВАМИ. Если действует запрет на публикацию до определенного срока, напишите об этом ВОТ ТАКИМИ ВОТ БУКВАМИ. Если с пресс-релизом надо обращаться не так, как обычно, напишите ВОТ ТАКИМИ ВОТ БУКВАМИ.

Постарайтесь не допускать никаких ошибок в релизе: ни смысловых, ни орфографических, ни пунктуационных. Среди ваших адресатов обязательно найдутся лентяи, которые опубликуют пресс-релиз в неизменном виде. Вы же не хотите обзванивать всех их с поправками?

Да, и пожалуйста, не надо присылать пресс-релиз через несколько часов после публикации на сайте, когда новость уже отписана большинством изданий. Это просто бессмысленно, так как рассылка - прямой способ контакта, а публикация на сайте безличный. Информация тут же обесценивается.

Факт 7.Хорошая пресс-служба не похожа на продавцов "Гербалайфа" и спамерскую контору

Просьба 7а. Пожалуйста, координируйте свои действия с коллегами. Однажды в течение получаса мне звонили три разных пиарщицы и приглашали на одно и то же событие. Я согласился туда идти еще за неделю, а то и две до этого. Что я думал о тамошней пресс-службе (кстати, наемной, не внутренней корпоративной), лучше не знать.

Просьба 7б. Не знаю, как там у вас все устроено, но если ваши пресс-релизы попадают в спам на бесплатных ящиках, это ваша недоработка, а не хозяев ящиков. Каждое такое ложное срабатывание сводит к нулю все ваши хорошо продуманные информационные рассылки. Может быть, следует обратиться к вашему системному администратору и попытаться вместе исправить ситуацию? Поверьте, вам тогда реже придется перезванивать нам и совместно гадать, почему не дошло письмо.

Просьба 7в. Заведите, пожалуйста, RSS на своем сайте, чтобы можно было проще получать ваши новости.

Факт 8.Телепатии не существует, но ее с успехом заменяет быстрая реакция.

Просьба 8.Если журналисты не обращаются к вам за комментариями, играйте на опережение. Реагируйте как можно быстрее на сообщения информационных агентств. Как можно быстрее присылайте, публикуйте, заготавливайте комментарии объемом в один абзац по тем новостям, которые вас касаются.

Договоритесь об оперативных поставках экспертных комментариев журналистам по темам, которые вас не касаются. Дайте контакты экспертов и темы, по которым их можно спрашивать о том или другом. Журналист не всегда знает, что думает компания по тому или иному поводу и не всегда может или успевает дозвониться до вас (хотя и должен).

Факт 9. Журналист не работает на вашу компанию

Просьба 9. Ваши отношения с журналистом ограничиваются передачей последнему нужной и важной информации. Вы можете корректировать переданную вами информацию, либо давать комментарии. Вы также можете попросить соблюдать эмбарго до определенного числа. Это все. Вы не можете указывать журналисту, как должна выглядеть его заметка. Вы - не начальник журналиста. Он не обязан вам подчиняться или хвалить вашего спикера. Отправить текст на согласование он должен только в случае, если взял у спикера интервью. Не надо, не надо, не надо говорить журналисту, что он должен писать, если вы не хотите навсегда разорвать отношения с изданием.

Факт 10. Есть слова, которые мы ненавидим

Просьба 10. 1 августа блог TechCrunch опубликовал список слов, которые следовало бы вычеркнуть из пресс-релизов раз и навсегда[29]. Было бы огромной ошибкой не привести его здесь: лидирующий, лидер, лучший, самый, крупнейший, инновационный и инновации, революционный, отмеченный наградами, получивший премию, самый современный, новое поколение, стратегическое партнерство и синергия. С поправкой на российские реалии можно рекомендовать к забвению такие слова как способствует, нанотехнологии, высший статус, эффективная маркетинговая политика, инкубация и бизнес-инкубатор, потрясающий, идеальный, стильный, новаторский, изящный. Этих слов много, мы все равно их вычеркиваем. Помогите нам.

В заключение. Журналисты часто за глаза отзываются о пиарщиках как о низшей форме жизни. По их мнению, пиарщики - глупые мальчики и девочки, которых не взяли в журналисты. Я догадываюсь, что работники пресс-служб в аналогичных разговорах характеризуют журналистов как заносчивых, невежественных, прожорливых и ленивых скотов.

К счастью, и те и другие способны мирно сосуществовать.



