Взаимовлияние социальных медиа и потребителей информации.
Трансформация культурного дискурса современности привела к существенным изменениям роли и статуса информационных процессов и коммуникативных технологий в повседневной жизни людей. Так, ни для кого не секрет, что всё чаще человек использует социальные сети для поддержания связи с интересующими его людьми.
Однако если 10 лет назад социальные сети для большинства пользователей являлись лишь дополнительным средством коммуникации, то на сегодняшний день аккаунт в таких социальных сетях, как «Вконтакте», «Instagram», «Facebook» или «Одноклассники» – это не просто возможность пообщаться, а также и способ, с одной стороны, заявить о себе всему миру и самореализоваться, а с другой стороны, социализироваться и усвоить социальный опыт представителей определённой референтной группы.
Рассуждая об особенностях современной культуры, американский социолог Мануэль Кастельс называет современность «культурой реальной виртуальности». Где её характерной чертой является погружённость реальности в виртуальные образы [18].
Где, как не в социальных сетях, мы можем наблюдать данный феномен? Актуальные человеческие ценности, новейшие модные веяния, злободневные социально-политические проблемы – всё это транслируется пользователям социальных сетей. Можно смело говорить о том, что социальные сети стали неотъемлемой частью повседневности, что они оказывают непосредственное влияние на формирование и функционирование личности в обществе. Именно поэтому исследование различных аспектов данного информационно-коммуникативного феномена является особенно актуальным для понимания особенностей как реального, так и виртуального, социального поведения отдельного человека и социальных групп.
Определяя специфику социальных сетей, стоит обратить внимание к характерные особенности этого феномена:
1) Личный профиль пользователя. Каждая социальная сеть подразумевает регистрацию пользователя на сайте, в процессе которой необходимо указать реальные персональные данные: например, ФИО, дату и место рождения, семейное положение, место учёбы или работы. При желании человек, как правило, имеет возможность рассказать о себе более подробно: поделиться жизненными взглядами, рассказать о своих интересах и хобби.
2) Широкий спектр возможностей для обмена информацией. Пользователь социальных сетей обладает массой возможностей для коммуникации. Среди них: размещение текстов, фотографий, видеозаписей и музыкальных композиций, создание блогов и микроблогов, организация тематических сообществ и т.д.
3) Возможность задавать и поддерживать «список друзей». Пользователь социальной сети имеет возможность самостоятельно определять аудиторию, на которую направлены его сообщения [30].
Таким образом, пользователь социальной сети обладает свободой вести себя в виртуальной среде так, как он пожелает, создавать такой образ и поддерживать такой имидж, который покажется ему наиболее выгодным. С точки зрения воздействия социальных сетей на сознание граждан, стоит отметить, что указание реальных персональных данных и использование разнообразных мультимедиа возможностей делает публикуемые сообщения максимально убедительными, а возможность самостоятельно формировать список друзей увеличивает эффективность обращения к целевой аудитории.
В целом, можно подразделить пользователей социальных сетей на две большие группы. Первая группа – пассивные пользователи, использующие социальные сети с целью личного общения и получения информации, т.е. как средство коммуникации. Как правило, представители этой группы оставляют минимум информации о себе, для коммуникации используют исключительно личные текстовые сообщения и создают небольшой список «друзей» из аккаунтов приятелей и родных.
Вторая группа – активные пользователи, для которых социальная сеть является неотъемлемой частью их повседневной жизни. Представители этой группы подробно рассказывают о себе в профиле, используют все возможности для коммуникации и создают списки друзей из сотен, а иногда тысяч аккаунтов.
В общем виде поведение такого активного пользователя социальной сети можно разделить на два типа: первый тип – «каким я вижу мир», второй тип – «каким мир должен видеть меня».
Поведение первого типа включает в себя публикацию текстов, фото- и видеоматериалов, в которых заключено мировоззрение пользователя, его взгляды на жизнь и ценности, которыми он сознательно желает поделиться, чтобы реализовать свои духовные потребности. В данном контексте социальная сеть представляется средством самовыражения, самоактуализации и самореализации. Использование социальных сетей в подобном направлении, в основном, характерно для творческих личностей, деятелей искусства, представителей гуманитарных профессий.
