Элементы системы самоконтроля в СЖР

ПОЛОЖЕНИЕ О БОЛЬШОМ ЖЮРИ СЖР

Федеративный Совет Союза журналистов России, руководствуясьУставом Союза журналистов России, считая неприемлемымилюбые формы прямой или косвенной цензуры и выражая обеспокоенностьучастившимися попытками ее установления со стороны как государственных органов и должностных лиц, так и собственников средств массовой информации,

напоминая,что достойные профессиональные методы журналистской работы являются наиболее эффективной гарантией от любых ограничений и давления со стороны заинтересованных групп,

исходяиз того, что любые попытки установления норм и руководящих принципов профессии должны исходить от самих журналистов и формироваться с учетом мирового и отечественного опыта, совершенствуясь по мере развития цивилизованных, справедливых и честных отношений в сфере массовой информации,

выражая приверженностьДекларации принципов поведения журналистов, принятой Конгрессом Международной Федерации журналистов в 1954 г., исправленной и дополненной в 1986 г.,

напоминаяо решении VI Съезда Союза журналистов России образовать Большое Жюри,

учреждаетБольшое Жюри Союза журналистов России и принимает настоящее Положение о нем.

Статья 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Большое Жюри является корпоративным институтом гражданского общества, рассматривающим конфликтные ситуации нравственно-этического характера, возникающие в журналистском сообществе в связи с исполнением журналистами своих профессиональных обязанностей.

1.2. Правом на обращение в Большое Жюри обладают:

1.2.1. Каждый журналист, осуществляющий свою профессиональную деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации», являющийся членом Союза журналистов России и признающий компетенцию Большого Жюри;

1.2.2. Каждая первичная журналистская организация, входящая в состав Союза журналистов России;

1.2.3. Уставные органы Союза журналистов России и входящих в его состав Союзов журналистов и иных общественных объединений.

1.3. Большое Жюри рассматривает конфликтные ситуации как по заявлению журналистов и их организаций, упомянутых в пункте 1.2. настоящего Положения, так и по инициативе иных, физических и юридических лиц, заинтересованных в нравственно-этической оценке профессиональной деятельности конкретного журналиста, главного редактора, редакции, учредителя, издателя, распространителя или собственника средства массовой информации либо государственного органа, имеющего компетенцию в сфере массовой информации.

1.4. Большое Жюри выносит решения:

опираясь на нормы законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, на статью 19 Всеобщей декларации прав человека, статьи 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах и статью 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, на резолюцию 45/76 А Генеральной Ассамблеи ООН от 11 декабря 1990 г., касающуюся информации на службе человечества, Декларацию принципов терпимости, принятую Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г., а также на другие декларации ЮНЕСКО об укреплении независимых и плюралистических средств информации, на документы совещаний Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ/ОБСЕ), касающиеся деятельности СМИ и журналистов, на Московскую декларацию журналистов в поддержку культуры мира от 14 ноября 1998 г.;

применяя к оценке конкретных ситуаций упомянутую выше Декларацию принципов поведения журналистов в качестве международно признанного стандарта поведения журналистов, занимающихся сбором, обработкой, распространением и комментированием новостей и информации в целях описания событий;

учитывая сложившиеся в его деятельности прецеденты.

1.5. При рассмотрении конфликтных ситуаций Большое Жюри учитывает положения Кодекса профессиональной этики журналистов, принятого IV съездом Союза журналистов России, а также кодексов журналистской этики, действующих в данном регионе, редакционном коллективе или ином объединении журналистов.

1.6. Рассмотрение конфликтных ситуаций в Большом Жюри проходит в обстановке гласности, если на основании мотивированного требования одной из сторон Большое Жюри не придет к выводу о целесообразности его проведения в обстановке конфиденциальности.

1.7. Большое Жюри в своей деятельности преследует следующие цели:

1.7.1. Формирование культуры профессиональной и честной журналистики;

1.7.2. Восстановление и укрепление доверия к средствам массовой информации;

1.7.3. Укрепление свободы массовой информации в Российской Федерации;

1.7.4. Защита профессиональной независимости и издательско-редакционной свободы в средствах массовой информации;

1.7.5. Адаптация международно признанных правил поведения журналистов с учетом особенностей становления рыночной экономики, структурирования гражданского общества в России и появления новых информационных и коммуникационных технологий, имея в виду перспективу кодификации корпоративных норм профессиональной деятельности в рамках Союза журналистов России;

1.7.6. Укоренение в журналистской среде идеалов толерантности в контексте предотвращения опасностей, связанных с предрассудками и дискриминацией, ксенофобией, агрессивным национализмом, этнической и религиозной разобщенностью;

1.7.7. Противодействие политическому и другим формам экстремизма в СМИ;

1.7.8. Содействие большей прозрачности экономических отношений в сфере СМИ, в особенности касательно собственности на средства массовой информации;

1.7.9. Противодействие чрезмерной концентрации собственности на средства массовой информации и осуществлению иного контроля, ограничивающего плюрализм, в том числе со стороны государства.

1.8. Рассматривая конфликтные ситуации, Большое Жюри стремится к следующему:

1.8.1. Установлению конструктивного диалога между участниками конфликта в обстановке состязательности и равноправия сторон;

1.8.2. Осознанию участниками конфликта международно признанных правил поведения журналистов и необходимости следования им в повседневной практике СМИ;

1.8.3. Точной квалификации оспариваемых действий и формулированию решений, пригодных для последующей их систематизации в качестве прецедентов.

Наши рекомендации