Высказывания ученых в поддержку правильного мнения.

1. Ибн Джарир сказал: «Верным из двух суждений является мнение тех, кто сказал: “Это ночь Предопределения, в силу упомянутого разъяснения к словам Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь», то есть, ночь Предопределения, и то, что местоимение “в ней“ связанно с Благословенной ночью». (См. “Джами( аль-Байан“, 22/10-11).

2. Ибн аль-`Араби сказал: «Большинство ученых убеждено, что это - ночь Предопределения, а что касается мнения тех, кто считает ее ночью середины Ша`абана, то это неправильно, потому что Всевышний Аллах сказал в Своем правдивом Писании: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран», указывая на то, что время ниспослания Корана приходится на Рамадан. После чего в другом аяте описал час ниспослания: «Мы ниспослали его в благословенную ночь». А тот, кто считает иначе, тот возводит на Аллаха великую ложь, так как нет ни одного Хадиса о ночи середины Ша`абана, который заслуживал бы доверия, будь то сообщение об ее достоинстве или записи судеб в нее, а поэтому не обращайте на них внимания». (См. “Ахкам аль-Куран“, 4/1690 ).

3. Ибн Раджаб сказал: «Сообщается, что (некоторые) комментаторы Корана, и в том числе `Икрима, сказали о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела», что это ночь середины Ша`абана, но большинство ученых считают, что это ночь Предопределения и это мнение является верным». (См. “ Лтаиф аль-Маариф“, стр. 268).

4. Ар-Рази сказал: «Что касается тех, кто считает, что упомянутая в аяте Благословенная ночь - это ночь середины Ша`абана, то я не нахожу для них в этом никакого доказательства, заслуживающего доверие. Они удовлетворились лишь тем, что передали от неких людей. И если есть что-то достоверное на эту тему от Посланника Аллаха (саля Ллаху алейхи ва салам) то к этому нельзя ничего добавлять, поэтому первое мнение является верным». (См. “Ат-Тафсир аль-Кабир“, 27/238).

5. Аль-Вахиди сказал: «Слова Всевышнего «Мы ниспослали его в благословенную ночь», означают, что это было в ночь Предопределения. И слова «В ней решаются…»,то есть в эту Благословенную ночь». (См. Аль-Васит “фи Тафсир аль-Куран аль-Маджид“, 4/85).

6. Ибн Касир сказал о словах Всевышнего «В ней решаются все мудрые дела»: «То есть в ночь Предопределения списывается из Скрижалей хранимых то, что произойдет в течение года из кончины, удела и т.п. и (вручается) ангелам писцам. А тот, кто сказал, что это ночь середины Ша`абана, как это передается от `Икримы, тот ошибся, потому что текст Корана указывает на то, что эта ночь бывает в Рамадане». (“См. “Тафсир аль-Куран аль-(Азым“, 4/148).

7. Аш-Шаукани сказал: «Правда, состоящая в том, что Благословенная ночь - это ночь Предопределения, а не ночь середины Ша`абана, на стороне большинства ученых, потому что Пречистый Аллах, упомянув о ней коротко в суре Корова («В месяц Рамадан был ниспослан Коран»), разъяснил этот смысл в суре “Могущество“ словами: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения»,после чего не осталось никакого повода для разногласия и неясности». (“ Фатх аль-Кадир “,4/811).

12. Ша’бан – подготовка к Рамадану.

Уважаемые братья и сестры! На земле живет множество людей, и каждый из них занят своим ремеслом или делом. Но чем бы они ни занимались, будь то торговля, учеба или земледелие, наиболее успешных обязательно объединяет одно качество. Все они готовятся к ответственному делу заранее. Разве прилежный студент начинает читать книги и перелистывать конспекты накануне важного экзамена? Никогда! Он весь год будет стараться и готовиться заранее. А разве успешный торговец станет откладывать приобретение нужного товара и бросится все покупать только перед началом торговли? Нет. Также и земледелец, желающий получить хороший урожай, начинает готовиться, как только растает снег.

У мусульман, кроме какой-либо профессии или занятия, есть еще одно очень ответственное дело – это поклонение Аллаху; и в нем мы должны стараться проявлять не меньшее, а то и большее усердие. Считанные дни отделяют нас от священного месяца Рамадан. К сожалению, как отмечают ученые, среди мусульман существует одна проблема. У всех она проявляется в разной степени, но, тем не менее, она есть. Это подготовка к Рамадану, а точнее – ее отсутствие. Все мы ожидаем начала священного месяца, но поклоняться начинаем, лишь когда Рамадан уже наступил. И вроде бы мы только начали проявлять усердие в поклонении, как месяц подошел к концу. И мы почему-то удивляемся: как быстро прошел этот месяц! А я опять не успел прочесть весь Коран, пропускал молитву Таравих… Вот на следующий год я обязательно буду стараться больше! Наверняка, у многих возникали подобные мысли. Конечно, все мы стараемся соблюдать пост, но ведь поклонение в Рамадан не сводится только к посту. И подобная ситуация повторяется из года в год. А причина в том, что мусульмане не чувствуют сладость Рамадана так, как это чувствовали сахабы. А ведь они начинали готовиться к священному месяцу за полгода!

Сейчас у нас есть возможность подготовиться к нему. Месяц Ша`бан назван благословенным. Это месяц подготовки к Рамадану. А как лучше приготовиться, чтобы месяц поста не прошел даром?

Во-первых, важно понять, что месяц Рамадан от начала и до конца – это месяц поклонения, а НЕ подготовки к поклонению. В Рамадан уже поздно приучать себя дополнительно молиться, читать Коран и т.п. Всему свое время. А для того, чтобы себя настраивать и приучать к этому, у нас есть месяц Ша`бан. Ученые объясняют, что у каждого вида поклонения есть начало и конец. Начало – для того, чтобы подготовиться, а конец – чтобы достойно завершить поклонение. Например, как мы выяснили, подготовкой к Рамадану служит месяц Ша`бан – это и есть начало, в месяц Шавваль мы понемногу отходим от поста – это окончание. В своем хадисе Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорит о месяце Ша`бан: «Люди забывают об этом месяце в промежутке между Раджабом и Рамаданом. В этом месяце деяния возносят к Господу миров, и мне хочется, чтобы мои деяния были вознесены, когда я соблюдаю пост» (ан-Насаи, 2357).

Итак, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам, каким должно быть начало, подготовка к великому месяцу Рамадан. Если мы последуем его совету, то, ин ша Аллах, наше поклонение будет на высшем уровне. Если же по каким-либо причинам не удастся воспользоваться предоставленной нам возможностью, то греха не будет.

Каким видам поклонения нам следует уделять особое внимание? В первую очередь, это, конечно же, пост. Аиша передала, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ни в один месяц не постился так много, как в месяц Ша`бан. А в этот месяц он постился полностью. Здесь речь идет о добровольном посте. Пост в месяц Рамадан, как известно, является обязательным, поэтому из хадиса нельзя понимать, что в этот месяц Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился меньше, чем в Ша`бан.

Согласно словам Айши, в Ша`бан Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) постился непрерывно, а в некоторых хадисах, где упоминается слово «полностью» объясняется, что большую часть Ша`бана Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) соблюдал пост.

Абу Хурайра передает такой хадис: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелевает прекращать пост по прошествии половины месяца Ша`бан».

Наши рекомендации