Второй тип поведения более сложен. Его суть заключается в стремлении (как сознательном, так и бессознательном) создать в сознании аудитории определённый образ пользователя, который последний посчитает наиболее благоприятным для себя, нацеленности на удовлетворение престижных потребностей. В данном контексте одобрение или неодобрение «друзей», выраженное «сердечками» («лайками»), либо «пальцами вверх-вниз» и комментариями, является реализацией престижных потребностей, а также «зеркалом» личности пользователя.
О склонности человека ориентироваться на свои социальные «отражения», которые проявляются в реакциях общества на поведение личности, писал в начале XX века Чарльз Хортон Кули. Он отмечал, что ориентация на «отражения» состоит из трёх стадий.
Первая стадия – конструирование своего облика в собственном воображении. Вторая стадия – интерпретация реакции других людей на этот облик и соотнесение субъективного самовосприятия с объективным восприятием окружающих. Третья стадия – конструирование собственного образа и дальнейшего поведения на основе соединения изначальных субъективных представлений и обратной связи, исходящей от общества [9].
По прошествии ста лет мало что изменилось: человек по-прежнему определяет своё социальное поведение, преимущественно ориентируясь на мнение окружающих. Сегодня лишь появился еще один институт (инструмент), который позволяет человеку корректировать свой образ на основе реакций других людей – это социальные сети.
Возвращаясь к характеристике второго типа активного поведения в социальных сетях, стоит отметить, что в его основе лежит публикация материалов, в которых запечатлён непосредственно пользователь: фото- и видеоматериалы с изображением владельца аккаунта, а также тексты, где освещается как личность, так и деятельность пользователя.
Следует обратить внимание на то, что сегодня исследователи замечают тенденцию к приоритетному использованию визуальных образов в социальных сетях. «Любое сообщение в Интернет поступает вместе с картинкой, которая является своеобразной «иконкой» или визиткой. Для пользователей нужно просто перейти с одной картинки на другую, чтобы быть в курсе происходящих событий. «Логотипизация события» приводит к тому, что визуализация компенсирует малозначительность сообщаемого. Также визуальные сообщения не нужно интерпретировать, что позволяет осуществить быстроту коммуникативных процессов», – пишут Е. А. Сергодеева и Е. Ю. Мищенко [23].
Вероятнее всего, причины популярности социальных сетей кроются в возможностях, которые они открывают перед пользователем:
1. Мгновенный обмен визуальными сообщениями о происходящем вокруг (где я, с кем я, что я делаю и т.д.);
2. Создание собственного образа через визуальные средства, поддержание имиджа;
3. Потребление социального опыта других пользователей, приобщение к модным трендам;
4. Коммерческая деятельность (реклама, маркетинг), ведение бизнеса через социальную сеть;
5. Трансляция определённого стиля жизни;
6. Реализация творческих возможностей пользователя.
Особенно важным является то, какой стиль жизни транслируется в социальной сети. Стиль жизни – это совокупность воспроизводимых образцов поведения, социальных и культурных практик, которые обладают типичностью для определённых социальных общностей и принудительно воздействуют на эти общности и включенные в них личности как рамки повседневной жизни [31].
Таким образом, стиль жизни определяет действительность, в которой существует личность, задает векторы развития общества, определяет актуальные для социума ценности.
2.2. Телеархив в Интернете как пример новомедийности.
Объектом моего исследования стали группы (паблики) в социальной сети «Вконтакте», посвящённые телевидению. Обоснование выборки – целевой отбор. Метод сбора информации – контент-анализ. Стратегия исследования – описательная. Среди групп, выбранных для исследования, числятся:
- «A-ONE Архив»;
- «MTV Ностальгия»;
- «Каламбур» - журнал видеокомиксов»;
- «Памяти Владислава Листьева»;
- «Поколение MTV Россия: Oldschool (1998-2002)»;
- «Старый телевизор»;
- «Старый телеканал ОРТ (1991-2007)».
Объединяющей чертой этих семи сообществ стало то, что все они представляют собой «телеархивы». Каждый подписчик группы имеет возможность проявлять свою активность не только путём комментирования и обсуждения уже выложенных фотографий, статей, постов и видеозаписей с другими пользователями, а также сам лично пополнить архив, выложив ту видеозапись, которая ещё не была опубликована прежде. Более того, архивы пополняются регулярно, практически каждый день.
