Система средств массовой коммуникации

Система средств массовой коммуникации (система СМК) включает в себя: систему СМИ как подсистему СМК (все средства массовой информации); все формы и средства связи, способствующие установлению и расширению человеческих контактов и общественной интеграции, т. е. железные дороги, автомагистрали, авиалинии и т. п.

Средство массовой информации (также – массмедиа) – организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, периодическую передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации c целью массовой коммуникации.

Система СМИ понимается как совокупность средств производства и передачи информации. В нее входят:

1. Печатная пресса.

2. Издательства.

3. Телевидение.

4. Радио.

5. Информационные агентства.

6. Службы связи с общественностью и прессой, PR-агентства.

7. Рекламные агентства.

8. СМИ, основанные на новых информационных технологиях [9, с. 85–86].

Интернет по Закону РФ «О средствах массовой информации» не отнесен к СМИ, хотя по всем признакам он является таковым.

Пресса – это массовые периодические печатные издания. Пресса –единственное средство, дающее потребителю информа­ции возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в сис­теме периодических изданий занимают газеты.

В мире издаются сотни тысяч ежедневных газет. Они выполня­ют важнейшую функцию социальной идентификации, помогая ин­дивидам ощутить себя гражданами страны, членами социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной или иной группы. Создание и поддержание позитивной известности (пабли­сити) через ежедневную газету является одной из профессиональ­ных забот политиков, менеджеров, пиарменов крупных и средних компаний, деятелей культуры. Хотя пресса уступает радио и теле­видению по оперативности, только «печатная информация», ма­териализованная в газетной полосе, несет фиксированное слово (текст), логически оформленное и поддающееся анализу. При чтении газеты потеря и искажение информации сводится до миниму­ма. Поэтому пресса в эпоху медиатизации и компьютерных сетей не утрачивает свое значение.

Радио– это массовое аудиальное СМИ. Уникальность радио – в его вездесущности и общедоступности. Слушая радио, люди могут узнать новости, слушать музыку, развлекательные программы и при этом заниматься другими делами. Радио – одно из важнейших средств социального контроля (в частности, государственного), благодаря которому можно управлять сознанием и поведением одновременно большого числа людей.

Телевидение– это аудиовизуальное СМИ, которое, синте­зируя звук и изображение, обеспечивает более широкие коммуни­кативные возможности.

Телевидение способно создать «эффект присутствия», который не могут создать ни радио, ни газеты. «Эффект личного общения» как результат использования телеведущими приемов диалогичности, доверительности сближает телевизионную коммуникацию с формами межличностного общения. Телевидению свойственна программность, т. е. передача аудитории сообщений, организован­ных определенным образом.

Телевидение можно классифицировать:

– по способу трансляции – эфирное (традиционный способ рас­прост­ранения телесигнала от телевышки до телесистемы потре­бителя), спутниковое, кабельное;

– по типу деятельности – вещательные организации, осущест­вляющие телетрансляцию программ; программопроизводящие или продюсерские фирмы; дистрибьюторы как своеобразная инфраструктура телевещания;

– по охвату аудитории – общенациональное, межгосударствен­ное, региональное, местное;

– по специализации программ — общее и специализированное;

– по финансированию – бюджетное, самофинансируемое (за счет доходов от рекламы; абонентной платы и рекламы; диверсифи­кации бизнеса, т. е. создания дочерних фирм, зарабатывающих деньги «нетелевизионным» путем с последующим перераспреде­лением капитала; за счет спонсоров, за счет промышленно-финансовых групп и др.);

– по жесткости контроля за телевещанием со стороны государства и общества (жесткий контроль, слабый контроль, практически полное отсутствие контроля);

– по коммуникативной модели телевещания – монологическое (мнение редакции навязывается аудитории), диалогическое (развита обратная связь с аудиторией, телевещательная полити­ка во многом определяется пожеланиями зрителей), интеракционное (предоставляет особые услуги своей аудитории – торгов­ля через магазины, заказ просмотра фильма, охрана помещения при помощи телесистемы и др.).

Информационные агентства – специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ. Их основная функция – снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на их продукцию. Функционирование агентств ориентировано на сбор новостей.

В соответствии с законом «О средствах массовой информации» в отношении информационных агентств на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

Информационные агентства охватывают весьма обширный спектр услуг по сбору, созданию, предоставлению и обработке информации. Виды и сфера предоставляемых услуг зачастую определяются размерами агентства (количество корреспондентов, редакций, представительств) и политикой руководства. Чаще всего агентство состоит из сети редакций и корреспондентов по стране и за рубежом. Редакции работают как независимо, предоставляя свои услуги на местах, так и под руководством главной редакции, где собирается информация для более широкого круга потребителей. Информация распространяется, как посредством собственных структур (сайт, периодические издания, телевизионный канал и т.д.), так и при помощи партнеров. В структуру агентства могут входить фото студии, архивы, отделы по созданию веб и аудиовизуальной продукции, аналитические отделы, PR – отделы и т.д. услугами которых так же могут пользоваться клиенты информационного агентства.

PR-агентства – это организации, разрабатывающие и предла­гающие руководству коммерческих, политических, общественных и других структур ключевую концепцию их политики или отдель­ные рекомендации в сфере связей с общественностью.

В системе общего развития СМИ необходимо обращать внимание на то, что любая система СМИ в любом государстве находится под влиянием общих тенденций в мире. Именно они представляют собой глобальный «мейнстрим» – (от англ. mainstream) – общий вектор, объединяющий развитие СМИ в разных странах.

Современный мейнстрим характеризуется следующими чертами: сокращение общего числа читателей газет; возвращение прессы к функции информировать и анализировать события для небольшого числа читателей; перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общенационального на местный уровень; развитие специальных региональных моделей столичных газет для адаптации как к информационным, так и к рекламным рынкам регионов; повышение доли неоплаченного или частично оплаченного чтения прессы за счет усиления рекламных или бесплатных информационных газет, а также коллективной или корпоративной подписки; неежедневное чтение, приводящее к сокращению периодичности малотиражных местных газет и развитию еженедельной периодики.

Наши рекомендации