Источники

Какими бывают источники

Многие знают агентство новостей ОБС: "Одна бабка сказала". Сообщения этого агентства не очень правдивы и достоверны, но зато распространяются с ужасающей скоростью.

Новостные СМИ делятся на две категории - первичные и вторичные. Первичные получают информацию о событиях непосредственно от ньюсмейкеров, свидетелей, участников, собственных корреспондентов.

(Ньюсмейкер - главное действующее лицо новости. Путин, Пугачева, Джордж Буш - ньюсмейкеры. Ньюсмейкерами часто ОШИБОЧНО называют пишущего новости журналиста).

Так вот, представьте, что выступает какой-нибудь ньюсмейкер на пресс-конференции. Стоят телевизионщики с камерами, ребята из "Эха Москвы", РИА "Новости", "Интерфакса", AFP, и даже, может быть, UPI.

Каждый из них по-разному передаст то, что говорил ньюсмейкер.

Телевизионщики часовое выступление сожмут хорошо если в две минуты. Обычно делается еще проще - после выступления ньюсмейкера отводят в сторону и он сам сжимает для телезрителей свои слова в ответы на три-четыре вопроса разной степени примитивности.

РИА "Новости" сделает акцент на лояльные и окологосударственные выступления ньюсмейкера. Часто их интересует именно эта тематика.

"Эхо Москвы", напротив, может ожидать оппозиционных высказываний. Их подписчики и слушатели и получат в первую очередь.

"Интерфакс" и ПРАЙМ-ТАСС обратят внимание на обороты компании ньюсмейкера, цифры и тому подобное.

Агентство France Press, если оно слушает российского ньюсмейкера, выделит заявления, важные для иностранцев.

Что заинтересует агентство UPI, которое контролируется так называемой "Церковью Объединения", предсказать сложно.

Когда новость появляется на лентах первичных СМИ (новостных агентств), в дело вступают вторичные - интернет-издания вроде Ленты.ру, веб-редакции газет, новостники еженедельников, радиостанции, получающие новости от специальных служб.

То, что новостное СМИ вторичное, не значит, что оно хуже. Оно играет на другом поле и у него свои достоинства. Хотя оно проигрывает по оперативности первичным, получающийся продукт точнее, может представлять несколько точек зрения, более приспособлен для чтения обычным читателем.

Грубо говоря, читателями первичных СМИ являются вторичные, а вторичных - обычные граждане. Получается цепочка.

1. Событие, свидетельство очевидца

2. Сообщение в первичном агентстве

3. Сообщение во вторичном СМИ

4. Читатели

Ситуация осложняется тем, что в настоящее время и первичные агентства серьезно развивают свои веб-представительства и борются за читателей.

НА ЗАМЕТКУ. Внутри отрасли есть более подробное деление СМИ. В частности, вторичные издания можно разделить на перепечатчиков (копипейстеров), переписчиков (рерайтеров) и конструкторов.

Копипейстеры берут информационное сообщение, сделанное другим СМИ и перепечатывают его без значительных изменений. Иногда они ставят ссылку на издание, откуда взяли информацию, иногда не делают даже этого. В сообществе копипейстеров не любят, справедливо полагая, что они нагло используют чужой труд. К началу 2009 года, по данным аналитиков Яндекса, каждая пятая новость в Рунете была копипейстом.

С точки зрения потребителя копипейст оправдан в том случае, если новости отбирает крупный портал, от которого пользователь получает всю интересующую его информацию либо тематический ресурс. Если копипейст производится из многих источников и содержит ссылки на сайты этих источников, ресурс называется агрегатором, сборником новостей. Новостным изданием он от этого не становится, и если вы работаете в такой структуре, то этот курс вам не нужен.

Агрегация новостей по договоренности - очень непростой и довольно интересный бизнес, в котором на первый план выходит не написание новостей, не объяснение их простым языком и даже не подбор фактов из разных источников. Успешный агрегатор угадывает самые важные и интересные новости. Задача главного редактора такого агрегатора - правильно определить новостные приоритеты, имея перед собой огромное число разных текстов. Тонкости агрегации новостей также не входят в эту книгу, тем более, что большинство агрегаторов стремительно превращаются в обменники мусорным трафиком.

Рерайтеры переписывают полученные сообщения по-своему. Слово "рерайт" получило в сообществе негативный оттенок из-за того, что чаще все под рерайтом в Рунете понимается продвинутый копипейст.

В рамках российской реальности есть две формы рерайта, условно их можно назвать эгоистической и альтруистической.