Многие телезрители записывали эфиры своих любимых телепрограмм на видеокассеты, а позднее и на видеодиски. К сожалению, правообладатели крайне редко, или же почти никогда не выкладывают старые выпуски передач в свободный доступ в Интернет. Благодаря инициативе людей, чудом сохранивших и записавших программы давних лет, можно не только увидеть то, что не было увидено прежде, не только вспомнить о каких-то приятных моментах своей жизни, но и сравнить, что телевидение представляло из себя тогда, в те уже далёкие прошедшие годы и каким оно стало теперь. Уместны ли возгласы «ностальгирующих диванных экспертов» о том, что: «Телевидение деградировало!», «Оно стремительно умирает!», «Уже не торт!»? На мой взгляд, в этом и заключается главная ценность подобных сообществ в социальных сетях. Каждую из приведённых выше групп, я хочу описать более подробно.
Группа «A-ONE Архив» была создана 1 августа 2013 года жителем города Киева, меломаном и постоянным зрителем одноимённого канала Романом Савочкиным. Дата создания группы выбрана не случайно. Именно 1 августа 2005 года Первый Альтернативный музыкальный телеканал «A-ONE» начал своё полноценное вещание в кабельных телевизионных сетях России, стран СНГ и Балтии. В последующие годы эта конкретная дата стала отмечаться как день рождения канала.
Пожалуй, главной отличительной особенностью «A-ONE» был его формат. Термин «альтернатива» понимался руководством и сотрудниками канала как в узком, так и в широком смыслах. В узком смысле «альтернатива» - это обобщённое обозначение музыкальных жанров «альтернативный рок» и «альтернативный металл». В широком смысле – культура, противопоставляющая себя тому, какой образ жизни пропагандируют на других популярных музыкальных каналах и центральном телевидении вообще. Главной миссией канала было показать другую музыку, которую никогда не покажут где бы то ни было, неформатную, игнорируемую; предложить выбор молодому телезрителю между тем, что смотреть, а что не смотреть; какую музыку слушать, а какую не слушать. Вот почему за каналом А1 чётко закрепилось словосочетание «нет попсы».
Интерактивность для канала (до определённого времени) была не просто пустым словом, а самым настоящим вторым именем. У «Первого Альтернативного» существовал свой SMS-сервис, благодаря которому существовали чат, голосование «за», а также антиголосование «против» клипов. В чате можно было поддерживать общение не только с другими телезрителями, но и с телеведущими, у которых было определённое расписание с выходом в эфир. По состоянию на ноябрь 2008 года в базе телеканала находилось около 5000 клипов.
Поскольку «A-ONE» был всё же музыкальным, а не музыкально-развлекательным каналом, то основным содержанием контента были программы, посвящённые музыкальной и околомузыкальной тематике, клипы и концерты. 70% эфира занимала зарубежная музыка, 30% - отечественная. Что касается жанровой направленности, то помимо эфира, разделённого на времена суток, также ещё существовали и специальные музыкальные блоки, формировавшиеся по группам и исполнителям, принадлежащим к определённому направлению альтернативной музыки:
- «Панк» (самые различные представители самого бунтарского жанра на свете);
- «Урбана» (альтернативный рэп и хип-хоп, ритм-энд-блюз, рэгги, даб и т.п.);
- «Лайт» (нью-джаз, лаундж, трип-хоп, дантемпо, нью-эйдж и т.п.);
- «Все свои» (представители всех жанров и направлений с просторов бывшего СССР);
«Дарк-шоу» (готика, хардкор, металл и прочая «тёмная» музыка);
- «Электрошок» (синти-поп, эмбиент, эйсид-хаус, брейкбит, драм-н-бэйс и т.п.);
- «Олдыри» (группы и исполнители, выпустившие первый альбом до 1995 года).
