Социальная роль средств массовой коммуникации

Как оценить социальную роль массовой коммуникации (МК)? Какими для общества являются результаты деятельности Голли­вуда, городского радио и прочих структур МК? Не имея точных срав­нительных да и иных результатов эмпирических исследований, мы можем обсуждать эти вопросы лишь умозрительно. Сравнения с обществами, где массовая коммуникация не получила столь широкого развития, будут страдать чрезмерным огрублением. То же следует сказать о попытках анализа проблем МК на базе ранней американской реальности. В этой ситуации различные точки зрения должны приниматься во внимание с известной осторожностью. Наше гипотетическое утверждение будет следую­щим: социальная роль средств массовой коммуникации, кото­рая приписывается им только благодаря факту существования, оказывается зачастую преувеличенной. Рассмотрим основания такого утверждения.

Понятно, что массовая коммуникация охватывает огромную аудиторию. Приблизительно сорок пять миллионов американ­цев посещают кинотеатры каждую неделю. Тираж ежедневных газет составляет пятьдесят четыре миллиона экземпляров. Около сорока шести миллионов домовладений оснащены телевизора­ми, причем средняя длительность просмотра телепередач составляет три часа в день. Это внушительные цифры. Однако они от­ражают только характер предложения и потребления и никак не свидетельствуют о влиянии массовой коммуникации. Данные о том, сколько часов люди слушают радио, не говорят об эффекте прослушивания. Знания о потреблении средств массовой ком­муникации почти не предполагают ответа на вопрос о совокуп­ном влиянии на поведение, установки и мировоззрение.

Исследователи современного общества должны учиты­вать влияние массовой коммуникации. Влияние массовой ком­муникации можно сравнить, например, с влиянием на общество автомобиля. Не очевидно, что изобретение автомобиля и его трансформация в товар массового потребления имели больший общественный эффект, нежели изобретение и распространение радио. Рассмотрим в этой связи социальные комплексы, кото­рые были связаны с использованием автомобиля. Это пред­полагало модернизацию и расширение сети дорог, за чем, в свою очередь, следовало резкое увеличение мобильности. С появлени­ем автомобиля серьезно изменился образ столичных агломера­ций. Можно утверждать, что изобретения, расширившие возмож­ности передвижения и действия людей, оказывают большее влияние на взгляды и образ жизни, нежели изобретения, связан­ные с распространением идей. Дело в том, что идеи можно не принимать, их можно трансформировать в ходе ассимиляции или видоизменить в процессе борьбы.

Почему проблемы массовой коммуникации получают столь бурный резонанс? Почему такое огромное внимание привлечено к про­блемам радио, кино, прессы и столь небольшое – к проблемам, например, автомобилей и самолетов? Наряду с прочими причи­нами немаловажными являются факторы, имеющие непроиз­вольную психологическую основу. Последнее, в свою очередь, порождено конкретным социально-историческим контекстом.

Многие выбрали массовую коммуникацию в качестве объек­та критики, поскольку почувствовали себя жертвами обмана.

Социальные изменения могут быть медленными и незначи­тельными, однако им свойственно накапливаться. Очевидные вещи хорошо известны. После шестидесятичасовой рабочей недели последовала сорокачасовая. Детский труд постоянно со­кращался. При всех недостатках свободное образование расши­рялось. Эти и другие достижения, очевидно, принадлежат к успе­хам реформ. Теперь люди имеют больше времени для отдыха, больше возможностей для знакомства с культурным наследием. Как же используется столь тяжело доставшееся людям свободное время? Люди слушают радио и ходят в кино. Массовая ком­муникация выглядит теперь как нечто такое, что воспользова­лось плодами одержанной людьми победы. Борьба за расшире­ние свободного времени, демократизацию образования, социальное обеспечение осуществлялась с мыслью о том, что у людей будет возможность обращаться к выдающимся культур­ным ценностям: к Шекспиру или Бетховену, Канту. Вместо этого люди обращаются к Ф. Балдуин или Дж. Мерсеру, или Э. Гесту.

Многие чувствуют себя обманутыми. Это похоже на пер­вый неудачный любовный опыт. <...> В течение нескольких поко­лений люди боролись за увеличение времени досуга. Однако те­перь люди реализуют его больше в связи с Радио Колумбия, нежели чем в связи с Колумбийским университетом.

Несмотря на перечисленное, стоит еще раз напомнить наш тезис. Само по себе наличие в обществе средств массовой ком­муникации не оказывает на него столь сильного воздействия, как это зачастую предполагается.

Наши рекомендации