Эгоистический рерайт призван скрыть слабость издания в мониторинге, написании и выпуске новостей и замаскировать старый текст под новый информационный повод. Например, если информационное агентство сообщает о том, что Раскольников убил старушку, рерайтеры выпустят примерно такой же текст, заменив слова синонимами, а также переработав конструкции. Автоматический агрегатор новостей может принять этот текст за самостоятельный и при определенном умении автора выделить новость в отдельную тему дня. Целью всего этого колдовства является получение посетителей с автоматического агрегатора, показ им рекламы и выручка. В целом этот мартышкин труд по переписыванию новости не приносит облегчения ни читателю, ни редактору. Работнику, занимающемуся эгоистическим рерайтом, можно только посочувствовать. Большая часть советов в этом тексте будет для него бесполезна.

Хуже того, иногда такой заменой уже занимаются машины, которые, в свою очередь, скармливают получившуюся кашу другим машинам, минуя потребителя.

Альтруистический рерайт - это то, что называют популярным изложением. Из текста выкидывается все лишнее, формулировки делаются менее казенными, чтение такой новости значительно упрощается. В некоторых случаях, например, в случае переписывания научной статьи до понятного неподготовленному читателю вида, значение рерайта трудно переоценить, особенно если текст затачивается под определенную целевую аудиторию.

Наконец, последний вид вторичных СМИ условно можно назвать конструкторами. Это, собственно, то, что называется "рерайтом" на Западе[30].

Когда-то, во времена бумажных СМИ, в западных редакциях обязательно были так называемые rewrite men. Они сводили воедино сообщения корреспондентов, новостных агентств, газетные вырезки, и писали статьи, имея перед собою все данные. Это уже не популяризация, а новости и материалы ручной выделки.

Конструкторы стараются использовать несколько источников, привлекать кроме чужих текстов собственные данные, информацию о происходящих событиях и участниках этих событий. Они связываются с ньюсмейкерами, прося прокомментировать событие.

Результирующий текст обычно сильно отличается от исходных сообщений. Он представляет собой абсолютно самостоятельный текст, полученный в результате переработки сообщений первичных источников, добавления дополнительных данных, рассказа об истории вопроса и так далее.

В СМИ-конструкторе эксклюзивная информация - нечастый гость. Зато именно у таких СМИ есть возможность осветить событие со всех сторон. Они как бы парят над схваткой.

Как правило, хороший редактор издания-конструктора становится неплохим журналистом, работающим в поле над эксклюзивным материалом. Даже отличным, потому что он привык работать гораздо оперативнее, чем его коллеги. Эту оперативность он автоматически привносит и в другие СМИ, пусть даже и с другим темпом работы - например, в еженедельники.

Что такое истина

Произошло нечто неожиданное. Показания свидетелей, оценки аналитиков, сообщения агентств о событии сильно разнятся.

Например, 3 февраля 2006 года вышла новость под заголовком "В Красном море пропал лайнер с 1300 пассажирами на борту".

Подробности друг с другом не совпадали. После двадцати минут просмотра разных источников на Ленте.ру был опубликован следующий текст (http://lenta.ru/news/2006/02/03/ship/).

Египетский круизный лайнер "Салаам 89" (по данным CNN - "Аль Салам Боккаччо 98") компании El Salaam Maritime Transport с 1300 пассажирами на борту исчез с экранов радаров 2 февраля в 7 часов вечера по местному времени, сообщает Sky News. По данным CNN, на борту находилось более чем 1400 пассажиров, из которых 1310 были египтянами. Последний раз его видели на радарах в 62 милях от порта Дуба (Dubah).

Он должен был прибыть в египетский порт Сафага в 3 часа ночи по местному времени (в 2 часа 30 минут, сообщает AFP). По данным же Reuters, он должен был прибыть в порт Сафага в 2 часа ночи и шел из порта Джедда (Jeddah). На борту, уточняет агенство, находились 1310 человек. На судне также находились 40 автомобилей, сообщает AFP.

Египетские морские власти заявили, что в последний раз лайнер был замечен у побережья Саудовской Аравии. Связь с ним прервалась вскоре после выхода из порта. Морские суда Саудовской Аравии и Египта проводят поиски корабля. К поиску также подключены вертолеты. В ходе наблюдений с воздуха в Красном море были также обнаружены тела, сообщает AFP.