Осенью 2008 года генеральным продюсером канала стал Михаил Козырев (известный по работе на «Радио Максимум», «Нашем радио» и пр.). Из-за его волюнтаристской политики с А1 была полностью убрана тяжёлая музыка, а SMS-портал прекратил свою работу, что совпало с наступлением финансового кризиса, вследствие чего канал стал приносить убытки. В апреле 2009 года Козырева уволили с поста генерального продюсера, несмотря на это, полностью восстановить прежнюю политику канала не удалось. В октябре 2011 года «Первый Альтернативный» выкупил небезызвестный поп-продюсер Александр Толмацкий, после чего формат канала поменялся на 360 градусов и стал представлять собой клубную музыку, поп-музыку и хип-хоп. От прежнего рокового, альтернативного «A-ONE» ничего не осталось.
В интервью администратор и «отец-основатель» паблика «A-ONE Архив» признаётся: «Ой… Справедливость восторжествовала! Слава богу, что A-ONE наконец-то закрыли, хоть перестали издеваться над трупом моего любимого канала…». Дело в том, что с июня 2016 года на частоте «A-One Hip-Hop Music Channel» вещает «ТНТ Music», принадлежащий «Газпром-Медиа-Холдингу».
Также Роман Савочкин поведал: «… Существовала ещё и украинская версия канала. Но, в отличие от русской, до событий на Майдане, она сохраняла прежний формат. Я старался записывать почти все эфиры, потом сохранял всё у себя на жёстком диске. По возможности выкладывал в официальную группу – туда. А когда и наш канал скатился, то я решил создать собственную, тем более, что у меня и с русского сохранились записи ещё на кассете…»
На данный момент (по состоянию на май 2017 года) группа «A-ONE Архив» активно сотрудничает с различными пабликами, посвященными рок-музыке, имеет более 3500 подписчиков и 2300 уникальных видеозаписей. «A-ONE – это неотъемлемая часть моей жизни, а 2005-2008 – это его золотой период. Я до сих пор обожаю «тяжеляк» и рок-музыку в целом. Это моя молодость. Канал привил мне хороший вкус, только годноту в эфир пускал всегда. Сейчас даже представить трудно, чтобы клипы групп Deicide или Dimmu Borgir крутили в дневное время. Такое чувство, что всё это происходило не со мной, а в какой-то параллельной вселенной что ли, другом измерении…»
Если рассматривать музыкальное телевидение как феномен, то первая ассоциация, возникающая у человека старше 30 лет – это MTV (Music Television). Данному каналу и его влиянию на молодёжную культуру посвящено довольно большое количество исследований не только в России, но и во всём мире, поэтому подробно описывать историю его развития нет смысла. Но всё же стоит кое-что поведать о группе «MTV Ностальгия».
В данном сообществе можно найти около 2000 видеозаписей, записанных на протяжении с 1981 по 1997 гг. с телеканалов «MTV USA» и «MTV Europe». Чаще всего контент группы составляется из материалов, найденных на просторах «всемирной паутины», и выкладывают его во всеобщий доступ жители США и европейских стран. Однако, по словам администраторов группы, бывали случаи, когда им попадались архивы хит-парада «Европейская двадцатка MTV», который транслировала телекомпания «ВИД» в начале 90-х годов. А если верить некоторым из подписчиков, то ещё во времена СССР можно было поймать сигнал европейского MTV, чем ближе к западной границе – тем чётче ловит.
Группа создана для тех, кто любит вспоминать старые добрые времена, когда телеканал «MTV» был посвящён исключительно музыке и только ей. В восьмидесятые и девяностые никто не мог представить, во что может превратиться их любимый канал. Потому что на сегодняшний день он изобилует скандальными реалити-шоу, бесконечными и непрекращающимися молодёжными сериалами, а также новостями и сплетнями о звёздах шоу-бизнеса. Если к началу 2000 года на американском MTV видеоклипы проигрывались в среднем 8 часов в сутки, то к 2008 году их число сократилось до трёх. Дело приобрело и абсурдный характер: сначала в 2010 году исчез слоган «Music Television», а в 2011 – британское представительство компании Viacom открыло канал «MTV Music» (что представляет собой некую тавтологию).
Похожая ситуация сложилась и с отечественным представителем всемирно известного «канала-революционера», именно ему и посвящена закрытая группа «Поколение MTV Россия: Oldschool (1998-2002)» ВКонтакте. Если золотым периодом для поклонников «A-ONE» считаются 2005-2008 гг., то у фанатов российского MTV таковыми являются 1998-2002 гг. Можно выделить несколько причин, подтверждающих подобные заявления:
- на посту председателя совета директоров был основатель российского и поклонник зарубежного MTV – Борис Гурьевич Зосимов;
- эфирная политика была нацелена именно на музыкальную составляющую как отечественных, так и зарубежных исполнителей (не считая новостных программ и мультфильмов производства «MTV Animation», таких как «Бивис и Баттхед» или «Звёздный бой насмерть»);
- в тот период времени возможно было увидеть клипы, как всемирно известных признанных «мэтров», так и начинающих малоизвестных групп (их брали в ротацию);
- свою телевизионную карьеру О.Шелест, А. Комолов, Т. Геворкян, И. Ургант и др. ведущие начинали на MTV. Благодаря их профессионализму и харизме, они заслужили любовь и популярность среди телезрителей, оставаясь признанными любимцами публики и по сей день;
- жанровый паритет. Поскольку в эфире уделялось место как поп-исполнителям, так и различным течениям и направлениям альтернативной музыки, то предположить, кому именно отдавался приоритет в трансляции, трудно. Также характерной чертой является разделение эфира на блоки, черту, которую позднее позаимствует A-ONE.
В группе «Поколение MTV Россия: Oldschool (1998-2002)» числятся около 15000 участников. Среди 3100 видеозаписей можно найти уникальные отрывки, фрагменты и полные выпуски полюбившихся программ, а также музыкальные клипы, находившиеся в ротации в то время.
От телевидения музыкального стоит перейти к телевидению центральному (общеэфирному). И если главным каналом в понимании россиян является первый, то необходимо разобрать следует группу, посвящённую его прародителю – Общественному Российскому Телевидению.
На данный момент (май 2017 г.) в группе старого телеканала ОРТ числится более 5000 участников. Из около 4000 видеозаписей составлены альбомы, символизирующие тот или иной год. Это сделано специально, чтобы облегчить поиск телепередачи, необходимой пользователю.
Сообщество обхватывает не только период трансляции канала ОРТ (1995-2002), но ещё и Первой программы Центрального Телевидения СССР на 1991 год, 1-го канала Останкино (1992-1995), а также часть современного периода Первого канала. Поскольку время проходит и движется вперёд, то каждый год администраторы группы добавляют в архив видео из «нового» года. То есть, если сейчас 2017 год, значит, будут добавляться записи вплоть до 2007 года. Однако, такая практика, по описанным выше причинам, не всегда вызывает одобрение у пользователей. Поэтому решения о «расширении» контента принимаются путём голосования.
Для того чтобы добавить в эту группу найденный видеофрагмент, необходимо соблюдать два главных условия: программа должна была выходить на первом канале, и на видео должен быть виден логотип. Правда, допустимы и некоторые исключения, например, записи программ «Звёздный час» и «Зов джунглей», чьи повторы сейчас выходят на канале «Детский».
Упоминая канал ОРТ, нельзя не вспомнить о его полноправном создателе – Владиславе Николаевиче Листьеве. В социальной сети «Вконтакте» существует группа памяти легендарного журналиста, продюсера и телеведущего.
Помимо самой группы у сообщества существует ещё и собственный канал на YouTube, куда с относительной регулярностью выкладываются «новые» выпуски программ «Взгляд», «Поле чудес», «Тема», «Час пик», а также различные интервью, статьи из прессы, документальные фильмы и прочее.
К двадцатилетнему юбилею ОРТ, на канале «Время» были показаны несколько выпусков программ «Тема» и «Час пик». Из-за того, что в свободном доступе в сети Интернет находятся лишь эти выпуски, а также повторы с канала «Ностальгия», администраторы группы не только стараются как можно чаще выкладывать эксклюзивный контент, но и осуществляют стрим – трансляцию на видеохостингах, что создаёт ощущение прямого эфира, приятного ожидания выхода программы.
Стоит отметить, что программы «Тема» и «Час пик» представляли собой формат ток-шоу, выходили в прайм-тайм, при этом они качественно отличаются от программ, выходящих в эфир в настоящее время. При всём желании их можно отнести к жанру познавательных программ, поскольку говоря о проблемах и явлениях, постигших страну в эпоху перемен, приглашённые гости давали ответы на вопросы, волновавшие население страны, а не раздували шумиху, «чернуху», скандалы и сплетни.