В месте последнего нахождения лайнера обнаружены шлюпки с пассажирами на борту, сообщает CNN. В частности, экипажу египетского вертолета удалось обнаружить спасательную шлюпку с тремя пассажирами, добавляют Sky News и Associated Press. Поиски осложняются плохими погодными условиями.

По данным Sky News, некоторые пассажиры являются пилигримами, возвращающимися с ежегодного хаджа в Мекку, который закончился в прошлом месяце. Часть пассажиров является гражданами Египта, работавшими в Саудовской Аравии.

Валовой тоннаж лайнера составлял 6650 тонн, отмечает Reuters. Согласно данным, размещенным на сайте компании, которой принадлежит лайнер, на борту судна может находиться до 1400 пассажиров. Согласно уточненным CNN данным, судно может нести до 1487 пассажиров.

Однотипный корабль "Аль Салам 95" затонул в Красном море в октябре 2005 года в результате столкновения с кипрским торговым судном. Тогда спаслись почти все пассажиры. Кроме того, исчезнувший корабль в 1999 году тоже оказался участником столкновения судов.

По словам экспертов, опрошенных Sky News, этот вид паромного судна производился еще в семидесятые годы. Недостатком судна является то, что оно может перевернуться в случае, если в него проникнет небольшое количество воды.

Тут используется пять разных источников. Заметьте, все они противоречат друг другу. Обыкновенный читатель никогда бы не смог сопоставить все пять сообщений и составить более-менее внятную картинку. Этим и занимаются редакторы в СМИ второго эшелона, чтобы читатель не сошел с ума.

Паром исчез. Корреспондент первичного агентства звонит в администрацию порта. У египтянина, который отвечает ему по телефону, дефект речи, а может быть, он сам точно не знает, как называется паром. Поэтому один журналист услышит одно, другой другое, третий, который позвонит своему знакомому, а не в администрацию, услышит еще одну версию случившегося.

Конечно, где-то существует истина. Более-менее к ней приблизится комиссия, расследующая дело, через несколько месяцев после перепроверки всех фактов. Однако новость живет лишь от 24 до 48 часов, а первые сообщения о пароме появятся меньше чем через полчаса после первой утечки информации.

Оговорка "более-менее" не случайна. Настоящая история, сюжет всегда глубже сообщения. Где-то в глубине бампера автомобиля, убивающего пешехода на скорости в сто километров в час, водят хоровод кварки; через три часа зарыдает в больничной палате жена пешехода; клерка, выплатившего страховку семье пострадавшего, уволят из страховой компании. Ни об одном из этих событий, произошедших в объективной реальности, СМИ не напишут. Всю правду не сообщишь, до всей истины не докопаешься, всех фактов не вскроешь. Поэтому заметка в таблоиде, журналист которого навестит клерка или заплаканную жену, будет так интересна читателю - СМИ ныряет глубже, копает дальше, в область глубоких эмоций, где нет правды - одна информация.

Приходится констатировать - задача журналиста или редактора не в том, чтобы отыскать истину, сидя в теплом офисе или обзванивая знающих людей. Задача - связно и без искажений передать полученную информацию со ссылками на источники. И если он дозвонился до близких к ситуации людей, он обязан лишь ретранслировать их заявления, но не верить в их истинность.

Например, в Израиле прогремел взрыв. Можно быть уверенным, что израильские журналисты обвинят во всем палестинцев. Палестинцы заявят что-нибудь несусветное, а "независимые наблюдатели", не разобравшись в ситуации, вынесут абсолютно поверхностное суждение.

Единственный способ сохранить лицо в таком случае - привести мнения всех сторон и предоставить читателям самим выработать для себя какую-то точку зрения.

Никто не требует найти истину за сорок минут, которые обычно занимает написание сложной новости. Зато все факты, историю отношений, бэкграунд - надо предоставить читателю, который никогда раньше не слышал не только о египетских паромах, но, возможно, и о Красном море.

Именно поэтому недопустима и эмоциональная окраска новостного сообщения. Хватит с редактора (и читателя!) и того, что все комментаторы преследуют какие-то свои интересы или видят ситуацию с одной, удобной им стороны.

Это относится ко всем СМИ - даже тем, которые, казалось бы, получают информацию из первых рук. В служебной инструкции одного из крупнейших российских новостных агентств есть такой заголовок: "Как излагать факты и не нести ответственности". Про ответственность здесь еще будет говориться, но сама мысль о ретрансляции без добавления собственных мыслей "по поводу" абсолютно правильна.