В группе состоят 2750 участников, содержится около 900 уникальных видео, также существует возможность пожертвовать определённую сумму денег, что поможет ускорить процесс оцифровки кассет.
От серьёзного к смешному. Одной из самых популярных юмористических программ в золотой период Общественного Российского Телевидения был журнал видеокомиксов «Каламбур».
В группе, посвящённой данной программе, состоит более 6800 участников. В ней содержатся подробное описание всех рубрик, информация об актёрах, около 500 видеозаписей, которые включают в себя не только полную коллекцию выпусков (повторы с Дарьял-ТВ и ТНТ), но ещё и раритетные материалы, записанные с ОРТ и РТР); именно они представляют наибольшую ценность для поклонников программы. Также доступны и пилотные серии, никогда не выходившие в эфир.
Для повторного показа тележурнала, правообладателями был осуществлён перемонтаж. Самым заметным отличием стала заставка с падающим самолётом в рубрике «Крутое пике». А наиболее преданные фанаты обнаружили, что были заменены музыка, звуковые эффекты, убраны оригинальные вставки ведущего, подводящего итоги конкурсов, упоминания о спонсорах, специальные праздничные выпуски программы.
Последним сообществом, попавшим под внимание исследования, стала группа «Старый телевизор». Это самый крупный телеархив на сегодняшний день. Здесь собраны видеозаписи со всех каналов российского телевидения, включая некоторые региональные, а также программы Центрального Телевидения СССР.
Можно сказать, что данная группа является полноправной копией одноимённого сайта, который существует с 2008 года. Помимо огромного количества телевизионных программ, публикуемых ежедневно, на нём можно найти архивные записи с радиостанции, заставки, музыку к заставкам и рекламу прошлых лет.
На данный момент (май 2017) доступно более 17000 видеофрагментов. Периодически, администрация сайта и сообщества проводит интервью с известными личностями в мире телевидения и «пресс-конференции», где уже пользователи он-лайн могут задать вопросу приглашённому гостю.
Заключение.
В нынешней ситуации на лицо тенденция к увеличению степени интерактивности автора и читателя, особенно ярко это проявляется в интернет-сегменте. Конвергенция разных жанров и форм в интернет-контенте привела к созданию уникального формата подачи контента для творца – мультимедйного текста.
Мультимедийный текст – это интерактивный профессиональный текст, в котором определённая тематика раскрыта путём взаимовнедрения текста различных материалов : аудио-, видео-материалы, фотографии, комментарии, обсуждения, инфографики. Использование такой богатой палитры возможностей в создании контента помогает создать объёмную картину событий, освещённую в его материале. Отсюда можно сделать вывод, что в современном мире меняются способы подачи и «упаковки» контента, который становятся мультимедийным.
В результате таких изменений появилась потребность в новых инструментах для создания текста – интерактивного, простого и понятного для читателя. На помощь журналистам пришли различные платформы, которые помогают приукрасить контент различными графиками, фотографиями, видео.
Очевидно, что интерактивность, гипертекстуальность и мультимедийность оказывают решающее воздействие на формирование и развитие новых масс-медиа. Электронным редакциям в условиях растущих объемов информации приходиться быть исключительно чувствительными в использовании новых средств и способов взаимодействия с аудиторией, которые в конечном итоге оказываются инвариантами внутренней взаимообусловленной логики взаимодействия детерминирующих типологических признаков.
Именно в интернет-пространстве интерактивность следует использовать максимально. Соответственно, возможности комментирования для читателя может быть недостаточно.
Помимо этого важно стимулировать пользователей интернет-портала сообщать новости и делиться своим мнением. В первом случае решением может стать «кнопка «Поделиться новостью»» на главной странице сайта, указание контактных данных – электронной почты, телефона и адреса. Во втором случае это проведение опросов и создание рубрики из разряда «колонка редактора».
В случае с «кнопкой» и указанием контактных данных нельзя сказать, что аудитория сейчас очень активна. Это связано с отсутствием веры в то, что что-то можно изменить. Кроме того, причиной недостаточной активности является недостаточное развитие гражданского общества.
Тем не менее, использовать эти приёмы повышения интерактивности необходимо: они позволяют сократить дистанцию между читателем и порталом.
Частным проявлением этой логики стала тенденция к «портализации» сетевых масс-медиа, к появлению все более разнообразных медийных продуктов в рамках одного сетевого СМИ. Такими продуктами могут выступать видео-, аудиоподкастинги, фотогалереи другие мультимедийные материалы.
«Очевидно, что в этом русле и происходящая интеграция с крупнейшими блоггерскими сервисами, прежде всего с «Живым Журналом»; развитие комментария как инструмента читательского взаимодействия с редакцией» [22].
Анализ показал, что рынок телеархивов довольно насыщен, а уже ставшие популярными интернет-порталы имеют возможность создавать свои группы в социальных сетях. Любой человек может не только найти материал, который он, возможно, давно искал, своих товарищей в подобном «кружке по интересам», но и самому внести вклад в историю для нынешнего и будущего поколений.
В то же время социальные сети имеют возможность оказывать колоссальное влияние на сознание пользователей.
В первую очередь, это обусловлено возможностями социальных сетей, которые позволяют сделать сообщения максимально убедительными и эффективными. Во-вторых, немаловажную роль играет привлекательность социальных сетей для людей, которые стремятся удовлетворить духовные или престижные потребности, что обеспечивает постоянный приток в социальные сети новых пользователей. В-третьих, достаточно широкий охват аудитории, исчисляющийся в миллионах человек, позволяет медийным личностям через стиль жизни транслировать читателям определенные ценности, воздействовать на их поведение в виртуальном и реальном мире.
Веблог – это информационно наполненный дневник, очень авторский жанр. Авторы веблогов (блоггеры), как правило, пишут о том, что с ними происходит, высказывают свои мнения по поводу тех или иных политических и культурных событий, а также комментируют публикации в Интернете, давая к ним гиперссылки. Это явление достаточно новое для сети Интернет, и оно требует выделения ряда критериев, по которым данное явление сети необходимо отличать от остальных ресурсов Интернет.
В отдельную группу целесообразно выделять “политические” блоги. Сегодня в Интернете представлены блоги известных политиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппаратов, посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы используются сегодня в рамках политических избирательных кампаний.
Наконец, ещё одну выделяемую нами блоговую группу составляют личностно ориентированные блоги, которые ведутся индивидуальными, независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официальным структурам. Такие блоги, как правило, не периодичны, имеют мигрирующую, по большей части немассовую аудиторию, их авторы не являются профессиональными журналистами и не ограничены в своем творчестве ни нормами редакционной политики, ни общепринятыми стандартами профессиональной этики. Одновременно с этим подобные индивидуальные блоги в отдельных случаях обретают высокую информационную ценность для аудитории и традиционных СМИ, выступая в качестве первоисточников информации, о чем мы говорили выше.
Безусловно, сегодня мы начинаем понимать важность оценки популярности СМИ он-лайн. Причём особенно актуально, когда такая оценка
даётся не самим изданием или порталом. Сегодня её может дать и независимый сторонний аналитик, поскольку цифры статистики доступны он-лайн для свободного ознакомления.
Наиболее сложная для получения статистика – статистика уникальных посетителей, которую, как видно, свободно готовы предоставлять ресурсы, лишь уверенные в своих позициях; и наоборот, когда возникает в этом сомнение, получение статистики становится делом более затруднительным, а цифры – менее внятными. Как бы там ни было, большинство интересующих данных было получено – с возможностью свести их воедино и сопоставить.
Хорошие позиции в веб-мире складываются из нескольких факторов, что высокая посещаемость самого «материнского» ресурса коррелирует с большим количеством «друзей» в социальных сетях, и что аудитория у информационных порталов – более лояльная.
Исследование показало, что новые медиа имеют тенденцию к интерактивности и мультимедийности, то есть размещают видео- и аудиоконтент на своих страницах «материнских ресурсов», а также имеют специальные каналы на Youtube, аккаунты в социальных сетях, которые сами по себе предполагают интерактивность и мультимедийность.
Это и является отражением общей тенденции, которая прослеживается сегодня в мировом и отечественном медиапространстве.