Как ссылаться

Каждый раз, когда один источник начинает утверждать что-то, расходящееся с мнением остальных, следует дать ссылку на него.

Ссылка обычно оформляется очень просто: "сообщает агентство такое-то", "заявил такой-то" и так далее. Будет совсем замечательно, если вы поставите гиперссылку. Это правило хорошего тона в интернет-СМИ.

В этом деле есть пара тонкостей. Так, обязательно надо ссылаться не только на того, кто сделал заявление, но и на то агентство, которое передает слова.

Например:

Коровам в 2009 году грозит массовый падёж, заявил министр сельского хозяйства Иван Иванов. Его слова передает РИА "Новости".

Или:

Министр сельского хозяйства Иван Иванов предупредил о возможном массовом падеже коров в 2009 году, сообщает РИА "Новости".

Первый вариант чуть лучше, потому что абзац начинается сразу с главного, а не с перечисления титулов и чинов спикера.

В деловых и политических изданиях очень часты ссылки на анонимные источники. При этом они могут проявляться по-разному, например:

Как стало известно газете ХХХ…

По сообщениям участников рынка, опрошенных газетой ХХХ…

Об этом сообщил знакомый с ситуацией источник…

Анонимные заявления обычно самые спорные, двусмысленные и резкие. Кроме того, статья источника может оказаться заказной. В этом случае через "ничейные" утверждения часто происходит обливание грязью конкурентов.

Поэтому по возможности цитирования анонимных заявлений следует избегать. Если же этого сделать нельзя, то надо четко указать, что это утверждение делает такая-то газета или интернет-издание со ссылкой на свои источники/данные (или не раскрывая своих источников).

Ссылка также оберегает вас и ваше издание от судебных исков. Судебная практика такова, что ответчиком становится СМИ, которое первым опубликовало данные. Если окажется, что вы перепечатали ложь или клевету, то для вашей безопасности лучше, чтобы в публикации было указано, откуда вы ее взяли.

Если мы начали говорить про ответственность, старайтесь, используя несколько источников, четко определить, где чья информация. Потому что если вы припишете данные одного агентства другому, может случиться неприятность.

По возможности (и если формат издания этого не запрещает) давайте ссылку на сообщение, а не на сайт источника. Тем самым вы оставляете для себя мостик, по которому сможете перебраться к первоисточнику, и завоевываете уважения читателя, отвечая перед ним за свои слова.

Не бойтесь конфликтов источников. Не выбирайте, какой прав, а какой виноват, давайте все версии, но аккуратно ссылайтесь на каждую. Это же касается неточных цитат или слов ньюсмейкера, которые одно агентство привело в сокращенном виде, а другое в полном.

Ваши удобства и работа

Для того чтобы быстро и качественно писать новости, мало хорошего настроения и желания не халтурить. Часто бывает такая ситуация: желания хоть отбавляй, а вот с реализацией как-то не получается. То вылезет глупая ошибка, то просто лень набирать текст, то постоянно кто-то отвлекает. Все вокруг словно сговорились и мешают, мешают, мешают. Как бороться с ленью и окружающими? За время работы я нашел несколько способов.

Все, что написано ниже, конечно, предельно субъективно[31].

Первое. Войдите в ритм

Попробуйте работать с музыкой и без нее пару дней. Сравните результаты. Часто бывает, что музыка по прошествии какого-то времени превращается в слишком серьезный отвлекающий фактор. Если бы не ритм, который задается при наборе текстов, она бы вообще на работе пользы не приносила. Попробуйте переключиться на инструментальную классику - на качественную музыку без слов мозг тратит гораздо меньше ресурсов, чем на музыку со словами. Также попробуйте взять музыку попроще, на нее мозг обращает меньше внимания.

Помните, что ваше отношение к музыке меняется с течением времени, хотя вы этого не замечаете. Тот рецепт, который раньше не работал, может сработать через полгода или год.

Второе. Наблюдайте

"Можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на то, как другие работают". Посмотрите, как другие работают. Не важно, новичок вы или нет, это всегда приносит пользу. Обратите внимание на применяемые коллегами инструменты, вплоть до самой последней мелочи.

Например, вся редакция использует браузер Firefox, а вы - Internet Explorer. Тут есть два варианта: либо вы попали к сектантам, либо Firefox для выполнения рабочих задач действительно удобнее. Только не надо подходить с этим к вашему системному администратору - про удобство работы редактора он не знает ничего. У него другие таланты.

Наши рекомендации